/

Ендольцева Екатерина Юрьевна

Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА)


Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9-30.

DOI: 10.15382/sturV201933.9-30

Аннотация

Статья посвящена коллекции рельефов, относящихся к эпохе Абхазского царства, из собрания Абхазского государственного музея (г. Сухум). Рассмотрены перипетии исторической судьбы каждого артефакта. Использование в анализе исследований последних лет помогает уточнить датировку многих рассматриваемых памятников. В результате проведенной в фондах музея работы (2008 г.) выявлены новые неизвестные ранее памятники. Каждый памятник рассмотрен отдельно, материал представлен в форме комментированного каталога. В процессе работы с коллекцией средневековых рельефов из собрания Абхазского государственного музея удалось уточнить датировки некоторых артефактов (№ 3, 4), обнаружить и атрибутировать часть артефактов, которые ранее оставались неизвестными (№ 24). В итоге из общего массива средневековых рельефов, хранящихся в собрании Абхазского государственного музея, стало возможным выделить компактную группу, относящуюся к эпохе Абхазского царства. Работа с другими лапидарными коллекциями, происходящими с территории Республики Абхазия (алтарная преграда в Дранде, рельефы из алтаря церкви св. Феодора на горе Анакопия), позволила установить несколько стилистических групп, на которые можно разделить артефакты эпохи Абхазского царства из собрания музея. Одна из них характеризуется классической манерой исполнения, близкой греко-византийской (рельефы из алтарной преграды из Дранды (№ 15–21), плита с изображением Сна Иосифа (№ 24), фрагменты алтарной преграды и предалтарный столбик из Анухвы (№ 8–13)), другая — более схематичной, графически-плоской манерой, представляющей, вероятно, работу местных мастеров (№ 3, 4).

Ключевые слова

рельеф, Абхазское царство, архитектурная пластика, зооморфные мотивы, плетеный геометрический орнамент, алтарная преграда

Список литературы

  1. Абхазия с древнейших времен до наших дней. Очерки по истории Грузии / Ред. кол.: Д. Гамахария, Т. Берадзе, Т. Гванцеладзе. Тбилиси, 2009.
  2. Авидзба А. Любопытная страница истории // Советская Абхазия. 1967. 7 окт.
  3. Айналов Д. В. Некоторые христианские памятники Кавказа // Археологические известия и заметки. Т. III. Вып. 7–8. М., 1895. С. 233–243.
  4. Айналов Д. В. Эллинистические основы Византийского искусства // Записки Русского археологического общества. XII. Вып. 3, 4. СПб., 1901.
  5. Аладашвили Н. А., Беридзе В. В. Искусство Грузии // История искусства народов СССР. Т. 2. М., 1973.
  6. Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963.
  7. Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как исторический источник. I: Лапидарные и фресковые надписи. Тбилиси, 2005.
  8. Бгажба Х. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967.
  9. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  10. Воронов Ю. Н. Труды. Т. III. Сухум, 2010.
  11. Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Исследования средневековых памятников в Цебельде // Археологические открытия 1981–1982 гг. в Абхазии. Тбилиси, 1985. С. 32–34.
  12. Ендольцева Е. Ю., Виноградов А. Ю. Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. 2016. № 6. С. 90–97.
  13. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Алтарная преграда из церкви в Дранде: Новые данные // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и Средневековье. XXX «Крупновские чтения»: Материалы международной научной конференции. Карачаевск, 22–29 апреля 2018. Карачаевск, 2018. С. 456–459.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: Новые данные // Вестник Волгоградского Университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 5. С. 196–210.
  15. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11. 6–9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас. 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов международной научной конференции. Магас, 2010. С. 129–132.
  16. Ендольцева Е. Ю. Об одном необычном изображении «Сна Иосифа» // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: Диалог культур, традиция и современность. М., 2017. С. 176–181.
  17. Ендольцева Е. Ю. Об одном рельефе из хранилища бывшего Государственного управления охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия // Международная научная конференция «Археология средневекового храма» к 170-летию К. К. Косцюшко-Валюжинича. 25–29 сентября 2017 г.: Материалы. Севастополь, 2017.
  18. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / Е. Ю. Ендольцева, отв. ред. и сост. СПб., 2011.
  19. Силогава В. Эпиграфика Мегрелии и Абхазии. Тбилиси. 2004. С. 51 (на груз. яз.).
  20. Стражев В. И. Руинная Абхазия. Сухум, 1925.
  21. Уварова П. С. Христианские памятники Кавказа // МАК. IV. М., 1894.
  22. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII века). М., 2002.
  23. Хрушкова Л. Г. Рельефная плита с изображением птиц из Цебельды // Советская археология. 1977. № 1. С. 75–82.
  24. Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии V–X века. Тбилиси, 1980.
  25. Чубинашвили Г. Н. История грузинского искусства. Тбилиси, 1936.
  26. Шервашидзе Л. А. Неизвестный храм на горе Амбара Гудаутского района около села
  27. Хуап // XVII научная сессия Абхазского института: Тезисы докладов. Сухуми, 1969. С. 19–20.
  28. Шервашидзе Л. А. Резные камни церкви на холме Арасараху близ Цебельды // Известия. Т. IV. Тбилиси, 1975.
  29. Шервашидзе Л. А. Столб из села Анухва // Труды Абхазского государственного музея. Вып. IV. Сухуми, 1974. С. 176–185.
  30. Шервашидзе Л. А. Церковь святого Николая в селе Хуап Гудаутского района // Доклады на Всесоюзной сессии археологов и этнографов. М., 1968. С. 23–24.
  31. Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962.
  32. Iamanidzé N. Les installations liturgiques sculptées des églises de Géorgie (IV–XIII siе cles). Turnhout, 2010.
  33. Khroushkova L. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la mer Noire. Abkhazie IV–XIV siе cles. Turnhout, 2006.
  34. Medieval Georgian Ecclesiastical Art in the Georgian National Museum. Tbilisi, 2012.
  35. Ricard Marie-Claire. Notre Dame du Port. Clermont-Ferrand, 1992.

Данные об авторе

Ендольцева Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.

Благодарности

Автор благодарит М. К. Инал-Ипа за предоставленную возможность работать в фондах Музея осенью 2008 г.