/

Плотникова Наталья Юрьевна

Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле


Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 77-96.

DOI: 10.15382/sturV201933.77-96

Аннотация

Статья посвящена двум четырехголосным концертам выдающегося композитора эпохи барокко Николая Дилецкого в честь Архангела Михаила — «Чиноначальник вышним силам» и «О сладкий свете». В данной работе эти сочинения вводятся в научный обиход: приводятся сведения о рукописных нотных источниках, хранящихся в архивах России, рассматриваются вербальные источники, в том числе в сопоставлении с текстами, распространенными в настоящее время, определяются черты сходства и различия этих двух сочинений. Автор анализирует специфику рефренных форм в концертах Архангелу Михаилу, взаимодействие словесного текста и метрических структур. Особое внимание уделяется интонационному анализу, позволяющему выявить авторские замыслы, связанные со сквозным развитием основных тематических элементов, которые скрепляют развернутые построения в единое целое. Музыкально-композиционные подходы и приемы, применяемые Дилецким, сопоставлены с положениями его теоретического труда «Мусикийская грамматика», что становится основой для выводов о том, какое преломление получают отдельные позиции данного трактата в собственном творчестве композитора.

Ключевые слова

Николай Дилецкий, партесный стиль, концерты, Михаил Архангел, рефренные формы

Список литературы

  1. Акафист Архангелу Михаилу. URL: www.fatheralexander.org/booklets/russian/akathist.htm#_Toc63593184 (дата обращения: 14.01.2019).
  2. Арсений Криптоферратский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 436.
  3. Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83–101.
  4. Герасимова-Персидская Н. А. Принцип порождения в партесном творчестве // Музыка. Время. Пространство. Киев, 2012. С. 160–176.
  5. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства / Вл. Протопопов, публ., пер., исслед. и коммент. Вып. 7. М., 1979. С. 100, 358.
  6. Иоанн Крестьянкин, архим. Слово в праздник архистратига Михаила. URL: https://pravoslavie.ru/49928.html (дата обращения: 14.01.2019).
  7. Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012–2013>. М., 2013. С. 260–280.
  8. Людоговский Ф., свящ., Плякин М., диакон Обзор акафистов в честь святых бесплотных сил // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Т. 4. С. 160–176.
  9. Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 38–55.
  10. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия// Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77–82.
  11. Служба святому архангелу Михаилу в воспоминание чуда бывшего в Хонех. URL: http://www.vipstd.ru/cvet/index.php/m122/m100/m99/238-a (дата обращения: 14.01.2019).

Данные об авторе

Плотникова Наталья Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.