/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (-3)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Тюрина Ольга Владимировна

Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных

Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7-22
PDF
Статья посвящена одному из памятников древнерусской певческой мелизматики —циклу Ексапостилариев, или Светильнов воскресных большого роспева. Материалом для написания статьи послужили певческие рукописи XV, XVI и XVII вв. На основании подробного исследования композиционной, формульной и мелодической структуры песнопений выявляются уникальные особенности цикла Светильнов, позволяющие причислить его к отдельной стилевой ветви большого роспе

Тюрина Ольга Владимировна

Шевчук Егор Юрьевич

Сербский напев в контексте южнославянского влияния

Шевчук Е. Ю. Сербский напев в контексте южнославянского влияния // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 23-54
PDF
В статье рассмотрены примеры устной и письменной адаптации молдово-южнославянской певческой традиции на Украине и Беларуси ХVІІв. Отмечена существенная количественная разница между корпусами песнопений болгарского и сербского напевов. Указаны причины этой неравномерности, одна из которых —ограниченное распространение сербской певческой традиции из-за незначительного уровня миграции сербов в Молдову и Украину, другая —условность и неточность географических наименований, введенных переписчиками XVI в.

Шевчук Егор Юрьевич

Казанцева Татьяна Генриховна

Силлабические формы богослужебного пения в литургической практике староверов-странников

Казанцева Т. Г. Силлабические формы богослужебного пения в литургической практике староверов-странников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 55-83
PDF
Силлабические формы осмогласия занимают значительное место в старообрядческом богослужении. Одной из таких форм является пение на самогласен, то есть песнопение-модель, мелодический образец для распевания множества гимнографических текстов. В данной статье анализируются индивидуальные особенности функционирования системы самогласнов в одной из старообрядческих традиций сибирского региона. Основные аспекты исследования —это выявление репертуара исполняемых на самогласен текстов, установление модели каждого гласа, характеристика временной и ладомелодической организации ее композиционных единиц, а также определение правил адаптации модели к различным условиям вербального текста и мнемоническое обоснование некоторых особенностей ритмической и звуковысотной организации самогласнов.

Казанцева Татьяна Генриховна

Сабадышина Евгения Михайловна

Русское хоровое общество и церковно-певческая капелла

Сабадышина Е. М. Русское хоровое общество и церковно-певческая капелла // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 84-100
PDF
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия Русского хорового общества и церковно-певческой капеллы (бывшего церковного хора Н. А. Смирнова) в 1882–888 гг. История их взаимоотношений отразила тенденции и проблемы музыкальной отрасли этого времени: сложное сосуществование любительского и профессионального, сложившихся традиций и зарождающихся, официальных законодательств Православной Церкви и особенностей практики их бытования.

Сабадышина Евгения Михайловна

Крылова Вера Дмитриевна

Духовный путь С. И. Танеева

Крылова В. Д. Духовный путь С. И. Танеева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 101-112
PDF
Статья посвящена одному из аспектов мировоззрения С. И. Танеева —его отношению к христианству. Используя материалы дневников, писем композитора, воспоминания современников, автор рассматривает этот вопрос в контексте русской культуры рубежа XIX–X вв.

Крылова Вера Дмитриевна

Бибикова Анна

О композиционной модели месс Антона Брукнера

Бибикова А. О композиционной модели месс Антона Брукнера // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 113-136
PDF
В центре данного исследования —духовные сочинения австрийского композитора XIX в. Антона Брукнера. Особое внимание уделено здесь закономерностям соотношения текста и музыки, специфике использования музыкальных средств. На основе аналитических данных сделан вывод о существовании индивидуальной композиционной модели в мессах Брукнера.

Бибикова Анна

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Волковинский Сергей

Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало)

Волковинский С. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 139-146
PDF
Статья посвящена памяти известного на рубеже XIX–X вв. композитора —иеромонаха Свято-Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало), незаслуженно забытого в новое время. В ее основу положены архивные документы, дающие ценные сведения о незаурядной личности отца Нафанаила, недоступные широкой общественности. Многим знакомы его музыкальные труды, но мало кому известно что-либо о его жизни. Этот пробел и призвана устранить статья, знакомящая читателя с биографией иеромонаха Нафанаила. Автор публикуемого материала на сегодняшний день является единственным живым исследователем, располагающим обширными данными в этой области.

Волковинский Сергей

ВЫДАЮЩИЕСЯ ХОРОВЫЕ ДИРИЖЕРЫ

Садиков Николай Николаевич

Русский хормейстер Константин Лебедев. Секреты успеха

Садиков Н. Н. Русский хормейстер Константин Лебедев. Секреты успеха // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 149-160
PDF
Краткий очерк о выдающемся русском хормейстере К. М. Лебедеве, основанный на личных воспоминаниях его автора, ученика К. М. Лебедева, содержит описание многих живых примеров их совместной репетиционно-хоровой работы, представляя также попытку анализа этого материала и его методического осмысления.

Садиков Николай Николаевич

ПУБЛИКАЦИИ

Монахиня (Сибирякова И.)

Великий полиелей Мултанский (по Ирмологиону Супрасльского монастыря, XVI в.): Опыт воссоздания древнего памятника церковного певческого искусства

Сибирякова И. Великий полиелей Мултанский (по Ирмологиону Супрасльского монастыря, XVI в.): Опыт воссоздания древнего памятника церковного певческого искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 163-216
PDF
Памятник древнего певческого искусства —Великий полиелей Мултанский —торжественное богослужебное песнопение, которое содержится в одном из известных рукописных источников —Ирмологионе Супрасльского монастыря. Попытка воссоздать это песнопение с целью исполнения на богослужениях была предпринята хором Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. В данной статье рассматриваются основные особенности песнопения, проблемы, которые возникли у хора при его изучении, расшифровке и исполнении, а также показаны пути решения этих проблем.

Монахиня (Сибирякова И.)

ХРОНИКА

Рахманова Марина Павловна

Выход в свет учебного пособия Т. И. Королевой и В. Ю. Перелешиной "Регенстское мастерство"

Рахманова М. П. Выход в свет учебного пособия Т. И. Королевой и В. Ю. Перелешиной "Регенстское мастерство" // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 219-219
PDF

Рахманова Марина Павловна