/

Давидова Мария Георгиевна

Значение термина «программа росписей» для церковного монументального искусства


Давидова М. Г. Значение термина «программа росписей» для церковного монументального искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 120-129.

DOI: 10.15382/sturV201519.120-129

Аннотация

Статья посвящена общим вопросам программы росписи православного храма. В тексте рассматривается значение термина «программа росписей», а также содержание терминологии, связанной с этим понятием. В специальной литературе эта тема довольно широко освещена, но авторы, как правило, касаются вопроса лишь опосредованно, в связи с описанием и интерпретацией конкретных памятников церковной живописи, и не предлагают точного определения программы росписей, подразумевая под этим словосочетанием разные понятия. В настоящее время, когда восстанавливаются и создаются новые храмы, вопрос составления программы росписей становится не только актуальной, но неотъемлемой частью творческой работы художника, который не всегда владеет алгоритмом создания подобной программы. Главной целью статьи является раскрытие понятия программы росписей храма как теоретической проблемы. В числе поставленных задач необходимо выделить общее описание всех основных граней этого понятия, а также выяснение вопроса о том, в какой исторический период формируется тот ансамбль изображений храма, который может расцениваться как программа росписей.

Ключевые слова

программа росписи храма, общие закономерности выбора сюжетных предпочтений, традиционный алгоритм выбора и сочетаемости образов в рамках одного архитектурного пространства (схема), каноническая сочетаемость образов.

Список литературы

1. Бабиħ Г., Кораħ В., Ħирковиħ С. Студеница. Београд, 1986.
2. Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины XIII в. М., 1988.
3. Иерусалим в русской культуре. М., 1994.
4. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI вв. // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–107.
5. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 26–32.
6. Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894.
7. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.
8. Штендер Г., Сивак С. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т. 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира / Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288–297.
9. Byzantinische Mosaiken aus Jordanien, Wien, 1986.
10. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium, Leningrad, 1947.
11. Hueck I. Das Programm der Kuppelmosaiken im Florentiner Baptisterium, Mondorf, Rhein, 1962.
12. Mango C. Byzantine Architecture, New York, 1976.
13. Taft R. 1995 “Church & Liturgy in Byzantium: the Formation of the Byzantine Synthesis”, in Vizantinorossika. Tr. Sankt-Peterburgskogo obshhestva vizantino-slavjanskih issledovanij, Saint-Petersburg, 1995, vol. 1: Liturgija, arhitektura i iskusstvo vizantijskogo mira, pp. 13–29.
14. Underwood P. A. The Kariye Djami, New York, 1975, vol. 4.

Данные об авторе

Давидова Мария Георгиевна