/

Денисов Денис Владимирович

К вопросу о происхождении иконографии «Великий вход» в русской монументальной живописи храмов XVI – 1-й пол. XVII в.


Денисов Д. В. К вопросу о происхождении иконографии «Великий вход» в русской монументальной живописи храмов XVI – 1-й пол. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 62-76.

DOI: 10.15382/sturV201933.62-76

Аннотация

В древнерусской живописи композиция «Великий вход» становится известной с XVI в. Она иллюстрирует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, являющийся важным моментом в православной литургии. Одно из мнений, встречающееся в литературе, что «Великий вход» подобен композиции «Небесная литургия». Но если сравнивать в деталях, становится ясно, что между этими двумя сценами есть существенные различия. Исследователи писали об изображении «Великого входа» в контексте иконографических нововведений, которые московский митрополит Макарий вводил во 2-й пол. XVI в. Так же эту композицию рассматривали в контексте росписей 2-й пол. XVII в. Однако происхождение иконографии «Великий вход» еще не получило необходимого научного обоснования. Из всех известных памятников только во фресках Успенского собора Московского Кремля эта тема находит свой логический «контекст», поскольку она изображена как продолжение «Страстного цикла». Из литургического толкования, предложенного византийским богословом XIV в. Николаем Кавасилой, видно, что в Великом входе мы подражаем праведным Никодиму и Иосифу Аримафейскому, погребающим Спасителя. Это же отражено в сценах, находящихся в алтарной зоне Успенского собора, — «Великий вход», «Распятие» и «Оплакивание» — они подтверждают эту интерпретацию, поскольку свидетельствуют об образе Церкви, земной и небесной, совершающей погребение Спасителя на Божественной литургии. До сих пор не выяснено, сколько художников, которые поновляли Успенский собор в 1642–1643 гг., точно следовали программе нач. XVI в., на что ссылается летописец. В статье, в частности, показано, что именно в Успенском соборе Московского Кремля эта фресковая композиция могла появиться впервые, однако причины ее создания в России в нач. XVI в. до сих пор остаются неясными.

Ключевые слова

Великий вход, Успенский собор Московского Кремля, церковь Николы Надеина в Ярославле, древнерусское искусство, монументальная живопись, церковные росписи, Страстной цикл, гроб Христов, литургия Великой Субботы, Да молчит всякая плоть, толкование на Божественную литургию

Список литературы

  1. Белова Л. Ю., Быкова М. А., Вахтанов С. Н. и др. Собор Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, 2014.
  2. Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Затоустаго. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.
  3. Данилова О. Е. Концепция «Москва — осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля (к постановке проблемы) // Искусство христианского мира. Вып. 3. М., 1999. С. 58–68.
  4. Зверев А. С.Тема Страстей Христовых и Литургия в росписи церкви Перивлепты в Мистре // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 3. М., 1999. С. 52–57.
  5. Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. XVII век: Сб. статей. М., 1964. С. 128–137.
  6. Кочетков И. А. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2009.
  7. Крылова В. Отчет о реставрации настенной росписи в алтарной части Успенского собора. (Рукопись) // Научный архив гос. музеев Московского Кремля. М., 1962.
  8. Никитина Т. Л. Иконография Великого входа в русской монументальной живописи XVII века // XIV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Cб. статей / Ярославский художественный музей. Ярославль, 2010. С. 43–53.
  9. Никитина Т. Л. Русские церковные росписи 1670–1680-х годов. М., 2015.
  10. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003.
  11. Пискаревский летописец под 1547, 1550 годами // Материалы по истории СССР. М., 1955. Т. II. С. 57, 65.
  12. Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Изд. 2. М., 1900.
  13. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890.
  14. Преображенский А. С. К вопросу о датировке росписей собора Успенского монастыря в Свияжске // Свияжские чтения. Т. 1. Свияжск, 2009. С. 30–42.
  15. Преображенский А. С. О стиле и времени создания росписи собора Успенского монастыря в Свияжске // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции 2009 г. М.: Изд-во Московского университета, 2009. С. 268–308.
  16. Саенкова Е. М. О некоторых особенностях иконографии Великого входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 8. М., 2004. С. 144–145.
  17. Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 164–217.
  18. Симеон Солунский. Книга о храме // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993 (репринт).
  19. Тафт Р. Ф. Великий вход: история перенесения Даров и других преданафоральных чинов / С. Голованов, пер. с англ. Омск, 2011.
  20. Тихомиров М. Н. Из «Владимирского летописца» // Исторические записки. Т. 15. М., 1945. С. 278–300.
  21. Толстая Т. В. История иконостасов Успенского собора Московского Кремля. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М., 2011.
  22. Успенский А. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913.
  23. Karger M. Les portraits des fondateurs dans les peintures murales du monastere de Svij azk // L'art byzantin chez les Slaves. Recueil Uspenskij . P., 1930. Vol. 2.

Данные об авторе

Денисов Денис Владимирович


Место работы: Музей им. А.Рублева (МиАР); Российская Федерация, 105 120 Москва, Андроньевская пл. 10; Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР); 107014, Москва, ул. Гастелло, 44, стр 1;
Должность: специалист;
ORCID: 0000-0003-0158-9964;
Электронный адрес: denisov_dionisii@mail.ru.

Благодарности

Автор выражает искреннюю благодарность Н. И. Комашко, Ж. Г. Белик, Г. А. Назаровой, д. Сергию Баранову за сделанные ими в ходе работы над статьей замечания и рекомендации