/

Богаченко Алексей Владимирович

Некоторые приёмы композиции ирмосов столпового роспева на примере канона Рождеству Христову


Богаченко А. В. Некоторые приёмы композиции ирмосов столпового роспева на примере канона Рождеству Христову // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 46-80.

DOI: 10.15382/sturV202037.46-80

Аннотация

Статья посвящена выявлению и рассмотрению композиционных приемов в ирмосах столпового роспева 1-го канона Рождеству Христову в наонной редакции, глас 1-й. Композиционные приемы, используемые в напеве ирмосов, связаны с текстом и играют формообразующую роль, а также являются структурно-связующими элементами между ирмосами канона как богослужебно-певческого цикла. Связь с текстом осуществляется на уровнях соотношения синтагматического плана текста (членение текста гимна на отдельные слова, словосочетания, фразы) с центонным строением напевов (членение на отдельные мотивы, попевки, мелодические строки) и соотношения более крупных смысловых построений (текстовых строк, строф) с соответствующими музыкальными структурами (разделами). Наиболее яркие композиционные приемы: звукоизобразительность, «музыкальная антитеза», мелодико-графические маркировки значимых слов в тексте ирмосов, интонационно-мелодические арки, симметрия архитектоники, парность мелодических строк, дублировки мотивов (интонаций) внутри тексто-мелодических строк, принцип зеркальности в комбинации попевок. Особое внимание на себя обращают выявленные в ходе анализа тексто-музыкальной формы закономерности слого-ритмической структуры некоторых ирмосов, которые присутствуют в наонной редакции (т. е. с учетом огласовок «ъ» и «ь»). Дальнейшие исследования в этой области помогут раскрыть новые грани в приемах композиции ирмосов столпового роспева в наонной редакции.

Ключевые слова

Рождество Христово, столповой роспев, ирмос, «Христос раждается», глас первый, канон, композиция

Список литературы

  1. Амвросий Оптинский, прп. Полное собрание писем: в 3 ч. Изд. Успенско-казанского монастыря, 2009.
  2. Балматова Т. М. Анализ попевочного состава песнопений первого гласа на материале богослужебной книги Ирмологий и кокизников XVII–XIX веков: дипломная работа. М.: ПСТГУ, 2005.
  3. Гортаева С. А. Принцип подобия в ирмосах знаменного распева на материале поморской певческой традиции: дипломная работа. М.: ПСТГУ, 2014.
  4. Григорий Богослов, свт. Полное собрание творений отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1: Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 442.
  5. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного знаменного пения. Издание Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Рига, 1992.
  6. Гусейнова З. М. Ирмологий (нотированный): учеб. пособие. СПбГК., 1999.
  7. Гусейнова З. М. Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 22–29.
  8. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 6. Кн. 2: Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. М.: Изд. сестричества во имя св. Игнатия Ставропольского, 2008.
  9. Казанцева М. Г. Ирмологий и древнерусская музыкальная теория XVII в. // Гимнология. Вып 1. Кн. 1. М., 2000. С. 263–273.
  10. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси ХII–ХVII вв.: По книге Ирмологий: дис. … канд. ист. наук: 07.00.09. Екатеринбург, 1995.
  11. Казанцева М. Г. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий (к постановке проблемы) // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 170–180.
  12. Кашкин А. С. Литургика. Ч. 1: Двунадесятые неподвижные праздники: учеб. пособие / Саратовская православная духовная семинария. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 116–193.
  13. Комарова А. Н. Русская духовная музыка как умозрение в звуках: дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. Н. Новгород, 2008.
  14. Кутузов Б. П. Знаменный распев — поющее богословие. Богословие в звуках: сб. статей. М.: Издатель Андрей Рублев, 2009.
  15. Ловягин Е. И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках / издание Е. И. Ловягина; под общ. ред. И. В. Чаброва. 4-е изд., испр. М.: Практика, 2015. С. 1–9.
  16. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклитик конца XII века: предварительные заметки к изучению певческой книги // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. М., 1993. С. 407–432.
  17. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII — первой половины XV в.: мелодические варианты и версии в роспеве канонов // Гимнология. Вып 1. Кн. 1. М., 2000. С 200–217.
  18. Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1984.
  19. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я пол. XV–XVII вв.): формульная структура. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М., 2015.
  20. Мещерский Н. А. История христианской литургической письменности / подгот. текста, ред., библиогр. доп. и указ. Е. Н. Мещерской. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2013.
  21. Морева А. Н. Функционирование книги Ирмологий в русском церковно-певческом искусстве. Дипломная работа. СПбГК, 2013.
  22. Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. Изд-во ПСТГУ. М., 2013.
  23. Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: История, традиция, творчество: дис. канд. искусств: 17.00.02. СПб., 2002.
  24. Попов А. Ю. Техника композиции древнерусских распевщиков (на примере Ирмология к. XVII в.) // Гимнология. Вып. 1. Кн. 1. М., 2000. С. 281–290.
  25. Скабалланович М. Н. Рождество Христово // Христианские праздники. Кн. 4. Киев, 1916. С.
  26. Успенский Н. Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издат. совет РПЦ, 2007.
  27. Шек А. В. Об актуальных задачах изучения мелодических формул знаменного распева (окончание) // Богословские труды. Вып. 46. М.: Изд. МП РПЦ, 2015. С. 147–271.
  28. Шиманский Г. И. Литургика. М., 2002.
  29. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XI–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. искусств: 17.00.02. М., 1996.

Данные об авторе

Богаченко Алексей Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО Академия хорового искусства им. В. С. Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, Фестивальная ул., 2;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-3306-6626;
Электронный адрес: Alex_musicus@mail.ru.