/

Парфенова Елена Викторовна

Пропорция в монументальных остроконечных алтарях художников позднего дученто и раннего треченто


Парфенова Е. В. Пропорция в монументальных остроконечных алтарях художников позднего дученто и раннего треченто // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 27-40.

DOI: 10.15382/sturV201519.27-40

Аннотация

Историки искусства давно проявляют интерес к изучению использования пропорций при создании произведений искусства. Недавние исследования принесли новые доказательства применения геометрических и гармоничных систем при создании позднесредневековых станковых произведений. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства позднего дученто и раннего треченто, проводится анализ размеров и пропорций некоторых алтарных работ Чимабуэ, Дуччо, Джотто. Раскрывая творческий подход художников нач. XIV в., автор статьи рассматривает основные методы формирования представленных алтарных картин, пропорциональные соотношения их частей. Это имеет большое значение с исторической точки зрения: в исследовании утверждается понимание важности художниками дученто и треченто точно найденных пропорций в произведении искусства. Ведь именно точно найденные пропорции придают ему необходимую гармоничность и легкость восприятия. Кроме того, знание современными исследователями механизмов, которые использовали художники прошлого при создании своих работ, имеет большое практическое значение. Так, эти знания могут быть использованы для вычисления размеров утраченных частей при реконструкции произведения. Наряду со стилистическими и иными характеристиками, сведения о том, к каким законам прибегал тот или иной живописец (на каком творческом этапе, какова специфика их использования), могут стать дополнительными доказательствами при разрешении проблемы атрибуции. В целом представленное исследование расширяет знание об искусстве Италии кон. XIII — нач. XIV в.

Ключевые слова

Чимабуэ, Дуччо, Джотто, треченто, дученто, остроконечный, пропорция, алтарный образ, обрамление, размер, Распятие, закономерность, гармония, прямоугольник, квадрат, диагональ, ширина, высота

Список литературы

1. Бабич В. Н. Теория пропорций в архитектуре / Архитектон: известия вузов. 15.06.2006. № 15 (URL: http://archvuz.ru/2006_3/19 (дата обращения: 20.01.2015)).
2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1: Ранняя классика. М.: Высшая школа, 1963; АСТ, 2000. §2: Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях.
3. Brink J. 1977 “Measure and Proportion in the Monumental Gabled Altarpieces of Duccio, Cimabue, and Giotto”, in Racar: revue d`art canadienne / Canadian Art Review, 1977, vol. 4/2, pp. 69–77.
4. Tabor Ph. A Space for Half-Formed Thoughts, Amsterdam, 14–16 November, 2002.
5. White J. 1969 “Donatello`s High Altar in the Santo at Padua”, in Art Bulletin, 1969, vol. 51/1–14, pp. 119–141.
6. Zervas D. F. 1976 “Ghiberti`s St. Mathew Ensemble at Orsanmichele: Symbolism in Proportion”, in Art Bulletin, 1976, vol. 58, pp. 36–44.

Данные об авторе

Парфенова Елена Викторовна