/

Гусейнова Зивар Махмудовна

Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века


Гусейнова З. М. Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 145-157.

DOI: 10.15382/sturV201520.145-157

Аннотация

В статье рассматривается регулярно встречающийся в русских крюковых рукописях феномен частичного нотирования, в результате которого пропуски нотации затрагивают целые книги или разделы, отдельные песнопения или микроциклы. Особенно часто это отмечается в рукописях XV в., обозначившего «стилевой перелом» в церковном пении. В статье приводятся основные причины фрагментарного нотирования — переход на Иерусалимский Устав, формирование новых песнопений, утверждение раздельноречия, отказ от древних нотных знаков и выработка новых.

Ключевые слова

рукопись, Иерусалимский устав, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, эпоха стилевого перелома, знаменные книги, фрагментарная нотация

Список литературы

1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: Историко-книговедческий анализ. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. Специальность 05.25.03 — библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Дис. … канд. ист. наук. М., 2014.
2. Гусейнова З. М. Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2008. С. 7–14.
3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
4. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции. Автореф. … дис. … д-ра искусствоведения. Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство. М., 2006. С. 12–13.
5. Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII–XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2003. С. 443–451.
6. Турилов А. А. После Климента и Наума (славянская письменность на территории Охридской епископии в X — первой половине XIII в.) // Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси: Этюды и характеристики. М., 2012.
7. Тюрина О. В. Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2013. Вып. 3 (12). С. 7–24.
8. Филиппова Е. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV–XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / Сост. ред. И. Е. Лозовая. М., 2006. С. 75–85. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 55). С. 5–17.

Данные об авторе

Гусейнова Зивар Махмудовна