/

Лаврикова Юлия Николаевна

"Неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве Композитора


Лаврикова Ю. Н. "Неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве Композитора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 159-164.

DOI: 10.15382/sturV201623.159-164

Аннотация

Хоровое творчество известного русского композитора XIX в. Ц. А. Кюи играет значительную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. В каталог хорового творчества композитора входят произведения не только разнообразные по тематическому содержанию, средствам музыкального языка, но и оригинальные по жанровостилистической ориентации, например вокальные квартеты, хоры-дуэты и др. Однако среди этого разнообразного материала встречаются и малоизвестные сочинения, относящиеся к разряду сакральной музыки, а именно: три псалма (№ 6, № 21, № 32), духовный концерт (Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа»), два произведения «Ave Maria», «Мистический хор», детская музыка. Цель статьи — рассмотреть в хронологической последовательности зарождение и дальнейшее развитие духовного жанра в хоровом творчестве композитора, опираясь при этом на его музыкальное и эпистолярное наследие. В центре статьи — подробный анализ одного из сочинений музыканта (Псалом № 21 «Боже, Боже мой»), в котором рассматривается форма и содержание, гармония и фактура, выявляется хоровая специфика произведения. Малоизученное, вернее неизвестное, духовное наследие Ц. Кюи, обладающее своими высокими художественными достоинствами, входит в бессмертную сокровищницу отечественной хоровой культуры и представляет, несомненно, большой интерес для исследования.

Ключевые слова

Цезарь Кюи, хоровое творчество, жанр духовной музыки, «хронотипологический» подход

Список литературы

1. Келдыш Ю. Данте в русской музыке // Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978. С. 347–363.

Данные об авторе

Лаврикова Юлия Николаевна