/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :25

ИССЛЕДОВАНИЯ

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Христианская архитектура IV–VI вв. в североафриканских городах области Бизацен (Byzacena)

Урбанович Ю. Я. Христианская архитектура IV–VI вв. в североафриканских городах области Бизацен (Byzacena) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 11-31

DOI: 10.15382/sturV201725.11-31
Североафриканская история свидетельствует, что в области Бизацен всегда сохранялись сильное культурное влияние коренного населения и относительная экономическая независимость от столичной Карфагенской (римской, вандальской, византийской) власти. В церковном отношении это способствовало развитию в провинции в IV–V вв. своего взгляда на христианскую миссию (движение донатистов) и традицию, опиравшуюся на обычаи местного населения. В провинцию Бизацен входили города, представляющие сегодня несомненный интерес для христианской истории и археологии: Сбейтла — шесть церквей, Хайдра — пять церквей, Телепта — восемь церквей, Мактар — три церкви, Юнка — две церкви. Именно здесь археологи с большей или меньшей степенью достоверности выявляют православное (латинское), донатистское, арианское и православное (византийское) направления церковной архитектуры. Храмы области Бизацен не поражают своей величиной и монументальностью, как храмы Карфагена, но они чрезвычайно важны для церковной истории, так как являются свидетелями становления раннехристианской архитектуры в IV–V вв. Многие церкви этого региона сохранили свою первозданную конструкцию и сегодня могут быть предметом самого пристального изучения археологов и историков. В статье особо уделяется внимание базиликам Сбейтлы (Pretre Servus, Bellator, Vitalis), Мактара (Schola Juvenum) и Хайдры (Melleus), как отражающим все характерные черты североафриканской архитектуры. В городах провинции Бизацен, как и в Карфагене, сложно определить хронологические рамки и принадлежность храмов какой-либо христианской общине, так как многие из них могли являться последовательно каноническими (православными в латинской традиции), донатистскими, вандальскими и вновь каноническими (православными в византийской традиции). Внешние отличия православных церквей от донатистских немногочисленны. Заметными представляются изменения в архитектуре, возникающие в период арианского порабощение и в результате победы византийцев.
Северная Африка, Бизацен, мученик, гробница, базилика, апсида, алтарь, Сбейтла, Претре Сервус, Беллатор, Виталис, Мактар, Хайдра, Дюваль
Апостольские постановления. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006.
Апродов В. А. По следам античных культур древней Бизацены. URL : http://www.mtu-net.ru/ariad-in/History/Bizacene.htm (дата обращения: 02.12.2016).
Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. М., 1980.
Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV–V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 3 (19). С. 7–27.
Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. 4 (20). С. 7–21.
Урбанович Г., прот. Христианская архитектура Северной Африки (IV–VI вв.). Карфаген // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 2 (22). С. 7–25.
Burns J. Patout, Jensen Robin. M. Christianity in Roman Africa. Cambridge, 2014.
Duval N. Études d’architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l’école française de Rome. 1972. Vol. 84. No. 2. P. 1071–1172.
Duval N., Baratte F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973.
Duval N. La Basilique de Zana (Diana veteranorum) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité. 1977. Vol. 89. No. 2. P. 847–873.
Duval N. L’église de l’évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112. No. 2. P. 221–244.
Ennabli L. Christian Cartage. Ministere de Ιа Culture Agency for the development of national heritage and cultural promotion, 2001.
Goff aux B. Cultores, basilica et horrea a Mactar (Afrique Proconsulare) // Horread' Hispanie et de la Mediterranee romaine. Collection de la Casa de Velazquez (125). Madrid, 2011. P. 97–116.
Picard G. Civitas Mactaritana. P., 1957.

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Парфенова Елена Викторовна

Теоретический дискурс: ремесло или искусство в живописи Флоренции первой половины XIV в. (анализ двух работ — Джотто ди Бондоне и Бернардо Дадди — на иконографический сюжет «Коронование Девы Марии»)

Парфенова Е. В. Теоретический дискурс: ремесло или искусство в живописи Флоренции первой половины XIV в. (анализ двух работ — Джотто ди Бондоне и Бернардо Дадди — на иконографический сюжет «Коронование Девы Марии») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 32-48

DOI: 10.15382/sturV201725.32-48
В искусстве Италии конца XIII — начала XIV в. на фоне сильных византийских и готических традиций стали проявляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Так, в живописи Флоренции 1-й пол. XIV в. черты нового с особенной очевидностью проявлялись в связи с деятельностью наиболее выдающихся художников, в частности Джотто ди Бондоне. Помимо деятельности отдельных художников зарождение нового искусства, в свою очередь, тесно связано с общим процессом замены безличного цехового ремесла на индивидуальное творчество. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ двух произведений, созданных во Флоренции 1-й пол. XIV в., с целью демонстрации создания одного в рамках ремесленного искусства, а другого — будущего искусства Ренессанса. В целом этот опыт представляется интересным, поскольку на его основе можно сделать теоретический вывод о сосуществовании в искусстве Проторенессанса средневекового ремесленничества и новых тенденций. Что же касается практической стороны рассматриваемого вопроса, то он раскрывает некоторые аспекты, касающиеся методов средневековых художников и общепринятой практики исполнения заказов для церквей Флоренции рассматриваемого периода.
искусство, Флоренция, XIV век, Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, Санта Мария Новелла, Барончелли, techne, неоплатонизм, идея, ремесло, Ренессанс
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996 (эссе: «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»).
Найдорф М. И. Историзация, или Производство прошлого (к культурологии времени) // Вопросы культурологии. 2012. № 3.
Ямпольский М. Б. Пространственная история: Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские; Мастерская «Сеанс», 2013.
Crowe Joseph A., Cavalcaselle Giovanni B. A History of Painting in Italy. V. II: Giotto and the Giottesques. 1923.
Gaye Johann Wilhelm. Carteggio inedito d'artisti dei secoli XIV, XV, XVI. Presso Giuseppe Molili, Firenze, 1839.
Salvestrini Francesco. Accademia delle Arti del Disegno Studi, Fonti e Interpretazioni di 450 Anni di Storia. Tomo I / A cura di Bert W. Meij er e Luigi Zangheri, Leo S. Olschki Editore. 2015.
Sirén Osvald. A descriptive catalogue of the pictures in the Jarves Collection belonging to Yale University. 1916.
Официальный сайт Лондонской национальной галереи: http://www.nationalgallery.org.uk/
Официальный сайт Городской галереи искусств, Саутгемптон (Великобритания): http://artuk.org
Официальный сайт Музея изящных искусств в Хьюстоне (Техас): https://www.mfah.org/
Официальный сайт Фонда Федерико Дзери: http://fe.fondazionezeri.unibo.it/

Парфенова Елена Викторовна

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Духовные концерты C. А. Дегтярева в свете музыкальной риторики XVIII в. (к 250-летию со дня рождения композитора)

Лебедева-Емелина А. В. Духовные концерты C. А. Дегтярева в свете музыкальной риторики XVIII в. (к 250-летию со дня рождения композитора) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 49-64

DOI: 10.15382/sturV201725.49-64
В 2016 г. в Киеве и Белгороде состоялись празднования 250-летия со дня рождения С. А. Дегтярева. Композитор являлся крепостным музыкантом графа Н. П. Шереметева. Известность Дегтяреву принесла оратория «Минин и Пожарский», но его перу принадлежит не менее 135 хоровых концертов, из которых опубликовано немногим более половины. Концерты Дегтярева — яркое явление музыкального классицизма. В статье дается анализ двух хоровых концертов с точки зрения применения автором законов музыкальной риторики.
Дегтярев, духовные концерты, музыкальная риторика
[Висков А. О.] Шестнадцать духовных концертов анонимных авторов из рукописного сборника конца XVIII — начала XIX века / Реконструкция и редакция Антона Вискова. М.: ВМОМК им. М. И Глинки, 2015. Вып. 1.
[Висков А. О.] Шестнадцать духовных хоровых концертов из рукописных сборников конца XVIII — начала XIX веков / Реконструкция и редакция Антона Вискова. М.: ВМОМК им. М. И. Глинки, 2016. Вып. 2.
Горяйнов Ю. С. России славу пел. Воронеж, 1987. 2-е изд.
Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев. Белгород: Везелица, 1993.
Дегтярев Степан. Хоровые концерты. К 225-летию со дня рождения / Публикация, составление, научная реконструкция, редакция, фортепианное переложение и комментарии к концертам 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, к концертам 9—12 Н. И. Тетериной. М., 1991.
Дегтярев Степан. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения: монографическое нотное издание / Предисловие, комментарии и научная реконструкция концертов № 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, № 9–12 Н. И. Тетериной. М.: Изд. «Живоносный источник» в Царицыно, 2006.
Захарова О. И. Оратория С. А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» // Дегтярев С. Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы: Оратория в трех действиях: Партитура. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2006.
Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы. М., 1983.
Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 359–439.
Левашев Е. М. С. А. Дегтярев // История русской музыки. М.: Музыка, 1986. Т. 4. С. 184–208.
Манфредини В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке / Пер. на рус. яз. С. А. Дегтярева. СПб., 1805.
Насонов Р. А. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца // Научный вестник Московской консерватории. М., 2013. № 1. С. 162–168.

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Путятин Илья Евгеньевич

Две «готики» в архитектурном мышлении эпохи Просвещения

Путятин И. Е. Две «готики» в архитектурном мышлении эпохи Просвещения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 65-74

DOI: 10.15382/sturV201725.65-74
Проблема неклассического архитектурного наследия в соотношении с принципами классицизма является одной из самых важных для понимания поисков национального своеобразия внутри классических идей. Готика, к которой теоретики классицизма относили едва ли не все средневековое архитектурное наследие, созданное после разорения Рима готами, привлекала внимание как практикующих архитекторов, так и теоретиков искусства уже на заре классицизма. В статье рассматриваются терминологические вопросы определения «неклассических» направлений архитектуры классицизма, а также на примере многочисленных цитат из аутентичных литературных источников выясняются два периода развития готической архитектуры, какими их видели теоретики классицизма.
классицизм, готика, неоготика, псевдоготика, архитектурная теория, эстетические трактаты, эпоха Просвещения
Головина В. Н. Мемуары // История жизни благородной женщины. М., 1996.
Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1985.
Евсина Н. А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М., 1994.
Золотов Ю. К. Фрески палаццо Лабиа и новая образность Тьеполо // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 221–230.
Кожин Н. А. Памятник русской псевдоготики XVIII века села Знаменки Тамбовской губ. Л., 1924.
Путевой дневник П. А. Толстого // Русский архив. 1888. Вып. 8.
Путятин И. Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения. М., 2009.
Снегирев В. Архитектор В. И. Баженов. М., 1937.
Хачатуров С. В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. М., 1999.
Хачатуров С. В. Понятие «готический» в русской культуре XVIII века // Вопросы искусствознания. М., 1996. Вып. IX. С. 5–26.
Blondel J.-F. Architecture françoise. P., 1752. T. 1.
Clark K. The Gothic Revival. N. Y., 1929.
Frankl P. The Gothic. Literary Sources and Interpretations through Eight Centuries. Princeton, 1960.
Langley B. and Th. Ancient Architecture Restored and Improved by Rules and Proportions, in many Grand Designes of Columns, Doors, Windows, Chimney-pieces, Arcades, Colonnades, Porticos, Umbrellos, Temples, and Pavillions etc. L., 1742.
Rousseau J. J. Dictionnaire de musique. P., 1775. T. 1.
Ware I. Complete Body of Architecture. L., 1756.

Путятин Илья Евгеньевич

Армеева Людмила Алексеевна

Докладная записка протоиерея Михаила Боголюбского «О взаимном отношении классического искусства и христианского иконописания» (1871) в реалиях современного учебного процесса

Армеева Л. А. Докладная записка протоиерея Михаила Боголюбского «О взаимном отношении классического искусства и христианского иконописания» (1871) в реалиях современного учебного процесса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 75-81

DOI: 10.15382/sturV201725.75-81
В статье анализируется сохранившаяся в Российском государственном архиве древних актов докладная записка протоиерея Михаила Боголюбского, видного московского церковного и общественного деятеля, составленная им в 1871 г. для открывающегося московского епархиального училища иконописания. Сравнив содержание, цели, задачи и методы классического искусства и христианского иконописания, о. Михаил делает вывод, что эти два направления при обучении иконописцев сочетать невозможно. Мнение о. Михаила не было услышано со- временниками. В современный учебный процесс, при всей разумности доводов автора, оно также не вполне встраивается.
христианское иконописание, классическое искусство, академическая живопись, епархиальное Училище иконописания

Армеева Людмила Алексеевна

Жердев Виталий Викторович

Русский храм в Берлине: утраченное творение Н. Васильева

Жердев В. В. Русский храм в Берлине: утраченное творение Н. Васильева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 82-94

DOI: 10.15382/sturV201725.82-94
Мартиролог русского храмоздания включает в себя не только утраты уникальных образцов сакрального искусства в метрополии, но и за ее пределами, также как результат государственного вандализма. Уникальный памятник русской архитектуры, который по достоинству мог стать символом вековых русско-немецких связей и украшением германской столицы, стал жертвой экономических и политических обстоятельств. В статье рассматривается история русских церквей в Берлине и архитектурные особенности русского общинного дома, построенного по проекту архитектора Н. В. Васильева. В решении архитектурно-художественного образа общинного дома архитектор использовал образ «Храма-Града», над которым работал еще в начале ХХ в. Рассмотрена связь церкви общинного дома с образцами новгородского сакрального зодчества XII–XV вв.
архитектор Н. В. Васильев, Воскресенский собор в Берлине, русский общинный дом, «Храм-Град», неорусский стиль, новгородская архитектура
Антонов В. В. и др. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005.
Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики. М., 2009.
Бубнов П. В., Балюк Н. История православного Свято-Князь-Владимирского братства в Германии с 1890 по 2007 г. Жировичи, 2007.
Лисовский В. Г., Гашо Р. М. Николай Васильев: От модерна к модернизму. СПб., 2011.
Мальцев А. П., прот. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903.
Тальберг Н. Д. Архиепископ Тихон (Лященко) // Луч света. Учение в защиту Православной веры, в обличении атеизма и опровержении доктрины неверия: В 2 ч. Ч. 2. Jordanville: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1971.
Федорченко В. И. Российский императорский дом и европейские монархии. М., 2006.
Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.
Шмеллинг Л. Русские православные церкви за границей // Зодчий. Архитектурный и художественно-технический журнал Санкт-Петербургского общества архитекторов. СПб., 1900. № 7.

Жердев Виталий Викторович

Ковалев Андрей Борисович

Духовный концерт как хоровой цикл на рубеже XX–XXI вв.: жанровые и стилевые особенности

Ковалев А. Б. Духовный концерт как хоровой цикл на рубеже XX–XXI вв.: жанровые и стилевые особенности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 95-106

DOI: 10.15382/sturV201725.95-106
Статья посвящена жанровым и стилевым особенностям духовного концерта как хорового цикла внебогослужебного предназначения в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX–XXI вв., в отличие от духовного концерта, исполняемого на литургии вместо протяженного пения причастного стиха. Тема статьи раскрывается на примере трех циклических сочинений: «Духовного концерта» Н. Сидельникова, Концерта для женского или детского хора «Тебе поем» Д. Смирнова, Духовного концерта «Богородичные песнопения» А. Микиты.
духовный концерт, хоровой цикл, традиционные жанры, нетрадиционные жанры, жанры смешанного типа, традиция, индивидуальный композиторский стиль, тонема
Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М., 2002.
Дабаева И. П. Духовный концерт в творчестве русских композиторов второй половины XIX — начала XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 10. С. 191–195.
Ковалев А. Б. Духовный концерт «Богородичные песнопения» Андрея Микиты: жанровые и композиционные особенности // Обсерватория культуры. М., 2014. № 6. С. 42–47.
Паисов Ю. И. Духовный концерт в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей и исследований. Вып. 2 / Ю. И. Паисов, ред.-сост. М., 2004. С. 231–262.
Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий: Монография. Майкоп, 2011.

Ковалев Андрей Борисович

Николаева Елена Алексеевна

О литургии Николая Корндорфа

Николаева Е. А. О литургии Николая Корндорфа // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 107-119

DOI: 10.15382/sturV201725.107-119
В 1980–90-х гг. новое дыхание обретает традиционный жанр православной литургии, к которому обращаются многие российские композиторы. Литургия Иоанна Златоуста Николая Корндорфа (1978) стоит особняком; она была написана за десятилетие до официально объявленного в России ренессанса духовной музыки и никогда не исполнялась. Факт издания Литургии в 2012 г. не только дань памяти автору, но и признание статусной роли этого опуса в творчестве Корндорфа. Истории создания партитуры, а также ее структурно-стилистическим особенностям посвящена данная статья.
духовные жанры, православная литургия, Литургия Иоанна Златоуста, новый роспев, антифон, аддиция, сонорика, Николай Корндорф
Завьялова О. Сакральная гармония в Литургии Николая Корндорфа. Курсовая работа (рукопись). М.: МГК им. Чайковского, 2011.
Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором: Автобиография с лирическими отступлениями / Е. Дубинец, предисл. и послесл. // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 52–64.
Темерханов Р. Литургия Николая Корндорфа. Дипломный реферат (рукопись). М.: МГК им. Чайковского, 2013.
Тюрина О. Новый звук в Новой музыке: о произведении Н. С. Корндорфа, названном “Квартет”. Курсовая работа (рукопись). М.: МГК им. Чайковского, 2004.
Холопов Ю. Старое слово — новая мысль // Идеи Ю. Холопова в ХХI веке. М.: Музиздат, 2008.

Николаева Елена Алексеевна

ПУБЛИКАЦИИ

Скирская Татьяна Владимировна

У истоков русской музыкальной византологии. Официальное письмо Протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского Ивану Давыдовичу Делянову с подробным изложением содержания древнего Богослужебного чтения и пения Греческой церкви. Москва. 5 окт. 1862 г.

Скирская Т. В. У истоков русской музыкальной византологии. Официальное письмо Протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского Ивану Давыдовичу Делянову с подробным изложением содержания древнего Богослужебного чтения и пения Греческой церкви. Москва. 5 окт. 1862 г. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 123-160

DOI: 10.15382/sturV201725.123-160
В настоящей публикации представлено официальное письмо историка церковного пения протоиерея Д. В. Разумовского к директору Санкт-Петербургской Публичной библиотеки И. Д. Делянову с подробным описанием фотографий греческих рукописей привезенных из афонской экспедиции П. И. Севастьяновым.
Д. В. Разумовский, П. И. Севастьянов, русская музыкальная византология, греческие музыкальные рукописи, экфонетическая нотация, сравнительная палеография
Герцман Е. В. В поисках песнопений греческой церкви. Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб.: Алетейя, 1996.
Герцман Е. Е. Порфирий Успенский: творческая биография и научное наследие: Дис … канд. ист. наук. СПб., 2004.
Иванова Е. А. Влияние художественных и научных обществ на деятельность Московского Публичного и Румянцевского музея // Румянцевские чтения. М.: Пашков дом, 2007. С. 142–150.
Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа Порфирия Успенского в 1846. Ч. II, отделение первое, Киев: Типография В. Л. Фронцкевича, 1877.
Смирнов В. Б. Странствия Петра Севастьянова // Странник. Саранск, 1997. № 2–3, 4.
Шеховцова И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 31–47.

Скирская Татьяна Владимировна

ХРОНИКА

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXVII Ежегодной богословской конференции

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXVII Ежегодной богословской конференции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 163-171
PDF