/

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна; Комаров Александр Викторович

Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце XIX века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский


Лебедева-Емелина А. В., Комаров А. В. Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце XIX века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 130-162.

DOI: 10.15382/sturV201935.130-162

Аннотация

Настоящая статья посвящена всестороннему изучению важного эпизода обширной деятельности, которую вел выдающийся русский музыкальный издатель П. И. Юргенсон по публикации отечественного духовно-музыкального наследия 2-й пол. XVIII — нач. XIX в. Масштабный проект издания духовной музыки М. С. Березовского, а наряду с ним Б. Галуппи, С. И. Давыдова, Дж. Сарти и других авторов, задуманный во 2-й пол. 1880-х гг., не был осуществлен в полной мере, поскольку намеченные к публикации сочинения стали объектом резкой критики авторитетных музыкантов-профессионалов. В статье впервые проанализированы две рукописные партитуры Литургии с причастными стихами М. С. Березовского, содержащие замечания рецензентов. Эти рукописи были просмотрены П. И. Чайковским и К. К. Альбрехтом и вызвали их негативное отношение в связи с многочисленными ошибками при сведении в партитуры комплектов хоровых партий. Установлено, что сочинения М. С. Березовского, изданные П. И. Юргенсоном, увидели свет в редакции К. К. Альбрехта, уточнена датировка этих изданий, упомянут интерес исследователей 1920-х гг. к рассматриваемым рукописям. Статья завершается кратким экскурсом в современную историю изучения и публикации духовной музыки М. С. Березовского, непосредственно связанных с опытом предшественников. Отмечены примеры некритического воспроизведения ошибочно составленных партитур и корректного прочтения источников. В нотном приложении к статье опубликована партитура причастного стиха «Хвалите Господа с небес» (G-dur), реконструированная одним из авторов статьи А. В. Лебедевой-Емелиной.

Ключевые слова

М. С. Березовский, П. И. Юргенсон, П. И. Чайковский, К. К. Альбрехт, духовная музыка, атрибуция, издание духовно-музыкальных сочинений, реконструкция духовно-музыкальных сочинений, критика источников

Список литературы

  1. Конинский К. М. Чайковский о русской церковной музыке // Русская музыкальная газета. 1899. № 2. Стб. 50–52.
  2. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII–XX веков: в 4 вып. Вып. 1: А–Б / сост., авт. вступ. ст. Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
  3. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII—XX веков: в 4 вып. Вып. 2: В–И / сост., авт. вступ. ст. Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011.
  4. Лебедева-Емелина А. В., Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 100–125.
  5. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра иск. М.: Государственный институт искусствознания, 2018.
  6. Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки: в 10 т. Т. 3: XVIII век. Часть вторая / редколл.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1985. С. 132–159.
  7. Мологин М. С. Цикл Божественной Литургии М. С. Березовского в духовном наследии композитора. Дипломный реферат / науч. рук. проф. А. С. Рыжинский. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2018.
  8. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): в 3 вып. Вып. 2. М., 1868.
  9. Рыцарева М. Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. 2-е изд., пересмотр. и доп. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013.
  10. Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение) // Русская музыкальная газета. 1899. № 5. Стб. 141–147.
  11. Тетерина Н. И. Бортнянский, Чайковский & Юргенсон // Искусство музыки: теория и история. 2013. № 7. С. 5—22. URL: http://sias.ru/upload/iblock/075/teterina.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
  12. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. 1: 1866–1885 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011.
  13. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. 2: 1886–1893 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013.
  14. Шумилiна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII—XVIII столiть (за матеріалами рукописних колекцій). Донецьк, 2012.
  15. Шумiлiна О. А. Причасні вірші Максима Березовського: оригінал чи пізніша підробка? [Причастные стихи Максима Березовского: оригинал или поздняя подделка?] // Часопис Національної Музичної Академії України імені П. І. Чайковського. 2016. № 4 (33). С. 25–37.
  16. Юрченко М. С. Итальянские письма о Максиме Березовском // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1987 / редколл.: Д. С. Лихачев (предс.) и др. М.: Наука, 1988. С. 150–160.

Данные об авторе

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.

Комаров Александр Викторович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российский национальный музей музыки; Российская Федерация, 125047, г. Москва, ул. Фадеева, д. 4;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9613-2213;
Электронный адрес: komluvi@mail.ru.