/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :38

ИССЛЕДОВАНИЯ

Захарьина Нина Борисовна

О музыкальной композиции канона Успению Богородицы «Преукрашенная Божественною славою»

Захарьина Н. Б. О музыкальной композиции канона Успению Богородицы «Преукрашенная Божественною славою» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 9-22

DOI: 10.15382/sturV202038.9-22
Гимнография восточнохристианской традиции имеет ряд типических музыкальных форм, создаваемых при помощи интонационных формул. Использование этих форм связано с системой подобия. Музыкальная композиция канона Успению Богородицы «Преукрашена» составлена из интонационных формул знаменного роспева. Две формулы имеют одинаковый подвод и разные окончания, тем самым формируя нарушение или разрешение слушательского ожидания. Канон сохранился в византийских, древнерусских и киево-литовских певческих книгах. Он записан палеовизантийской, средневизантийской (круглой) и пятилинейной (киевской) нотацией. Палеовизантийская версия канона послужила основой знаменной, а киевские списки (как крюковые, так и нотолинейные) основаны на знаменном роспеве. Сравнение списков трех традиций демонстрирует неизменность музыкальной формы. Рукописи средневизантийской нотации и печатные издания девнерусских песнопений являются дополнительными источниками, которые используются для реконструкции мелодической линии. Композиция, основанная на двух интонационных формулах, использована также в славянских списках подобна «О дивное чудо» (стихира Успению Богородицы). Подобен записан в тех же рукописях, что и канон. Композиция стихиры с веками изменялась, возможно, под влиянием канона. Сравнение мелодического рисунка показывает, что именно форма была стабильной в трех традициях, в то время как интонационное наполнение может различаться.
компаративные исследования, знаменный роспев, канон, подобен, музыкальная форма, интонационная формула
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984.
  2. Гусейнова З. М. Ранние Ирмологии Троице-Сергиевой лавры // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2009. Вып. 1 (4). С. 7–16.
  3. Ильина книга: Рукопись РГАДА, Тип. 131 / лингвист. изд., подгот. греч. текста, коммент, словоуказатели В. Б. Крысько. М.: Индрик, 2005.
  4. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
  5. Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси: История, теория, эстетика. СПб.: Ut, 2002. С. 46–150.
  6. Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы пресвятой Богородицы // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. № 4. С. 83–99.
  7. Попов А. Ю. Техника композиции древнерусских роспевщиков (на примере Ирмология конца XVII в.) // Гимнология. М., 2000. Вып. 1, кн. 1: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. С. 281–290.
  8. Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла: (На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1987.
  9. Рамазанова Н. В. Об иерархии жанров в древнерусской службе // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: Поэтика древнерусского певческого искусства: сб. науч. тр. / [сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова]. СПб., 1992. С. 150–160.
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 2: Афонская коллекция / Гос. Ин-т искусствознания; подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец при участии И. П. Шеховцовой, С. Н. Тутолминой. М., 2012.
  11. Старикова И. В. Канон // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 30. С. 204–212.
  12. Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского М.: Языки славянских культур, 2006. (Памятники славяно-русской письменности. Новая серия).
  13. Христофор. Ключ знаменной, 1604 / публ. и пер. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова. М.: Музыка, 1983. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9).
  14. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): автореф. дис. ... канд. иск. М., 1996.
  15. Щепкина Н. А. Служба Введения во храм Пресвятой Богородицы по греческим певческим рукописям X — начала XIX века: дис. ... канд. иск. СПб., 2017.
  16. Fragmenta Chilandarica palaeoslavica: B.: Hirmologium: Codex monasterii Chilandarici 308: Phototypice depictus / Prepared by R. Jakobson. Copengagen: Ejnar Munksgaard, 1957. (Monumenta musicae byzantinae; Vol. 5 В).
  17. Strunk O. Essays on Music in the Byzantine World / еd. Kennet Levy. N. Y.: Norton, 1977.
  18. Troelsgard Ch. The Repertories of Model Melodies (Automela) in Byzantine Musical Manuscripts // Cahiers de l'Institut du Moyen-Âge Grec et Latin, 71. Copenhague, 2000. P. 3–27.

Захарьина Нина Борисовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9511-7794;
Электронный адрес: zakharina@rambler.ru.
Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 17-34-00023-ОГН ОГН-МОЛ-А1 «Монодические песнопения богородичных праздников XI–XVII веков: греко-славянские параллели».
Крюков Павел Дмитриевич

Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения

Крюков П. Д. Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 23-35

DOI: 10.15382/sturV202038.23-35
Целью статьи является выявление и описание актуальных задач, стоящих перед исследователем Октоиха нотированного XVII в., в частности при изучении его в свете книжной реформы середины столетия. Бытование Октоиха нотированного в XVII в. вписывается в контекст всего периода развития этой книги, начиная с ее бытования в виде отдельного сборника с кон. XV в. Для решения основных задач формулируются следующие направления исследования: поиск и систематизация всех сохранившихся списков Октоиха нотированного XVII в.; установление типологии и создание, насколько возможно, полного каталога-справочника с научным описанием рукописей; изучение технических аспектов процесса певческой справы на примере данной книги. Важным направлением в ряду сформулированных задач становится выявление и осмысление на примере Октоиха XVII в. системы древнерусского осмогласия и изучение роли певческих моделей в распевании песнопений. В статье показаны особенности фиксации и организации песнопений рассматриваемой книги. Для иллюстрации процесса певческой реформы середины века приведены примеры из нотированных рукописей, в том числе: НИОР РГБ. Ф. 379 (собрание прот. Дмитрия Разумовского) № 13 (2-я четв. XVII в.) и № 16 (последняя треть XVII в.).
Октоих нотированный, реформа, XVII век, знаменный распев, рукопись, песнопение
  1. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI– XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
  2. Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: дис. ... канд. иск. Л., 1990.
  3. Гусейнова З. М. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве // Рукописные памятники. Вып. 4 / ред. Г. П. Енин, Н. В. Рамазанова. СПб., 1997. С. 193–214.
  4. Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999.
  5. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
  6. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции: дис. ... д-ра иск. СПб., 2007.
  7. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках: сводный каталог / под ред. Н. П. Киселева. М., 1958.
  8. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
  9. Крашенинникова О. А. Древнерусский Октоих XII–XIV вв. как памятник средневековой гимнографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
  10. Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского. М., 2006.
  11. Кручинина А. Н., Егорова М. С., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. СПб., 2014.
  12. Мезенец А. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года) / изд. с объясн. и примеч. Ст. Смоленский. Казань, 1888.
  13. Никольская Н. А. «Сказание» инока Евфросина и певческая книжная справа XVII века: дипломная работа. СПб., 2008.
  14. Федор Крестьянин: Стихиры / публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  15. Пентковский А. М. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 382.
  16. Певческие рукописи XVII–XIX веков: каталог / авт.-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В. Зюзин, Н. А. Попкова. Саратов, 2001.
  17. Плетнева Е. В. Многораспевность в Нотированном Октоихе: богородичны Малой вечерни // Музыкальное наследие России: истоки и традиции: сб. статей молодых музыковедов кафедры Музыкальной этнографии и Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории / сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 80–107.
  18. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
  19. Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси: История, теория, эстетика: cб. науч. тр. / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
  20. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII вв. СПб., 2004.
  21. Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
  22. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  23. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  24. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7–22.

Крюков Павел Дмитриевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.
Гусейнова Зивар Махмудовна

Исторические и теоретические сведения в «Указе о подметках» (по списку РГБ ф. 379 № 1)

Гусейнова З. М. Исторические и теоретические сведения в «Указе о подметках» (по списку РГБ ф. 379 № 1) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 36-50

DOI: 10.15382/sturV202038.36-50
Статья посвящена одному из списков известного музыкально-теоретического документа XVII в. «Указ о подметках» в рукописи Российской государственной библиотеки фонда 379 (Д. В. Разумовского) № 1. Документ, сохранившийся в нескольких списках XVII–XVIII вв. с разными названиями, получил известность, благодаря изложению в нем «учения» новгородского распевщика Иоанна Шайдура относительно буквенных киноварных («степенных») помет, уточняющих высоту знаков крюковой нотации, и строения звукоряда. Необходимость введения подобных корректив была обусловлена постепенным разрушением единства при исполнении одного песнопения разными певцами и тем более в разных обителях. В основу «учения» Иоанна Шайдура положена информация о распеве знаков в азбуках-толкованиях, сокращенная до одной-двух букв, прибавляемых к знакам нотации красным цветом. Данная система помет вошла в употребление в сер. XVII в. и активно использовалась вплоть до введения помет, представленных в другом теоретическом документе — «Извещении» Александра Мезенца (1670). В Раз. № 1 система излагается вариативно несколько раз, это свидетельствует о том, что в списки документа разными мастерами многократно вводились дополнительные сведения и уточнения, отражающие локальные традиции церковного пения. В результате изложение помет и строение звукоряда представлены в Раз. № 1 в разных вариантах. Кроме теоретической в списке содержится важная историческая информация относительно собственно личности Иоанна Шайдура, а также происхождения церковного пения не как заимствованного некогда из Византии, но возникшего на славянской почве по аналогии со словесной азбукой равноапостольного Кирилла.
Указ о подметках, крюковая нотация, пометы, звукоряд, церковное пение, теория музыки, распевщик
  1. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
  2. Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42–76.
  3. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки ХVII века. Изд. 2-е., испр. и доп. СПб., 2008.
  4. Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012.
  5. Кондрашкова Л. В. Троестрочие как феномен русского многоголосия конца XVI — первой половины XVIII века: дис. ... канд. иск. М., 2018.
  6. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. 3-е изд. СПб., 1998.
  7. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков / сост., пер., вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
  8. Орлов А. С., Скрипиль М. О. Введение: Обобщающие предприятия XVI в. // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. М.; Л., 1941–1956. Т. II. Ч. 1. С. 432–445.
  9. Парфентьев Н. П. Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре России 1650–1670-х гг. // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2013. Т. 13. № 2. С. 94–102.
  10. Погодин М. П. Вновь найденные данные для истории церковного пения в России // Москвитянин. М., 1846. № 6. С. 173–174.
  11. Полное собрание русских летописей. СПб., 1908. Т. XXI, первая половина. СПб., 1908.
  12. Смоленский С. В. Об указании оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме. Оттиск из журнала «Церковное пение». 1909. № 3.
  13. Смоляков Б. Г. Две редакции «Предисловия, откуду и от коего времени начася быти в нашей Рустей земли осмогласное пение...» // Памятники Отечества: альманах ВООПИиК. 1980. № 1. С. 53–57.
  14. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: в 3 т. Т. 2. СПб., 1902. Т. 3. СПб., 1912.
  15. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3. С. 19–23.
  16. Христофор, инок. Ключ знаменной, 1604 / публ., пер. М. В. Бражникова, Г. А. Никишова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1983. Вып. 9.

Гусейнова Зивар Махмудовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., 3;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.
Вискова Ирина Влдимировна

Марцин Мельчевский и «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого

Вискова И. В. Марцин Мельчевский и «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 51-61

DOI: 10.15382/sturV202038.51-61
Начиная с середины XVII в. в России на смену знаменному пению приходит партесное многоголосие. Этот перелом связан с реформами патриарха Никона, допустившего многоголосное пение в православных храмах, а также с влиянием музыкальной культуры европейского барокко, прежде всего польского и итальянского, пришедшего в Россию через территорию Украины. В связи с этим обычно упоминается имя русского композитора Николая Дилецкого, который, в свою очередь, называл себя учеником польского композитора Марцина Мельчевского. Николай Дилецкий, как известно, был теоретиком, композитором и регентом. В историю русской музыки он вошел как автор хоровой музыки и как создатель музыкального трактата «Мусикийская грамматика». «Грамматика» свидетельствует о высоком уровне музыкального образования ее автора. Многохорность была традиционна для Речи Посполитой 1-й четв. XVII в. В русскую музыкальную культуру она пришла вместе с практикой многоголосного пения. Следует обратить внимание на тот факт, что в 7-й главе «Мусикийской грамматики» Дилецкого «О вещах забвенных, о которых забыл написать» уже есть раздел «Образцы хоральные», посвященный проблемам двухорной композиции. В трех изданиях «Мусикийской грамматики» Дилецкого можно найти семь примеров из сочинений Марцина Мельчевского, один из которых приписывается композитору, согласно мнению Протопопова, ошибочно. Все они находятся в разделе «О сочинении». Интерес представляет образец, принадлежащий Мельчевскому, связанный с правилом выдержанных звуков в кадансе. Дилецкий сначала приводит оригинальный нотный текст Мельчевского, а потом показывает тот простой бас, вместо которого, по его мнению, использована педаль. Видимо, этот бас присочинен самим Дилецким. В России во 2-й пол. XVII в. интерес к польской музыке, в том числе к творчеству Мельчевского, был достаточно высок. Известно, что патриарх Никон специально искал канты Мельчевского, и ему в подарок были присланы псалмы и мессы Мельчевского.
российско-польские музыкальные связи, духовная музыка, Николай Дилецкий, Марцин Мельчевский, Мусикийская грамматика, партесное пение
  1. Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, 1954. Т. 1.
  2. Герасимова И. В. Николай Дилецкий: творческий путь композитора XVII века: автореф. дис. … канд. иск. М., 2010.
  3. Дилецький Микола [Дилецкий, Николай ]. Граматика музикальна. Музыкальная грамматика. Фотокопія рукопису 1723 року. Транскрипція, післямова-додатки, шифри рукописів трактату, коментарі О. Цалай-Якименко. На укр. яз. Киев: Музична Украiна, 1970.
  4. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ. и исслед. В. В. Протопопова. М.: Музыка, 1979. (Памятники русской музыкальной культуры. Вып. 7).
  5. Дилецкий Н. П. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / посмерт. труд по опубликованию и предисловию С. В. Смоленского. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910.
  6. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.
  7. Kazem-Bek Jan. Marcin Mielczewski w “Gramatyce muzycznej” / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 177–186.
  8. Krzepkowska А. Zygmunt Lauxmin. Traktat “Ars et praxis musica”. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Semper, 2012.
  9. Przybyszewska-Jarmińska B. Historia Muzyki Polskiej. Tom III część pierwsza, Barok 1595 1696. Sutkowski edition. Warsawа, 2006.
  10. Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — katalog tematyczny utworów / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M.Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 27–66.
  11. Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — życie i dorobek / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 25–26.
  12. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN, Warszawa, 2011.

Вискова Ирина Влдимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Шевцова Ольга Борисовна

Князь В. Ф. Одоевский о преподавании церковного пения (на материалах РНММ)

Шевцова О. Б. Князь В. Ф. Одоевский о преподавании церковного пения (на материалах РНММ) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 62-73

DOI: 10.15382/sturV202038.62-73
Статья посвящена архивным материалам князя В. Ф. Одоевского, русского музыканта-теоретика, автора первых статей по теории знаменного распева. Автор рассказывает о его работе «Церковно-нотная грамота для первоначального обучения православному церковному пению», находящейся в Российском национальном музее музыки (РНММ).
князь В. Ф. Одоевский, архивы В. Ф. Одоевского, церковное пение, теория церковного пения, музыкальная медиевистика, знаменный распев, древнерусское искусство
  1. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005.
  2. Ляпунова А. С. Н. Г. Рубинштейн и В. Ф. Одоевский // Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005. С. 15–68.
  3. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / под ред. Г. Б. Бернандта. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.
  4. Одоевский В. Ф. Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении / публ. и коммент. О. Б. Шевцовой // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2008. Вып. 1(3). С. 121–153.
  5. Одоевский В. Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды I Археологического съезда в Москве. 1869. СПб., 1870. С. 476–480.
  6. Одоевский В. Ф. Русская и так называемая общая музыка // «Русский». 1867. № 11 и 12. Отдельный оттиск. М.: Типография газеты «Русский», 1867.
  7. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  8. Шевцова О. Б. Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Ф. 380 РГБ // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства 2019. Вып. 34. С. 146–156.

Шевцова Ольга Борисовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. препод. кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0002-2107-9331;
Электронный адрес: shvts@mail.ru.
Любченко Елизавета Михайловна

Композиционные особенности двоегласников с гласовой организацией «8-4-8»

Любченко Е. М. Композиционные особенности двоегласников с гласовой организацией «8-4-8» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 74-96

DOI: 10.15382/sturV202038.74-96
Статья посвящена исследованию песнопений-двоегласников с гласовой организацией «8-4-8» на материале Стихираря «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. № 63–66). Предметом рассмотрения стали четыре стихиры с отмеченными писцами гласовыми переходами: «Гласо пророка твоего Моисея» на Крестовоздвижение, «Свето пресветлыи звезда невечерняя» святому Константину царю и матери его Елене, «Во истину вожделеваше тебе слове Божии» мученикам Мануилу, Савелию и Исмаилу и «Иже от неплодныхъ» Успению святой Анны. В статье определяются музыкальные особенности двоегласников с точки зрения их формы, рассматриваются принципы гласовых переходов и выявляются возможные закономерности гласовых смен. В процессе исследования удалось установить, что в основе проанализированных двоегласников независимо от текста просматривается единый композиционный архетип, истоки которого могут проистекать из византийской традиции. Результатом работы стала расшифровка трех песнопений, которые сохранились в старообрядческой выговской традиции, и реконструкция одного песнопения, не зафиксированного в старообрядческих памятниках выголексинского письма. Расшифровки в публикации оформлены в виде сопоставительных партитур, в которых верхняя строка представляет список из Стихираря «Дьячье око», а нижняя — старообрядческий источник.
двоегласники, многогласники, глас, Стихирарь «Дьячье око», древнерусское певческое искусство, расшифовка, реконструкция
  1. Бражников. М. В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование / общ. ред. Н. Серегиной и А. Крюкова. Л., 1984.
  2. Григорьев. Е. Пособие по изучение церковнаго пения и чтения. Изд. 2-е, доп. и перераб. Рига, 2001.
  3. Гусейнова З. М. Стихирарь минейный конца XVI века: аспекты изучения. По рукописи Троице-Сергиевой лавры № 427. СПб., 2018.
  4. Книга «ПРАЗДНИКИ». Печать произведена с рукописи выговского письма середины XIX в. с уменьшением оригинала 85х79% и проставлением нумерации листов. Отв. за выпуск С. Пичугин. Рига, 2006.
  5. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века / публ. и исслед. памятника В. Ю. Григорьевой. М., 2014.
  6. Любченко Е. М. Многогласники в Стихираре «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. № 63–66) // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2018. С. 342–351.
  7. Любченко Е. М. Песнопения-двоегласники Стихираря «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3. Т. 2. Майкоп, 2018. С. 639–651.
  8. Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М., 1899.

Любченко Елизавета Михайловна


Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Магистрант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Псковский государственный университет; Российская Федерация, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2;
Должность: Магистрант;
ORCID: 0000-0002-2566-2559;
Электронный адрес: kolpino00@mail.ru.
Конорева Светлана Анатольевна

Пение на подобен в современной практике беспоповских старообрядцев (на примере подобнов 1-го гласа)

Конорева С. А. Пение на подобен в современной практике беспоповских старообрядцев (на примере подобнов 1-го гласа) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 127-149

DOI: 10.15382/sturV202038.127-149
В статье рассматривается практическая реализация пения на подобен в старообрядческих беспоповских общинах поморского согласия прибалтийского региона. Выбор данной ветви старообрядчества обусловлен тем, что беспоповцы придерживаются певческих и рукописных традиций раннего периода — раздельноречия, тщательно сохраняют особенности исполнения песнопений, произношения и интонирования, лингвистические нюансы. Материалом статьи служат аудиозаписи богослужений и специальные записи вне богослужений, расшифрованные автором. Наибольшее количество записей относится к Рижской Гребенщиковской общине, являющейся главным певческим центром беспоповских старообрядцев. В качестве примеров локальной традиции использованы записи богослужений в общинах г. Клайпеды, г. Каунаса и д. Раюши. В статье предпринят краткий обзор приема пения на подобен, рассматриваются имеющиеся письменные источники, содержащие образцы подобнов, проводится соотношение «книжного» варианта и варианта «напевки». По результатам сравнительного анализа этих вариантов устанавливаются принципы модификации композиционной и ладовой структур под влиянием устной формы бытования песнопений. Установлено, что «книжный» вариант рассматривается исполнителями как некий эталон, однако в практике остаются лишь отдельные его элементы. Вариант «напевки» как система оказывается организованным более упорядоченно за счет иного порядка чередования строк, а также некоторых ладовых изменений. Анализ аудиозаписей позволил обнаружить ряд закономерностей в реальном воплощении подобнов в певческой практике на примере первого гласа. Эти закономерности в целом имеют тенденцию сделать певческую ткань плавной и, насколько возможно, разнообразной. При распевании текстов главенствующее место исполнителями отводится именно напеву, а не тексту. В полной мере проявляется общее для пения беспоповских старообрядцев исполнение песнопений в совокупности существующих вариантов с периодическим возникновением созвучий. Выявленные позиции дополняют современное знание о традициях церковного пения.
подобны, старообрядцы, церковное пение, устная версия, знаменный распев, напевка, книжная версия
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. 05.25.03 Библиотековедение. М., 2014.
  2. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. М., 1998.
  3. Асафьев Б. В. Глинка. М.: Музыка, 1978.
  4. Барановский В. С., Поташенко Г. В. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005.
  5. Владышевская Т. Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество. URL: https://portal-slovo.ru/art/36103.php?ELEMENT_ID=36103&PAGEN_1=2
  6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  7. Гарднер И. А. Забытое богатство (о пении на подобен) // Подобны / сост. Л. В. Вовчук. Киев, 2004. С. 4–14.
  8. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Изд. 2-е. Рига, 2001.
  9. Гулиева О. В. «Подобны великого роспева» (Некоторые аспекты изучения) // Тезисы научной конференции «Бражниковские чтения. 2002». СПб., 2002. С. 10−11.
  10. Демьянчук Т. А. Подобны великого распева в русской церковнопевческой традиции // Древнерусское песнопение. Пути во времени: По материалам научной конференции «Бражниковские чтения. 2002». СПб., 2004. С. 108−119.
  11. Древлеправославная Поморская Церковь Литвы. URL: http://www.starover.lt/kaunasskayastarovercheskaya-religioznaya-obschina/#istoriya-obshtini
  12. Казанцева Т. Г. Стихиры-подобны в богослужебной практике староверов-странников сибирского региона // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 2 (5). С. 76−124.
  13. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  14. Момина М. А. Самоподобные песнопения (αυτομελα) в церковнославянских богослужебных рукописях // Русь и южные славяне: сб. статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987) / сост. и отв. ред. В. М. Загребин. СПб., 1998. С. 165 −184.
  15. Морохова Л. Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 181–190.
  16. Обиход Поморский. М., 1911.
  17. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв.: на примере произведений выдающихся распевщиков: дис. … д-ра искусство-ведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. М., 1998.
  18. Подобны / сост. Л. В. Вовчук. Киев, 2004.
  19. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  20. Старовер-поморец. Сайт Староверческого общества им. И. Н. Заволоко. URL: http://starover-pomorec.eu/starover/plugins/content/content.php?content.260
  21. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. СПб., 2004.
  22. Фролов С. В. Многораспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII–XVIII вв.). Л., 1983. С. 12–47.
  23. Червякова Е. Г. Феномен раздельноречия в гимнографии древлеправославного богослужения: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. Новосибирск, 2005.
  24. Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю): дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. М., 2007.
  25. Shidlovsky N. G. The Notated Lenten Prosomoiain the Byzantineand Slavic Traditions. Princeton: Princeton University, 1983.

Конорева Светлана Анатольевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: ст. преподаватель кафедры регентования;
ORCID: 0000-0003-4619-3736;
Электронный адрес: svetela@inbox.ru.
Червякова Ирина Михайловна

Восстановление богослужебной и певческой деятельности в астраханском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в постсоветский период

Червякова И. М. Восстановление богослужебной и певческой деятельности в астраханском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в постсоветский период // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 150-160

DOI: 10.15382/sturV202038.150-160
В статье рассматривается специфика восстановления церковно-певческой традиции Иоанно-Предтеченского мужского монастыря г. Астрахани в постсоветское время (с 2001 по 2013 г.), деятельность которого была прервана в годы воинствующего атеизма в ХХ столетии. Анализируются процессы возрождения богослужебной певческой практики, создание, становление и деятельность монастырских хоровых коллективов. Акцентируется внимание на современном состоянии чинопоследования, а также на практической стороне сослужения хоров. Данный период нами оценивается как период конструктивного развития и расцвета певческого дела в монастыре.
певческая традиция, богослужебная практика, знаменный распев, богослужение, песнопение, монастырская школа, хоровое исполнительство
  1. Густова-Рунцо Л. А. Православная певческая практика Беларуси (типология и исполнительские стили). М-во культуры Респ. Беларусь, Беларусский гос. университет культуры и искусств. Минск: БГУКИ, 2018.
  2. Игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Покровский собор города Астрахани. Астрахань: Новая линия, 2013.
  3. Святые и подвижники благочестия земли Астраханской / сост. игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Астрахань: Новая линия, 2010.
  4. Игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Астрахань. Храмы и монастыри. Астрахань: Новая линия, 2002.
  5. Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий: Майкоп: Магарин О. Г., 2011.

Червякова Ирина Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Краснодарский государственный институт культуры; Российская Федерация, 350028 г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33;
ORCID: 0000-0003-1147-2487;
Электронный адрес: chervyakova-77@mail.ru.
Абдоков Юрий Борисович

Герман Галынин: «свеча, горящая с обоих концов». Камерно-оркестровая и ансамблевая музыка для струнных.

Абдоков Ю. Б. Герман Галынин: «свеча, горящая с обоих концов». Камерно-оркестровая и ансамблевая музыка для струнных. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 161-178

DOI: 10.15382/sturV202038.161-178
Статья посвящена рассмотрению ключевых событий жизни и творчества выдающегося русского композитора ХХ столетия Германа Германовича Галынина (1922–1966), художественное наследие которого — одна из очевидных лакун современного отечественного искусствознания. Благодаря художественным инициативам Международной творческой мастерской «Terra Musica» за последние два года были исполнены и впервые записаны для британской компании «Toccata Classics. London» все без исключения камерно-оркестровые и струнно-ансамблевые опусы композитора. Подготовка этих записей потребовала провести тщательный интертекстуальный анализ ярчайших партитур, необъяснимо выключенных из концертно-репертуарного и научного оборота. Уточнены и систематизированы сведения, касающиеся сложной, трагической судьбы художника. Впервые исследован весь корпус камерно-оркестровых и ансамблевых сочинений Г. Галынина для различных струнно-смычковых составов: два струнных квартета, Сюита для струнного оркестра, Ария и Скерцо для скрипки и струнного оркестра. Большинство этих сочинений никогда не исследовались в контексте феноменологического анализа, затрагивающего широкий круг вопросов профессионально-эстетического, историографического и метафизического порядка. Методология анализа базируется на лексической атрибуции авторского стиля, поэтики, этоса композитора. Впервые поставлены вопросы стилистически адекватной интерпретации всех рассматриваемых партитур. Одним из важных компонентов анализа является сопряжение изучаемых сочинений с основополагающими проблемами теории и практики современного инструментального (оркестрового) письма. Аргументируется необходимость пересмотра ряда опубликованных «редакций», возникшая при подготовке и осуществлении первых мировых (цифровых) записей всех струнно-смычковых партитур Германа Галынина.
Герман Галынин, струнный оркестр, партитура, квартет, стиль, поэтика, интерпретация, этос
  1. Абдоков Ю. Николай Пейко. Восполнивши тайну свою… М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020.
  2. Дорман О. Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана. М.: АСТ, 2013.
  3. Пришвин М. Дневники: 1950–1951. СПб.: Росток, 2016.
  4. Сабинина М. Мозаика прошлого // Д. Д. Шостакович. Pro et contra: Антология. СПб.: Издательство Российской Христианской гуманитарной академии, 2016.
  5. Чайковский Б. Статья о Г. Галынине // Приложение к кн.: Корганов К. Борис Чайковский: личность и творчество. М.: Издательский Дом «Композитор», 2001.

Абдоков Юрий Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Баранова Светлана Измайловна

Райские птицы. Анна Леонидовна Удальцова (22.02.1954–8.04.2013)

Баранова С. И. Райские птицы. Анна Леонидовна Удальцова (22.02.1954–8.04.2013) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 179-193

DOI: 10.15382/sturV202038.179-193
Статья посвящена памяти Анны Леонидовны Удальцовой, художника-керамиста, профессора, заведующей кафедрой художественной керамики Московской художественно-промышленной академии. Главное направление научной и художественной деятельности А. Л. Удальцовой было связано с изучением и созданием архитектурной керамики для храмового зодчества. Как архитектора по основной профессии Удальцову особенно интересовал исторический опыт древнерусских зодчих и мастеров в создании изразцового декора памятников архитектуры. Этому были посвящены ее публикации и диссертация, в которой впервые были рассмотрены композиционные приемы, связанные с использованием в убранстве древнерусских памятников архитектуры изразцов, главным образом с изображением птиц. Раскрытые ею творческие методы древнерусских мастеров, преданность теме и материалу, глубокий, приобретший большое значение в жизни Удальцовой интерес к церковному искусству отразились в ее творчестве. В 2000-х гг. особенно проявилась связь научных интересов Удальцовой и ее архитектурно-художественной практики. Для стен собора в Зачатьевском монастыре в Москве Удальцовой были выполнены рельефные полихромные изразцы с изображением птиц и розеток, а также крупноформатное панно с изображением Голгофского креста. Самыми сложными проектами последних лет стали керамические иконостасы для Знаменской церкви села Холмы под Москвой и собора Зачатьевского монастыря. Таким образом, в творчестве А. Л. Удальцовой получила продолжение уникальная традиция создания керамических иконостасов, ведущая свое начало из ХVII столетия, продолженная в ХIХ и возрожденная в наше время.
керамика, архитектура, изразец, храм, иконостас, декор, современная керамика, глазури для керамики, живопись глазурями
  1. Авторская керамика: каталог. СПб., 2016.
  2. Керамика. Кафедра художественной керамики МГХПА им. С. Г. Строганова. М., 2010.
  3. Крамаренко Л. Г. Каталог выставки А. Л. Удальцовой. М., 2005.
  4. Леонид (Кавелин), архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре с 1656–1759 г. // Вестник общества древнерусского искусства. Отд. IV. Смесь. М., 1876. С. 81–87.
  5. Удальцов Б. А. Анна Леонидовна Удальцова: керамические иконостасы, изразцы, витражи, пласты, печи, архитектурная керамика. Великий Новгород, 2014.
  6. Удальцова А. Л. Баталов Леонид Ильич // Московская энциклопедия. Т. I: Лица Москвы. Кн. 1: А–З. М., 2007. С. 141.
  7. Удальцова А. Л. Харламова Анна Матвеевна // Московская энциклопедия. Т. I: Лица Москвы. Кн. 5: У–Я. М., 2012. С. 174.
  8. Удальцова А. Л. Керамический пол XVI века придела Благовещенского собора Московского Кремля (реконструкция) // Декоративно-прикладное и монументальное искусство: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. С. 60–65.
  9. Удальцова А. Л., [Харламова А. М.] Трапезная Макарьевского монастыря в Калязине // Архитектурное наследство. Вып. 34. М., 1985. С. 230–237.
  10. Удальцова А. Л. Некоторые композиционные закономерности русских стенных изразцов XVII в. // Архитектурное наследство. Вып. 34. М., 1985. С. 266–268.
  11. Удальцова А. Л. Изразцовый декор в русской архитектуре XVII века (композиционные закономерности и методы строения фасадных изразцов): дис. … канд. искусствоведения. М., 1988.
  12. Харламова А. М. Русское усадебное строительство конца XVIII века и его прогрессивные тенденции (На примере архитектурной практики Н. А. Львова в Тверской губ.): дис. … канд. архитектуры. М., 1964.
  13. Хлебцевич Н. Ю. Художественный и технологический аспекты в живописи глазурями на примере творчества российских художников авторской керамики второй половины 20 — начала 21 века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. № 2. Ч. 2. С. 320–321.

Баранова Светлана Измайловна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, Миусская площадь, 6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9393-1151;
Электронный адрес: svetlanbaranova@yandex.ru.