/

Белик Жанна Григорьевна

Иконостас русского храма-памятника в Лейпциге: история создания и историко-культурное значение


Белик Ж. Г. Иконостас русского храма-памятника в Лейпциге: история создания и историко-культурное значение // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 89-110.

DOI: 10.15382/sturV201727.89-110

Аннотация

Статья посвящена исследованию художественного убранства Свято-Алексеевского храма-памятника Русской Славы в Лейпциге, в котором в настоящее время сохранился значительный комплекс икон, написанный в московской мастерской Николая Сергеевича Емельянова в 1912–1913 годах и включающий семиярусный иконостас, алтарные и храмовые образы. Местный ряд и несколько других икон украшены серебряными басменными окладами и венцами, выполненными поставщиком Императорского Двора «Товариществом производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И. П. Хлебникова сыновья и К°». Реставратор и иконописец Н. С. Емельянов известен своими работами в Федоровском Государевом соборе в Санкт-Петербурге и Федоровском соборе в Царском Селе – резиденции Императорской Семьи. Статья вводит в научный оборот крупный иконный ансамбль, сохранившийся в «родном интерьере» за пределами России, остальные выявленные работы иконописца хранятся в музейных и частных собраниях. В статье приведена архивная биографическая информация о мастерах иконостаса, в частности неизвестная ранее дата рождения иконописца – 28 апреля 1879 года. Стиль икон отражает происходившие тогда процессы научного изучения древнерусского искусства и попытки реконструкции средневековой живописи в иконе. Вместе с тем художественные процессы проходили в рамках господствующего стиля модерн, что также нашло отражение в неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании иконографии. Иконы Емельянова показывают стиль, пришедший на смену мстерскому письму в предпочтениях культурной элиты. Работа Н. С. Емельянова в обоих Федоровских соборах и в Лейпциге свидетельствует о несомненной личной поддержке выработанного им стиля на высочайшем государственном уровне. Взлет иконописца прервала революция. Сохранившихся работ сравнительно немного. Храм в Лейпциге представляет собой крупнейшее собрание.

Ключевые слова

икона, иконостас, иконописец Николай Сергеевич Емельянов, русский храм-памятник, Лейпциг, святитель Алексий митрополит Московский, Свято-Алексеевский храм-памятник к Лейпциге, Феодоровский собор, Хлебников, басма, русский стиль, модерн, поставщик Императорского Двора, архитектор В. А. Покровский

Список литературы

  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб, 2005. С. 88–91.
  2. Басова М. В. Емельянов Николай Сергеевич // Православная энциклопедия. Том XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 438–440.
  3. В. П. (Воронов Павел Николаевич). Храм-памятник на поле сражения под Лейпцигом // Русская старина, 1913. Кн. 4. С. 5–6.
  4. Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. Каталог. М., 2001.
  5. Русский храм-памятник в Лейпциге: сборник научных трудов / сост., отв. ред.: М. Э. Дмитриева. СПб, 2015.
  6. Русский храм-памятник в Лейпциге 1813–1913–2013. СПб, 2015 (Gedächtniskirche zur Russischen Ehre in Leipzig 1813–1913–2013).
  7. Русский храм-памятник на поле Лейпцигской битвы // Странник. 1914, № 5. С. 784–789.
  8. Федотов А. С. Москва в начале XX века. М., 1997.
  9. Юдин М. О. Золото-серебрянная фирма Овчинникова. Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия: диссертация ... кандидата : 17.00.04].– Москва, 2016.– 239 с.

Данные об авторе

Белик Жанна Григорьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 105120 Москва, Андроньевская площадь, д.10; зав. сектором экспертизы;
Электронный адрес: zhanna_belik@mail.ru.