/

Игошев Валерий Викторович

Мастера серебряных окладов икон XVII в. иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря и особенности их работы


Игошев В. В. Мастера серебряных окладов икон XVII в. иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря и особенности их работы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 81-101.

DOI: 10.15382/sturV201519.81-101

Аннотация

В статье исследуются ранее не изученные серебряные оклады икон XVII в. пятиярусного иконостаса суздальского Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. Анализируется типология, характер декора окладов, а также технические и стилистические приемы работы мастеров-серебряников (басма, гравировка, чеканка). В результате сделаны выводы о том, что в артели при изготовлении серебряных окладов иконостаса работали серебряники из Москвы и Ярославля. Московские мастера делали части окладов в технике басмы, а ярославцы — в технике гравировки и чеканки. Выявлены сохранившиеся во Владимиро-Суздальском музее серебряные предметы церковной утвари для Евхаристии, вложенные в Преображенский собор при его повторном освящении в 1670 г. Доказано, что эти произведения серебряного дела изготовлены ярославскими мастерами. Исследование и атрибуция данного набора для Евхаристии и серебряных окладов икон позволяет установить дату окончания работы над пятиярусным иконостасом — 1 октября 1670 г.

Ключевые слова

Спасо-Евфимиев монастырь, Преображенский собор, иконостас, оклады икон, басма, гравировка, чеканка, церковная утварь, ярославские серебряники, московские серебряники

Список литературы

1. Андрющенко А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Н. Новгород, 1904. С. 80.
2. Болотцева И. П. Ярославская иконопись XIII–XVIII веков. Ярославль, 1981.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.
4. Вахрамеев И. А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906.
5. Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.
6. Комашко Н. И. Иконостас собора Спасо-Евфимиева монастыря в контексте художественной жизни Москвы третьей четверти XVII века // Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России (к 650-летию основания монастыря). Владимир; Суздаль, 2003.
7. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века. М., 2004. Т. 1, 2.
8. Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. М., 2001.
9. Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII века. Вып. 1–2. Л., 1928–1930.
10. Филатов В. В. Реставрация произведений русской иконописи. М., 2007.
11. Флеров А. В. Художественная обработка металлов. М., 1986.

Данные об авторе

Игошев Валерий Викторович