Чемезова Ксения Евгеньевна
Октагон в соборе Св. Олава в Тронхейме: история строительства и архитектурно-художественные особенности
Ссылка на статью:
Чемезова К. Е.
Октагон в соборе Св. Олава в Тронхейме: история строительства и архитектурно-художественные особенности // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020.
Вып. 39. С. 11-27.
DOI:
10.15382/sturV202039.11-27
Аннотация
В статье проводится комплексное изучение октагона в соборе Св. Олава в Тронхейме. Локальное исследование воссоздает этапы строительства восточной части норвежского собора. Октагон рассмотрен в контексте зодчества восточно-христианского мира, континентальной и островной Европы. Изучены аналоги широкого географического и хронологического охвата, в результате чего выявлено определенное влияние храма Гроба Господня в Иерусалиме на планировку восточной части норвежского храма. В связи с этим изучена специфика восприятия «копии» в средневековой архитектуре. Исследование также показало, что строительство восточной части собора велось не без участия английских мастеров. На это указывают, во-первых, исторические предпосылки (приглашение английских епископов в Норвегию, воспитание норвежских королей при Английском дворе и проч.) и, во-вторых, сходство конструктивных и декоративных деталей восточной части норвежского собора с хором св. Хью в Линкольне.На основе изучения средневековой нумерологии и историко-культурного контекста было выявлено возможное семантическое значение октагона в Тронхейме и обнаружен еще один архитектурный аналог, повлиявший на создание восьмигранника — Дворцовая капелла Карла Великого в Ахене. Обращение к храму Гроба Господня и, вероятно, к Ахенской капелле можно обосновать стремлением заказчиков в лице архиепископов воплотить идею создания Небесного Иерусалима. Уникальная планировка для норвежской каменной архитектуры нашла продолжение в местном приходском и монастырском зодчестве. В статье рассмотрены основные церкви конца XII–XIII в., которые так или иначе связаны с собором Св. Олава.
Ключевые слова
норвежское искусство, собор в Тронхейме, октагон, средневековая архитектура, норвежский собор, Нидаросский собор, св. Олав
Список литературы
- Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в Средние века. Петербург, 1924.
- Каптиков А. Романская архитектура Италии. Ломбардия–Эмилия-Романья–Тоскана–Апулия–Сицилия. Екатеринбург: TATLIN, 2012.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
- Лидов А. М. Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. М.: НП АКЦ «Страдиз-Аудиокнига», «Феория», 2014.
- Сванидзе А. A. Викинги — люди саги: жизнь и нравы. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
- Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: Ладомир; Наука, 1995.
- Ekroll Ø. The Octagonal Shrine Chapel of St. Olav at Nidaros Cathedral: An Investigation of its Fabric, Architecture and International Context (Doctoral Thesis at NTNU). Trondheim, 2015.
- Fischer G. Domkirken i Trondheim. Kirkebygget i Middelalderen. Bind I. Oslo: Forlaget Landog Kirke, 1965.
- Harrison S. The Cathedral of Archbishop Eystein: Sequences, Style, Dating and Infl uences // Eystein Erlendsson: Erkebiskop, Politiker og Kirkebygger. Trondheim: Nidaros domkirkes restaureringsarbeider, 2012. P. 97–111.
- Kleinbauer Е. Charlemagne's Palace Chapel at Aachen and Its Copies // Gesta. 1965. Vol. 4. P. 2–11.
- Krautheimer R. Introduction to an «Iconography of Mediaeval Architecture» // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 1–33.
- Lunde Ø. Norges Klostre i Middelalderen // Fortidsminneforeningens Årbok. 1987. Nor. 141. P. 85–120.
- Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration. Trondhjem: The Office of the Restoration of Trondhjem Cathedral, 1919.
Данные об авторе
Чемезова Ксения Евгеньевна
Место работы: Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Российская Федерация, 197046, г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3;
Должность: научный сотрудник Выставочного отдела;
ORCID: 0000-0001-5417-1487;
Электронный адрес: ksuisk@mail.ru.