/

Казанцева Татьяна Генриховна

Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики


Казанцева Т. Г. Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 130-144.

DOI: 10.15382/sturV201519.130-144

Аннотация

Вопрос о темпе исполнения песнопений знаменного распева является одним из наименее изученных в отечественной музыкальной медиевистике. В настоящей статье характеризуются основные источники сведений о данном параметре древнерусской монодии, отмечаются ограничения каждого из них. Наиболее подробно рассматривается старообрядческое сочинение нач. XX в., непосредственно посвященное данному вопросу; выдвигается версия о его принадлежности перу наставника тульской поморской общины Д. В. Батова. Дополнительно привлекаются результаты исследования показателей темпа в пении современных старообрядческих общин различных деноминаций. Устанавливается зависимость темповой трактовки песнопений различных стилистических структур от традиции, сложившейся в той или иной группе старообрядческих согласий; делается вывод о том, что автор анализируемого сочинения опирался на практику поморского согласия.

Ключевые слова

знаменный распев, темп, квантитативная ритмическая система, музыкально-теоретические руководства, литургическое пение старообрядцев

Список литературы

1. Агеева Е. А., Батова Е. К. Батов Д. В. // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 379.
2. [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / Авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2012.
3. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
4. Вознесенский А. В., Мангилев П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701–1918): Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996.
5. Волков В. В. Гектографированные издания 2-й пол. XIX — нач. XX вв. — источник изучения православной письменности позднего периода (URL: http://tver-grant.ru/svg/wordpress/?p=442 (дата обращения: 11.02.2015)).
6. Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях (Археография и источниковедение Сибири). Вып. 28. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
7. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858.
8. Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 46–49.
9. Половинкин П. В. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина (URL: http://samstar.ucoz.ru/news/polovinkin_pv_syzranskaja_staroobrjadcheskaja_gektografi cheskaja_tipografi ja_p_m_bezvodina/2010-02-03-3171 (дата обращения: 11.02.2015)).
10. Скворцов Д. И. Тульский поморский наставник Д. В. Батов. Тула, 1911.
11. Ф. К. П. [Кондратьев Ф. П.] Памяти Д. В. Батова // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 49–62.
12. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: Сб. ст. М., 1978. С. 48–104.
13. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.
14. Хвальковский Д. В. Дионисий Васильевич Батов (Биографический очерк) // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 167–189.
15. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
16. Яксанов В. З. Два светильника (памяти Д. В. Батова и А. А. Надеждина) // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 33–45.

Данные об авторе

Казанцева Татьяна Генриховна