/

Кондрашкова Лада Вадимовна

Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII – нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох


Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII – нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96-122.

DOI: 10.15382/sturV201830.96-122

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы источниковедения, нотации и истории русского церковного многоголосного пения последней четверти XVII — 1-й пол. XVIII в. Автор вводит здесь понятие многоголосных рукописей смешанной стилистики, выделяя при этом два вида — рукописи крюковые и нотные. Первая часть статьи описывает 12 крюковых рукописей, вторая — 8 нотных. Все источники хранятся в московских архивах. Статья привлекает внимание исследователей к подлинным документам, в которых запечатлены интереснейшие страницы отечественной музыки в переходную к Новому времени эпоху.

Ключевые слова

церковное пение, многоголосие, троестрочие, демество, певческая культура, партесная музыка, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки

Список литературы

  1. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. 1, 2. М., 2005.
  2. Герасимова И. В. «Виленские напевы» в рукописях Киевской митрополии и Московского патриархата последней трети XVII – начала XVIII в.: Проблемы трансмиссии и адаптации // Latopisy Akademii Supraskiej / Ur. Pawluczuk, red. Bialystok, 2013. Vol. 4. С. 187–201.
  3. Герасимова И. В. Новые подходы в реконструкции биографий композиторов XVII века: Николай Дилецкий и Евстафий Маневский // Музыковедение. 2009. № 8. С. 47–56.
  4. Евдокимова Ю. К. Вечная жизнь мелосного многоголосия. Очерк второй // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 134–141.
  5. Кондрашкова Л. В. Раннее русское строчное многоголосие. Ч. I, 2. М., 2013.
  6. Кондрашкова Л. В. Партесное и безлинейное многоголосие: Проблемы взаимодействия // Русское музыкальное барокко: Тенденции и перспективы исследования. Вып. 1. С. 65–78. Вып. 2 (нотное приложение). М.: ГИИ, 2016.
  7. Кондрашкова Л. В. Понятие «прикладных голосов» и проблема стилистической неоднородности в партесных рукописях конца XVII – начала XVIII века // Музыкальная археография – 2015. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 134–161.
  8. Кондрашкова Л. В. О записи партесных концертов крюками. Находки в многоголосных рукописях смешанной стилистики // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 6. СПб., 2017. С. 147–153.
  9. Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира : Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М., 2017. С. 386–411.
  10. Кондрашкова Л. В. Типы кадансов в демественном четырехголосии // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2017. № 4 (23). С. 15–26.
  11. Плотникова Н. Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII–XVIII веков. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  12. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М.: Гос. институт искусствознания, 2015.
  13. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  14. Фролов С. В. Из истории демественного распева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 99–108.
  15. Хачаянц А. Г. Полистилевое церковно-певческое пространство XVII века в зеркале одной рукописи // Музыкальная археография – 2015. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 117–124.

Данные об авторе

Кондрашкова Лада Вадимовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7488-7295;
Электронный адрес: ladakondrashkova@mail.ru.