/

Павлинова Варвара Петровна

Музыкальные драмы М. П. Мусоргского в свете русских литургических и античных театральных координат


Павлинова В. П. Музыкальные драмы М. П. Мусоргского в свете русских литургических и античных театральных координат // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 114-133.

DOI: 10.15382/sturV201933.114-133

Аннотация

Статья посвящена проблеме генезиса трагедийной драматургии исторических музыкальных драм М. П. Мусоргского — «Бориса Годунова» и «Хованщины». Поставлен вопрос о преломлении русским композитором влияния античной трагедии как базовой черте драматургии этих сценических шедевров. Рассмотрен исторический контекст, обусловивший интерес Мусоргского к театральному искусству классической Греции: разные векторы присутствия античной и постантичной темы в отечественной культуре 60–70-х гг. XIX в. Обращено внимание на формирование в эти годы нового взгляда на древнегреческое наследие вопреки доминирующему в научной литературе мнению о негативном или безразличном отношении названной эпохи к античной классике. Проникновение античных впечатлений в ранние сочинения Мусоргского освещено на примере его первых сценических опытов: драме «Эдип в Афинах» и опере «Саламбо». Следующий этап — свободное отражение композитором античной традиции в зрелые годы его творчества. Приведены письма, позволяющие оценить глубину пиетета композитора к непреходящей ценности древнегреческого эстетического опыта. На основании анализа драматургии «Бориса Годунова» и «Хованщины» сделан вывод об актуализации русским композитором XIX в. древних основ трагического жанра в условиях национальной исторической сюжетики и отражения русского православного религиозного опыта.

Ключевые слова

М. П. Мусоргский, музыкальная драма, античная трагедия, «Борис Годунов», «Хованщина», литургическое содержание

Список литературы

  1. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972. С. 90–102.
  2. Бенуа А. Н. Возобновление «Бориса» на Мариинской сцене // Речь. 1911. 9 января. №8. С. 3.
  3. Бобкова М. С. «Мы сами — время»: прошлое и настоящее в историческом сознании эпохи Средневековья // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 133.
  4. Кандинский А. И. О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского / Научные труды Московской гоcударственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. М.: МГК, 2002. С. 7–30.
  5. Киреев Д. З. «Борис Годунов» Мусоргского. О духовной сущности оперы // Музыковедение. 2010. № 6. С. 11–20.
  6. Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб., 2006.
  7. Левашев Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. М., 2011.
  8. Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в культуре пореформенной России // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории. Научное изд. Ч. III, гл. 22 / Л. П. Репина, ред. М., 2008. С. 636–681.
  9. Медведев И. П. Некоторые размышления о судьбах русского византиноведения // Исторические записки. 2000. № 3 (121). С. 30–47.
  10. Михайлова Е. А. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции 1869 года: Истоки концепции. Драматургия. Слово в опере: Автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2012.
  11. Михайлова Е. А. Христианская идея и молитва. Первая редакция «Бориса Годунова» // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 32–37.
  12. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Письма. Биографические материалы и документы / А. А. Орлова, М. С. Пекелис, сост. М., 1971.
  13. Наследие М. П. Мусоргского: Сб. материалов: К выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах / Е. М. Левашев, сост. и общ. ред. М., 1989.
  14. Пушкин А. С. Наброски предисловия к «Борису Годунову» // ПСС: В 6 т. Изд. 4-е. Т. 6. М., 1936. С. 65–66.
  15. Радциг С. И. Гомер в русской литературе // История греческой литературы. Т. I. Гл. VIII / С. И. Соболевский, Б. В. Гартунг, З. Г. Гринберг, Ф. А. Петровский, С. И. Радциг, ред. М.; Л., 1946. С. 152.
  16. Селиверстова Н. М. Актуализация прошлого в период подготовки крестьянской реформы в России // Люди и тексты: Исторический альманах. ИВИ РАН. 2014. № 6. С. 130–149.
  17. Скирская Т. В. Два взгляда на церковное пение в переписке В. В. Стасова и Д. В. Разумовского (к 200-летию протоиерея Димитрия Разумовского) // Музыкальная академия. 2018. №1. С. 179–187.
  18. Скирская Т. В. У истоков русской музыкальной византологии // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 123–160.
  19. Суриков И. Е. История в драме — драма в истории. Некоторые аспекты исторического сознания в классической Греции // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории. Ч. III. Гл. 14 / Л. П. Репина, ред. М., 2008. С. 371–409.
  20. Тахо-Годи А. А. Русские революционные демократы и античность в связи с предшествующим им литературно-эстетическим развитием: Автореф. … д-ра филол. наук. М., 1958.
  21. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.
  22. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
  23. Шеховцова И. П. Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики // Ученые записки. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. № 2 (21). С. 19–29.
  24. Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.

Данные об авторе

Павлинова Варвара Петровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокуднецкая, д. 23Б;
ORCID: 0000-0002-6910-6386;
Электронный адрес: v.pavlin@mail.ru.