/

Старостина Татьяна Алексеевна

Хроматизм в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля)


Старостина Т. А. Хроматизм в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 157-174.

DOI: 10.15382/sturV202037.157-174

Аннотация

Статья посвящена хроматическим элементам в гармонии песнопений и авторских композиций Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля). В начальном разделе статьи излагаются сведения о Рождественском Триптихе как индивидуальном духовно-просветительском и творческом проекте о. Матфея, посвященном 2000-летию Рождества Христова. Обосновывается тезис о связи характера празднования и гармонического языка песнопений Рождественского цикла, в том числе включенных о. Матфеем в Рождественский Триптих. Важной особенностью гармонии Рождественского Триптиха является обилие хроматизмов. По мнению автора, хроматика здесь употребляется о. Матфеем в соответствии с греческим значением слова «хрома» как «краска»: хроматические сочетания рассыпаны по страницам Триптиха подобно украшениям на рождественской елке. В аналитическом разделе статьи предпринимается экскурс в область музыкально-теоретических концепций хроматики. Делается вывод о том, что в Триптихе преобладает хроматика модального происхождения. Такая хроматика предполагает сопоставление двух опорных тональных центров, находящихся в диатоническом родстве, каждый из которых поддержан своей вспомогательной доминантой. Именно такой гармонический оборот присутствует в важнейших песнопениях Триптиха — наиболее известном напеве Рождественского тропаря 4-го гласа и кондаке Рождества Христова болгарского роспева в гармонизации Бортнянского. Реже встречается модуляционная хроматика, при которой переход из одной тональности в другую осуществляется через побочную доминанту, в том числе с высоким вводным тоном гармонического минора. В Рождественском Праздничном Триптихе выделяются несколько фрагментов, где хроматические сочетания возникают в условиях эллипсиса. В единичных случаях имеет место ладовая смена в заключительной каденции: минорная тоника сменяется мажорной. Систематичное появление хроматических элементов в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха служит одним из факторов интонационного единства всей многочастной композиции.

Ключевые слова

триптих, архимандрит, хроматизм, отклонение, гемигруппа, эллипсис, тональность

Список литературы

  1. Барский В. М. Хроматика как принцип звуковысотной организации: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1988.
  2. Барский В. М. Тайное хроматическое искусство в музыке позднего Средневековья и Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989. С. 322–329.
  3. Барский В. М. Хроматика как категория музыкального мышления // Laudamus. М.: Изд. объединение «Композитор», 1992. С. 114–120.
  4. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
  5. Герцман Е. В. Музыкальная Боэциана. СПб., 1995.
  6. Григорьева М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 2010.
  7. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  8. Карманов К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. Вып. 1 (3). C. 145–184.
  9. Красовицкая М. С. Литургика: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2016.
  10. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.): cб. трудов ГМПИ. Вып. 65. М., 1983. С. 34–59.
  11. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974. С. 229–277.
  12. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. М., 1988.
  13. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы. М.: Изд. дом «Композитор», 2006.

Данные об авторе

Старостина Татьяна Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.