/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :26

ИССЛЕДОВАНИЯ

Антипов Илья Владимирович

Лестницы в архитектуре домонгольского Новгорода

Антипов И. В. Лестницы в архитектуре домонгольского Новгорода // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 9-23

DOI: 10.15382/sturV201726.9-23
В статье выделены основные типы лестниц, ведущих на хоры новгородских церквей домонгольского времени: 1) винтовая лестница в башне, примыкавшей к боковому фасаду храма или встроенной в западную галерею; 2) винтовая лестница, встроенная в угловой компартимент церкви; 3) лестница в западной стене; 4) деревянная приставная или постоянная лестница. Хронологические диапазоны использования типов лестниц в новгородском зодчестве в целом совпадают с хронологией изменения типов лестниц в древнерусской архитектуре домонгольского времени. В качестве основной особенности может быть выделено строительство лестничных башен в некоторых храмах 2-й пол. XII в. В тексте подробно рассмотрены основные параметры лестниц: ширина, высота ступеней, тип перекрытия, а также вопросы их освещения.
древнерусская архитектура, домонгольская Русь, лестницы, строительные конструкции, Новгород Великий, технологии строительства
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области: Каталог / М. И. Мильчик, ред.-сост. СПб., 2008.
Булкин Вал. А., Турова Е. А. Церковь Федора Стратилата на Софийской стороне в Новгороде. Архитектурно-археологические исследования 1988–1991 гг. // Памятники старины: Концепции. Открытия. Версии. Т. I. СПб.; Псков. С. 118–120.
Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. М., 1961.
Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964.
Каргер М. К. Памятники древнерусского зодчества: Новые архитектурно-археологические открытия в Новгороде // Вестник АН СССР. 1970. № 9: С. 79–85.
Коваленко О. Н., Маркова Л. Г. Церковь Андрея Стратилата в Новгородском кремле: Проектные исследования и реставрация // Архитектура и археология Древней Руси (Труды ГЭ XLVI). СПб., 2009. С. 286–300.
Лалазаров С. В. Архитектура церкви св. Георгия // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 69–124.
Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Краткие сообщения Института археологии. № 172: Археология и архитектура. М., 1982. С. 74–79.
Михайлов С. П. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство: Художественная культура X — первой половины XIII в. М., 1988. С. 95–100.
Никитин В., Голубева И. Единственный на Руси: История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть первая: XII век // Псковская губерния. № 33 (454). 02–08 сентября 2009 г. URL: http://gubernia.pskovregion.org/number_454/07.php.
Новоселов Н. В. От Благовещения до Благовещения: Строительное производство Новгородской земли в период сложения местной архитектурной школы. СПб., 2002.
Пескова А. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы // СА. 1982. № 3. С. 35–46.
Попов В. А. Архитектурно-археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе // НИС. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 182–184.
Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.
Раппопорт П. А. Русская архитектура XI–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982.
Сакса Л. А. Церковь Петра и Павла на Сильнище и новгородское зодчество конца XII века: Предварительные итоги исследования // Архитектурное наследство. Вып. 56. М., 2012. С. 56.
Сарабьянов В. Д. Помещения второго этажа в древнерусских церквах, их функция и иконография // В созвездии Льва: Сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 407–417.
Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г. // Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII в. СПб., 2004. С. 531–789.
Сарабьянов В. Д. Роспись северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 365–398.
Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002.
Седов Вл. В. Архитектурно-археологические исследования церкви Благовещения на Городище близ Новгорода в 2000 и 2012 годах // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 28. Великий Новгород, 2014. С. 77–93.
Седов Вл. В. Новый тип хор в древнерусской архитектуре XII в. // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. М., 2005. С. 67–92.
Седов В. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А., Пежемский Д. В. Археологические раскопки Благовещенского монастыря близ Новгорода в 2006 г. // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 21. Великий Новгород, 2007. С. 53–61.
Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011.
Секретарь Л. А. К истории изучения церкви Андрея Стратилата в Новгородском детинце // Архитектура и археология Древней Руси (Труды ГЭ XLVI). СПб., 2009. С. 277–285.
Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30–54.
Ядрышников В. А. Церковь Спаса в Старой Руссе — современница Нередицкого храма // НИС. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 158–181.

Антипов Илья Владимирович

Позднева Полина Михайловна

Оконные проемы в архитектуре домонгольского Новгорода

Позднева П. М. Оконные проемы в архитектуре домонгольского Новгорода // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 24-39

DOI: 10.15382/sturV201726.24-39
В статье рассматриваются особенности типологии, техники и технологии строительства оконных проемов памятников домонгольской Руси в Новгороде, Пскове и Старой Ладоге (XI–XIII вв.). Статья содержит классификации окон домонгольских храмов по следующим параметрам: локализация, планировка, форма внешнего контура, техника и технология. На примере тринадцати памятников прослеживается эволюция форм, строительной техники и способов возведения оконных проемов.
домонгольская архитектура, Новгород, Псков, Старая Ладога, окна, технология строительства
Афанасьев К. Н. О главах Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде // Культура Средневековой Руси. Л., 1974. С. 101–102.
Комеч А. И. Композиция фасадов новгородских церквей XII–XIII вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII века. М., 1988. С. 101–111.
Лалазаров С. В. Архитектура церкви св. Георгия // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 69–124.
Лалазаров С. В. Плинфа церкви Георгия в Старой Ладоге // Архитектурно-археологический семинар: Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб., 2003. С. 76–85.
Мильчик М. И., Штендер Г. М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове. (К вопросу о первоначальной композиции храма) // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII века. М., 1988. С. 77–94.
Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Краткие сообщения Института археологии. Археология и архитектура. № 172. М., 1982. С. 74–79.
Михайлов С. П. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове // Архитектон. Вып. 1–2. Екатеринбург, 1998. С. 87–92.
Никитин В., Голубева И. Единственный на Руси. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // Псковская губерния. № 33 (454). 2–8 сентября 2009 г. URL: http://gubernia.pskovregion.org/number_454/07.php.
Сакса Л. А. Церковь Петра и Павла на Сильнище и новгородское зодчество конца XII века: Предварительные итоги исследования // Архитектурное наследство. Вып. 56. М., 2012. С. 38–59.
Седов Вл. В., Скрипцова Е. В. Закладка окон Николо-Дворищенского собора в Новгороде в начале XIII в. // Новгородские древности. Вып. 5. М., 2000. С. 5–10.
Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30–54.

Позднева Полина Михайловна

Швец Татьяна Викторовна

Месяцесловы древнерусских Кондакарей

Швец Т. В. Месяцесловы древнерусских Кондакарей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 40-56

DOI: 10.15382/sturV201726.40-56
Месяцеслов — это система неподвижных церковных праздников, расположенных в календарной последовательности от сентября до августа. Месяцесловный раздел, в котором выписаны кондаки (или кондаки и икосы) святым, составляет самую значительную часть певческой книги Кондакарь. В статье впервые представлен комплексный сравнительный анализ месяцесловов всех списков древнерусских кондакарей. По результатам исследования: 1) сформирован свод месяцесловных памятей, зафиксированных в кондакарях; 2) выявлен список праздников, которые составляют «литургическое ядро» месяцеслова данной певческой книги; 3) определены уникальные памяти, встречающиеся только в одном списке; 4) внесены уточнения в датировку некоторых рукописей.
певческая книга Кондакарь, месяцеслов, минейные памяти, церковные праздники, «литургическое ядро» месяцеслова
Амфилохий (Сергиевский), архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов какие есть в переводе, и с приложением. М., 1879.
Голышенко В. С. Палеографическое описание Типографского Устава // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / Б. А. Успенский, ред. М., 2006. Т. 3. С. 11–35. (Памятники славяно-русской письменности. Нов. сер.).
Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: В 3 отд. М., 1917. Отд. 3. Ч. 2.
Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001.
Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI–XIII вв. М., 1984.
Седова Р. А. Малоизвестный памятник певческого искусства Древней Руси // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 185–187.
Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 2 т. Владимир, 1901. Т. 1: Восточная агиология.
Смоленский С. В. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени // Русская музыкальная газета. 1913. № 45. Стб. 1008–1010.
Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина // Записки отдела рукописей [РГБ]. М., 1965. Вып. 27. С. 93–148; М., 1968. Вып. 30. С. 87–156.
Швец Т. В. Древнерусская певческая книга Кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 2. С. 98–105.
Швец Т. В., Плетнёва Е. В. Нотированные фрагменты Кондакаря Общества истории и древностей российских // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: Проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 375–390.
Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография–2013: Сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции). М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 172–220.

Швец Татьяна Викторовна

Туминская Ольга Анатольевна

Изображение святых Василия Великого и Василия Блаженного в единой иконографической композиции

Туминская О. А. Изображение святых Василия Великого и Василия Блаженного в единой иконографической композиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 57-75

DOI: 10.15382/sturV201726.57-75
Статья посвящена изучению парной композиции святителя Василия Кесарийского и блаженного Василия, чьи изображения на одной плоскости раскрывают изречение ап. Павла: «Mы юроди Христа ради». Иконографическая композиция, в которой соединены образы святых Василия Великого (Кесарийского) и Василия Блаженного, московского чудотворца, распространилась в искусстве иконописания для передачи важной позиции догматического православия — святости мучеников. Автор статьи указывает на устоявшуюся схему расположения Василия Великого (Кесарийского) слева и Василия Блаженного справа молящимися, обращенными к Троице вверху. Она вошла в иконописную практику Москвы после канонизации Василия Блаженного (1588) и уже к кон. XVI — нач. XVII в. представляла сложившийся иконографический образец, который воспроизводился не только в иконе, но и в других видах церковного искусства, например, использовалась в произведениях золотошвейных мастерских.
образ Василия Великого, образ Василия Блаженного, иконографическая композиция святых мучеников, семантика, шитые пелены, Синодик, Требник
Баталов А. Л. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI века // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 121–132.
Бибарцева Я. Р. Иконография образа Василия Блаженного в собрании древнерусской живописи Государственного исторического музея // 450 лет Покровскому собору. Покровский собор в истории и культуре России: Материалы науч. конф., посвящ. 450-летию Покровского собора. М., 2013.
Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы // Древнерусское искусство: Исследования и реставрация. Памяти Николая Николаевича Померанцева. М., 2001.
Дмитриев Ю. Н. Государственный Русский музей. Древнерусское искусство: Путеводитель. М.; Л., 1940.
Древнерусское шитье XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки / Л. Д. Лихачева, сост. и автор статей. Л., 1980.
Живопись Великого Новгорода. XV век / Э. С. Смирнова, В. К. Лаурина, Э. А. Гордиенко, сост. М., 1982.
Икона «Святитель Василий Великий и Василий Блаженный в молении Спасителю». URL: http//www.iconrussia.ru/iconography/ (дата обращения 11.08.2016).
Икона «Святой Василий Великий и Василий Блаженный». URL: http//www.iconrussia.ru/iconography/ (дата обращения: 11.08.2016).
Иконописный подлинник (толковый). XVII в. // РНБ. ОЛДП. Q. 21. 355 л.
Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под ред. Г. Д. Филимонова. М., 1876.
Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII — начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми: Каталог / Н. Е. Плаксина, авт.-сост. Сыктывкар, 2008.
Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков. М., 2003.
Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М., 2004.
Московский патерик: Сборник / Игумен Иосиф (Шапошников), сост. М., 1991.
Нравоучительные уроки из Апостольского чтения в Шестую неделю по Пятидесятнице (Рим 12. 6–14): Из творений Блаженного Феофилакта, святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. М., 1894.
Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге… // Бысть на Устюзе… Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1993. С. 171.
Переписныя книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890.
Подлинник иконописный / Издание С. Т. Большакова. М., 1998. С. 125.
Покровский (святого Василия Блаженного) собор в Москве. Святые Василий и Иоанн Христа ради юродивые. Лобное место / Свящ. И. И. Кузнецов, сост. М., 1900.
Поучение Василия Великого в память 40 мчн. По сербскому списку XV в. Варшава, 1886.
Руководство к написанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд: Опыт пособия для иконописцев / Сост. академик ИАХ В. Д. Фартусов. М., 1910.
Сийский лицевой иконописный подлинник XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. 547 л.).
Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 года. Н. Новгород, 2009. (Материалы по истории Нижегородского края).
Требник. 1623 г. РНБ. ОРК. Инв. № 682. 239 л. Л. 63 об.
Требник 1639 г. РНБ. ОРК. II. 3. 12а. Инв. № 626. 600 л.
Туминская О. А. Пелена «Василий Кесарийский и Василий Великий» из собрания Русского музея // Покров: сб. науч. статей. Вып. II: Традиции древнерусского шитья и современное образование / Науч. ред.: С. А. Гончаров, В. Б. Казарина. СПб., 2006. С. 44–57.
Успенский А. И. Подлинник иконописный. М., 1903. Ч. 2. Церковное шитье в Древней Руси: Сб. статей, посвящ. памяти Л. Д. Лихачевой / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М.: Галарт, 2010.
Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV–XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (18). С. 63–84.

Туминская Ольга Анатольевна

Григорьева Вероника Юрьевна

Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний)

Григорьева В. Ю. Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 76-95

DOI: 10.15382/sturV201726.76-95
В статье представлены данные о практике применения в рядовых певческих рукописях киноварных помет раннего этапа, полученные на материале анализа рукописей РНБ. Быстр. № 17 и РНБ. НСРК. Q.14. В данных рукописях содержится чрезвычайно широкий круг помет с различными значениями, причем их совокупный перечень превосходит общее количество помет, зафиксированных в соответствующих музыкально-теоретических руководствах. Наиболее употребительны пометы, обозначающие направление и формы мелодического движения. В соответствии с принципами и спецификой обозначения звуковысотности, а также для различения их со степенными пометами пометы рассматриваемого этапа предлагается обозначать термином «относительные».
ранние пометы, относительные пометы, древнерусская теория музыки
Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись.
Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42—76.
Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века: Публикация и исследование памятника. М., 2014.
Григорьева В. Ю. Осмысление обиходного звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Гимнология. Вып. 7: Материалы международной научной конференции. Май 2014 г. (в печати).
Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. CПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008.
Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII века. М., 1980.
Дианова Т. В. Филигрань «Кувшин» XVII в.: Каталог. М., 1989.
Churchill W. A. Watermarks in paper. Amsterdam, MCMXXXV.

Григорьева Вероника Юрьевна

Гусейнова Зивар Махмудовна

Сведения по теории церковного пения в рукописи протопопа Мефодия (1647)

Гусейнова З. М. Сведения по теории церковного пения в рукописи протопопа Мефодия (1647) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 96-108

DOI: 10.15382/sturV201726.96-108
Целью статьи является представление теоретического кодекса, включенного в состав крюковой рукописи, написанной в 1647 г. в Кашире протопопом Мефодием. Рукописи сер. XVII в. в истории музыкально-теоретической мысли в России обнаруживают стремление мастеров пения обосновать традиционные явления в церковном пении, систематизировать сложившиеся приемы, ввести сугубо теоретическую информацию в контекст исторических и общепедагогических установок. Нотная рукопись Российской государственной библиотеки Ф. 299 (собрание Н. С. Тихонравова) № 154 содержит теоретический кодекс, где представлены устойчивые и нетрадиционные теоретические фрагменты, дополненные литературно-философскими высказываниями с применением тайнописи («простая литорея»). Большая часть музыкально-теоретических материалов связана с формой двознаменников, где строки записаны путной и знаменной нотациями (путная — киноварь, столповая — чернила). Кодекс включает также фрагмент знаменитого «Предисловия» к нотному Стихирарю, Азбуку-перечисление «Имена столповому знамени». В традиционные руководства протопоп Мефодий вводит изменения, показывающие его собственную работу. В результате автор рукописи выступает не как простой копиист, а как опытный знаток церковного пения.
протопоп Мефодий, рукопись, музыкально-теоретический кодекс, путная и знаменная нотации
Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668 года) / С. В. Смоленский, изд. Казань, 1888.
Богомолова М. В. Русское безлинейное многоголосие: на материале певческих рукописей XV–XVII вв.: Дис. … д-ра искусствоведения. М., 2006.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
Кондрашкова Л. В. Троестрочные попевки (на материале певческой книги Праздники) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 50–95.
Лукашевич А. А. Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 83–104.
Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969.
Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.
Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008.
Ундольский В. М. Замечания о церковном пении в России // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3. С. 21–22.

Гусейнова Зивар Махмудовна

Шеховцова Ирина Павловна

По следам афонской экспедиции П. И. Севастьянова

Шеховцова И. П. По следам афонской экспедиции П. И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 109-130

DOI: 10.15382/sturV201726.109-130
Статья посвящена изучению материалов афонской экспедиции (1859–1860) известного путешественника, коллекционера и исследователя христианских древностей П. И. Севастьянова, связанных с фотокопированием выдающихся памятников византийской церковно-певческой традиции. В результате в Россию были привезены почти 300 снимков с 27 греческих нотированных рукописей, отражающих певческую традицию восьми афонских монастырей, — с 6 кодексов (IX–XI вв.) с экфонетическими музыкальными знаками и с 21 невменной рукописи (XI–XIX вв.). Значительная часть фотокопий позволяет сравнивать нотацию одних и тех же песнопений в динамике (с XI по XVIII вв.); особую ценность имеют снимки с 8 источников (с XV по XIX вв.), представляющих теоретические пособия к изучению нотации. В целом же переснимались важные разделы наиболее репрезентативных и датированных кодексов. Все это — свидетельство высочайшей организованности экспедиции, нацеленности на максимальное достижение научных результатов, что объясняется не только хорошим подбором состава ее непосредственных участников, но и привлечением в качестве помощников, кураторов, консультантов и исследователей таких выдающихся личностей, как о. Азария, архим. Антонин (Капустин), еп. Порфирий (Успенский), В. В. Стасов, кн. М. Д. Волконский, о. Димитрий Разумовский. К статье прилагается полный реестр снимков с греческих музыкальных памятников, выполненных экспедицией Севастьянова.
греческие музыкальные рукописи, афонская экспедиция, П. И. Севастьянов, монах Азария, Антонин Капустин, Порфирий Успенский, В. В. Стасов, М. Д. Волконский, Д. В. Разумовский
Антонин (Капустин), архимандрит. Заметки поклонника Святой Горы / Вст. ст. и коммент. А. А. Турилова. М., 2013. (Серия «Русский Афон»: Вып. 10).
Безсонов П. Петр Иванович Севастьянов // Современная летопись (Воскресное прибавление к «Московским ведомостям»). 1867. № 14 (23 апреля). С. 6–9.
Борисовец Е. А. Афонская коллекция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2 кн.]. Кн. 1 / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 107–144.
Викторов А. Е. Собрание рукописей П. И. Севастьянова. К 50-летнему юбилею Румянцевского музея. М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1881.
Волконский М., кн. Греческое церковное пение // Домашняя беседа для народного чтения: Еженедельное субботнее издание / Под ред. В. Аскоченского. Год 5-й. 1862. Вып. 10 (10 марта). СПб.: тип. Штаба Военно-учебных заведений. С. 228–234.
Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов) // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга / Под ред. члена-корр. РАН И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 8–35.
Герцман Е. В. Начало российской музыкальной византинистики // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997 / Сост. С. Г. Зверева. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. С. 44–56.
Дмитриевский А. А. Русский самородок на Св. Афонской горе // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2 кн.]. М.: Языки славянских культур, 2012. Кн. 1. Приложение 10. С. 763–783.
Довгалло Г. И. Собирательская деятельность П. И. Севастьянова: (по материалам его личного архива) // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995. С. 242–256.
Довгалло Г. И. Собрание П. И. Севастьянова // Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Указатель. (1862–1917). Т. I. Вып. 1. М., 1983. С. 139–151.
Кызласова И. Л. Новое о коллекции П. И. Севастьянова // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. Труды ГИМ. Вып. № 63 / Отв. ред. С. О. Шмидт, сост. Л. М. Костюхина. М., 1987. С. 71–76.
Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о русских собирателях рукописей и старопечатных книг // Византиноруссика. № 1. М., 1994. С. 161–197.
Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отд. 1. Киев: Тип. В. Л. Фронцкевича, 1877.
Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отд. 2. Приложения. М.: Тип. И. Ефимова, 1881.
Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. [Чит. в Моск. об-ве духов. просвещения 26 сент. 1863 г. д. чл. и библиотекарем свящ. Д. В. Разумовским]. [М., 1863].
Рамазанова Н. В. «Любитель церковного пения». Кн. Владимир Федорович Одоевский (1804–1869). [Электронный ресурс]. URL: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/odoevsky/rod.php (дата обращения: 14.09.2016).
Рахманова М. П. Афонская экспедиция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2 кн.]. Кн. 1 / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 9–106.
[Севастьянов П. И.] Археологическая экспедиция на Афон // Современная Летопись (Прибавление к «Русскому вестнику»). 1861. № 1. С. 31–32.
[Севастьянов П. И.] О светописи в отношении к археологии // Известия Императорского Археологического общества (ИИАО). 1859. Т. I. Вып. 5. Стлб. 257–261.
Стасов В. В. Заметки о демественном и троестрочном пении // Известия Императорского Археологического Общества за 1864 г. Т. 5. Вып. 4. СПб., 1865. Стлб. 225–254.
[Стасов В. В.] Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1862 год. СПб., 1863.
Стасов В. В. О церковных певцах и церковных хорах Древней Руси до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 5–Б / Сост. и коммент. Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1980. С. 175–240.
Фонкич Б. Л., Э. П. Г. Антонин (Капустин Андрей Иванович) // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2000. C. 684–686.
Шеховцова И. П. Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 113–142.
Шеховцова И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 31–46.
Шеховцова И. П. П. И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения — 2013: материалы Международной научной конференции (16–17 апреля 2013): [в 2 ч.]. М.: Пашков дом, 2013. Ч. 2. С. 334–345.
Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013. М., 2013. С. 172–220.
Шлихтина Ю. Р. Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского // Гимнология. Вып. 1. Ч. 1. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. С. 19–25.
Granstrem E., Medvedev I. Photographies de documents Athonites (collection P. I. Sevast΄janov) // Revue des Etudes Byzantines. 1975, t. 33. P. 277–293.
Monumenta Musicae Byzantinae. Série principale (Facsimilés). Vol. 5. Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica.
А. Sticherarium. Codex Monasterii Chiliandarici 307: Phototipice depictus / Praefatus est R. Jakobson. Copenhague, E. Munksgaard, 1957.

Шеховцова Ирина Павловна

Казанцева Татьяна Генриховна

Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета

Казанцева Т. Г. Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 131-151

DOI: 10.15382/sturV201726.131-151
В статье рассматривается неизвестный ранее вид безлинейной нотации, который был обнаружен в двух поздних старообрядческих рукописях, поступивших в собрание научной библиотеки Томского государственного университета из страннических скитов Томско-Чулымской тайги. Данная нотация была отнесена нами к категории «экспериментальных», известных по единичным старообрядческим спискам кон. XVIII–XIX в. Ее отличие от последних заключается в избыточности элементов и отсутствии строгой закрепленности мелодических оборотов за графическим начертанием. Выявление мелодико-ритмического содержания знаков нотации потребовало реконструкции записанных с ее помощью устных версий напевов. В результате реконструкции удалось установить графические варианты одного и того же знака, а также сформировать группы разных знаков, обозначающих одинаковые или сходные мелодические обороты. В итоге делается вывод, что данная нотация представляет собой примитивный способ фиксации музыкального материала, ранее выученного с голоса. Элементы данной нотации не систематизированы. Однако при всей своей наивности она более адекватна специфике знаменного распева, чем известные ранее универсальные «экспериментальные» нотации.
знаменный распев, экспериментальные нотации, старообрядческие певческие рукописи, странническое согласие, скитская библиотека, Томско-Чулымская тайга
Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Есипова В. А. Археографический поиск в Сибири: Находки последних лет // Археографический ежегодник за 2004 год. М., 2005. С. 531–533.
Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Есипова В. А. «Скитская библиотека» старообрядцев-странников: Археографические находки последних лет // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск, 2008. С. 13–25.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV–XVIII вв. Л., 1972.
Бражников М. В. Неизвестная безлинейная певческая нотация // Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. С. 114–120.
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: Адаптационные возможности таежных общин староверов-странников. Томск, 2007.
Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: Текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.
Мальцев А. И. Статьи Никиты Семенова (1860 г.) и раскол страннического согласия // История Церкви: изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. С. 193–197.
Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI–XX вв.). Челябинск, 1994.
Разумовский Д. В. Церковное пение в России: В 3 вып. М., 1867–1869.
Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк // Памятники древней письменности и искусства. Т. CXLV. СПб., 1901.
Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846.

Казанцева Татьяна Генриховна

Критский Борис Дмитриевич; Драмбян Аэлита

Хормейстер и регент. Грани профессионального мастерства

Драмбян А. Хормейстер и регент. Грани профессионального мастерства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 152-161

DOI: 10.15382/sturV201726.152-161
Авторы анализируют хормейстерскую и регентскую деятельность с позиции стиля. Если деятельность «дирижера хора» и «регента» сходны по своему значению, то стилевое наполнение этой деятельности остается различным. В процессе сопоставления светского и церковно-певческого хорового искусства дается толкование термина «исполнительский стиль», раскрывается связь вокально- хорового интонирования с религиозным опытом верующих как характерной особенностью церковного стиля хорового пения. Авторы выделяют учительскую функцию регента, привлекают внимание к духовно-практической стороне стилевой атрибуции, основанной на взаимодействии различных сенсорных модальностей, формирующих многоуровневые связи и отношения.
хормейстер, регент, исполнительский, церковно-певческий стиль, традиции, религиозный опыт, слово в церковно-певческом и светском вокально-хоровом интонировании, символика, звуковое пространство, учительские функции регента, сенсорные модальности
Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / Отв. ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988.
Краткий обзор воспитательного плана для поющих церковное пение (как в гигиеническом, так и в музыкальном отношении). Посвящается Гг. церковным старостам учителем пения Г-мъ Пекокомъ. М.: Типография Т. Рись, у Яузской ч., Л. Медынцевой, 1875. С. 9.
Музыкальная энциклопедия. Т. 2: Гондольера — Корсов / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1974.
Музыкальная энциклопедия. Т. 4: Окунев — Симович / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978.
Н. К. Заметки регента // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1. С. 13–14.

Критский Борис Дмитриевич


Драмбян Аэлита