/

Гусейнова Зивар Махмудовна

Сведения по теории церковного пения в рукописи протопопа Мефодия (1647)


Гусейнова З. М. Сведения по теории церковного пения в рукописи протопопа Мефодия (1647) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 96-108.

DOI: 10.15382/sturV201726.96-108

Аннотация

Целью статьи является представление теоретического кодекса, включенного в состав крюковой рукописи, написанной в 1647 г. в Кашире протопопом Мефодием. Рукописи сер. XVII в. в истории музыкально-теоретической мысли в России обнаруживают стремление мастеров пения обосновать традиционные явления в церковном пении, систематизировать сложившиеся приемы, ввести сугубо теоретическую информацию в контекст исторических и общепедагогических установок. Нотная рукопись Российской государственной библиотеки Ф. 299 (собрание Н. С. Тихонравова) № 154 содержит теоретический кодекс, где представлены устойчивые и нетрадиционные теоретические фрагменты, дополненные литературно-философскими высказываниями с применением тайнописи («простая литорея»). Большая часть музыкально-теоретических материалов связана с формой двознаменников, где строки записаны путной и знаменной нотациями (путная — киноварь, столповая — чернила). Кодекс включает также фрагмент знаменитого «Предисловия» к нотному Стихирарю, Азбуку-перечисление «Имена столповому знамени». В традиционные руководства протопоп Мефодий вводит изменения, показывающие его собственную работу. В результате автор рукописи выступает не как простой копиист, а как опытный знаток церковного пения.

Ключевые слова

протопоп Мефодий, рукопись, музыкально-теоретический кодекс, путная и знаменная нотации

Список литературы

Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668 года) / С. В. Смоленский, изд. Казань, 1888.
Богомолова М. В. Русское безлинейное многоголосие: на материале певческих рукописей XV–XVII вв.: Дис. … д-ра искусствоведения. М., 2006.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
Кондрашкова Л. В. Троестрочные попевки (на материале певческой книги Праздники) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 50–95.
Лукашевич А. А. Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 83–104.
Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969.
Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.
Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008.
Ундольский В. М. Замечания о церковном пении в России // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3. С. 21–22.

Данные об авторе

Гусейнова Зивар Махмудовна