/

Старостина Татьяна Алексеевна

О музыкальной логике цикла Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля)


Старостина Т. А. О музыкальной логике цикла Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 134-144.

DOI: 10.15382/sturV201933.134-144

Аннотация

Статья посвящена музыкальной драматургии утрени Великой Пятницы архимандрита Матфея (Мормыля). Предварительно рассматривается история и структура этого монументального и исключительного по своей значимости богослужения. Утреня Великой Пятницы сочетает в себе компоненты постового суточного богослужебного круга и Постной Триоди. Уникальность данной службы состоит как в обилии читаемых Евангельских текстов, так и в богатстве музыкального материала: между 1-м и 7-м фрагментами Евангелия расположены антифоны — песнопения, подобных которым нет больше ни в одной службе годового круга.По мнению автора статьи, 15 антифонов утрени можно условно разделить на пять циклов (по три антифона), различных по уровню драматического напряжения. Второй из них (антифоны 4–6) повествует о предательстве Иуды и в соответствии с этим отличается наиболее скорбной музыкальной окраской: архимандрит Матфей гармонизует все звучащие здесь напевы в миноре. В последней группе антифонов, напротив, звуковой колорит просветляется: возникает предчувствие грядущего Христова Воскресения. Автор статьи приходит к выводу о том, что даже в схематически изложенном последовании опорных созвучий музыкальных строк прочитывается Евангельская история, воплощенная в звуках выдающимся церковным музыкантом архимандритом Матфеем.

Ключевые слова

утреня, антифон, архимандрит Матфей, гармонизация, каденционный план, уставной напев

Список литературы

  1. Азбука осмогласия. Выпуск первый. Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская. М.: ПСТГУ, 2008.
  2. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  3. Богослужебные тексты. URL: http://www.typikon.ru/texts.htm (дата обращения: 11.08.17).
  4. Богослужения Великого поста. URL: http://orthlib.ru (дата обращения: 11.08.17).
  5. Великий Пяток. Песнопения Триоди Постной. URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon409.htm?id=409 (дата обращения: 11.08.17).
  6. Волковинский С. А. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 2 (3). С. 139–146.
  7. Всенощное бдение. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: СвятоТроицкая Сергиева лавра, 2010.
  8. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  9. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 1998.
  10. Желтов М., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы). URL: http://www.bogoslov.ru/text/398799.html (дата обращения: 11.08.17).
  11. Желтов М., прот., Ткаченко А. А. Великая Пятница // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2004. Т. 7. С. 416—430.
  12. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Православные регентские курсы, 2005 (репр. изд. 1909).
  13. Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТГУ, 2016.
  14. Кустовский Е. С., Потемкина Н. А. Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М.: Православные Московские регентские курсы. 2-е изд. 2014.
  15. Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
  16. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил / Беседа архимандрита Матфея с Н. Г. Денисовым // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 10–38.
  17. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.
  18. Песнопения Страстной седмицы. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.
  19. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Издательское объединение «Композитор», 1994.
  20. Свод сочинений и напевов Православной Церкви. Издано в России / Сост. И. А. Журавленко. М.: Паломникъ, 2002.
  21. Толковое осмогласие употребительных роспевов Русской Православной Церкви. 8 выпусков [по числу гласов] / Сост. А. Абрамова. М.: Православные Московские регентские курсы, 2010–2015.
  22. Триодь Постная на церковнославянском языке. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015.
  23. Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 177–204.

Данные об авторе

Старостина Татьяна Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.