/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (22)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Христианская архитектура Северной Африки (IV–VI вв.). Карфаген

Урбанович Ю. Я. Христианская архитектура Северной Африки (IV–VI вв.). Карфаген // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 7-24

DOI: 10.15382/sturV201622.7-24
В статье рассматриваются особенности развития североафриканской храмовой архитектуры столицы региона — Карфагена — в связи с местной традицией почитания мучеников, а также с тем, что в период с IV по VI в. церковное искусство Северной Африки находилось под влиянием четырех различных направлений — православного латинского, донатистского, арианского и православного византийского. Объяснить и классифицировать этапы развития христианской архитектуры, устанавливая при этом первоначальный облик и интерьер храма, можно лишь в результате комплексного подхода, основанного на изучении литературного наследия (Августин Иппонский, Кводвультдей Карфагенский, Виктор Витенский, Прокопий Кесарийский) и анализа археологических раскопок североафриканских базилик. Среди христианских памятников Карфагена наиболее изученными и интересными с точки зрения устройства внутреннего пространства являются епископские базилики Dermech I, св. Киприана и Damous el Karita, которые и предлагаются для рассмотрения.
Северная Африка, Карфаген, блж. Августин, св. Киприан, мученик, гробница, мартириум, базилика, апсида, алтарь, Dermech I, Damous el Karita, Эннабли, Дюваль.
1. Купча Н. Музей Бардо «От мифа к мифу». Тунис, 2006.
2. Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV–V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 3 (19). С. 7–27.
3. Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 4 (20). С. 7–21.
4. Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Смоленск, 2011.
5. Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006.
6. Duval N. 1978 “Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus”, in Mélanges de Cintas M., l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1978, vol. 90/2, pp. 871–950.
7. Duval N. 1972 “Études d'architecture chrétienne nord-africaine”, in Mélanges de l’école française de Rome, 1972, vol. 84/2, pp. 1071–1172.
8. Duval N. Les églises africaines a deux absides. Recherches archéologiques sur la liturgie chrétienne en Afrique du Nord. Recherches archéologiques a Sbeitla 1: Les Basiliques de Sbeitla a deux sanctuaires opposés. Basiliques I, II et IV, Paris, 1971.
9. Ennabli L. Christian Cartage. Ministere de Ιа Culture Agency for the Development of National. Heritage and Cultural Promotion, 2001.
10. Gauckler P. 1913 “Basiliques chrétiennes de Tunisie. In-4°, 29 p. et 32 planches”, in Revue Archéologique, vol. 22 (4 série), Paris, 1913, pp. 230–233.

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Макарова Анна Львовна

Стиль росписей основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании и их место в грузинской и византийской живописи середины — 2-й половины XII в.

Макарова А. Л. Стиль росписей основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании и их место в грузинской и византийской живописи середины — 2-й половины XII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 25-39

DOI: 10.15382/sturV201622.25-39
Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в. (церковь св. Георгия в Бочорме, не ранее 1104, ряд сванских церквей, мозаики и фрески Гелати, 1130-е), далее следует историческая лакуна, и следующий датированный живописный ансамбль относится уже к 1180-м гг. (церковь Успения в Вардзии). Анализ стиля живописи южной и северной стен основного объема Бетании позволяет сделать вывод, что он развивается в русле классического направления византийской живописи XII в. Фрески Бетании рассматриваются в следующем ряду памятников средневизантийского периода: СпасоПреображенский собор Мирожского монастыря (1130–40-е), Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря (ок. 1161), а также Палатинская капелла в Палермо (1143–1154), Базилика в Чефалу (1148), собор Санта Мария дельи Амиральи (1146–1151) и др. В этот период Грузия, наряду с Балканами, Русью, Южной Италией, Кипром, все больше претендует на самостоятельность как обособляющийся от метрополии художественный центр, продуктивно реагирующий на стилистические изменения в искусстве византийского мира. Здесь формируется яркий регионально-индивидуальный вариант стиля, усвоившего и приспособившего столичный художественный язык для решения собственных задач. Анализ стиля живописи основного объема Бетании, с учетом обширного круга аналогичных явлений, позволяет локализовать ее в границах 1150–60-х гг.
Бетания, Орбели, Георгий III, комниновское искусство, фрески, основной объем, стиль, Атени, Мирожский собор, Полоцк.
1. Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
2. Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983.
3. Вирсаладзе Тинатин. Фресковая роспись художника Микаела Маглакели в Мацхвариши // Вирсаладзе Тинатин: Избранные труды. Тбилиси, 2007. С. 145–225.
4. Лазараев В. Н. Византийская живопись. М., 1971.
5. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. М., 2014.
6. Попова О. С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999). М., 2005.
7. Привалова Е. Вардзия. Тбилиси, 1982.
8. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2010.
9. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
10. Сonstantinidi E. 1993–1994 “The Frescoes of the Church of the Holy Archangels of Zemo-Krikhi, Rača (Georgia) and Contemporary Monuments of Mani in Southern Greecе”, in Images from the Byzantine Periphery Studies in Iconography and Style, Athens, 1993–1994, pp. 181–192.
11. Zakharova A., Sverdlova S. 2015 “Original Wall Paintings at the Church of the Saviour in Chvabiani (Upper Svaneti, Georgia) and Byzantine Art at the Turn of the Tenth to Eleventh Centuries”, in Zograf, Belgrade, 2015, vol. 39, pp. 11–25.
12. ქავთარია ნინო. წყაროსთავის ოთხთავი: ეროვნული მემკვიდრეობა // საპატრიარქოს უწყებანი. სექტემბერი, № 30 (558). თბ., 2010. გვ.19–20.

Макарова Анна Львовна

Парфенова Елена Викторовна

Анализ творческого наследия художника Бернардо Дадди в контексте общественной жизни Флоренции 2-й четверти XIV в.: работы, выполненные по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций

Парфенова Е. В. Анализ творческого наследия художника Бернардо Дадди в контексте общественной жизни Флоренции 2-й четверти XIV в.: работы, выполненные по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 40-68

DOI: 10.15382/sturV201622.40-68
Сравнительно недавно историки искусства стали проявлять интерес к творчеству флорентийского художника 1-й пол. XIV в. Бернардо Дадди. Последние исследования ученых из Лондонской Национальной галереи приоткрыли новые стороны деятельности этого мастера, например использование им уникального метода нанесения позолоты на красочный слой, гравировка, подчеркивающая индивидуальный стиль мастера. Сегодня можно утверждать, что сфера его интересов ограничивалась не только исполнением портативных станковых алтарей, он также был автором значительного количества масштабных многочастных алтарных композиций. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ его творческого наследия с позиции исполненных им произведений по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций Флоренции. Обозначив заказчиков работ, места, для которых они предназначались, можно составить представление о сфере деятельности художника, не рассматриваемой ранее в искусствоведческой науке, что позволит лучше понять место Бернардо Дадди в художественной жизни Флоренции 2-й четв. XIV в. В целом представленное исследование расширяет наши знания об искусстве Италии 1-й пол. XIV в.
Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, триптих, алтарный, образ, церковь, базилика, Санта Мария Новелла, Санта Кроче, Орсанмикеле, Санта Мария дель Фьоре, Мизерикордия, Мадонна.
1. Гращенков В. Н. Портреты раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики // Культура Возрождения и общество. С. 54.
2. Либман М. Я. Донателло. М.: Искусство, 1962. С. 9–11.
3. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса. Византийская империя. Статьи по истории Византийской империи. URL: http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/articles-134475.html (дата обращения: 17.08.15).
4. Мельникова Т. А. Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества XIV — начала XV вв.: дис. … канд. ист.наук. Саратовский государственный университет, 2006.
5. Прокопп М. Итальянская живопись XIV века. Будапешт: Корвина, 1988. URL: http://krotov.info/libr_min/16_p/ro/kopp.htm (дата обращения: 16.08.15).
6. Романчук А. В. Общественные идеи и представления в художественных образах Флоренции и Сиены второй половины XIV века: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001. С. 61–62.
7. Стопани Ренато. Флоренция. Искусство и история / Пер. с ит. Каткова М. Флоренция: Bonechi, 2007. С. 18.
8. Casu S. The Pittas Collection: Early Italian Painting (1200–1530), Mandragora, 2011, pp. 40–45.
9. Di Nepi S., Roy A., Billinge R. “Bernardo Daddi`s Coronation of the Virgin: The Reunion of Two Long-Seperated Panels”, in National Gallery Technical Bulletin, vol. 28, p. 6.
10. Henderson J. Piety and Charity in Late Medieval Florence, Chicago, 1994.
11. Hourihane C. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, New York, 2012.
12. Lavin I. Santa Maria del Fiore: Il Duomo di Firenze e laVergine incita, Roma, 1999.
13. Longhi R. Qualita`e industria in Taddeo Gaddi ed altri, Paragone, 1959.
14. Gómez-Moreno C. Medieval Art from Private Collections: A Special Exhibition at the Cloisters, October 30, 1968, Through March 30, 1969: Introduction and Catalogue, Metropolitan Museum of Art, 1968.
15. Nesi A., Utari G. La Croce di Bernardo Daddi, vicissitudini di un`opera d`arte, Centro Di, 2011.
16. Offner R. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century. III/VIII, 1958.
17. Rizzo A. 1993 “Bernardo di Stefano Rosselli, il «Polittico Rucellai» e il politico di San Padoa Pancrazio di Bernardo Daddi”, in Studi di storia dell`arte, 1993, vol. 4, pp. 211–222.
18. Rubinstein N. The Palazzo Vecchio 1298–1532: Government, Architecture, and Imagery in the Civic Palace of the Florentine Republic, Oxford, 1995.

Парфенова Елена Викторовна

Швец Татьяна Викторовна

Репертуар певческой книги Кондакарь в Студийско-Алексиевском Уставе

Швец Т. В. Репертуар певческой книги Кондакарь в Студийско-Алексиевском Уставе // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 69-89

DOI: 10.15382/sturV201622.69-89
Студийско-Алексиевский Устав является важнейшим источником для изучения певческой книжности. В статье впервые рассматривается связь богослужебных указаний Устава (по списку ГИМ Син. 330) с песнопениями Кондакаря. Структура исследования определяется двухчастным строением певческой книги Кондакарь. В первой части анализируются богослужебные указания, связанные с песнопениями первой части Кондакаря: это жанры кондака, икоса и Акафиста Пресвятой Богородицы. Во вторую часть статьи вошли сведения о жанрах дополнительного раздела певческой книги: это ипакои, тропари, киноники, песнопения суточного круга. В результате проведенной работы удалось выявить корпус песнопений Кондакаря, отраженный в Уставе (103 песнопения), восстановить или уточнить богослужебную функцию некоторых песнопений, реконструировать особенности исполнения песнопений за богослужением. По результатам исследования составлен ряд таблиц, включающих сведения о песнопениях Кондакаря, зафиксированных в Студийско-Алексиевском Уставе.
Студийско-Алексиевский Устав, певческая книга Кондакарь, богослужебные указания, кондак, икос, Акафист Пресвятой Богородицы, тропарь, ипакои, киноник, песнопения суточного круга богослужения.
1. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1998.
2. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
4. Казачков Ю. А. Акафист. Композиционное и метрическое построение. Историко-догматическое содержание. Вопрос о датировке и атрибуции // Православная энциклопедия. URL: http: www.pravenc.ru/text/63814.html (дата обращения: 26.08.2015).
5. Лисицын М., протоиерей. Первоначальный славяно-русский Типикон. Историко-археографическое исследование. СПб., 1911.
6. Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001.
7. Момина М. А. Постная и Цветная Триодь // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. C. 389–419.
8. Никифорова А. Ю. Акафист. Литургическое употребление // Православная энциклопедия. URL: http: www.pravenc.ru/text/63814.html (дата обращения: 26.08.2015).
9. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
10. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции (по рукописям XI–XV веков): дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008.
11. Пожидаева Г. А. Историко-литургические предпосылки пространного пения на Руси // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад / Сост., отв. ред. И. Лозовая. М., 2003. С. 108–126.
12. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913. Вып. 2. Репринтное изд.: М., 1995.
13. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004.
14. Уханова Е. В. Особенности богослужения Русской Церкви IX–XIV вв. // Вестник РГНФ. М., 2000. № 3. С. 83–93.
15. Уханова Е. В. Этапы развития восточно-христианского богослужения IX — начала XV в. в древнерусских списках Студийского Устава // Гимнология: Материалы междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» / Ученые записки Научного центра церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. С. 101–113.
16. Myers G. A Historical Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoe Penie. The Deciphering of a Medieval Slavic Enigma, Sofia, 2009, pp. 104–112.
17. Myers G. 1988 “The Blagoveshchensky Kondakar and Survival of the Constantinopolitan All-Chanted Office in Kievan Rus”, in Musica Antiqua VIII. Acta Musicologica, Bydgoszcz, 1988, vol. 1, pp. 703–721.
18. Strunk O. 1977 “Intonations and Signatures of the Byzantine Modes”, in Essays on Music in the Western World, New York, 1977, pp. 19–44.

Швец Татьяна Викторовна

Гатовская Евгения Евгеньевна

Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия

Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 90-104

DOI: 10.15382/sturV201622.90-104
Настоящая статья вводит в научный обиход семнадцать ранее неизвестных четырехголосных концертов выдающегося русского композитора эпохи барокко Василия Титова. В статье представлено описание рукописей, позволяющих произвести авторскую атрибуцию концертов, а также рукописей, дающих возможность составить полные четырехголосные или неполные партитуры концертов.
Титов, концерт, рукопись, партитура, партесный стиль.
1. Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988.
2. Ефимова И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII — начала XVIII века: Дис. … канд. иск. Л., 1984. Приложение.
3. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М., 2015.
4. Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия. 2015 г. Рукопись. В печати.
5. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013. № 2.
6. Протопопов Вл. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Русская музыка всенощного бдения. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля / Сост. и науч. ред.: Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич. М., 2011.
7. Протопопов В. В. Творения Василия Титова — выдающегося русского композитора второй половины XVII — начала XVIII века. К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Избранные исследования и статьи. М., 1983.

Гатовская Евгения Евгеньевна

Глушкова Ольга Рейнгольдовна

Московское Синодальное училище в 1880–1890-е годы. Вопросы музыкального образования

Глушкова О. Р. Московское Синодальное училище в 1880–1890-е годы. Вопросы музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 105-114

DOI: 10.15382/sturV201622.105-114
Предлагаемая статья рассказывает об особенностях становления и развития национального музыкального образования в конце XIX в. Судьба знаменитых московских музыкально-учебных заведений — Синодального училища церковного пения при Синодальном хоре и Консерватории при Московском отделении Императорского Русского музыкального общества — демонстрирует единение основополагающих принципов отечественной традиции музыкального образования: профессионализм, духовность, самобытность.
Синодальное училище церковного пения, Московская консерватория ИРМО, музыкальное образование.
1. Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860–1910 / Составлен по поручению Дирекции Московского отделения заслуженным профессором Н. Д. Кашкиным. [М.]: Т-во «Печатня С. П. Яковлева». 1910.
2. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. Т. 10Б. 1890–1917-е годы / Под ред. Л. З. Корабельниковой и Е. М. Левашева. М.: Музыка, 2004.
3. Русское музыкальное общество (1859–1917). История отделений / Ред.-сост. О. Р. Глушкова. М., 2012.

Глушкова Ольга Рейнгольдовна

Садикова Екатерина Николаевна

Особенности организации церковной жизни русской эмиграции. По материалам епархиального архива

Садикова Е. Н. Особенности организации церковной жизни русской эмиграции. По материалам епархиального архива // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 115-141

DOI: 10.15382/sturV201622.115-141
В статье рассматриваются те особенности и трудности в устроении церковной и прежде всего богослужебной жизни, которые характерны для русской эмиграции XX в. и отечественному читателю мало известны. Временные рамки исследования не ограничены каким-либо одним периодом данного явления (периодизация его в исторической науке использует при перечислении наименование: «эмигрантская волна»), однако большее внимание уделяется середине XX в. — времени Второй мировой войны и ее окончания («вторая волна»). Ввиду исторических особенностей данного периода в отношении этого времени привлекаются примеры преимущественно из церковной жизни РПЦЗ. Географические рамки замыкают круг проблем в области европейского региона, хотя рассматриваются единичные явления, затрагивающие страны других континентов. Центральное место в статье занимает историческая реконструкция образования в Берлинской епархии прихода РПЦЗ, на судьбе которого отчетливо прослеживаются основные проблемы организации богослужебной жизни в условиях эмиграции, — последовательно изложенные в начале статьи. Материалом для реконструкции послужили архивные документы, ранее не публиковавшиеся. В статье осуществляется попытка выявить основные факторы, влияющие на жизнеспособность прихода, — наличие церковного помещения, клира и причта, возможность совершения регулярного богослужения, — и выяснить взаимосвязь этих факторов и их иерархическое взаимоподчинение.
Русское зарубежье, церковная жизнь русской эмиграции, Берлинская Покровская церковь на Кульмбахер штрассе, № 6, Kulmbacherstraße, 6. Kirche. Berlin — Wilmersdorf, материалы епархиальной переписки, Архив Германской епархии РПЦЗ.
1. Васютин А. В. Православие в Германии // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XI.
2. Голубцов Сергий, протодиакон. Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: жизнь и судьба. 1874–1937 // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2005. С. 189–206.
3. Корнева Г. Н., Чебоксарова Т. Н. Протоиерей Алексий Петрович Мальцев // Русские храмы и обители в Европе / Антонов В. В., Кобак А. В., авт.-сост. СПб., 2005. С. 373–382.
4. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской властью. М.: ПСТГУ, 2011.
5. Русские храмы и обители в Европе / Антонов В. В., Кобак А. В., авт.-сост. СПб., 2005.
6. Садикова Е. Н. К вопросу о происхождении церковно-певческих нотных собраний в XX веке: Берлин — Москва // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы теории и истории христианского искусства. М., 2015. № 3 (19). С. 153–178.
7. Смирнова Н. Достопримечательные русские церкви и кладбища. Paris, 2001.
8. Тугаринов Е. С. «Како воспоем песнь Господню на земле чуждей?»: К истории церковного пения в русском приходе в Лондоне от основания до наших дней. М.: ПСТГУ, 2012.
9. Федотов А. С. Российская эмиграция и русское зарубежье (К вопросу о дефинициях) // Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры: Тезисы докладов научной конференции. Москва, 13–15 апреля 1993 г. М., 1993.
10. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции // Материалы VIII Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М., 1998.
11. Backhaus A., dr., Schulz M. Die Russische Orthodoxe Kirche des Heiligen Prokop in Hamburg, München, 1994.
12. Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts, Köln, 1985.

Садикова Екатерина Николаевна

Никитюк Оксана Павловна

Работа регента с основными исполнительскими составами приходских храмов Киева на рубеже ХХ–ХХI вв. Общие характеристики и отличия

Никитюк О. П. Работа регента с основными исполнительскими составами приходских храмов Киева на рубеже ХХ–ХХI вв. Общие характеристики и отличия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 142-155

DOI: 10.15382/sturV201622.142-155
Целью автора статьи явилось рассмотрение особенностей хормейстерской деятельности регента приходских исполнительских составов в условиях современной церковнопевческой практики; поиск сходства и отличий работы регента и регента-хормейстера; выявление возникающих репертуарных и исполнительских задач; обозначение проблем, связанных с уровнем профессионального музыкального образования певцов и регентов. В статье сформированы условные группы церковных хоровых коллективов, объединенных различным уровнем музыкального образования: профессиональный большой хор — клиросный ансамбль; профессиональный хоровой церковный ансамбль — клиросный ансамбль; а также группа хоровых церковных коллективов, равных по своей профессиональной музыкальной подготовке: большой профессиональный церковный хор — профессиональный хоровой ансамбль. В результате проведенного исследования детализированы основные направления в функционировании и управлении клиросным любительским и профессиональным хоровым церковным ансамблем; отмечены направления эволюции мануальной дирижерской техники. Сравнительная характеристика работы регента с тремя действующими типами церковных хоровых коллективов показала, что на современном этапе церковно-приходской жизни актуальным становится его деятельность в области пения профессионального ансамбля, который в свою очередь требует наивысших профессиональных знаний и умений как регента, так и певцов. Современная церковно-приходская практика дает регенту импульс к решению актуальных проблем и задач, связанных с работой профессионального церковного хорового ансамбля.
регент, хормейстер, хоровой ансамбль, хор, мануальная техника, дирижирование, певчие, богослужебное пение, клиросный ансамбль, приходское пение.
1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. С. 216.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1: Сущность. Сис тема. История. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1998.
3. Князев А., прот. «Аще изволит настоятель» // «АиО» (Сурож). 1999. № 4 (22). URL:http://aliom.orthodoxy.ru/arch/022/022-knjaz.htm
4. Ковин Н. Управление хором. Пособие для регентов // Хоровое и регентское дело. Петроград, 1915. С. 46.
5. Кустовский Е. С. Дирижерская техника на клиросе: Пособие для начинающих регентов. М., 2003. С. 27.
6. Романовский Н. В. Хоровой словарь / Романовский Н. В. Л.: Музыка, 1968. С. 7.

Никитюк Оксана Павловна

Давидова Мария Георгиевна

Современная роспись храма: стиль и программа — система взаимодействия

Давидова М. Г. Современная роспись храма: стиль и программа — система взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 156-165

DOI: 10.15382/sturV201622.156-165
Статья посвящена практическим вопросам православной монументальной росписи. Высказывается мысль о необходимости соответствия программы изображений характеру избранной художественной стилизации. В статье рассматриваются три варианта художественной стилизации в православной монументальной живописи, которые имеют наибольший резонанс в настоящее время в России. Это стиль Московской школы XV в., а также традиции изобразительного искусства XI–XII вв. и живописи Палеологовского периода. Каждый из вариантов стиля подразумевает определенные решения в ритмике и композиции, а также в организации всего сюжетного материала. Так, например, наиболее ранний стиль характеризуется монументальной лаконичностью, значимостью композиционных пауз. В программе росписей важную роль играют образы святых в пространстве храма и 4–6 композиций Великих праздников. Стиль Палеологовской Византии с его повествовательными многофигурными композициями и ренессансным «реализмом» требует расположения «Успения Богоматери» на западной стене и сцены «Небесной Литургии» в куполе. Стилистика Рублева-Дионисия подразумевает сложный расчет в распределении масштабных соотношений в интерьере для достижения гармонии.
художественная стилизация, программа изображений, московская школа XV в., византийская живопись эпохи Македонского Возрождения, палеологовская традиция живописи на Балканах, византизирующие тенденции в живописи итальянского Проторенессанса.
1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. СПб., 2004.
2. Крылов А. К. Новые данные о можайских фресках XVI в. (по результатам исследований 1996–1999 гг.) // Крылов А. К. Колористический символизм древнерусской стенописи (статьи, исследования, заметки). СПб., 2011. С. 253–270.
3. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI вв. // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–107.
4. Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
5. Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280–1400. М., 2003.
6. Современная православная икона. М., 1994.
7. Языкова И. «Се творю все новое…» Икона в ХХ веке. М., 2002. С. 143–144.
8. Borsook E. The Mural Painters of Tuscany from Cimabue to Andrea del Sarto, London, 1980.
9. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium, London, 1947.
10. Hertlein E. Die Basilika San Francesco in Assisi, Florence, 1964.
11. Martindale A. Simone Martini, Oxford, 1988.
12. Prokopp M. Pietro und Ambrogio Lorenzetti, Berlin, 1985.
13. Smart A. The Dawn of Italian Painting, 1250–1400, Oxford, 1978.

Давидова Мария Георгиевна

Байкова Елена Николаевна

Хор как оркестр человеческих голосов

Байкова Е. Н. Хор как оркестр человеческих голосов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 166-174

DOI: 10.15382/sturV201622.166-174
Данная статья посвящена актуальному вопросу о ведущей роли формы и содержания в отечественном певческом искусстве. Этот вопрос представлен в историческом ракурсе (связь современности с певческой традицией) и в рамках исследования творческой деятельности известных отечественных хоровых коллективов, в частности Московского государственного академического камерного хора под управлением В. Н. Минина. В центре внимания автора — феномен отечественного хорового музыкального искусства, произведения русских композиторов XIX–XX столетий. Понятие А. В. Никольского «тембризация» проецируется на музыкальную практику прославленных хоровых коллективов: Государственного академического хора п/у А. В. Свешникова, Республиканской академической хоровой капеллы п/у А. А. Юрлова, Санкт-Петербургской хоровой капеллы п/у В. А. Чернушенко, Московского камерного хора п/у В. Н. Минина. Данное понятие изучается в таких областях отечественной культуры, как народнопесенное творчество, церковно-певческое искусство. В связи с этим обсуждается организующая и направляющая роль дирижера, создающего художественное целое. Феномен голоса и ансамблевой слитности становятся решающим моментом в определении стилевых особенностей национального хорового искусства.
«хор как оркестр человеческих голосов», певческая традиция, вокальное мастерство, тембр, хоровой дирижер.
1. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 2-я половина XVII — начало XX века. СПб., 2007.
2. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 1-я половина XX века. СПб., 2003.

Байкова Елена Николаевна