/

Соловьева Лариса Валентиновна

Флорентийские эмали первой половины XIV в


Соловьева Л. В. Флорентийские эмали первой половины XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 113-124.

DOI: 10.15382/sturV201520.113-124

Аннотация

В статье рассматриваются основные художественные тенденции в эмальерном деле Флоренции в 1-й пол. XIV в. В этот период искусство флорентийских ювелиров было на подъеме, особое предпочтение они оказывали технике эмали. Флорентийские мастера широко использовали как уже издавна известную технику выемчатой эмали, так и новую прозрачную эмаль по невысокому серебряному рельефу. Техника прозрачной эмали была заимствована флорентийскими ювелирами у мастеров Сиены. В отличие от сиенских ювелиров, флорентийские мастера ориентировались не на готическое искусство Франции, а на искусство проторенессанса в лице своего соотечественника Джотто. В то же время в творчестве флорентийских эмальеров наблюдаются реминисценции некогда мощного византийского влияния, как, например, в алтарном фризе Андреа Пуччи Сарди. Эмалевые миниатюры не только украшали ювелирные произведения, но и воплощали иконографическую программу литургических изделий. Одним из самых крупных флорентийских мастеров этого периода был ювелир Андреа Ардити, серебряный потир которого хранится в собрании Музеев Московского Кремля.

Ключевые слова

треченто, готика, проторенессанс, византийское влияние, искусство Джотто, Андреа Пуччи Сарди, Андреа Ардити, выемчатая эмаль, прозрачная эмаль, ювелирное искусство, техника, флорентийские ювелиры, потир, реликварий

Список литературы

1. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.
2. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Т. II.
3. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
4. Челлини Б. Жизнеописания. Трактаты. Поэзия. СПб., 2003.
5. Arnolfo alle origini del Rinascimento italiano: Catalogo della mostra, Firenze, 2005.
6. Atti del I Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, 1984, vol. 14/2.
7. Atti del II Convegno sugli smalti traslucidi italiani, Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18.
8. Atti del III Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1991, vol. 21.
9. Atti del IV Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1994, vol. 24.
10. Atti del V Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1997. vol. 4/2.
11. Cocchi A. Degli antichi reliquary di S. Maria del Fiore e di S. Giovanni a Firenze, Firenze, 1901, pp. 17.
12. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
13. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
14. L’Orefi ceria nella Firenze del Quatrocento: Catalogo della mostra, Firenze, 1977.
15. Orefi ceria sacra italiana. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1988.
16. Strocchi C. 1988 “Lo smalto traslucido a Firenze: prime osservazioni sulla bottega di Andrea Arditi”, in Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18, pp. 137–150.
17. Strozzi B. P. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 2014.
18. Venturi A. Storia dell`arte italiana, Milano, 1904, vol. 4.

Данные об авторе

Соловьева Лариса Валентиновна