/

Шеко Николай Александрович

Риторика в европейской церковной музыке XVII в.


Шеко Н. А. Риторика в европейской церковной музыке XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 27-38.

DOI: 10.15382/sturV201727.27-38

Аннотация

Католическое искусство, в частности музыка, под влиянием декретов Тридентского собора, претерпело кардинальные изменения. Тридентский собор 1545 - 1563 гг. имел целью противостояние распространению идей Реформации. Собор обозначил переход от Средневекового периода истории католической церкви к Классическому периоду. Идеи протестантизма серьезно влияли на церковное сознание католической церкви, поэтому для успешной борьбы с ними отцами собора было принято решение фактически выполнить требования протестантов в части, касающейся церковной музыки. Музыка как инструмент, влияющий на эстетическое восприятие человека, при правильном использовании может очень сильно влиять на его эмоциональное и психологическое состояние. В католической церкви широко использовались риторические приемы не только в ораторском искусстве, то есть в проповеди, но также и в инструментальной и вокальной музыке, сопровождающей богослужение. Риторика в музыке передавала информацию в двойном объеме: посредством воздействия слова, произносимого с определенной интонацией и на определенной звуковой высоте, и воздействием мелодии, с помощью музыкальных фигур и звуковых эффектов, влияющих на эмоциональное состояние верующих. Именно личные душевные переживания стали основным содержанием как духовного, так и светского искусства в Европе в XVII первой половине XVIII веков. Риторика преподавалась как в католических иезуитских учебных заведениях, так и в протестантских. Фактически, она составляла основу европейского образования в XVII- XVIII вв. Сохранившиеся трактаты о риторике дают нам хорошую базу для изучения множественных смыслов, заключенных не только в европейской музыке, поэзии и театре, но также и в церковном искусстве.

Ключевые слова

музыка, риторика, католическое искусство, барокко, Реформация, Тридентский собор

Список литературы

  1. G. Buschbell. Concilium Tridentinum: Diarorum, Actorum, epistolarum, tractatuum nova collectio. Т. 10. Freiburg. 1916. р. 762;
  2. Fellerer K. G., Hadas Moses. Church Music and the Council of Trent. Oxford University Press. The Musical Quarterly. Ed.39, No. 4. (1953). р. 576-594;
  3. Gosine.C. Jane., Oland. Erik. Docere, Delectare, Movere: Marc-Antoine Charpentier and Jesuit Spirituality. Oxford University Press. Early Music. ed. 32, No. 4 (2004). p. 511-514; 516-539;
  4. James. Murphy. Medieval Rhetoric: Toronto. University of Toronto Press. 1989;
  5. Marc-Antoine Charpentier. «Messe pour plusieurs instruments au lieu des orgues». H 513;
  6. Palacios Quiroz. Rafael. La pronuntiatio musicale : une interprétation rhétorique au service de Händel, Montéclair, C. P. E. Bach et Telemann. Thèse de doctorat. Paris 2012;

Данные об авторе

Шеко Николай Александрович


Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Электронный адрес: nsheko@yandex.ru.