/

Иванова Светлана Валерьевна

Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX±XIV вв


Иванова С. В. Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX±XIV вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 7-18.

DOI: 10.15382/sturV201416.7-18

Аннотация

В статье исследуется взаимосвязь образа «Воскресение» (Анастасис) со словом. Приводятся его описания, данные византийскими писателями. Исследуется его место в рукописях. Этот образ появляется в иллюстрациях византийских манускриптов IX–XIV вв.: в служебных Евангелиях (Евангелиях-апракос), в сборниках проповедей, на полях псалтирей. Рассматривается их расположение в сборниках; прослеживается, какие стихи псалмов они иллюстрируют. Выявляются композиционные особенности иконографии «Анастасис» в миниатюрах. Данные наблюдения в очередной раз подтверждают исключительно праздничное и пасхальное значение этого образа.

Ключевые слова

икона Пасхи, образ Воскресения, византийские манускрипты, псалтири с маргинальными иллюстрациями, миниатюры, Анастасис

Список литературы

1. Баранов В. А. Искусство после бури — богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения // Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура. Курск: Издво Курского госпедуниверситета, 2002. С. 34–49.
2. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.
3. Иванова С. В. «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // Культура. История. Современность. Сборник кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ. Вып. 8. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 36–61.
4. Иларион (Алфеев), архиепископ. Христос — победитель ада. СПб., 2009.
5. Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX века // Византийский временник 61 (2002). С. 151–171.
6. Орецкая И. А. Рукописи с миниатюрными фигурками // Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийские миниатюры второй половины X–XI века». М., 2012. С. 332–423.
7. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. I. СПб., 1904.
8. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
9. Флоренский П. Иконостас // Богословские труды. Вып. 9. М.: Московский патриархат, 1972. С. 83–148.
10. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977.
11. Grabar A. Byzantine Painting, Geneva, 1953.
12. Isar N. 2003 “The Dance of Adam: Reconstructing the Byzantine Coros”, in Byzantinoslavica, 2003, vol. 61.
13. Kartsonis A. D. Anastasis: The Making of an Image, Princeton, New Jersey, 1986.
14. Loerke M.-М.-О. Höllenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. Fakultat I (Philosophie, Sport, Kunstwissenschaften) der Universität Regensburg, Regensburg, 2003.
15. Anderson J. F. 1997 “Manuscripts”, in The Glory of Byzantium. Art and of Middle Byzantine Era. 843–1261. The Metropolitan Museum of Art, New York, 1997.
16. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien, Recklingshausen, 1967, vol. 2.
17. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination, Chicago, 1971.

Данные об авторе

Иванова Светлана Валерьевна