/

Кондрашкова Лада Вадимовна

Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники)


Кондрашкова Л. В. Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 50-95.

Аннотация

В данной статье автор обращается к малоизученной области древнерусского певческого искусства — раннему многоголосию диссонантного склада. В начале ее показаны сходство и различие между строчным и демественным многоголосием. Далее подчеркнута специфика путевого распева, являющегося основным голосом троестрочия и обладающего осмогласной структурой, унаследованной от знаменного пения. В статье рассматриваются попевки и частично лица путевого распева и троестрочия. Приводятся примеры важнейших попевок в одноголосном и трехголосном изложениях, сопоставляются способы их нотации в певческих рукописях XVII в. Анализ конечных оборотов стихир двунадесятых Праздников показывает, что различные попевки и лица записывались в одноголосных путевых беспометных рукописях сходным тайнозамкненным начертанием, которое вышло из употребления к концу рассматриваемого периода.

Ключевые слова

древнерусская музыка, история древнерусского певческого искусства, церковное пение, путевой распев, троестрочие, раннее русское многоголосие, осмогласие, демественная нотация

Список литературы

1. Bogomolova M. V. Znamennaya monodiya i bezlinejnoe mnogogolosie na primere velikoj panihidy (Znamenny monody and neumatic polyphony by the example of Great Funeral Service), Moscow, 2005.
2. Grigor'ev E. Posobie po izucheniyu cerkovnogo peniya i chteniya (The Manual on Studying the Church Singing and Reading), Riga, 2001.
3. Evseeva L. M., Kondrashkova L. V. 2011, in Prostranstvennye ikony. Performativnoe v Vizantii i Drevnej Rusi, pp. 474-499.
4. Holopov Y. N. 1987, in Problemy deshifrovki drevnerusskih notatsij, pp. 106-129.
5. Kondrashkova L. V. 2012, in Vestnik PSTGU, vol. 3 (9), pp.173-190.
6. Pamyatniki russkogo muzykalnogo iskusstva (The Monuments of Russian Musical Art), Moscow, 1983, vol. 9.
7. Pozhidaeva G. A. Pevcheskie tradicii Drevnej Rusi (The Singing Traditions of Ancient Russia), Moscow, 2007.
8. Starikova I. V. 2011, in Hymnology, vol. 6, pp. 301-317.
9. Uspenskij N. D. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo (The Singing Art of Ancient Russia), Moscow, 1971.
10. Uspenskij N. D. Obrazcy drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva (The Examples of Ancient Russian Singing Art), Leningrad, 1971.

Данные об авторе

Кондрашкова Лада Вадимовна

PDF