/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (18)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Матвеева Юлия Геннадьевна

Ранневизантийский алтарный киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ

Матвеева Ю. Г. Ранневизантийский алтарный киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 9-30

DOI: 10.15382/sturV201518.9-30
В статье рассматриваются прототипы христианского алтарного кивория и их влияние на появление его в ранневизантийском храме. Среди таких прототипов выделяются два направления: 1) античные источники (киворий над гробом, над императорским престолом, над источником или колодцем и над античным языческим алтарем); 2) ветхозаветная традиция, под влиянием которой киворий с завесами стал символически связываться с пространством Святого Святых и ковчегом Завета. Анализ источников показывает, что значительная роль кивория в ранневизантийском алтаре была обусловлена его неразрывной связью в позднеантичном мировоззрении с представлениями об особом выделении пространства вокруг сакральных предметов. Представленные античные и ветхозаветные прототипы отразились в семантике ранневизантийского алтарного кивория над престолом, но использовались как понятный символический язык для донесения важнейших христианских истин о богочеловеческой природе Христа, Его смерти и Воскресении. Алтарный киворий как иконографический символ определял топографию и семантику изображенного в сюжете действия, связывая ее с престолом. На основании этого показывается, что сооружения, внешне не похожие на киворий, но находящиеся на его программном месте, следует рассматривать как его иконографический символ, особенно если в изображении сохраняются черты реальных кивориев. В качестве примера рассматривается архитектурный фон, изображенный на дискосе из Рихи, где выявляются части реального кивория из св. Софии Константинопольской и детали, традиционно присущие формам кивория.
киворий, алтарь, жертвенник, трапеза, престол, завеса, Святое Святых, Ковчег, иконография, символика, античные прототипы.
1. Беляев Д. О. Bizantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Книга I. СПб., 1891.
2. Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над Царскими вратами // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 540–541.
3. Васильева Т. М. TRADITIO LEGIS и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 121–141.
4. Васильева Т. М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 33–51.
5. Воскрешение Лазаря: иконы победы над смертью. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_6978_1_0_752/ (дата обращения: 10.03.2014).
6. Второй Храм. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%98%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0#.D0.A5.D1.80.D0.B0.D0.BC_.D0.98.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.2820_.D0.B4.D0.BE_.D0.BD._.D1.8D._.E2.80.94_70_.D0.BD._.D1.8D..29 (дата обращения: 15.04.2014).
7. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904.
8. Грабар А. Император в византийском искусстве / Пер. с фр. М., 2000.
9. Гусева Э. К. Благовещение. Кон. XIV в. Константинополь // Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. I. Древнерусское искусство. М., 1995. Кат. 79. С. 173.
10. Добронравов Г. С. История катапетасмы. М., 1912.
11. Древнегреческо-русский словарь / Под ред. И. Х. Дворецкого. Т. 2. М., 1958.
12. Зубарь В. М. О семантике надгробных памятников некрополя Херсонеса классического и эллинистического периодов // Научные ведомости Белгородского госуд. ун-та. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Вып. 3. Т. 2. Белгород, 2007. C. 5–14.
13. Лазарев В. Н. Новгородская живопись. М., 1969.
14. Матвеева Ю. Г. Велум: реальный прототип и иконографический символ // Линтула: Мат-лы науч. конф. VI Линтуловских чтений 2012 г. Вып. 6. СПб., 2013. С. 181–191.
15. Наппо С. Помпеи. Атлас чудес света. М., 1999.
16. О недвижимости в нумизматике. Храм Весты. Рим, Италия. URL: http://estate-innumismatics.blogspot.com/2013/03/blog-post.html.
17. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.
18. Попова О. С. Пути развития византийского искусства. М., 2013.
19. Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины X — начала XII в. М., 2012.
20. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
21. Стоянов Р. В. Антропоморфные надгробия в погребальной практике греков и варваров в VII–II вв. до н. э. // Роcсийская археология. 2010. № 4. C. 36–45.
22. Taft R. F. 2010 “Zanaveshennyj altar'” (Veiled Altar), in Taft R. F. Stat'i, Omsk, 2010, vol. 1, pp. 310–365.
23. Troickij V. A. 1912 “Istorija plashhanicy” (History of Shroud of Christ), in Bogoslovskij vestnik, Sergiev Posad, 1912, Mart.
24. Shalina I. A. 2000 “Vhod «Svjataja Svjatyh» i vizantijskaja altarnaja pregrada” (Entrance “Sancta Sanctorum” and Byzantine Altar Barrier), in Ikonostas: proishozhdenie — razvitie — simvolika, Moscow, 2000, pp. 52–84.
25. Fraser M. E., Weitzmann K. (eds.) Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art. Third to Seventh Century, New York, 1979.
26. Bouras L. 1991 “Ciborium”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 462.
27. Evans H. C. (ed.) Byzantium: Faith and Power, 1261–1557, New York, New Haven, 2004.
28. Cutler A. 1991 “Endyte”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 697.
29. Grabar A. L’age d’or de Justinien de la mort Theodose à l’Islam, Paris, 1966.
30. Grabar A. Le Premier art chrétien (200–392), Paris, 1966.
31. Abrahams I. “Tabernacle”, in Encyclopaedia Judaica, vol. 19, p. 41.
32. Kazdan A. 1991 “Velum”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 3, pp. 2157–2158.
33. Klauser T. Reallexicon für Antike und Christentum, Stuttgart, 1941, vol. 3, p. 85.
34. Lampe G. W. H., D. D. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
35. Liddell H. G. and R. Scott. Greek-English Lexicon. With a Revised Supplement, Oxford, 1996.
36. Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and Documents, Englewood Cliff, New Jersey, 1972.
37. Mathews T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy, University Park and London, 1980.
38. Morey C. R. 1940 (1941) “The Early Christian Ivories of the Eastern Empire”, in Dumbarton Oaks Papers, 1940 (1941), vol. 1: Dumbarton Oaks Inagural Lectures, November 2nd and 3rd.
39. 1899 “Numismatische Analecten (I) 1. Der Augustische Vestatempel“, in Sitzungsberichte der Nunismatischen Gesellschaft zu Berlin, Berlin, 1899, pp. 18–31.
40. Pena I. The Christian Art of Byzantine Syria, Madrid, 1997.
41. Roberts P. Life and Death in Pompeii and Herculaneum, London, 2013.
42. Sophocles A. E. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods, Hildesheim, Zürich, New York, 1992.
43. Evans H. C. Wixom W. D. (eds.) The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era. A.D. 843–1261, New York, 1997.
44. Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination, New York, 1977.
45. Wessel K. 1973 “Ciborium”, in RBK, Stuttgart, 1973, vol. 7, ppp. 1055–1068.
46. Wise M. O. 2003 “Hram” (Temple), in Grin D., Maknajt S., Marshall G. (eds.) Iisus i Evangelija: Slovar', Moscow, 2003.
47. Xydis St. G. 1947 “The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sofia”, in Art Bulletin, 1947, vol. 29, pp. 1–24.

Матвеева Юлия Геннадьевна

Шеховцова Ирина Павловна

Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского

Шеховцова И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 31-47

DOI: 10.15382/sturV201518.31-47
В статье представлены результаты изучения истории формирования собраний греческих музыкальных рукописей в Москве: в Российской государственной библиотеке (РГБ), в Государственном историческом музее (ГИМ), в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Исследование показало, что наибольший приток такого рода памятников письменной традиции церковного пения наблюдается в XVII и XIX вв. Особая веха — появление в XIX в. специализированных собраний певческих рукописей (о. Порфирия (Успенского), протоиерея Димитрия Разумовского), в том числе греческих, что напрямую связано со становлением отечественной музыкально-исторической науки, литургического музыковедения. Особое внимание уделено научной деятельности Д. В. Разумовского в области изучения византийского и поствизантийского церковного пения и его собранию греческих музыкальных манускриптов. Для этого привлекались не только опубликованные работы ученого, но и обширные материалы различных архивов.
Д. В. Разумовский, В. Ф. Одоевский, греческие музыкальные рукописи, византийское и поствизантийское пение, экфонетическая нотация, отечественная музыкальная византинистика, литургическое музыковедение
1. Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898.
2. Борисовец Е. А. Научная деятельность Степана Васильевича Смоленского в Обществе любителей древней письменности: Дис. … канд. искусств. СПб., 2008.
3. Волконский М., князь. Греческое церковное пение // Домашняя беседа для народного чтения: Еженедельное субботнее издание / Под ред. В. Аскоченского. Год 5-й. 1862. Вып. 10 (10 марта). С. 228–234.
4. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы: к 200-летию со дня рождения / Ред.-сост. М. П. Рахманова; авт. вступ. ст. и коммент. О. П. Кузина, М. П. Рахманова; науч. ред. М. В. Осипова. М., 2005.
5. Котляров Б. Я. Музическу Г. В. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стлб. 729–730.
6. Разумовский Д. В. Музыкальная деятельность кн. В. Ф. Одоевского // Труды Первого Археологического съезда в Москве 1869 / Под ред. графа А. С. Уварова. Ч. I, II. М., 1871. С. 436–438.
7. Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения: исслед. [Чит. в Моск. об-ве духов. просвещения 26 сент. 1863 г. д. чл. и библиотекарем свящ. Д. В. Разумовским]. [М., 1863].
8. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. (Опыт историко-технического изложения.) М., 1867–1869.
9. Стасов В. В. О церковных певцах и церковных хорах Древней России до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 5–Б (дополнительный) / Сост. и коммент. В. В. Протопопова. М., 1980. С. 175–240.
10. Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в.: сб. ст. М., 2003.
11. Фонкич Б. Л. Мелетий Грек // Россия и Христианский Восток. Вып. 1 / Отв. ред. Б. Л. Фонкич. М., 1997. С. 159–178.
12. Шахова А. Д. Греки в Москве в XVI–XVII вв. // Россия и Христианский Восток. Вып. 2–3 / Ред. колл.: С. Н. Кистерев, Д. Н. Рамазанова (отв. секр.), Б. Л. Фонкич (отв. ред.), Д. А. Яламас. М., 2004. С. 186–202.
13. Шеховцова И. П. Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 113–142.
14. Шеховцова И. П. Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке: [в 2 ч.] // Старинная музыка. 2014. № 4. С. 9–22; 2015. № 1 (в печати).
15. Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013. М., 2013. С. 172–220.
16. Шеховцова И. П. П. И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения — 2013: Мат-лы междунар. науч. конф. (16–17 апреля 2013): [в 2 ч.]. М., 2013. Ч. 2. С. 334–345.
17. Montfaucon de, Bernardi. Palaeographia Graeca. Parisiis, 1708.
18. Σταθης Γρ. Τα χειρογραφα Βυζαντινης Μουσικης. Тτ. Α΄–Γ΄. Αγιον Ορος. Αθηναι, 1975–1993.

Шеховцова Ирина Павловна

Петров Дмитрий Аркадьевич

О святых на кресте-мощевике из Благовещенского собора Московского Кремля. Историко-генеалогический комментарий

Петров Д. А. О святых на кресте-мощевике из Благовещенского собора Московского Кремля. Историко-генеалогический комментарий // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 48-55

DOI: 10.15382/sturV201518.48-55
Поводом к созданию данной статьи послужила публикация Е. А. Моршаковой изображения креста-мощевика из Благовещенского собора Московского Кремля. Автор анализирует ее статью, высказывая также собственные мотивированные предположения и, в частности, предположение о том, что изображения святых Андрея Критского и Екатерины на кресте связаны с памятью о брате и матери Софьи Палеолог. Крест, как полагает автор, гипотетически можно датировать 1480 г.
крест-мощевик, Благовещенский собор, Софья Палеолог, Екатерина Дзаккариа, Андрей Палеолог
1. Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997.
2. Великий государь всея Руси Иван III. (Каталог выставки) / Сост. ст. Е. А. Моршакова. М., 2013.
3. Кавказ и Византия. Т. 5. М., 1987.
4. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. Т. VI. М., 1989.
5. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1988. Ч. II.
6. Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971.
7. Моршакова Е. А. Древнерусская мелкая пластика. Наперсные кресты, иконы и панагии XII–XV веков. М., 2013.
8. Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и исторические памятники. I. М., 2011.
9. Панова Т. Д. Софья Палеолог. М., 2005.
10. Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода: сб. ст. М., 1999.
11. Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 2012.
12. Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. I. М., 2000; Т.V. М., 2000; Т. XII. М., 2003; Т. XXI. Ч. II. СПб., 1913; Т. XXII. Вып. 1. СПб., 1911; Т. XXIII. М., 2004; Т. XXVIII. М., 1963.
13. Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008; Т. XXIII. М., 2010.
14. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 2008.
15. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.
16. Филюшкин А. И. Титулы русских государей. М., 2006.
17. Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Каталог выставки / Сост. ст. Е. А. Моршакова. М., 2003.
18. Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944.
19. Чижова И. Б. Софья Палеолог. СПб., 2003.
20. Gerő László. A helyreállított budai vár. Budapest, 1980.
21. Nicol D. M. The immortal prince. Cambrige, 1994.
22. Zolnay László. A budai vár. Budapest, 1981.

Петров Дмитрий Аркадьевич

Западалова Полина Вадимовна

Изображения «Благовещения» на Царских вратах XVI–XVII столетий

Западалова П. В. Изображения «Благовещения» на Царских вратах XVI–XVII столетий // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 56-81

DOI: 10.15382/sturV201518.56-81
В данной статье рассматривается иконография «Благовещения» на древнерусских Царских вратах. Автор указывает на то, что в изобразительной программе центральных дверей иконостаса она приобрела особенные формы. Они были продиктованы необычным форматом сцены: его двухчастной структурой, обусловленной делением врат на створы, и дуговидным завершением, — а также спецификой образно-символического мира святых дверей. В то же время каждая из композиций «Благовещения» на Царских вратах представляет собой самостоятельное иконописное произведение, неповторимое по своим художественным характеристикам. На выбор той или иной интерпретации иконографии влияли предпочтения заказчика, индивидуальный вкус иконописца, воспитанного в определенных традициях и ориентирующегося на доступные ему образцы. Так, например, неслучайно возникновение изображения «Благовещения», восходящего к «Устюжскому», на святых дверях 1562 г. из Богоявленского собора Авраамиева монастыря. К их созданию имел отношение ростовский архиепископ Никандр, знавший и ценивший этот тип иконографии. Автор представляет в своей статье классификацию изводов «Благовещения» Царских врат XVI–XVII вв., а также связывает развитие извода с иконописанием конкретного региона. Кроме двух, уже охарактеризованных исследователями, нами было выделено шесть изводов, каждый из которых известен минимум по двум святым дверям. Подробно описывая каждый из них, заостряя внимание на его специфических чертах, автор демонстрирует, как, варьируя позы персонажей, детали архитектурного фона, дополняя сцену необычными иконографическими подробностями, мастера придавали особенную тональность иконографии.
Благовещение, евангелисты, извод, иконография, классификация, лестница, преграда, пряжа, служанка, Царские двери.
1. Акафисты двунадесятым праздникам (в порядке церковного года). Киев, 2007.
2. Андрей Рублев. Подвиг иконописания / Сост. Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега. М., 2010.
3. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.
4. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. II. XVI — начало XVIII века. М., 1963.
5. Благовещение Пресвятой Богородицы. Служба на праздник Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1902.
6. Богослужебные каноны, переведенные на русский язык проф. Духовной Академии Евграфом Ловягиным. Изд. 2. СПб., 1875.
7. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.
8. Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.
9. Высокий русский иконостас. М., 2004.
10. Геров Г. Об одном из вариантов «Благовещения» в искусстве поздневизантийского периода // ДРИ. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2012. С. 189–198.
11. Гладышева Е. В. Царские врата из собрания И. С. Остроухова. К проблеме атрибуции // Третьяковские чтения. 2010–2011: Материалы отчетных научных конференций (ГТГ). М., 2012. С. 364–375.
12. Гордиенко Э. А. Новгородское «Благовещение» с Федором Тироном // ДРИ. М., 1975. С. 215–222.
13. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. I: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., 1995.
14. Григорий Палама, свт. Омилии. Т. I. М., 2008.
15. Гусева Э. К. Царские врата круга Андрея Рублева // ДРИ: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 295–311.
16. Данилова И. Е. О византийской иконе XIV в. «Благовещение» из ГМИИ им. А. С. Пушкина // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. С. 39–47.
17. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001.
18. Добрынина Э. Р. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр Московского Акафиста Богородице // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. C. 188–196.
19. Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия. М., 2013.
20. Живопись Древней Карелии. Петрозаводск, 1966.
21. Иванов В. Н. Кострома. М., 1970.
22. Иероним Стридонский, блж. Толкование Евангелия. Минск, 2008.
23. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Тверь, 2014.
24. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Тверь, 2011.
25. Иконы XIII–XVI веков в собрании музея им. Андрея Рублева. М., 2007.
26. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007.
27. Иконы Пскова. М., 2003.
28. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. I. М., 2007.
29. Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря: Каталог-альбом / Сост. М. С. Трубачева. М., 2003.
30. Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV–XVI вв. / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000.
31. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Т. II. М., 2009.
32. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.
33. Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979.
34. Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV– XIX веков города Череповца. М., 2009.
35. Лазарев В. Н. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977.
36. Лаурина В. К. Об одной группе новгородских Царских врат // ДРИ. Художественная культура Новгорода. М., 1968. C. 145–178.
37. Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Т. II. М., 2011.
38. Любарский К. Н. Царские двери из церкви села Федотьева // Труды Рязанской ученой архивной комиссии. Вып. 2. Т. 25. Рязань, 1913. С. 1–6.
39. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля: Каталог. М., 2005.
40. Михельсон Т. Н. Три композиции на тему «Собор трех святителей» в росписи Ферапонтова монастыря. Истоки иконографии // ДРИ. Монументальная живопись XI– XVII вв. М., 1980. С. 324–342.
41. Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.
42. Новгородская икона XII–XVII веков. Л., 1983.
43. Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. Памятник живописи и зодчества XVII века. М., 1970.
44. Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР (Материалы для реставрационного каталога) / Сост. С. Ямщиков. Ч. I. М., 1970.
45. Осташенко Е. В. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М., 2005.
46. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.
47. Полякова О. А. О двух соловецких иконах в собрании Государственного музея-заповедника «Коломенское» // ДРИ. Художественные памятники Русского севера. М., 1989. С. 277–281.
48. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М., 1979.
49. Православный богослужебный сборник. СПб., 2009.
50. Преображенский А. С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века // Путем орнамента. Исследования по искусству византийского мира: Сб. статей (Труды ЦМиАР. Т. VIII) / Ред-сост. А. Л. Саминский. М., 2013. С. 119–120.
51. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях Русского музея. СПб., 1995.
52. Пуцко В. Г. Об одном иконографическом варианте «Благовещения» // XII научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): сб. ст. Ярославль, 2008. С. 5–10.
53. Пуцко В. Г. Царские врата из с. Красного: элитарный образец в русской провинциальной иконописи на рубеже XVI–XVII вв. // Вопросы археологии, истории, культуры и природы верхнего Поочья. Калуга, 2005. C. 204–208.
54. Рубан Ю. И. Благовещение Пресвятой Богородицы. Л., 1991.
55. Северные письма. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999.
56. Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике Царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас. Происхождение — развитие — символика / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 502–517.
57. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.
58. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII в. // ДРИ. СПб., 2002. С. 517–538.
59. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
60. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М., 2011.
61. Федорычева Е. А. Иконостас церкви Ильи Пророка. Тверь, 2014.
62. Шалина И. А. Псковские Царские врата середины — второй половины XVI века // ИХМ: Сб. ст. Вып. XII. М., 2012. С. 212–230.
63. Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний: Каталог. М., 2009.
64. Шмит Ф. И. Благовещение // Известия русского Археологического института в Константинополе. Т. XV. София, 1911. С. 31–72.
65. Щенникова Л. А. «Благовещение Устюжское» // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 246–263.
66. Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Каталог. М., 2004.
67. Babić G. Les fresques de Sušica en Macédoine et l´iconographie original de leurs images de la vie de la Vierge // CahA. Vol. 12. Paris, 1962. P. 318–323.
68. Bank A. L´art byzantine dans les musées de l´Union Soviétique. L., 1977.
69. Fournée J. Architectures simboliques dans le thème iconographique de l´Annonciation // Synthronon. Art et archéologie de la fi n de l´antiquité et du Moyen âge. Paris, 1968. P. 225–235.
70. Hadermann-Misguich L. Kurbinovo. Les fresques de Saint-Georges et la peinture byzantine du XIIe siècle. Bruxelles, 1975.
71. Icons from the Thracian coast of the Black sea in Bulgaria. Athens, 2011.
72. Millet G. Recherches sur l´iconographie de l´Evangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles. Paris, 1916.
73. Papastavrou H. Le symbolisme de la colonne dans la scène de l´Annonciation // DCAE. Tom. 15. Per. 4. Aq»na, 1991. Sel. 145-160.
74. Sophia la Sapienza di Dio. Milano, 1999.
75. Sotiriou G. et M. Ikones du Mont Sinaï. Athènes, 1956.
76. Weitzmann K., Alibegašvili G., Volskaja A., Chatzidakis M., Babić G., Alpatov M., Voinescu T. The Icon. London, 1982.

Западалова Полина Вадимовна

Жердев Виталий Викторович

Возвращение из небытия: церковь св; апостолов Петра и Павла в Людвигслюсте

Жердев В. В. Возвращение из небытия: церковь св; апостолов Петра и Павла в Людвигслюсте // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 82-91

DOI: 10.15382/sturV201518.82-91
В статье рассматривается история и художественное убранство одного из первых значимых русских православных храмов в Германии — Петропавловской церкви в мавзолее великой княгини Елены Павловны. Церковь упразднена, но по сохранившимся артефактам из Шверинского музея и другим источникам становится понятно, как выглядел утраченный храм. Рассматривается связь между утраченными образами для иконостаса церкви и сохранившимися произведениями придворного художника Р. Зурланда.
церковь свв. Петра и Павла в Людвигслюсте, мавзолей, классицизм, романтизм, иконостас, живопись, Шверинский музей.
1. Антонов В. В. и др. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005.
2. Вестник Германской епархии. Мюнхен, 1995. № 4. С. 14–16.
3. Кириченко Е. И. Проблема стиля и жанра в русской архитектуре второй четверти XIX в.: заметки с выставки «От Александра Брюллова до Ивана Фомина» // Архитектура СССР. 1983. № 3. С. 4.
4. Тальберг Н. Православное храмоздание императорской России в Европе (исторический очерк) // Православный путь: церковно-богословско-философский ежегодник: прилож. к журн. «Православная Русь». 1958. С. 135–163.
5. Baudis H. Rudolf Suhrlandt (1781–1862). Grenzgaenger zwischen Klassizismus und Biedermeier, Griefswald, 2007.
6. Schlie F. Die Kunst- und Geschichts-Denkmaeler des Grossherzogthums Mecklenburg-Schwerin, Schwerin, 1899, vol. 3: Die Amtsgerichtsbezirke Hagenow, Wittenburg, Boizenburg, Luebtheen, Doemitz, Grabow, Ludwigslust, Neustadt, Crivitz, Brueel, Warin, Neubuckow, Kroepelin und Doberan, p. 266.
7. Turner P. Joseph Ramee. International Architect of the Revolutionary Era, Cambridge, New York, Melbourne, 1996.

Жердев Виталий Викторович

Олянина Светлана Валериевна

Растительные орнаментальные мотивы в декоре украинских иконостасов XVII–XVIII вв.: риторика форм, символико-аллегорический смысл

Олянина С. В. Растительные орнаментальные мотивы в декоре украинских иконостасов XVII–XVIII вв.: риторика форм, символико-аллегорический смысл // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 92-116

DOI: 10.15382/sturV201518.92-116
Орнаментальная программа растительного декора иконостасов являлась совокупностью закодированных в ней символов. Чаще всего флоральные мотивы имеют несколько уровней символического значения, иногда прямо противоположного, которые проявляются в зависимости от вариантов комбинирования растительных элементов и содержания образа, который обрамляется. Обзор основных символических значений мотивов, которые входили в орнаментацию иконостасов, позволил определить общее смысловое поле растительной декорации в течение указанного периода, а также рассмотреть содержательную программу отдельных композиций. Это выявило, что в ее основе лежат только две главные темы: христологическая и мариологическая. Для распознавания этих двух смысловых потоков иконостас следует рассматривать как единую сложную раму, вся орнаментация которой подчинена одной ведущей теме. Доминирующий смысловой поток состоит из отдельных мотивов, объединенных между собой синтагматическими связями. В свою очередь, из сцепления значений синтагматических последовательностей конструируется содержание послания. Программный состав декора иконостасов XVII–XVIII вв. формировался с учетом символического значения растительной орнаментики, которая выступала инструментом дидактики. Составленные по правилам риторики орнаментальные композиции образовывали синтаксические сочетания, сообщали определенный символический смысл. Этим объясняется ограниченный круг вариантов таких композиций, которые переходили из памятника в памятник. Соответственно совокупность резного убранства иконостасов является текстом, который образуется объединением орнаментальных композиций между собой при помощи синтагматических связей. Реконструкция метатекста растительного орнамента иконостасов позволила дешифровать семантику декора и обнаружила, что он отображал идеологические доминанты религиозного мировоззрения украинского общества XVII–XVIII вв.
иконостас, орнамент, растительные мотивы, композиция, риторика, текст, символика, семантика.
1. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 413–423.
2. Бычков В. В. Образ как категория византийской эстетики // Византийский временник. М., 1973. Т. 34. С. 151–168.
3. Власов В. Г. Акант // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т. 1. СПб., 2000. С. 98–100.
4. Власов В. Г. Гранат // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т. 2. СПб., 2001. C. 606.
5. Власов В. Г. Шишка // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. 7. СПб., 2007. C. 442–443.
6. Драган М. Українська декоративна різьба ХVІ–ХVІІІ ст. К., 1970.
7. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., 1970.
8. Звездина Ю. Н. Растительный декор поздних иконостасов // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 651–669.
9. Звездина Ю. Н. Растительная символика в памятниках духовной культуры позднего времени: возможности интерпретации // Чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. Вып. 7. С. 21–37.
10. Ісаєвич Я. Д. Братства та їхні школи. Шкільництво уніатів // Історія української культури. К., 2001. Т. 2. С. 549–563.
11. Ісаєвич Я. Д. Києво-Могилянський колегіум // Історія української культури. К., 2001. Т. 2. С. 564–574.
12. Канон Божией Матери св. Иосифа Песнописца. Песнь 7, тропарь 1 // Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб.: Синодальная типография, 1856. С 72.
13. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства: В 13 т. Т. II. М., 1954. С. 72–283.
14. Лифшиц Л. И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. М., 1997. С 156–174.
15. Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Л., 1982.
16. Міляєва Л. С. Церква Спасо-Преображення і поетика українського бароко // Сорочинський іконостас: іконостас Спасо-Преображенської церкви в с. Великі Сорочинці Миргород. р-ну Полтав. обл.: [альбом]. К., 2010. С. 9–19.
17. Петр Дамаскин, священномученик. Творения: В 2 кн. К., 1905.
18. Радивиловський Антоній. Венец Христов. Київ, 1688.
19. Радивиловський Антоній. Огородок Маріи Богородицы. Київ, 1676.
20. Рябцева Н. К. Коммуникативный модус и метаречь // Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994. С. 82–92.
21. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.
22. Словарь древнерусского языка XI–XIV веков: В 10 т. Т. 1. А — Възаконатиса / Акад. наук СССР, Ин-т рус. языка; гл. ред. Р. И. Аванесов. М., 1988. С. 126.
23. Словарь русского языка ХІ–XVII вв. / Гл. ред. С. Г. Бархударов; АН СССР, Ин-т русского языка им. В. Виноградова. М., 1975. Вып. 2. С. 99, 185.
24. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М., 2007.
25. Уваров А. С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1908.
26. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.
27. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль, 1997.
28. Флоренский П. Иконостас. М., 1995.
29. Франк-Каменецкий И. Г. Растительность и земледелие в поэтических образах Библии и в гомеровских сравнениях // Язык и литература. Л., 1929. Т. IV. С. 123–170.
30. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Т. I. М., 2001.
31. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
32. Шалина И. А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 559–599.
33. Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 2008.
34. Этингоф О. Е. К иконографии Богоматери «Ласкающей» (Гликофилусы) // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии ХІ–ХІІІ вв. М., 2000. С. 67–98.
35. Этингоф О. Е. Античные образцы в византийском искусстве конца ХІ–ХІІ в. (Богоматерь «Ласкающая» и Оплакивание) // Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии ХІ–ХІІІ вв. М., 2000. С. 99–126.
36. Behling L. Die Pfl anzenwelt der mittelalterlichen Kathedralen. Köln, 1964.
37. Forstner D. Die Welt der Simbale. — Innsbruck, Wien, München, 1961.
38. Mâle E. L’art religieuse de la fi n du XVII siele, du XVII sciècle, du XVIII sciècle. Etude sur l’iconographie après le concile de Trente. Paris; Colin, 1951.
39. Sterling Ch. La Nature Morte de l'Antiquité à nos jours. Paris, 1952.
40. Tracttati di poetica e retorica del Cinquecento / A cura di Bernard Weinberg. V. 1. Bari, 1970.
41. Wilberg Vignau-Schuurman T. A. G. Die emblematischen Elemente im Werke Joris Hoefnagels. Bd. 1. Leiden, 1969.

Олянина Светлана Валериевна

Хачаянц Анжела Григорьевна

Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект

Хачаянц А. Г. Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 117-122

DOI: 10.15382/sturV201518.117-122
Певческие рукописи остаются важнейшим источником изучения древнерусского певческого искусства. В статье раскрывается важность изучения певческой рукописи с точки зрения научной дисциплины кодикологии. В этом случае рукопись становится не материалом или источником, а объектом исследования. В данной статье рассматриваются кодикологические особенности рукописей XVI–XIX вв. Книги этого периода репрезентируют расцвет церковно-певческого искусства (XVI–XVII вв.), а также продолжение традиций в старообрядческой среде (XVIII–XIX вв.). Кодикология позволяет рассматривать рукописную книгу как семиотический объект. Среди рукописей XVI–XVII вв. преобладают певческие сборники малого формата с большим количеством листов. Сборники организованы двумя способами: первый — различные циклы песнопений, теоретические руководства и т. д., второй — несколько основных типов богослужебных книг в одном переплете. Оба вида сборников удобны только для частного использования, но неудобны для общего пения на клиросе. Это позволяет считать такие сборники справочно-певческими, что отражает и специфику самой невменной нотации: её мнемонический характер. Кодикологические характеристики старообрядческих рукописей, напротив, свидетельствуют об их служебно-певческом предназначении. Они большого формата, с крупным письмом, имеют цветные украшения. Один кодекс содержит обычно один тип певческой книги или два для удобства использования на клиросе. Книга становится атрибутом священнодействия. Таким образом, выясняется, что кодикологические характеристики певческой рукописи могут выступать в качестве семиотических знаков, за которыми стоит означаемое: богослужебная и певческая специфика, исторические процессы певческого искусства.
древнерусское церковно-певческое искусство, рукопись, кодикология, семиотика книги.
1. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
2. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
3. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков: Синодальная традиция. СПб., 2003.
4. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги: типология, пути эволюции: Автореф. дис. … д-ра искусств. М., 2006.
5. Зберский Т. Семиотика книги. М., 1981.
6. Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.
7. Сводный каталог русской книги кирилловской печати XVIII в. М., 1968.

Хачаянц Анжела Григорьевна

Рахманова Марина Павловна

Владимир Иванов-Корсунский

Рахманова М. П. Владимир Иванов-Корсунский // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 123-133

DOI: 10.15382/sturV201518.123-133
В статье идет речь о биографии и духовно-музыкальном творчестве забытого ныне композитора, одного из поздних учеников Балакирева, — Владимира Иванова-Корсунского. На основе документов прослеживается исполнение его церковных хоров в КнязьВладимирском соборе Петербурга (тогда — Ленинграда) в 1930-е годы. Приводится список духовно-музыкальных сочинений композитора, дан их краткий анализ.
православное церковное пение советской эпохи, Ленинград, 1930-е годы, Владимир Иванов-Корсунский.
1. Зайцева Т. Балакирев как педагог // Труды ГЦММК имени М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3. М., 2007.
2. Щирина К. В. М. Иванов-Корсунский. Противостояние. Воспоминания. Дневники. СПб., 2006.
3. Ярошевская В. Ученик М. А. Балакирева // Балакиреву посвящается / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. Вып. 2. СПб., 2004.

Рахманова Марина Павловна

Байкова Елена Николаевна

Проблема духовности в исполнительском творчестве современных хоровых коллективов

Байкова Е. Н. Проблема духовности в исполнительском творчестве современных хоровых коллективов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 134-145

DOI: 10.15382/sturV201518.134-145
В данной статье исследуется проблема духовности, актуальная для современной хоровой практики, на примере ведущих певческих коллективов. В центре внимания — русская духовная музыка в интерпретационной технике выдающихся российских дирижеров. Рассматриваются вопросы эстетических установок, репертуарные тенденции, исполнительские нюансы. В связи с этим выделяются два аспекта: звуковая эстетика — отношение интонируемого слова и хоровой тембрики — и художественная направленность на слушательское восприятие. Кроме того, в статье дается ретроспективный взгляд на традиции, сформировавшиеся в сфере композиторского творчества и области исполнительского искусства.
русская музыка, духовность, дирижер, современные хоровые коллективы, интерпретация, репертуар, авторский текст, исполнительское искусство.
1. Гуляницкая Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М.: Языки славянской культуры, 2014.
2. Ершов А. Старейший русский хор. Ленинград: Советский композитор, 1978.
3. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. Вторая половина ХVII — начало ХХ века. СПб.: Композитор, 2007.
4. Минин В. Н. Соло для дирижера. СПб.: Композитор, 2010.
5. Мусин И. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2006.
6. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа: от древности до ХХI века: Учеб. пособие. М.: Владос, 2003.
7. Памяти А. В. Свешникова: Статьи, воспоминания / Сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998.
8. Семенюк В. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. М.: Композитор, 2008.
9. Тугаринов Е. С. Русские регенты. Т. 1. М.: Паломник, 2014.
10. Юрлов А. А. Сб. статей, материалов, воспоминаний / Сост. И. Марисова. М.: Сов. композитор, 1983.

Байкова Елена Николаевна

Критский Борис Дмитриевич

А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера

Критский Б. Д. А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 146-156

DOI: 10.15382/sturV201518.146-156
Статья посвящена 125-летию со дня рождения мастера. На основе опыта, полученного во время обучения в Московском государственном хоровом училище, автор анализирует вокально-хоровое творчество А. В.Свешникова, которое сформировалось под непосредственным воздействием церковно-певческих традиций. Сохраняя верность отечественным традициям, педагог-дирижер приумножил их в руководимых им коллективах, подняв культуру хорового звучания на недосягаемую высоту. Уникальность свешниковской методы обучения состоит в том, что она ориентирована на культурную память отечественной школы хорового пения, которая держится на двух столпах — народном и церковном пении. Свешниковым выстроена система эстетических взглядов, которая определила его художественно-исполнительскую, педагогическую и организационную деятельность. Ее анализ позволил автору рассматривать вокально-хоровое звучание как особый текст, который характеризует эстетические свойства музыкально-интонационного, чувственно воспринимаемого материала. Он несет художественно-образную информацию, выполняя важную коммуникативную функцию. В вокально-хоровом тексте автор различает постоянные и переменные параметры звучания. Они отрабатывались Свешниковым в процессе овладения специальными способами деятельности: постоянные свойства — на вокальных упражнениях, переменные — непосредственно при разучивании и исполнении музыкальных произведений. В результате культура звучания, вокально-хоровая инструментовка исполняемых произведений обретали многослойную художественную семантику.
Свешников, вокальный педагог, исполнитель, церковно-певческие традиции, культура хорового звучания, постоянные и переменные вокально-хорового текста
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация / Избр. труды. Т. V. М.: АПН СССР, 1957.
2. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1951.
3. Лотман Ю. М. Семиосфера. М., 1998.
4. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие для муз. вузов. 3-е изд. М.: Музыка, 1986.
5. Юрлов А. А. Некоторые вопросы учебно-репетиционной работы профессионального хора: Дис. … канд. искусств. М., 1953.

Критский Борис Дмитриевич

РЕЦЕНЗИИ

Щенникова Людмила Александровна

Научные поиски и краеведческие заметки о смоленских святынях — Рец. на кн.: Аникеев В. М. Святыни и подвижники Смоленские. 2-е изд. Смоленск, 2009. 3-е изд. 2012

Щенникова Л. А. Научные поиски и краеведческие заметки о смоленских святынях // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 159-164 — Рец. на кн.: Аникеев В. М. Святыни и подвижники Смоленские. 2-е изд. Смоленск, 2009. 3-е изд. 2012
PDF

Щенникова Людмила Александровна

ХРОНИКА

Воронова Ариадна Александровна

Памяти Владимира Дмитриевича Сарабьянова

Воронова А. А. Памяти Владимира Дмитриевича Сарабьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 167-167
PDF

Воронова Ариадна Александровна