/

Старостина Татьяна Алексеевна

О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни


Старостина Т. А. О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 138-154.

DOI: 10.15382/sturV201829.138-154

Аннотация

Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа являются несколько образцов Херувимской песни из сборника песнопений Божественной Литургии, составленного архимандритом Матфеем. Рассматриваются жанровые разновидности обработок уставных напевов в наследии этого выдающегося церковного музыканта. Попутно затрагивается проблема специфики вариативности в сфере богослужебного пения. Приводятся высказывания авторитетных богословов о приоритете в церковном пении литургического компонента над художественным. Упоминаются различные формы музыкальной вариативности, в ряду которых важнейшей для церковно-певческой культуры является вариантность. В частности, акцентируются существенные различия в строении словесного текста Херувимской песни в разных ее вариантах. Среди главных принципов варьирования в образцах Херувимской песни из сборника архимандрита Матфея выделяются следующие: смена звуковысотной опоры в связи с ритмическими изменениями в словесном тексте; обновление гармонии вследствие введения новых контрапунктических голосов; перегармонизация напева (или его фрагмента) при его повторении. По мнению автора, характерной особенностью варьирования в обработках архимандрита Матфея является последовательность накопления обновленных элементов. Вследствие этого музыкальная ткань насыщается внутренним движением, но не меняет существенно характера звучания. Парадоксальным образом систематичность и последовательность вводимых изменений в композициях архимандрита Матфея обнаруживает сходство с так называемым методом «развивающей вариации». Этот метод предполагает постепенное накопление изменений сложного диссонантного гармонического комплекса, который при этом оставался бы узнаваемым. Знаменательно то, что русский церковный музыкант находит этот метод интуитивно и с успехом преломляет его в условиях консонантной гармонии богослужебных напевов.

Ключевые слова

варьирование, Херувимская песнь, архимандрит Матфей, контрапункт, вариантность, гармонизация, гармоническая функция

Список литературы

  1. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Киприан (Керн), архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006.
  4. Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Архим. Матфей (Мормыль), сост. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
  5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Он же. Миф. Число. Сущность. / А. А. Тахо-Годи, сост. М.: Мысль, 1994. С. 5–216.
  6. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил // Рыцарь регентского служения архимандрит Матфей (Мормыль). Материалы. Воспоминания. Исследования. СПб.: Пушкинский дом, 2017. С. 10–38.
  7. Протопопов В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967.
  8. Пылаев М. Е. Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 3. С. 244–247.
  9. Щуров В. М. Стилистические основы русской народной музыки. М.: МГК, 1998.

Данные об авторе

Старостина Татьяна Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.