/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (11)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Старикова Ирина Владимировна

17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV-XVII вв. (раздельноречная редакция)

Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV-XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 7-36
PDF
В статье рассматриваются особенности исполнения 17-й кафизмы всенощного бдения в древнерусской богослужебной практике. На основе анализа указаний в разных редакциях Иерусалимского устава и ремарок в богослужебных Псалтирях выявлена особая форма кафизмы, представляющая собой соединение стихов и текстовых припевов. Соединение инципитов стиха и припева напоминает об архаичных гимнографических формах (например, степенных антифонах). C 1-й пол. XVI в. в певческих рукописях 17-я кафизма фиксировалась в разных графических редакциях, которые можно разделить на группу ранних редакций и основную, сложившуюся к кон. XVI в. Ранние редакции отличаются наличием более простых наборов знаков и использованием кулизменного начертания для записи каденционных формул. Согласно анализу основной редакции, каденционные формулы припевов 17-й кафизмы имеют интонационное сходство с оборотами некоторых обиходных песнопений. Эти наблюдения, а также гипотетические транскрипции попевки кулизма в припевах ранних редакций, свидетельствуют о том, что указания русских редакций Иерусалимского устава исполнять «непорочны» на 5-й глас являются не только следованием греческой текстовой редакции Иерусалимского устава, но и, вполне вероятно, отражением древнерусской певческой практики.
древнерусская певческая традиция, Иерусалимский устав, 17-я кафизма, псалмодия, ранние графические редакции песнопений Обихода
1. Kazantseva T. G. 2005, in Staroobryadchestvo: Istoriya, kul'tura, sovremennost': Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, p. 407.
2. Lozovaya I. E. 2011, Aktual'nye problemy izucheniya tserkovno-pevcheskogo iskusstva: nauka i praktika, pp. 330—343.
3. Lozovaya I. E. Drevnerusskj notirovannyj Paraklit XII veka (The Old-Russian Notated Parakletike), Moscow, 2009.
4. Pentkovskij A. M. 2004, in Prevodite prez XIVstoletie na Balkanite: dokladi ot mezhdunarodnata konferenciya, Sofiya, 26—28 juni 2003, pp. 153—171.
5. Pentkovskij A. M. Tipikon patriarkha Aleksiya Studita v Vizantii i na Rusi (Typicon of Patriarch Alexis Stoudite), Мoscow, 2001.
6. Pereleshina V. G. 2006, in Ezhegodnaya bogoslovskaya konferentsiya PSTBI, vol. 16, pp. 330—336.
7. Tyurina О. V. Drevnerusskaya melizmatika: Bolshoj raspev (The old-Russian Melismatic Styles: the 'Bolshoj Raspev' ('Great Chant')), Moscow, 2010.
8. Shkolnik I. 1997, in Musica Antiqua Europae Orientalis, vol. 11: Acta musicologica, pp. 77—87.
9. Levy K. 1964, in Annales Musicologiques, vol. 6, pp. 7—67.
10. Strunk О. 1956, in Dumbarton Oaks Papers, vol. 9, p. 201.
11. Strunk О. 1960, in Journal of the American Musicological Society, vol. 13/1/3, pp. 50—67.

Старикова Ирина Владимировна

Гусейнова Зивар Махмудовна

Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века

Гусейнова З. М. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 37-49
PDF
Канон как гимнографический жанр занимает значительное место в православном богослужении: как известно, каноны создавались в честь каждого святого или праздничного события. Тексты канонов включались в богослужебные книги, но они очень редко выписывались в нотированном виде, поскольку их распевы опирались на хорошо известные ирмосы-образцы, включенные в книгу Ирмологий. В рукописи Российской государственной библиотеки собрания Троице-Сергиевой Лавры № 427, датируемой кон. XVI в., выписаны, тем не менее, три нотированных канона русским святым — митрополиту Ионе, Василию Блаженному, великомученику Георгию. В статье рассматриваются принципы музыкальной интерпретации текстов, раскрывающие творческие приемы древнерусских мастеров.
канон, святой, ирмос, тропарь, распев, текст, нотация, рукопись
1. Gerasimova-Persidskaya N. A. 2003, in Hymnology, vol. 4, pp. 237-251.
2. Golubinskij E. E. Istoriya russkoj tserkvi (History of Russian Church), Moscow, 1900.
3. Kiprian (Kern), archimandrite. Liturgika. Gimnografiya i heortologiya (Liturgics. Hymnography and Heortology), Moscow, 1999.
4. Klyuchevskij V. O. Drevnerusskie zhitiya svyatych kak istoricheskij istochnik (Ancient Lives of the Saints as a Historical Source), Moscow, 1989.
5. Kuznetsov I. I. Svyatye blazhennye Vasilij i Ioann, Christa radi moskovskie chudotvortsy (Saints Basil the Blessed, and John, for Christ's Sake, the Moscow Miracle Workers), Moscow, 1910.
6. Lozovaya I. E. Drevnerusskij notirovannyj Paraklit XII veka (Old Russian Parakletike of the 12th Century), Moscow, 2009.
7. Lurie Y. S. 1988, in Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi, vol. 2/1, pp. 270-273.
8. Metallov V. M. Ocherk istorii pravoslavnogo tserkovnogo peniya v Rossii (History of the Orthodox Church Music in Russia), Moscow, 1915.
9. Ramazanova N. V. 1999, in Rukopisnye pamyatniki, vol. 5, pp. 82-96.
10. Skaballanovich M. N. Tolkovyj Tipikon (The Typikon Interpreted), Moscow, 2004.
11. Spasskij F. G. Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo (Russian Liturgical Works), Moscow, 2008.
12. Vilinbakhov G. V., Vilinbakhova T. B. Sv. Georgij Pobedonosets (St. George The Victorious), St.-Petersburg, 1995.

Гусейнова Зивар Махмудовна

Кондрашкова Лада Вадимовна

Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники)

Кондрашкова Л. В. Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 50-95
PDF
В данной статье автор обращается к малоизученной области древнерусского певческого искусства — раннему многоголосию диссонантного склада. В начале ее показаны сходство и различие между строчным и демественным многоголосием. Далее подчеркнута специфика путевого распева, являющегося основным голосом троестрочия и обладающего осмогласной структурой, унаследованной от знаменного пения. В статье рассматриваются попевки и частично лица путевого распева и троестрочия. Приводятся примеры важнейших попевок в одноголосном и трехголосном изложениях, сопоставляются способы их нотации в певческих рукописях XVII в. Анализ конечных оборотов стихир двунадесятых Праздников показывает, что различные попевки и лица записывались в одноголосных путевых беспометных рукописях сходным тайнозамкненным начертанием, которое вышло из употребления к концу рассматриваемого периода.
древнерусская музыка, история древнерусского певческого искусства, церковное пение, путевой распев, троестрочие, раннее русское многоголосие, осмогласие, демественная нотация
1. Bogomolova M. V. Znamennaya monodiya i bezlinejnoe mnogogolosie na primere velikoj panihidy (Znamenny monody and neumatic polyphony by the example of Great Funeral Service), Moscow, 2005.
2. Grigor'ev E. Posobie po izucheniyu cerkovnogo peniya i chteniya (The Manual on Studying the Church Singing and Reading), Riga, 2001.
3. Evseeva L. M., Kondrashkova L. V. 2011, in Prostranstvennye ikony. Performativnoe v Vizantii i Drevnej Rusi, pp. 474-499.
4. Holopov Y. N. 1987, in Problemy deshifrovki drevnerusskih notatsij, pp. 106-129.
5. Kondrashkova L. V. 2012, in Vestnik PSTGU, vol. 3 (9), pp.173-190.
6. Pamyatniki russkogo muzykalnogo iskusstva (The Monuments of Russian Musical Art), Moscow, 1983, vol. 9.
7. Pozhidaeva G. A. Pevcheskie tradicii Drevnej Rusi (The Singing Traditions of Ancient Russia), Moscow, 2007.
8. Starikova I. V. 2011, in Hymnology, vol. 6, pp. 301-317.
9. Uspenskij N. D. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo (The Singing Art of Ancient Russia), Moscow, 1971.
10. Uspenskij N. D. Obrazcy drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva (The Examples of Ancient Russian Singing Art), Leningrad, 1971.

Кондрашкова Лада Вадимовна

Мосягина Наталья Викторовна

Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого искусства 2-й половины XVII в

Мосягина Н. В. Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого искусства 2-й половины XVII в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 96-106
PDF
В знаменной нотации 2-й пол. XVII в. появляются крыжевые киноварные и двойные пометы, которые обозначают сдвиг обиходного звукоряда на тон вниз или вверх (в древнерусской терминологии — «странные голоса» или «перемена гласом (голоса) необычная»). Наиболее полно система странногласия представлена в двознаменном музыкальнотеоретическом руководстве кон. XVII в. «Ключ разумения». Составитель руководства — монах Тихон Макарьевский — показал систему соответствия знаменных и нотолинейных обозначений, позволяющую переводить один вид записи в другой. Странные голоса выведены автором в особый раздел, демонстрирующий примеры из песнопений разных жанров и гласов. В связи с этим «Ключ» становится для нас одним из основных источников теоретических сведений в данной области.
странные голоса, пометы, обиходный звукоряд, музыкальнотеоретическое руководство, «Ключ разумения», Тихон Макарьевский, фиты, розвод
1. Bogomolova M. V. 2001, in Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta, 2001, pp. 438-443.
2. D'jachenko G. Polnyj cerkovno-slavyanskij slovar (The Complete Church Slavonic Dictionary), Мoscow, 1993.
3. Efimova I. V. 1986, in Russkaya horovaya muzyka XVI—XVIII vv., vol. 83, pp. 82-99.
4. Gusejnova Z. M. «Izveshhenie» Aleksandra Mezenca i teorija muzyki XVII veka («Message» of Alexandr Mezenc and the Theory of Music of XVII Century), Saint-Petersburg, 1995.
5. Gusejnova Z. M. 1998, in Nasledie monastyrskoj kul'tury: remeslo, hudozhestvo, iskusstvo, pp. 68-75.
6. Holopov Ju. N. 1987, in Problemy deshifrovki drevnerusskih notacij, pp. 106-129.
7. Kondrashkova L. V. 2002, in Materialy nauchnoj konferencii «Brazhnikovskie chteniya», pp. 32-37.
8. Konotop A. V. 1979, in Problemy istorii i teorii drevnerusskoj muzyki, p. 171.
9. Kravchenko S. P. Fity znamennogo raspeva. Na materialepevcheskoj knigi «Prazdniki» (Fity of Znamenny Chant. On a Material of the Singing Book «Feasts»), Leningrad, 1981.
10. Mosyagina N. V. 2006, in XVI Ezhegodnaya Bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, vol. 2, pp. 343-348.
11. Mosyagina N. V. 2011, in Aktualnyeproblemy izucheniya cerkovno-pevcheskogo iskusstva: nauka i praktika (k 120-letiyu konchiny D. V. Razumovskogo). Gimnologiya, vol. 6, pp. 429-434.
12. Pozhidaeva G. A. Pevcheskie tradicii Drevnej Rusi. Ocherki teorii i stilya (The Traditions of Old Russian Chant. Sketches of the Theory and Style), Moscow, 2007.
13. Vladyshevskaya T. F. 1976, in Iz istorii russkoj i sovetskoj muzyki, vol. 2, pp. 40-61.

Мосягина Наталья Викторовна

Кирьянова Светлана Александровна

Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й половины XVII — 1-й трети XVIII в

Кирьянова С. А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й половины XVII — 1-й трети XVIII в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 107-114
PDF
В статье рассматривается один из аспектов изучения сложных пейзажных фонов, появившихся в иконописи во 2-й пол. XVII в. Новые формы приходят на смену традиционному условному изображению природы на иконах. В композиционном отношении пейзажи нового типа могут располагаться на иконах следующим образом: это пейзаж в качестве фона на втором плане; пейзаж на фоне, включающий в себя житийные сцены; пейзаж, в который вписан основной сюжет; пейзажный фрагмент в арке или проеме архитектуры. В зависимости от композиционной роли меняется связь пейзажа с изображенным сюжетом.
иконопись, икона, пейзаж, XVII в., XVIII в., древнерусское искусство
1. Antonova V. I., Mneva N. E. Katalog drevnerusskoj zhivopisi Gosudarstvennoj Tretyakovskoj galerei. Opyt istoriko-hudozhestvennoj klassifikatsii (Catalogue of the Ancient Russian Painting in the State Tretjakov Gallery Collection. The Experience of History and Art Classification), Moscow, 1963, vol. 2.
2. Bryusova V. G. Russkaya zhivopis' XVII veka (Russian Painting of the 17th Century), Moscow, 1984.
3. Buseva-Davydova I. L. Kul'tura i iskusstvo v ehpohu peremen: Rossiya semnadcatogo stoletiya (Culture and Art in Times of Changing: Russia in the 17th Century). Moscow, 2008.
4. Buseva-Davydova I. L., Rutman T. A. Cerkov'Il'i proroka v Jaroslavle (Church of Elijah the Prophet in Jaroslavl). Moscow, 2002.
5. Komashko N. I. Russkaya ikona XVIII veka (Russian Icons of the 18th century), Moscow, 2006.
6. Komashko N. I., Katkova S. S. Kostromskaya ikona XIII—XIX vekov (Kostroma Icons of the 13-19th Centuries), Moscow, 2004.
7. Komashko N. I., Saenkova E. M. Russkaya zhitijnaya ikona (Russian Hagiographical Icons), Moscow, 2007.
8. Kochetkov I. A. (ed.) Slovar russkih ikonopistsev XI—XVII vekov (Dictionary of Russian Icon Painters of the 11—17th Centuries), Moscow, 2009.
9. Kuznetzova O. B., Fedorchuk A. V. Malen'kie shedevry bol'shih masterov: Ikony Jaroslavlya XVI—XIX vekov iz sobraniya Jaroslavskogo hudozhestvennogo muzeya: Katalog vystavki (Small Masterpieces of the Big Masters: Icons of Jaroslavl of the 16—19th Centuries from Jaroslavl Art Museum collection: Catalogue of the Exhibition), Moscow, 2006.
10. Kuznetzova O. B., Fedorchuk A. V. Jaroslavskj hudozhestvennyj muzej: 101 ikona iz Jaroslavlya (Jaroslavl Art Museum: 101 Icons from Jaroslavl), Moscow, 2007.
11. Menjajlo V. A. Ikony iz Voznesenskogo monastyrya Moskovskogo Kremlya: Katalog (Icons from Ascension Cathedral of the Moscow Kremlin: Catalogue), Moscow, 2005.
12. Poljakova O. A. Shedevry russkoj ikonopisi XVI—XIX vekov (Masterpieces of Russian Icon Painting of the 16—19th Centuries), Moscow, 1999.
13. Romanenko A. I. Patriarshie palaty (Patriachs' Palace), Moscow, 2001.
14. Saharova O. M. Ikonostas Uspenskogo sobora Ryazanskogo kremlya: Putevoditel' (Iconostasis of the Dormition Cathedral in the Kremlin of Ryazan: the Guide), Moscow, 2010.

Кирьянова Светлана Александровна

Постернак Кирилл Владимирович

К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко

Постернак К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 115-127
PDF
В статье рассматривается вопрос авторства русских иконостасов эпохи барокко. Установлено, что в подавляющем большинстве случаев имя подлинного автора иконостаса — создателя его архитектурного проекта — остается неизвестным. Часто оно подменяется именами подрядчиков (резчиков или столярных мастеров). Вклад некоторых исполнителей преувеличивается настолько, что они предстают в образе выдающихся архитекторов и в этом качестве неоднократно упоминаются на страницах научных и научно-популярных работ. В то же время нередко приходится сталкиваться с тем, что оригинальные иконостасы эпохи барокко необоснованно приписывают крупным столичным архитекторам — в первую очередь Ф. Б. Растрелли. Многие из этих легенд берут начало еще в литературе XIX в. и некритически повторяются современными исследователями, что ведет к искаженному и упрощенному пониманию художественных процессов в России сер. XVIII в.
барокко, иконостас, Гербель, Зарудный, Растрелли
1. Arkin D. E. 1946, in Arhitekturnyj arhiv, vol. 1, pp. 21-98.
2. Batovsky Z. Arhitektor F. B. Rastrelli o svoih tvoreniyah (Architect Rastrelli about his works), St. Petersburg, 2000.
3. Golovina I. A., Knyazhickaya T. V. (ed.) IkonostasPetropavlovskogo sobora (The Iconostasis of the Peter and Paul Cathedral), Saint-Petersburg, 2003.
4. Gorbatenko S. B. 1994, in Pamyatniki istorii i kul'tury Sankt-Peterburga, pp. 139-154.
5. Grabar' I. E. Istoriya russkogo iskusstva (History of Russian Art), Moscow, 1912, vol. 3.
6. Dedyuhina V. S., Ruzavin Ju. A. 1980, in Hudozhestvennoe nasledie, vol. 6/36, pp. 193-202.
7. Denisov Ju. M., Petrov A. N. Zodchij Rastrelli (Architect Rastrelli), Leningrad, 1963.
8. El'kin E. N. 1994, in Kraevedcheskie zapiski, vol. 2, pp. 149-159.
9. Istoriko-statisticheskie svedeniya o Sankt-Peterburgskoj eparhii (Historical-Statistical Information about Diocese of Saint-Petersburg), Saint-Petersburg, 1876, vol. 5.
10. Jur'eva T. V. Pravoslavnyj ikonostas kak kul'turnyj sintez (Orthodox Iconostasis as a Cultural Synthesis), Jaroslavl', 2005.
11. Jartsev A. A. Osnovanie i osnovatel' russkogo teatra (F. G. Volkov) (Foundation and Founder of the Russian Theatre (F. G. Volkov)), Moscow, 1900.
12. Kirichenko E. I. Mikhail Bykovsky, Moscow, 1988.
13. Malickij N. V. 1911, in Trudy Vladimirskoj uchyonoj arhivnoj komissii, vol. 13.
14. Mel'nik A. G. Hramovye ikonostasy kontsa XVII—XIX veka Rostova Velikogo (Rostov the Great Temple Iconostases of the laTe Eighteenth and Nineteenth Century), Saint-Petersburg, 2012.
15. Mozgovaja E. B. Tvorchestvo I. P. Zarudnogo (The Creativity of I. P. Zarudny), Leningrad, 1977.
16. Morozova A. A. N. F. Gerbel'. Gorodskoj arhitektor Sankt-Peterburga (N. F. Gerbel'. City Architect of Saint-Petersburg), Saint-Petersburg, 2004.
17. Nikolaeva M. V. Ikonostas petrovskogo vremeni: «stolyarstvo i rez'ba», zolochenie, ikonopisnye raboty (The Iconostasis of Peter's Time: «Joinery and Carving», Gilding, Icon-Painting), Moscow, 2008.
18. Voronihina A. N. (ed.) Arhitekturnaya grafika Rossii. Pervaya polovina XVIII veka. Nauchnyj catalog (Russian Architectural Drawings of the First Half of the Eighteenth Century. Academic Catalog), Leningrad, 1981.
19. Vygolov V. P. (ed.) Svod pamyatnikov arhitektury i monumental'nogo iskusstva Rossii. Bryanskaya oblast' (A Set of Architectural Monuments in Russia. Bryansk Region), Moscow, 1996.
20. Batowski Z. Architekt Rastrelli o swych pracach (Architect Rastrelli about His Works), Lwow, 1939.

Постернак Кирилл Владимирович

Соколова Александра Владимировна

Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России

Соколова А. В. Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 128-189
PDF
Статья посвящена рассмотрению акафистного пения в современной богослужебной практике Русской Церкви. Акафист, являясь одним из видов духовной христианской поэзии, прочно закрепился в литургической традиции Православной Церкви, получив особое распространение в России, где по сей день во многих монастырях и приходских храмах регулярно совершаются акафисты у местночтимых святынь. Материалом для исследования стали аудиозаписи и нотные тексты местных напевов акафистов, предоставленные автору регентами и певчими ряда монастырей и храмов Центральной России.Расшифровка и анализ данного материала позволили выявить отдельные существенные для современной традиции акафистного пения особенности. Это, в частности, репертуарный состав акафистных служб, своеобразие певческого исполнения, свойственное локальным традициям. В статье показано, сколь распространенным оказывается звучаниешироко известных акафистных напевов, кроме того, представлены оригинальные напевы, бытующие в одном или нескольких приходах и монастырях. В данной работе предпринята попытка собрать воедино разрозненные ранее певческие образцы акафистов, а также систематизировать неизданные акафистные напевы, хранящиеся в клиросных  библиотеках монастырей и приходских храмов или бытующие в устной традиции. Мы постарались, с одной стороны, проследить, как повлияли указания Типикона о службе Похвалы Пресвятой Богородицы на последующую практику совершения акафистов, с другой стороны — рассмотреть характерные особенности акафистного пения, которые сложились в недрах литургической жизни Русской Церкви.
акафист, акафистное пение, акафистный напев, икос, рефрен, кондак, строка, вариантность.

Соколова Александра Владимировна

Торопыгина Марина Юрьевна

Эдгар Винд — ученик Аби Варбурга. К вопросу о развитии иконологического метода

Торопыгина М. Ю. Эдгар Винд — ученик Аби Варбурга. К вопросу о развитии иконологического метода // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 190-202
PDF
Аби Варбург — основатель иконологического метода. Он во многом изменил и иконологию самого искусствознания, стремясь исследовать в духе культурно-исторического метода не только влияние различных проявлений культурной, политической и общественной жизни на формы образной выразительности, но и обратное влияние образа на ментальность и высоко оценивая роль художника во взаимодействии с визуальным и идейным наследием. Эдгар Винд интенсивно общался с Варбургом в Гамбурге в кон. 1920-х гг. и посвятил несколько работ интерпретации его творчества. Влияние варбургианских идей можно проследить и в работах самого Винда: вместе с темами выразительного жеста, продолжения античности, миграции образов, формул пафоса и диалектического взаимодействия в них продолжается понимание художественного образа как симптома и символа и внимание к содержательным аспектам произведения изобразительного искусства.
А. Варбург, Э. Винд, методология, иконология, интерпретация, символ, выразительный жест
1. Vaneyan S. 2012, in Vestnik PSTGU. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, vol. 3/9, pp. 127-147.
2. Vaneyan S. 2003, in Pravoslavnaya enciklopediya, p. 556.
3. Vaneyan S. 2009, in Pravoslavnaya enciklopediya, pp. 47-50.
4. Varburg A. Velikoe pereselenie obrazov (The Great Moving of Images), Saint-Petersburg, 2008.
5. Buschendorf B. 1985, in Idea. Jahrbuch der Hamburger Kunsthalle IV, pp. 165-209.
6. Buschendorf B. Auf dem Weg nach England. Edgar Wind und die Emigration der Bibliothek Warburg, Hamburg, 1993.
7. Edgar Wind: Kunsthistoriker und Philosoph, Berlin, 1998.

Торопыгина Марина Юрьевна

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Игумен Силуан (Туманов А. А.)

Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников

Туманов А. А. Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 205-221
PDF
В данной статье автор с благодарностью и благоговением вспоминает о жизни и плодотворной деятельности архимандрита Матфея (в миру — Лев Васильевич Мормыль; 1938– 2009), сыгравшего столь значительную роль в деле сохранения и упрочения традиции богослужебного пения в Русской Православной Церкви, выведения его на качественно новый, высокий уровень, так что даже спустя много лет после его кончины, вне сомнений, останется материал для ревнителей и исследователей его творчества.
богослужебное пение, распев, хоровая партитура, переложение, регент, певческая традиция, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Московская духовная академия, Московская духовная семинария
1. Martynov V. Istoriya bogosluzhebnogo peniya (The History of Divine Service's Singing), Moscow, 1994.
2. Matfej (Mormyl'), arkhimandrit. 2000, in Arkhimandrit Matfej, http://www.seminaria.ru/chsing/matftalk.htm (Date: 11.05.2013).

Игумен Силуан (Туманов А. А.)