/

Ендольцева Екатерина Юрьевна

Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа IX-XI вв. (Абхазия и Южная Осетия): традиционная культура в формировании христианских образов


Ендольцева Е. Ю. Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа IX-XI вв. (Абхазия и Южная Осетия): традиционная культура в формировании христианских образов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 9-27.

DOI: 10.15382/sturV202037.9-27

Аннотация

Статья посвящена поиску истоков некоторых зооморфных образов, которые встречаются во внешней облицовке христианских храмов (наличники окон и порталы дверей) в основном на территории Абхазии и Южной Осетии. Изучая памятники периода Абхазского царства (VIII–XI вв.), удалось выявить гомогенную с точки зрения стиля группу зооморфных изображений. Все они выполнены в плоскостно-графическом стиле, биологическая идентификация зверей порой вызывает затруднения. Зачастую определить вид зверя можно только благодаря аналогиям и общему символическому контексту христианской художественной культуры. Такого рода изображения встречаются по преимуществу на христианских памятниках с территории Абхазии и Южной Осетии, некоторые аналогии возникают с памятниками с территории Грузии и Армении (фасадная пластика). Рассуждения о возможных истоках подобного рода изображений рождают мысли о влиянии традиционной культуры. Действительно, репертуар зооморфных образов средневекового искусства перекликается с бестиарием, характерным для более ранних периодов искусства в Центральном Кавказе, Западном Закавказье и прилегающих регионах. Так, звери на более ранних археологических предметах выполнены в том же плоскостно-графическом стиле. Их образы синкретичны, уверенное определение видовой принадлежности изображенного животного затруднено. Плоскостно-графический стиль вполне соответствует традициям искусства данной территории в эпоху поздней бронзы — раннего железа. К примеру, для зооморфной пластики, носившей, как правило, подчеркнуто объемный характер, именно в регионах Центрального, Западного и Восточного Кавказа, в горной и предгорной зоне, характерны подчеркнутая плоскостность, стремление максимально избежать объемности и дать почти исключительно контур животного. В результате место статуэток занимают фигурные и ажурные бляшки или пряжки. Возможно, своеобразие средневековых рельефов обусловлено как раз влиянием традиционной культуры на территориях, которые оказались наиболее активны в возрождении художественной жизни в Западном и Центральном Закавказье после опустошительных арабских завоеваний.

Ключевые слова

зооморфные образы, архитектурная пластика, Кавказ, плоскостно-графический стиль, навершие окна, эпоха поздней бронзы, эпоха раннего железа, традиционная культура, синкретические образы, внешняя облицовка

Список литературы

  1. Андреева Е. Финляндия: Творимый ландшафт. СПб., 2017.
  2. Армарчук Е. А., Мимоход Р. А., Седов Вл. В. Христианский храм у пос. Веселое: предварительная публикация результатов раскопок 2010 г. // РА. 2012. № 3.
  3. Брилева О. А. Неизвестные мотивы антропоморфной пластики из Бамборского клада // Четвертая Кубанская археологическая конференция: тезисы и доклады. Краснодар, 2005.
  4. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  5. Геюшева Т. Бронзовый орнаментированный пояс из Мингечаура // Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Материалы. Баку, 2005.
  6. Геюшева Т. Н. О бронзовом поясе из Апшерона // Кавказ: археология и этнология. Международная научная конференция, 11–12 сентября 2008. Азербайджан, Шамкир: Материалы. Баку, 2009.
  7. Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII–XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9–31.
  8. Ендольцева Е. Ю. Группа рельефов из поселка Мрамба (Республика Абхазия): уточнение датировки // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15 (№ 6). С. 719–728.
  9. Ендольцева Е. Ю. Изображение рыбы в фасадной пластике Абхазского царства: символика образа // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию Ю. Н. Воронова): Сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 70-летию Ю. Н. Воронова (10–11 мая 2011 г., г. Сухум) / отв. ред. А. Ю. Скаков. Сухум, 2011. С. 170–178.
  10. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11:6-9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов. С. 129–132.
  11. Ендольцева Е. Ю. Особенности формирования художественной культуры Абхазского царства и ее взаимодействие с Византией (на примере архитектурной пластики) // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 9: Национальная культура в транснациональном пространстве / отв. ред. Ю. В. Любимов; сост. С. В. Прожогина. М., 2018. С. 37–54.
  12. Ендольцева Е. Ю. Синкретизм христианских и дохристианских верований на примере архитектурной пластики Северного Кавказа // Историко-культурное наследие Юга России: Научно-практическая конференция, г. Ставрополь, 9 февраля 2015 г. М., 2015. С. 271–280.
  13. Ендольцева Е. Ю. Храм Лашкендар и абхазо-аланские культурные контакты: перспективы исследования // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15 (№ 3). С. 298–309.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: новые данные // Вестник Волгоградского государственного университета. 2018. Т. 23 (№ 5). С. 196–210.
  15. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / отв. ред. и сост. Е. Ю. Ендольцева. СПб.: Изд-во РХГА, 2011.
  16. Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. I. Тбилиси, 1949.
  17. Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. II: Археологические изыскания в Рионской низменности и на Черноморском побережье 1935 и 1936 годов. Тбилиси, 1950.
  18. Меписашвили Р., Цинцадзе В. Архитектура нагорной части исторической провинции Грузии — Шида Картли. Тбилиси, 1975.
  19. Скаков А. Ю. Некоторые проблемы истории Северо-Западного Закавказья в эпоху поздней бронзы — раннего железа // КСИА. Вып. 223. М., 2009.
  20. Скаков А. Ю. Об одной из групп кобано-колхидских орнаментированных топоров // Историко-археологический альманах. Вып. 4. Армавир; М., 1998.
  21. Сланов А. Х. Железный век на территории Южной Осетии. Цхинвали, 1989.
  22. Смирнов Н. Ю. Путеводный олень: сюжет преследования оленя героем на колеснице в изобразительной традиции востока и запада Евразии второй половины II — рубежа II–I тыс. до н. э. и некоторые фольклорно-эпические параллели // ПИФК. 2018. № 2 (66). М.; Магнитогорск; Новосибирск.
  23. Техов Б. Археология южной части Осетии. Владикавказ, 2006.
  24. Халилов Дж. А. Бронзовые пояса, обнаруженные в Азербайджане // Материальная культура Азербайджана. Т. IV. Баку, 1962.
  25. Шевченко Д. В. Проблема идентификации зооморфного образа в рельефе церкви Святого Феодора Анакопийской крепости (Абхазия) // Народы и религии Евразии. Этнология. Религиоведение. Археология. Вып. 3–4 (12–13). 2017. С. 42–51.
  26. Castellucсia Manuel. Transcaucasian Bronze Belts. BAR International Series 2842. Oxford, 2017.
  27. Dadiani T., Khundadze T., Kvachatadze E. Meideval Georgian Sculpture. Tbilisi, 2017.

Данные об авторе

Ендольцева Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-012-00319 «Взаимодействие традиционных и монотеистических религий на Кавказе в памятниках материальной культуры».