/

Плотникова Наталья Юрьевна

Нотация русского партесного многоголосия


Плотникова Н. Ю. Нотация русского партесного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 83-109.

Аннотация

В статье, опирающейся на обширный рукописный материал, рассмотрены важнейшие элементы нотации в партесных гармонизациях: способы записи (отдельные партии, хоровая книга и партитуры) и ключи, установлены черты ее своеобразия по сравнению с западноевропейской традицией. Изучены типичные и редкие комбинации ключей До, Соль и Фа в четырехголосных гармонизациях. Показано, что в композициях на 8 и 12 голосов под влиянием концертного многоголосия и в связи с постепенным отходом от обработки одноголосных церковных роспевов формируется новая система ключей. Сделаны выводы о практическом применении теории ключей в расшифровках партесного многоголосия.

Ключевые слова

нотация, гармонизации, партесный стиль, партии, партитуры, ключи, рукописи

Список литературы

1. Barsova I. A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI—pervaya polovina XVIII veka) (Essays on the Partitur Notation's History (XVI — the first half of XVIII century), Moscow, 1997.
2. Gurjeva N. V. 2006, in Idu v nevedomyj mneput'. Pamyati Eleny Filippovoj, pp. 75-85.
3. Dal V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language), Moscow, 1989, vol. 2.
4. Diletskij N. Idea grammatiki musikijskoj (An Idea of Musical Grammar), Moscow, 1979, vol. 7.
5. Zakharjina N. B. Russkiye bogosluzhebnye pevcheskie knigi XVIII–XIX vekov. Sinodalnaya traditsiya (Russian Liturgical Chant Books of XVII–XIX centuries. The Sinodal Tradition), Sankt-Peterburg, 2003.
6. Keldysh Yu. V. Istoriya russkoj muzyki (The History of Russian Music), Moscow, 1983, vol. 1.
7. Kokliko A. P. Compendium musices (1552), Moscow, 2007.
8. Plotnikova N. Yu. Partesnye garmonizatsii znamennogo igrecheskogo rospevov (Нarmonizations in Many Parts (partesnyje) of Znamenny and Greek chants), Moscow, 2004.
9. Pozhidayeva G. A. Pevcheskie traditsii Drevnej Rusi (Chant-Singing Traditions of Old Russia), Moscow, 2006.
10. Protopopov V. V. 1978, in Muzykaljnaya encyclopedia, vol. 4, pp. 190-193.
11. Protchenko I. Partesnye garmonizatzii pesnopenj Liturgii v rukopisi GIM. Sinodal'noe pevcheskoe sobranie, № 375. Diplomnaya rabota. PSTGU (Нarmonizations in Many Parts (partesnyje) of liturgical singing in the manuscript GIM. Sin. Pevch. Sobr. № 375. Degree work. PSTGU), Moscow, 2009.
12. Smolensky S. V. 2002, in Russkaja duhovnaja muzyka v dokumentah i materialah, vol. 1, pp. 218-258.
13. Tabulatura, in http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E1%F3%EB%E0%F2%F3%F0%E0
14. Uspenskij N. D. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo (Ancient Russian Church Chant), Moscow, 1972.

Данные об авторе

Плотникова Наталья Юрьевна

PDF