/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (8)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Беликов Антон Витальевич

Эволюция рефлексии зрительного опыта от досократиков к Новому Завету

Беликов А. В. Эволюция рефлексии зрительного опыта от досократиков к Новому Завету // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 7-28
PDF
Статья рассматривает некоторые аспекты рефлексии зрительного опыта в древнегреческой и эллинистической традиции. Автор основывается на источниках, содержащих непосредственные описания рефлексии зрительного опыта. Механизм создания произведения изобразительного искусства требует от художника глубокой рефлексии зрительного опыта, осознания собственного восприятия. Изучение этих паттернов не теряет своей актуальности и по сей день. Особенное значение оно приобретает для ученых, специализирующихся в области изучения средневекового изобразительного искусства, такого, например, как икона, поскольку средневековое искусство в значительной степени основывается на античных представлениях о зрительном восприятии. В статье рассматриваются основные этапы становления и развития этих представлений от досократиков до времени формирования евангельских текстов.
рефлексия зрительного опыта, зрительный акт, описания рефлексии зрительного восприятия, механизм создания произведения искусства, рефлексия восприятия, эстема, эпистема, ноэма, теория зрительных лучей, религиозная оптика, интуиции восприятия

Беликов Антон Витальевич

Воробьева Татьяна Юрьевна

«Кристор дочери своей» (слово и образ в раннехристианской мемориальной пластике)

Воробьева Т. Ю. «Кристор дочери своей» (слово и образ в раннехристианской мемориальной пластике) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 29-40
PDF
Статья посвящена проблеме взаимосвязи художественного образа и слова в раннехристианском искусстве на примере надгробия Кристы в катакомбе Домитиллы. На этом небольшом рельефе имеются фигуративные изображения и латинские надписи. Взаимосвязи между образом и словом рассматриваются в контексте христианских представлений о Воскресении, посмертном бытии и погребальном ритуале. Раннехристианские темы и образы изучаются в сравнении с обычаями и традициями Древнего мира и Поздней античности.
раннехристианское искусство, катакомбы, трапеза, слово и образ

Воробьева Татьяна Юрьевна

Зосим Ольга Леонидовна

Сакральная поэзия и восточнославянская духовная песенность XVII–XVIII вв.: интертекстуальный аспект

Зосим О. Л. Сакральная поэзия и восточнославянская духовная песенность XVII–XVIII вв.: интертекстуальный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 41-51
PDF
В статье анализируются заимствования и трансформации сакральных текстов (библейская поэзия) в сочинениях духовно-песенного жанра. Материалом для исследования стали здесь поэтические парафразы книг Песнь песней и Псалтирь, богородичные и рождественские песни, рассматриваемые в контексте интертекстуальных связей между литургической и внелитургической (паралитургической) поэзией.
сакральная поэзия, церковная гимнография, восточнославянская духовная песенность, богородичные песни, рождественские песни

Зосим Ольга Леонидовна

Коваленко Наталья Александровна

Развитие сиенского полиптиха в 1-й трети XIV в.

Коваленко Н. А. Развитие сиенского полиптиха в 1-й трети XIV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 52-67
PDF
В данной статье, находящейся в русле исследований итальянского искусства эпохи Треченто, анализируется специфика постепенного становления облика церковного алтаря, обретающего форму полиптиха, то есть сложной композиции, включающей в себя несколько составных частей, предтечей которой был доссале. В статье раскрываются важнейшие этапы перехода от доссале к полиптиху и дается обзор основных памятников названного периода. Последняя часть исследует произведение Дуччо ди Буонинсенья Маэстá в его сопоставлении с работами предшественников и современников художника.
Сиенская школа живописи, Проторенессанс, Треченто, Тоскана, Итальянское искусство, Маэста, Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Уголино ди Нерио, Вигорозо да Сиена, Амброджио Лоренцетти, доссале, полиптих, алтарный образ, пределла

Коваленко Наталья Александровна

Казанцева Татьяна Генриховна

Традиции псалмопения в литургической практике старообрядцев страннического согласия

Казанцева Т. Г. Традиции псалмопения в литургической практике старообрядцев страннического согласия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 68-98
PDF
В настоящей статье на материале литургической практики старообрядцев страннического согласия анализируются принципы вокального интонирования псалмов обедницы, служб вечерни и утрени. Основными аспектами исследования являются сравнение уставных требований и традиции певческого воспроизведения псалмов; их поэтическая и музыкальная форма; корреляция вербального и музыкального текстов; особенности устной интерпретации крюковой версии распева. Делается вывод о том, что данные группы псалмов формируют целостное жанровое образование, характеризующееся контаминацией признаков силлабической и невматической стилистических структур.
древнерусская культовая монодия, традиции литургического пения старообрядцев Сибири, ладомелодические и композиционные структуры псалмодии

Казанцева Татьяна Генриховна