/

Олехнович Елена Игоревна

Славники в книге «Праздники» как художественный текст


Олехнович Е. И. Славники в книге «Праздники» как художественный текст // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 39-50.

DOI: 10.15382/sturV201727.39-50

Аннотация

Статья содержит анализ жанра стихир-славников Двунадесятых праздников с позиции художественного текста. В центре внимания исследования связи и принципы организации жанра стихиры, которые обеспечивают его вхождение в различные контекстные структуры, определяющие данный жанр в рамках певческой книги «Праздники». В качестве основного метода исследования используется образно-смысловой анализ поэтического и музыкального текстов славников с целью выявить пересечения художественных приемов. Здесь обнаруживаются музыкальные и поэтические символы в их связанности, содержательные, интонационные и поэтические арки, системные и бессистемные элементы структур на различных уровнях. Кроме того, рассматривается музыкальная композиции славников в рамках гласов, что позволяет оценить выстраиваемые в книге интонационные связи, обеспечиваемые славниками, а также более глубоко представить сущность понятия гласа. В результате установлено, что славники выступают как ключевые элементы в структуре «Праздников». Они образуют точки пересечения смыслов, и участие в этом процессе принимают как словесный, так и певческий тексты. Выявленная ключевая роль славников в структурировании поэтики книги позволяет в будущем обратиться к рассмотрению праздничных стихир не как к отдельным, не связанным между собой песнопениям, но как к целостной высоко организованной системе с разумными законами построения.

Список литературы

  1. Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. 2-е изд., испр. Киев, 2001. С. 155–161.
  2. Жилина Ю. В. Песнопения из службы Сретения Господня в русской певческой традиции XI–XX вв. : Дис. … канд. искусств. СПб., 2008.
  3. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева на материале певческой книги «Праздники»: Дис. … канд. искусств. Л., 1981.
  4. Кручинина А. Н. К проблеме текстологического изучения древнерусского монодийного цикла // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12–18 веков): Сб. науч. трудов / А. С. Белоненко, сост., отв. ред. Л., 1983. С. 47–78.
  5. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
  6. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–288.
  7. Орлова А. Л. Древнерусское песнопение как художественный текст // Древнерусское пес- нопение. Пути во времени: По материалам конференции «Бражниковские чтения- 2002»: мат-лы / Н. Б. Захарьина, сост. СПб., 2004. С. 27-38.
  8. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве 16-18 веков. СПб., 2004. 325 с.
  9. Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на при- мере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору): дис. … канд. искусств. Л., 1987. 325 с.
  10. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева, гл. ред. М., 1990. С. 505.
  11. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 301 с.
  12. Захарьина Н. Б. Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного роспева: дис. … канд. искусств. СПб., 1992. 300 с.

Данные об авторе

Олехнович Елена Игоревна


Место работы: Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000 Санкт-Петербург, Театральная пл., д.3;
Электронный адрес: svitenkova@mail.ru.