/

Булычева Анна Валентиновна

Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов


Булычева А. В. Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 81-99.

DOI: 10.15382/sturV202037.81-99

Аннотация

Статья продолжает описанную в публикации «Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко» работу по выявлению партесных сверхциклов, нахождению и датировке их источников. Данная статья посвящена судьбе многохорного причастного стиха (киноника) в эпоху барокко. Существует мнение, что в это время причастны уступали место новому жанру — партесному концерту. Анализ сохранившихся рукописей показывает, что это не так. Сохранились десятки причастных стихов в партесном стиле на 8 и на 12 голосов. Помимо отдельных сочинений удалось обнаружить три цикла. 8-голосный цикл из восьми или девяти стихов принадлежит Василию Титову и датируется концом XVII в. — по филиграням в наиболее раннем сохранившемся (прижизненном) списке. Автором цикла из девяти дневных причастных стихов на 12 голосов в пяти различных рукописях назван иеродьякон Исавр. Все сохранившиеся источники являются посмертными и по филиграням датируются 1750–1790 гг. Наиболее поздние списки являются упрощенными переложениями музыки на 6 и на 8 голосов. В четырех рукописях структура цикла абсолютно идентична. Вероятно, она соответствует авторскому замыслу. Другие сочинения Исавра неизвестны, биографических сведений о нем также не сохранилось. Анонимный цикл праздничных стихов на 12 голосов в различных списках включает до 14 сочинений, состав его весьма нестабилен. Сохранившиеся списки его относятся к 1740–1770 гг. Анализ музыки показывает, что по продолжительности многохорные причастные стихи не уступают партесным концертам, хотя их словесный текст обычно гораздо короче. Авторы достигали концертных масштабов, повторяя слова и целые разделы текста гораздо интенсивнее, чем это было принято в жанре концерта. Вероятно, ориентиром служила именно средняя продолжительность концертов.

Ключевые слова

русское барокко, причастный стих, партесный концерт, Василий Титов, иеродьякон Исавр, Герасим Завадовский, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника

Список литературы

  1. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  2. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
  3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. М.: ПСТБИ, 2004.
  4. Гусейнова З. М. Певческие циклы Обихода // Гимнология. Вып. 4: Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи. М.: МГК, 2003. С. 215–236.
  5. Демиденко Ю. Б. О забытом памятнике русской музыкальной культуры елизаветинского царствования в фондах Отдела декоративно-прикладного искусства // Страницы истории отечественного искусства. Вып. XXXI. СПб., 2019. С. 169–179.
  6. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра искусствоведения. М.: ГИИ, 2018.
  7. Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия // Гимнология. Вып. 7: Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М.: МГК, 2017. С. 435–450.
  8. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
  9. Чудинова И. А. Герасим // Православная энциклопедия: URL:http://www.pravenc.ru/text/164575.html (дата обращения: 18.08.2019).

Данные об авторе

Булычева Анна Валентиновна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).