/

Тюрина Ольга Владимировна

Стихира Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна» в древнерусской и византийской традициях. Эволюция песнопения-многогласника


Тюрина О. В. Стихира Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна» в древнерусской и византийской традициях. Эволюция песнопения-многогласника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 42-62.

DOI: 10.15382/sturV202039.42-62

Аннотация

Многогласник — песнопение, в мелосе которого сочетаются строки, распетые в двух или нескольких гласах. Этот композиционный принцип основан на явлении ладовой модуляции, заимствованном древнерусским певческим искусством из Византии. Введение в распев песнопения мелодических формул из неродственных гласов, кадансирующих, соответственно, на финалисе чужого гласа, обычно для песнопений стихирного жанра в рукописях палео- и медиа-византийского периода. В древнерусской знаменной традиции многогласники были известны на всем протяжении ее существования. Многие из них с течением времени вышли из употребления, другие же сохранились в рукописной и певческой практике и обнаруживаются в большом количестве рукописей позднего периода (XVII–XVIII вв.). Статья посвящена одному из таких образцов — стихире на стиховне Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна». Автор подробно рассматривает две мелодические редакции стихиры: редакцию столпового знаменного роспева (по более чем 20-ти спискам кон. XV — нач. XVIII в.) и медиа-византийскую редакцию, так, как она зафиксирована в Амвросианском Стихираре 1341 г. Столповая редакция содержит указания смены основного 4-го гласа на 5-й. Однако анализ ее попевочного состава показывает, что в распеве присутствуют формулы не двух, а трех разных гласов, и, таким образом, песнопение является троегласником. Редакция Амвросианского Стихираря демонстрирует ряд красноречивых параллелей с древнерусским распевом стихиры. В частности, ее композиционный план включает модуляции в 1-й плагальный (т. е. по русской нумерации, в 5-й) глас. По мнению автора, это свидетельствует о преемственной связи двух редакций. Статья сопровождается многочисленными примерами с использованием знаменной, византийской и пятилинейной нотации.

Ключевые слова

древнерусское церковное пение, византийское церковное пение, столповой роспев, знаменная нотация, византийская нотация, мелодические формулы, попевки, глас, лад, модуляция, многогласник

Список литературы

  1. Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001.
  2. Захарьина Н. Б. Эволюция композиции древнерусских песнопений-осмогласников знаменного роспева в XII — XVII вв. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 185–205.
  3. Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотьскоую богатяща…» как выдающийся образец древнерусского певческого искусства // Музыкальная культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 12–14.
  4. Любченко Е. М. Многогласники в Стихираре «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ.Ф. 379. №-63-66) // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2018. С. 342–351.
  5. Любченко Е. М. Песнопения-двоегласники в Стихираре «Дьячье око» (РГБ. Ф. 379. № 63–66): Выпускная квалификационная работа. Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2019.
  6. Любченко Е. М. Песнопения-двоегласники стихираря «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып.к 3. Т. 2. Майкоп, 2018. С. 639–651.
  7. Серёгина Н. С. Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII в. // Музыкальная культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 14–17.
  8. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. иск. М., 1996.
  9. Щепкина Н. А. Многогласники в греческих и русских нотированных Стихирарях XII–XIII веков (на материале двунадесятых богородичных праздников) // Сборник материалов XVIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге 25 — 28 мая 2018 г. СПб., 2018. С. 293–305.

Данные об авторе

Тюрина Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.