/

Сидорова Марина Павловна

Курский архиерейский хор в 1-й пол. XX века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых)


Сидорова М. П. Курский архиерейский хор в 1-й пол. XX века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 130-137.

DOI: 10.15382/sturV201829.130-137

Аннотация

В статье прослеживается история формирования Курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в. В основу исторической канвы легли архивные документы советского периода. Архиерейский хор являлся одним из ярких профессиональных коллективов Курской епархии. Курский архиерейский хор, несмотря на распространившуюся по всей России в нач. XX в. практику известного российского хорового дирижера и композитора А. А. Архангельского, нововведений известного мастера не воспринял. Коллектив сохранял традицию мужского хорового звучания и не вводил в свой состав женские голоса. В результате коренных преобразований в политике государства в 1917 г. характер церковно-певческого исполнительства архиерейского коллектива претерпел значительные изменения. В частности, после закрытия в 1932 г. в Курске Знаменского кафедрального собора и ликвидации всех его структурных подразделений, закончилась эпоха звучания мужского состава архиерейского хора. Возобновление в Курске архиерейской кафедры в 1943 г. повлекло за собой и возрождение архиерейского хора, но уже в ином составе и с новыми техническими возможностями. В 1-й пол.1940-х гг. в Сергиево-Казанском соборе города Курска началась богослужебная практика архиерейского хора смешанного типа под управлением Гавриила Ивановича Орлова. Возникла необходимость и в восстановлении нотного архива архиерейского хора, утерянного в ходе репрессивных событий 1930-х гг. В материале статьи прослеживаются особенности богослужебной практики сме- шанного состава курского архиерейского хора в советский период. Рассматриваются вопросы стилевого и репертуарного содержания архиерейского нотного архива, вновь собранного благодаря многочисленным пожертвованиям из библиотечных фондов приходских церквей и любителей церковного пения. Анализируются свойства репертуарного реестра богослужебной практики архиерейского хора на примере описей певческих списков курских архиерейских регентов Орловых. Регентская династия Ивана Матвеевича и Гавриила Ивановича Орловых непосредственно связана с историческими границами курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в., в определенной степени отражает особенности регионального компонента церковно-певческого искусства Курского края.

Ключевые слова

церковно-певческая культура, архиерейский хор, регент, нотный архив, нотная рукопись, песнопение, Курск

Список литературы

  1. Архиереи Курского края: XVI–XX в. URL: http://old-kursk.ru/book/razdorsky/r005.html (дата обращения 11.11. 2017).
  2. Журавленко И. А. По первым словам. Свод сочинений и напевов Православной Церкви. М.: Паломник, 2002. С. 48.
  3. Из истории храмов Курской епархии. Курск, 2013. С. 17, 28.
  4. Курский Знаменский мужской монастырь. К 400-летию основания. По благословению Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Курского и Рыльского. Курск, 2013. С. 11.
  5. Рахманова М. П. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1. 1920–1939-е годы. Ч. I: Русское Православное церковное пение в XX веке: советский период. М.: Языки славянских культур, 2015. С. 834.

Данные об авторе

Сидорова Марина Павловна


Место работы: Курская духовная семинария; Российская Федерация, 305021, г. Курск, ул. Прогулочная, д. 71 а;
Должность: заведующая регентским отделением;
ORCID: 0000-0001-8517-527X;
Электронный адрес: marina.sidorova.00@list.ru.