/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (19)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV±V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников

Урбанович Ю. Я. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV±V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 7-26

DOI: 10.15382/sturV201519.7-26
В статье анализируются особенности развития североафриканской раннехристианской архитектуры в связи с местной традицией почитания мучеников и исповедников, восходящей к дохристианской традиции поминовения усопших. Археологические и литературные исследования позволяют сделать вывод, что Церковь в Северной Африке в IV–V вв. испытывала серьезное влияние языческого отношения к смерти и почившим предкам, которое проявлялось в архитектуре, богословии (донатизм) и повседневной религиозной практике. Только к VI в., когда вандальская Северная Африка была завоевана византийскими войсками, эта местная практика почитания умерших была приведена в согласие с византийской литургической и архитектурной традицией.
мученик, гробница, мартириум, Северная Африка, блж. Августин, донатизм, погребальная трапеза, алтарь, менса, базилика, апсида.
1. Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике. СПб., 1995.
2. Сергеева Е. В. Первые христианские общины в Северной Африке // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. СПб., 2007. Вып. 6. С. 421–432.
3. Ш.-Андре Жюльен. История Северной Африки. Тунис. Алжир. М., 1961.
4. Cintas J., Duval N. 1976 “Le martyrium de Cincari et les martyria triconques et tétraconques en Afrique”, in Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1976, vol. 88/2, pp. 853–927.
5. Cintas M., Duval N. 1978 “Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus”, in Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1978, vol. 90/2, pp. 871–950.
6. Delehaye H. Les origines du culte des martyrs, Bruxelles, 1912.
7. Duval Y. 1984 “Densité et répartition des évêchés dans les provinces africaines au temps de Cyprien”, in Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1984, vol. 96/1, pp. 493–521.
8. Duval N. 1987 “Une basilique chrétienne à deux absides à Sabratha (Tripolitaine)? La basilique I: une révision récente. Études d'Archéologie chrétienne nord-africaine. XVI”, in Revue des Etudes Augustinniennes, 1987, vol. 33, pp. 269–301.
9. Duval N. 1968 “L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967”, in Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres, 1968, vol. 112/2, pp. 221–244.
10. Duval N., Barrate F. Les ruines de Sufetula Sbeitla, Tunis, 1973.
11. Jensen R. M. 2008 “Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity”, in Brink L., Green D. (eds.) Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials, Berlin, New York, 2008, pp. 107–143.
12. Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium in Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art, New York, 1969.
13. Monceaux P. Histoire litteraire de 1'Afrique chretienne, Paris, 1901.
14. Quasten J. 1940 ““Vetus Superstitio et Nova Religio” the Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa”, in The Harvard Theological Review, 1940, vol. 33/4, pp. 253–266.
15. Raven S. Rome in Africa, New York, 1993.
16. Rebillard É. 1993 “Koimetérion et Coemeterium: tombe, tombe sainte, nécropole”, in Mélanges de l’école française de Rome, 1993, vol. 105/2, pp. 975–1001.
17. Romanelli P. 1940 “La basilica cristiana nell'Africa settentrionale italiana”, in Atti IV Congresso int. di Arch. Crist. 1938, Vatican, 1940, vol. 1: Description de la basilique I, pp. 247–253.
18. Telfer W. 1961 “The Origins of Christianity in Africa”, in Studia Patristica, Berlin, 1961, vol. 4, pp. 512–517.
19. Toutain J. 1891 “Fouilles de M. Gsell à Tipasa: Basilique de Sainte Salsa”, in Mélanges d'archéologie et d'histoire, 1891, vol. 11/1, pp. 179–185.
20. Ward-Perkins J. B. Interim Report on Excavations at Sabratha in 1948, Reports on Monographs of the Department of Antlquities in Tripolitania, 1949, vol. 2.

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Парфенова Елена Викторовна

Пропорция в монументальных остроконечных алтарях художников позднего дученто и раннего треченто

Парфенова Е. В. Пропорция в монументальных остроконечных алтарях художников позднего дученто и раннего треченто // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 27-40

DOI: 10.15382/sturV201519.27-40
Историки искусства давно проявляют интерес к изучению использования пропорций при создании произведений искусства. Недавние исследования принесли новые доказательства применения геометрических и гармоничных систем при создании позднесредневековых станковых произведений. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства позднего дученто и раннего треченто, проводится анализ размеров и пропорций некоторых алтарных работ Чимабуэ, Дуччо, Джотто. Раскрывая творческий подход художников нач. XIV в., автор статьи рассматривает основные методы формирования представленных алтарных картин, пропорциональные соотношения их частей. Это имеет большое значение с исторической точки зрения: в исследовании утверждается понимание важности художниками дученто и треченто точно найденных пропорций в произведении искусства. Ведь именно точно найденные пропорции придают ему необходимую гармоничность и легкость восприятия. Кроме того, знание современными исследователями механизмов, которые использовали художники прошлого при создании своих работ, имеет большое практическое значение. Так, эти знания могут быть использованы для вычисления размеров утраченных частей при реконструкции произведения. Наряду со стилистическими и иными характеристиками, сведения о том, к каким законам прибегал тот или иной живописец (на каком творческом этапе, какова специфика их использования), могут стать дополнительными доказательствами при разрешении проблемы атрибуции. В целом представленное исследование расширяет знание об искусстве Италии кон. XIII — нач. XIV в.
Чимабуэ, Дуччо, Джотто, треченто, дученто, остроконечный, пропорция, алтарный образ, обрамление, размер, Распятие, закономерность, гармония, прямоугольник, квадрат, диагональ, ширина, высота
1. Бабич В. Н. Теория пропорций в архитектуре / Архитектон: известия вузов. 15.06.2006. № 15 (URL: http://archvuz.ru/2006_3/19 (дата обращения: 20.01.2015)).
2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1: Ранняя классика. М.: Высшая школа, 1963; АСТ, 2000. §2: Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях.
3. Brink J. 1977 “Measure and Proportion in the Monumental Gabled Altarpieces of Duccio, Cimabue, and Giotto”, in Racar: revue d`art canadienne / Canadian Art Review, 1977, vol. 4/2, pp. 69–77.
4. Tabor Ph. A Space for Half-Formed Thoughts, Amsterdam, 14–16 November, 2002.
5. White J. 1969 “Donatello`s High Altar in the Santo at Padua”, in Art Bulletin, 1969, vol. 51/1–14, pp. 119–141.
6. Zervas D. F. 1976 “Ghiberti`s St. Mathew Ensemble at Orsanmichele: Symbolism in Proportion”, in Art Bulletin, 1976, vol. 58, pp. 36–44.

Парфенова Елена Викторовна

Тюрина Ольга Владимировна

О графическом воплощении Евангельских Стихир большого роспева: от тайнозамкненной формы записи к розводу дробным знаменем

Тюрина О. В. О графическом воплощении Евангельских Стихир большого роспева: от тайнозамкненной формы записи к розводу дробным знаменем // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 41-51

DOI: 10.15382/sturV201519.41-51
В статье рассмотрены две основные графические редакции цикла Евангельских Стихир, являющиеся выражением двух способов записи мелоса песнопений, — тайнозамкненная и разведенная (розводная). Вступительный раздел статьи посвящен краткому обзору исторического пути развития цикла, зафиксированного в певческих рукописях с XII до конца XVII в. — от ранних тайнозамкненных, не поддающихся расшифровке, до поздних, записанных дробным знаменем форм. После чего, уже на материале конкретных песнопений, автор подробнее обращается к анализу их графического содержания, в частности к сравнению записи песнопений в ранних (80-е гг. XVI в.) и поздних (2-я пол. — кон. XVII в.) списках разведенной редакции и выявлению расхождений между ними. Проведенный сравнительный анализ наглядно показывает вариативность графической фиксации единого мелоса в разных списках, на основании чего сделан вывод о поэтапном создании розводов Стихир дробным знаменем на протяжении нескольких десятилетий.
древнерусский распев, знаменный распев, знаменная нотация, большой роспев, мелизматические певческие стили, мелизматические формулы.
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
2. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой распев. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. С. 42–71.
3. Тюрина О. В. О некоторых особенностях древних графических форм мелизматического стиля на примере цикла Евангельских Стихир // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (Гимнология. Вып. 6). М., 2011. С. 215–230.
4. Тюрина О. В. Тайнозамкненная фиксация фит в цикле Евангельских Стихир большого роспева // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: мат-лы. Т. 2. М., 2011. С. 290–296.
5. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад (Гимнология. Вып. 5). М., 2008. С. 171–176.

Тюрина Ольга Владимировна

Маиер Полина Вячеславовна

Западноевропейские источники иконографии «Плоды страданий Христовых»: «Живой Крест» и «Древо Жизни» в русской иконописи

Маиер П. В. Западноевропейские источники иконографии «Плоды страданий Христовых»: «Живой Крест» и «Древо Жизни» в русской иконописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 52-80

DOI: 10.15382/sturV201519.52-80
В статье поднимается проблема иконографических заимствований в поздней русской иконописи. Исследование посвящено выявлению источников редкой иконографии кон. XVII в. «Плоды страданий Христовых». Тезис об основополагающем влиянии западноевропейских иконографических типов «Живой Крест» и «Древо Жизни» находит последовательное подтверждение при иконографическом анализе. На основе иконологического метода предпринята попытка проанализировать западные образцы в культурнобогословском контексте породившей их эпохи. Особое внимание уделено мнемотехнической схеме-диаграмме «Lignum Vitae», связанной с одноименным сочинением францисканца Бонавентуры. Практики страстных медитаций и нужды проповеднической деятельности определили особенности построения нравоучительно-дидактических схем, на которых плоды Древа Жизни сопоставлялись с определенными отрезками жизни Спасителя и с Его предкрестными страданиями. Страстная тематика, визуальная метафора и эффект иконичности объединяют медальоны-плоды на схемах «Lignum Vitae» и плодыцветы со страстными эмблемами на русских памятниках. Автор обращается к генезису и иконографической эволюции указанных типов, устанавливает их семантическую близость и смысловую инвариантность, определяет степень адаптации этих сюжетов на русском материале. Делается вывод об объединяющем оба иконографических типа — «Живого Креста» и «Древа Жизни» — концепте визуализации абстрактной идеи и построения изображения как крестной аллегории с применением мнемонической схемы. Принцип организации поля тематических ассоциаций является общим для всех рассмотренных произведений. Частичная рецепция экзегетической традиции Запада объясняет иконографические трансформации на поздних русских иконах «Плоды страданий Христовых».
иконография «Плоды страданий Христовых», «Живой Крест», «Древо Жизни», мнемотехническая диаграмма, гравюра-конклюзия, западноевропейские иконографические заимствования, аллегории креста.
1. Звездина Ю. Н. Аллегорическая композиция «Смертный человек...» и западноевропейские традиции темы «Memento mori» // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001. С. 185–192.
2. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских // Труды VII археологического съезда в Ярославле 1887 г. Т. 1. М., 1890.
3. Поло де Болье М. А. Визуальные образы средневековой проповеди. Доклад в ПСТГУ 12 и 16 мая 2014 г. и его обсуждение (URL: http://pstgu.ru/news/life/science/2014/06/09/53690/ (дата обращения: 29.10.2014)).
4. Постернак О. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). С. 284–297.
5. Процветший Крест. Иконография «Плоды страданий Христовых» из церквей, музейных и частных собраний России, Германии, Италии, Швейцарии / О. Кузнецова, авт. сост. М., 2008.
6. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Кн. 3: Притчи и листы духовные (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 25). СПб., 1881.
7. Юревич Д., свящ., Тимофеев А., свящ. Древо Жизни // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2008. С. 268–269.
8. Bauerreis E. Arbor Vitae. Der Lebensbaum und seine Verwendung in Liturgie und Kunst des Abendlandes, München, 1939.
9. Bethe H. 1947 “Baumkreuz“, in Reallexikon zur deutschen Kunstgeschichte, Stuttgart, 1947, vol. 2, pp. 100–105.
10. Dinzelbacher P. 1999 “Meditation“, in Lexikon des Mittelalters, Stuttgart, Weimar, 1999, vol. 6., pp. 450–452.
11. Füglister R. L. Das lebende Kreuz: Ikonographisch-ikonologische Untersuchung der Herkunft und Entwicklung einer spätmittelalterlichen Bildidee und ihrer Verwurzelung im Wort, Einsiedeln, 1964.
12. Huber R., Rieth R. (eds.) Glossarium artis: Dreisprachiges Wörterbuch der Kunst, München, 1992, vol. 2: Kirchengeräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen.
13. Jászai G. 1994 “Kreuzallegorie“, in Lexikon der christlichen Ikonographie. Sonderausgabe, Freiburg, 1994, vol. 2, pp. 595–600.
14. Lucchesi-Palli E. 1961 “Kreuzigung Christi in der Kunst“, in Höfer J., Rahner K. (eds.) Lexikon für Theologie und Kirche, Freiburg, 1961, vol. 6, pp. 622–626.
15. Nagler G. K. Neues allgemeines Künstler-Lexicon oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher, Formschneider, Lithographen, Zeichner, Medailleure, Elfenbeinarbeiter, etc., München, 1841, vol. 10.
16. Nitz G. 1992 “Lebensbaum“, in Bäumer R., Scheffczyk L. (eds.) Marienlexikon, St. Ottilien, 1992, vol. 4, pp. 53–54.
17. Preisinger R. Lignum vitae. Zum Verhältnis materieller und mentaler Bilder im Mittelalter, Paderborn, 2014.
18. Réau L. Iconographie de l’Art Chrétien, Paris, 1957, vol. 2/2.
19. Rehm U. 1991 “Kreuzallegorie“, in Bäumer R., Scheffczyk L., (eds.) Marienlexikon, St. Ottilien, 1991, vol. 3, pp. 660–663.
20. Rosenberg A. Kreuzmeditation. Die Meditation des ganzen Menschen, München, 1976.

Маиер Полина Вячеславовна

Игошев Валерий Викторович

Мастера серебряных окладов икон XVII в. иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря и особенности их работы

Игошев В. В. Мастера серебряных окладов икон XVII в. иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря и особенности их работы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 81-101

DOI: 10.15382/sturV201519.81-101
В статье исследуются ранее не изученные серебряные оклады икон XVII в. пятиярусного иконостаса суздальского Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. Анализируется типология, характер декора окладов, а также технические и стилистические приемы работы мастеров-серебряников (басма, гравировка, чеканка). В результате сделаны выводы о том, что в артели при изготовлении серебряных окладов иконостаса работали серебряники из Москвы и Ярославля. Московские мастера делали части окладов в технике басмы, а ярославцы — в технике гравировки и чеканки. Выявлены сохранившиеся во Владимиро-Суздальском музее серебряные предметы церковной утвари для Евхаристии, вложенные в Преображенский собор при его повторном освящении в 1670 г. Доказано, что эти произведения серебряного дела изготовлены ярославскими мастерами. Исследование и атрибуция данного набора для Евхаристии и серебряных окладов икон позволяет установить дату окончания работы над пятиярусным иконостасом — 1 октября 1670 г.
Спасо-Евфимиев монастырь, Преображенский собор, иконостас, оклады икон, басма, гравировка, чеканка, церковная утварь, ярославские серебряники, московские серебряники
1. Андрющенко А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Н. Новгород, 1904. С. 80.
2. Болотцева И. П. Ярославская иконопись XIII–XVIII веков. Ярославль, 1981.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.
4. Вахрамеев И. А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906.
5. Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.
6. Комашко Н. И. Иконостас собора Спасо-Евфимиева монастыря в контексте художественной жизни Москвы третьей четверти XVII века // Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России (к 650-летию основания монастыря). Владимир; Суздаль, 2003.
7. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века. М., 2004. Т. 1, 2.
8. Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. М., 2001.
9. Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII века. Вып. 1–2. Л., 1928–1930.
10. Филатов В. В. Реставрация произведений русской иконописи. М., 2007.
11. Флеров А. В. Художественная обработка металлов. М., 1986.

Игошев Валерий Викторович

Постернак Кирилл Владимирович

Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени

Постернак К. В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 102-119

DOI: 10.15382/sturV201519.102-119
Статья посвящена малоизученному явлению — введению в интерьеры русских храмов петровского времени элементов, заимствованных из европейской церковной архитектуры. Подробно рассмотрены такие новшества, как сквозные иконостасы с широкими царскими вратами, полностью открывающими алтарь, открытые резные престолы, надпрестольные сени в виде барочных кивориев, проповеднические кафедры. Показано, что большинство этих элементов впервые встречается в интерьере Преображенского собора в Нарве, переоборудованного из лютеранской кирхи (освящен как православный храм в 1708 г.). Их активное распространение в русской церковной архитектуре нач. XVIII в. следует связывать с влиянием Петра I. К сер. XIX в. подобные элементы полностью вышли из богослужебного употребления.
Петр I, церковная архитектура, барокко, иконостас, престол, надпрестольная сень, киворий, проповедническая кафедра.
1. Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге. 1709–1909. СПб., 1909.
2. Аронова А. А. Русская архитектурная практика начала XVIII века в свете голландских впечатлений Великого посольства // Искусствознание. 2002. № 1. С. 356–367.
3. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
4. Вертоградский Н. (Кафедральный) Спасо-Преображения собор в гор. Нарве. 1708–1908 гг. (К 200-летию его преобразования в православный русский храм.) Нарва, 1908.
5. Кириков Б. М. Прообразы композиции Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2: Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. СПб., 1994. С. 13–37.
6. Кириллов В. В. Классические тенденции формообразования в архитектуре Подмосковья петровского времени // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1994. C. 15–24.
7. Коченовский О. Нарва: Градостроительное развитие и архитектура. Таллин, 1991.
8. Микишатьев М. Н. Композиционные особенности и историческое место архитектуры Никольской церкви в Полтеве // Архитектурное наследство. 1995. Вып. 38. С. 282–290.
9. Мозговая Е. Б. Иконостас // Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. С. 8–32.
10. Мозговая Е. Б. Творчество И. П. Зарудного. Дис. … канд искусствоведения. Л., 1977.
11. Религиозный Петербург / Колл. авт., сост. П. Климов. СПб., 2004.
12. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 9. «Из–Каста». СПб., 1997.
13. Сморжевских-Смирнова М. Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия в церковном панегирике Петровской эпохи. Диссертации по гуманитарным наукам. Tallinn, 2013.
14. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. Л.; М., 1934.
15. Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие записки. Вып. 2. СПб., 1994. С. 149–159.
16. Karling S. Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung, Tartu, 1936.

Постернак Кирилл Владимирович

Давидова Мария Георгиевна

Значение термина «программа росписей» для церковного монументального искусства

Давидова М. Г. Значение термина «программа росписей» для церковного монументального искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 120-129

DOI: 10.15382/sturV201519.120-129
Статья посвящена общим вопросам программы росписи православного храма. В тексте рассматривается значение термина «программа росписей», а также содержание терминологии, связанной с этим понятием. В специальной литературе эта тема довольно широко освещена, но авторы, как правило, касаются вопроса лишь опосредованно, в связи с описанием и интерпретацией конкретных памятников церковной живописи, и не предлагают точного определения программы росписей, подразумевая под этим словосочетанием разные понятия. В настоящее время, когда восстанавливаются и создаются новые храмы, вопрос составления программы росписей становится не только актуальной, но неотъемлемой частью творческой работы художника, который не всегда владеет алгоритмом создания подобной программы. Главной целью статьи является раскрытие понятия программы росписей храма как теоретической проблемы. В числе поставленных задач необходимо выделить общее описание всех основных граней этого понятия, а также выяснение вопроса о том, в какой исторический период формируется тот ансамбль изображений храма, который может расцениваться как программа росписей.
программа росписи храма, общие закономерности выбора сюжетных предпочтений, традиционный алгоритм выбора и сочетаемости образов в рамках одного архитектурного пространства (схема), каноническая сочетаемость образов.
1. Бабиħ Г., Кораħ В., Ħирковиħ С. Студеница. Београд, 1986.
2. Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины XIII в. М., 1988.
3. Иерусалим в русской культуре. М., 1994.
4. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI вв. // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–107.
5. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 26–32.
6. Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894.
7. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.
8. Штендер Г., Сивак С. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т. 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира / Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288–297.
9. Byzantinische Mosaiken aus Jordanien, Wien, 1986.
10. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium, Leningrad, 1947.
11. Hueck I. Das Programm der Kuppelmosaiken im Florentiner Baptisterium, Mondorf, Rhein, 1962.
12. Mango C. Byzantine Architecture, New York, 1976.
13. Taft R. 1995 “Church & Liturgy in Byzantium: the Formation of the Byzantine Synthesis”, in Vizantinorossika. Tr. Sankt-Peterburgskogo obshhestva vizantino-slavjanskih issledovanij, Saint-Petersburg, 1995, vol. 1: Liturgija, arhitektura i iskusstvo vizantijskogo mira, pp. 13–29.
14. Underwood P. A. The Kariye Djami, New York, 1975, vol. 4.

Давидова Мария Георгиевна

Казанцева Татьяна Генриховна

Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики

Казанцева Т. Г. Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 130-144

DOI: 10.15382/sturV201519.130-144
Вопрос о темпе исполнения песнопений знаменного распева является одним из наименее изученных в отечественной музыкальной медиевистике. В настоящей статье характеризуются основные источники сведений о данном параметре древнерусской монодии, отмечаются ограничения каждого из них. Наиболее подробно рассматривается старообрядческое сочинение нач. XX в., непосредственно посвященное данному вопросу; выдвигается версия о его принадлежности перу наставника тульской поморской общины Д. В. Батова. Дополнительно привлекаются результаты исследования показателей темпа в пении современных старообрядческих общин различных деноминаций. Устанавливается зависимость темповой трактовки песнопений различных стилистических структур от традиции, сложившейся в той или иной группе старообрядческих согласий; делается вывод о том, что автор анализируемого сочинения опирался на практику поморского согласия.
знаменный распев, темп, квантитативная ритмическая система, музыкально-теоретические руководства, литургическое пение старообрядцев
1. Агеева Е. А., Батова Е. К. Батов Д. В. // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 379.
2. [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / Авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2012.
3. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
4. Вознесенский А. В., Мангилев П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701–1918): Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996.
5. Волков В. В. Гектографированные издания 2-й пол. XIX — нач. XX вв. — источник изучения православной письменности позднего периода (URL: http://tver-grant.ru/svg/wordpress/?p=442 (дата обращения: 11.02.2015)).
6. Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях (Археография и источниковедение Сибири). Вып. 28. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
7. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858.
8. Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 46–49.
9. Половинкин П. В. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина (URL: http://samstar.ucoz.ru/news/polovinkin_pv_syzranskaja_staroobrjadcheskaja_gektografi cheskaja_tipografi ja_p_m_bezvodina/2010-02-03-3171 (дата обращения: 11.02.2015)).
10. Скворцов Д. И. Тульский поморский наставник Д. В. Батов. Тула, 1911.
11. Ф. К. П. [Кондратьев Ф. П.] Памяти Д. В. Батова // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 49–62.
12. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: Сб. ст. М., 1978. С. 48–104.
13. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.
14. Хвальковский Д. В. Дионисий Васильевич Батов (Биографический очерк) // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 167–189.
15. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
16. Яксанов В. З. Два светильника (памяти Д. В. Батова и А. А. Надеждина) // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 33–45.

Казанцева Татьяна Генриховна

Кишбали Тамаш Петер

«Монументальное доказательство»: Арчибальд Сейс и начало анатолийской археологии

Кишбали Т. П. «Монументальное доказательство»: Арчибальд Сейс и начало анатолийской археологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 145-152

DOI: 10.15382/sturV201519.145-152
Статья посвящена деятельности выдающегося британского востоковеда Арчибальда Генри Сейса (1846–1933). Его вклад в изучение хеттов рассматривается в контексте начальных этапов сложения анатолийской археологии как самостоятельной и новой дисциплины. В первой части статьи дан краткий очерк исследования памятников региона в XVIII–XIX вв. На этом этапе путешественники и археологи занимаются преимущественно греко-римским наследием. Памятники других культур не становятся объектами изучения. Начиная с 1870-х гг. ученые чаще обращаются к ним и предлагают новые интерпретации. Вторая часть статьи посвящена анализу вклада Арчибальда Сейса в этот процесс. Он высказывал спорные предположения как библейский критик, особенно в вопросах соотношения письменных и археологических источников. Однако при изучении хеттов (в тот момент малоизвестных) та же методология дала существенные результаты. Сейс способствовал созданию концептуальной базы самостоятельного изучения анатолийских культур.
Арчибальд Сейс, хетты, древняя Анатолия, анатолийская археология, история археологии, библейская археология.
1. Bryce T. The Kingdom of the Hittites, Oxford, 2005.
2. Chandler R. Travels in Asia Minor: or an Account of a Tour Made at the Expense of the Society of Dilettanti, Oxford, 1775.
3. Cheyne T. K. Founders of Old Testament Criticism: Biographical, Descriptive and Critical Studies, London, 1893.
4. Davis D. W. Shifting Sands. The Rise and Fall of Biblical Archaeology, Oxford, 2004.
5. Flickinger R. C. 1931 “Sayce and Schliemann”, in The Classical Journal, 1931, vol. 27/1, pp. 23–25.
6. Hamilton W. J. Researches in Asia Minor, Pontus and Armenia: with Some Account of Their Antiquities and Geology, London, 1842.
7. Hawkins J. D. 1998 “Tarkasnawa King of Mira. “Tarkondemos”, Boǧazköy Sealings and Karabel”, in Anatolian Studies, 1998, vol. 48, pp. 1–31.
8. Jebb R. C. 1881 “Homeric and Hellenic Ilium“, in Journal of Hellenic Studies, 1881, vol. 2, pp. 7–43.
9. Marek C., Frei P. Geschichte Kleinasiens in der Antike, München, 2010.
10. Schliemann H. Mycenae: a Narrative of Researches and Discoveries at Mycenae and Tyrins, New York, 1878.
11. Schliemann H. Troja: Results of the Latest Research and Discoveries on the Site of Homer’s Troy, and in the Heroic Tumuli and Other Sites, London, 1884.
12. Texier C. Description de l'Asie Mineure: faite par ordre du gouvernement français en 1833–1837, Paris, 1839–1849.
13. Steadman S. R., McMahon G. (eds.) The Oxford Handbook of Ancient Anatolia, Oxford, 2011.
14. Wright W. The Empire of the Hittites: With Decipherment of Hittite Inscriptions by Prof. A. H. Sayce etc., London, 1886.
15. Yakar J. 1997 “History of the Field: Archaeology of the Anatolian Plateau”, in Meyers E. M. (ed.) The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East, New York, Oxford, 1997, vol. 3, pp. 63–67.

Кишбали Тамаш Петер

Садикова Екатерина Николаевна

К вопросу о происхождении церковно-певческих нотных собраний в XX веке. Берлин - Москва

Садикова Е. Н. К вопросу о происхождении церковно-певческих нотных собраний в XX веке. Берлин - Москва // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 153-178

DOI: 10.15382/sturV201519.153-178
Исследование церковно-певческого наследия русской эмиграции невозможно без изучения нотных регентских библиотек, которые хранятся либо в приходских «книжницах», либо в личных архивах регентов русского зарубежья и их потомков. Судьба наиболее ранней, вышедшей из употребления части коллекций иногда бывает весьма драматична. Если собрание певческих нот не имеет практической ценности, — например, содержит неполные комплекты партий, или обветшавшие от времени рукописи, — оно даже может быть уничтожено своими владельцами. На наш взгляд, в среде последней русской эмиграции нет осознания научной ценности церковно-певческих библиотек, собранных трудами предшествующих поколений эмигрантов. Возможно, не было условий для развития научного интереса к ним, поскольку сами эти коллекции создавались исключительно с практической целью. Тем более так важно привлечение внимания к этой теме. Ценность нотно-певческих собраний русского зарубежья выявляется не столько при локальном их изучении, сколько при сравнительном сопоставлении: важно проводить параллели между эмиграцией и Россией — это сообщает взгляду на историю богослужебного пения в XX в. определенную перспективу, дает возможность исследовать современную традицию русского богослужебного пения в ее целостности. Задачей статьи является попытка подобного параллельного рассмотрения небольших фрагментов регентских нотных собраний с целью выяснения истории их происхождения. Следует подчеркнуть, что в отношении эмиграции вопрос происхождения нотных источников осложнен запутанностью самой церковной ситуации того времени. Отделение от Московского Патриархата Русской Православной Церкви за границей, споры и конфликты внутри нее, наличие на одной территории различных автокефальных церковных образований — все это затрудняет понимание принадлежности определенных церковных зданий (и, следовательно, их имущества — библиотек) конкретным церковным юрисдикциям. А это понимание необходимо, так как с каждой из них связаны конкретные люди, в том числе церковно-певческие деятели. Таким образом, для решения поставленной задачи требуется восстановление истории приходов, в связи с чем возникла необходимость привлечения дополнительной информации из различных источников: от устных свидетельств носителей традиции до книг мемуарного характера. Большим подспорьем для нашей работы послужила книга «Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941» немецких авторов-составителей: Karl Schlögel, Katharina Kucher, Bernhard Suchy и Gregor Thum. Это весьма обширное издание содержит большой отдел хроники жизни русской эмиграции интересующего нас периода — как культурной (причем в различных областях: музыкальной, литературной, театральной и т. д.), так и церковной. История восстановлена авторами издания по отделам «Хроники» русской периодической печати — выходивших в Берлине в разные годы газет: «Дни», «Руль», «Голос России» и др.1 Данная книга представляет бесспорную ценность для исследователя русской эмиграции в Германии как достоверное отображение хронологии эмигрантской жизни в период между двумя мировыми войнами. Кроме того, в полном объеме эмигрантская пресса для отечественного исследователя пока недоступна. «Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941» имеется также в электронном ресурсе http://www.russkij-berlin.org, которым мы воспользовались для знакомства с книгой и на который будем неоднократно ссылаться в данной статье. Отметим также, что цитаты из русских газет приводятся нами по книге и, следовательно, в переводе с немецкого языка (перевод автора статьи), так что могут несколько отличаться от оригинального газетного текста. При знакомстве с нотными источниками из регентских собраний особое внимание мы уделяем сопутствующей информации: имеющимся на нотах штампам, печатям и маргиналиям, которые также свидетельствуют о владельцах нот и о времени, на которое эти знаки указывают. Кроме того, попытка проследить историю происхождения некоторых сборников повлекла за собой неизбежное рассмотрение сопутствующих вопросов, на которых мы тоже останавливаемся в своей статье. Материалом для исследования послужили несколько нотно-певческих сборников из двух коллекций: архивной части нотной библиотеки церкви свв. Константина и Елены в Тегеле (Берлин, Германия) и библиотеки московского регента Е. П. Машкович (монахини Иоанны)
сборники церковных песнопений, библиотеки регентов, традиции церковного пения, русская Церковь в Берлине, Церковь святого князя Владимира на Находштрассе, Православный кафедральный собор Воскресения Христова на Фербеллинерплатц, Церковь на Харденбергштра
1. Антропов О. К. Берлин как культурный центр Зарубежья (1920–30-е гг.) // Новый исторический вестник. 2001. № 1 (3). URL: http://www.nivestnik.ru/2001_1/15.shtml (дата обращения: 31.03.2015).
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной Церкви. Сергиев Посад, 1998. Т. 2.
3. Голубцов Сергий, протодиакон. Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: жизнь и судьба. 1874–1937 // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2005. С. 189–206.
4. Закидальский А., протоиерей. Русский уголок на чужбине (Кладбищенский храм в Тегеле) // Голос Православия. № 4. Берлин, 1952 (URL: http://www.stimme-der-orthodoxie.de/russisch/str452kg.htm (дата обращения: 11.02.2015)).
5. Зверева С. Г. Русская духовная музыка за пределами СССР в 1940-е годы: контуры истории // Русское зарубежье: музыка и православие. Международная научная конференция. Москва, 17–19 сентября 2008 г. М., 2013. С. 284–323.
6. Корнева Г. Н., Чебоксарова Т. Н. Протоиерей Алексий Петрович Мальцев // Русские храмы и обители в Европе / Антонов В. В., Кобак А. В., авт.-сост. СПб., 2005. С. 373–382.
7. Ледковская М. В. Друзья и единомышленники: Гарднер, Ледковский, Хёке // Русское зарубежье: музыка и православие. Международная научная конференция. Москва, 17–19 сентября 2008 г. М., 2013. С. 517–542.
8. Пироговы // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1978. Т. 4 (Окунев — Симович). С. 292–293.
9. Русские хоры заграницей // Русский хоровой вестник. № 5–6. Прага, 1928.
10. Русские храмы и обители в Европе / В. В. Антонов, А. В. Кобак, авт.-сост. СПб., 2005.
11. Сергеев Н. С. Регенты Москвы в период гонения на Церковь в XX веке: дипломная работа (научный руководитель — Е. Н. Садикова). М.: ПСТГУ, 2010.
12. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / П. Паламарчук, авт.-сост. М, 1994. Т. 2.
13. Schlögel K., Kucher K., Suchy B., Thum G. (eds.) Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941, Berlin, 1999. S. 21–500.
14. Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts, Köln, 1985.

Садикова Екатерина Николаевна

Варапаева Ирина Михайловна

О богослужебном пении Московского Данилова монастыря

Варапаева И. М. О богослужебном пении Московского Данилова монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 179-186

DOI: 10.15382/sturV201519.179-186
В данной статье проводится анализ церковно-певческой традиции Московского Данилова монастыря. На основании обширного нотного материала автор предлагает репертуарно-стилевую характеристику современной монастырской певческой практики. Источниками данного исследования послужили как праздничные службы святому князю Даниилу — Акафист и службы в дни празднования его памяти, так и общая практика музыкального оформления богослужений в интерпретации хоровых коллективов монастыря. Особенный интерес представляет описание традиционного пения «на глас» и «на подобен». Также рассматривается проблема соотношения композиторского творчества и церковной традиции. Автор сообщает о жанрах церковных песнопений, связанных с именем св. Даниила Московского, использованных отечественными композиторами. В конце статьи делается вывод о значении певческой деятельности Свято-Данилова монастыря для отечественной музыкальной культуры.
Данилов монастырь, церковное пение, традиция, обиход, канонарх, пение «на глас», пение «на подобен».
1. Макаров М. И. Сокровенная память души. М., 2007.
2. Трубачев С. О церковном пении и колокольном звоне московского Данилова монастыря // Избранное: статьи и исследования. М., 2005.

Варапаева Ирина Михайловна