/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :29

ИССЛЕДОВАНИЯ

Антипов Илья Владимирович

Лестницы в новгородской архитектуре конца XIII – XV в.

Антипов И. В. Лестницы в новгородской архитектуре конца XIII – XV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 9-26

DOI: 10.15382/sturV201829.9-26
Статья посвящена типологии и устройству лестниц, по которым поднимались на хоры новгородских храмов кон. XIII–XV в. Выделены три типа конструкций: 1) одномаршевая лестница в толще западной стены; 2) каменная лестница, располагавшаяся вдоль западной части северной стены; 3) деревянная лестница в одном из западных угловых компартиментов. Для кон. XIII — 1-й пол. XIV в. характерны внутристенные лестницы, а также деревянные лестницы, находящиеся в одном из западных углов церковной постройки. Далее с 1360-х гг. и вплоть до 1430-х гг. в основном возводятся каменные лестницы, располагавшиеся вдоль западной части северной стены, изредка встречаются деревянные лестницы или лестницы в толще западной стены. С 1430-х гг. лестницы появляются только в храмах «на старой основе», они, как правило, внутристенные (только в церкви Воскресения на Мячине 1463 г. есть каменная лестница в северо-западной части подцерковья). Помимо конструкций церковных зданий в тексте рассматриваются лестницы в гражданских постройках («палате Василия Калики» (1350) и Владычной палате (1433)). Подробно изучены основные параметры лестниц (ширина, высота ступеней, тип перекрытия), а также вопросы их освещения, проведен сопоставительный анализ с конструкциями памятников домонгольского времени. Особо исследован вопрос о типах внешних лестниц, устраивавшихся в XV в. в храмах на подцерковье: у ряда двухэтажных построек XV в. не было притворов, вместо этого устраивались лестницы с одной или двух сторон. В то же время во многих храмах были западные притворы и лестницы у боковых фасадов. О формах этих лестниц можно говорить только предположительно, так как они нигде не сохранились, пока не найдено и следов их оснований. Рассмотрение построек других строительных центров Древней Руси кон. XIII–XV в. показало, что полных аналогов новгородским лестницам в древнерусской архитектуре этого времени не существует.
древнерусская архитектура, Русь XIII-XV вв., лестницы, строительные конструкции, Новгород Великий, технологии строительства, интерьер церковных построек
  1. Антипов И. В. Лестницы в архитектуре домонгольского Новгорода // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 9–23.
  2. Антипов И. В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009.
  3. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области: Каталог / М. И. Мильчик, ред.-сост. СПб., 2008.
  4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 2. М., 1962.
  5. Галашевич А. А., Колпакова Г. С. Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге. М., 2004.
  6. Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964. С. 183–263.
  7. Евдокимов Г. С., Яковлев Д. Е. Новые исследования церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 65–87.
  8. Красноречьев Л. Е., Секретарь Л. А. К истории строительства, архитектуры и реставрации каменных храмов бывшего Воскресенского Мячинского монастыря // Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. Вып. 10 (20). С. 96–121.
  9. Кузьмина Н. Н., Филиппова Л. А. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2009.
  10. Леонтьев А. Е. Археологические наблюдения в ростовском Успенском соборе // Сообщения Ростовского музея. Вып. V. Ростов, 1993. С. 162–171.
  11. Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 г.) // Древний Новгород: Искусство, история, археология. М., 1983. С. 338–353.
  12. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
  13. Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель ХII–XVI вв. Тверь, 2015. Т. 1.
  14. Седов Вл. В. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде: архитектура боярского храма. М.; Вологда, 2015.
  15. Седов Вл. В. Псковская архитектура XIV–XV вв. Происхождение и становление традиции. М., 1992.
  16. Седов В. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А., Пежемский Д. В. Археологические раскопки Благовещенского монастыря близ Новгорода в 2006 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Великий Новгород, 2007. Вып. 21. С. 53–61.
  17. Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII — начала ХХ века. М.; СПб., 2010.
  18. Ядрышников В. А. Церковь Спаса в Старой Руссе — современница Нередицкого храма // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 158–181.

Антипов Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: СПбГУ; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0907-305X;
Электронный адрес: i.antipov@spbu.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ ОГОН в рамках научного проекта № 15-04-00251 «Архитектура Великого Новгорода XI–XV вв.: Строительные материалы и конструкции».
Ким Екатерина Сергеевна

«Инструкции» Карло Борромео как приложение к декретам Тридентского собора

Ким Е. С. «Инструкции» Карло Борромео как приложение к декретам Тридентского собора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 27-37

DOI: 10.15382/sturV201829.27-37
Статья посвящена рассмотрению отдельных пунктов «Инструкций по возведению и благоустройству церквей» Карло Борромео, изданных в 1577 г., в их связи с декретами Тридентского собора (1545–1563) и с переменами в устройстве церквей, привнесенными движением Реформации. Демонстрируются подлинные основы, на которых возникает архитектура европейских католических храмов во 2-й пол. XVI в. Они рассмотрены в исторической перспективе, так как ряд важных изменений в устройстве храмов (в частности, в расположении табернакля) обозначился еще до начала заседаний собора. Как известно, на нем не были приняты нормативные документы, касающиеся архитектуры храмов. Руководство Карло Борромео позволило выделить основные принципы церковного строительства, соответствующие духу собора, и определило систему создания и обустройства европейских католических храмов на несколько столетий вперед.
Карло Борромео, Тридентский собор, архитектура барокко, искусство барокко, история европейской архитектуры, архитектура Италии, табернакль, литургическое пространство, европейская церковная архитектура, Реформация
  1. Архитектура — язык, теория, история / С. С. Ванеян, И. И. Тучков, ред. М., 2001. Ч. 2.
  2. Кунцлер М. Литургия церкви. М., 2001. Т. 1.
  3. Розенблюм Е. Тридентский собор. Каноны и декреты. URL: http://trent.unavoce.ru/trent_fulltext_ru.html#s01d01 (дата обращения: 10.01.18).
  4. Христианское вероучение / П. Дюмулен, ред. СПб., 2002.
  5. Borromeo С. Instructionum fabricae et supellectilis ecclesiasticae. 1577. URL: http://www.memofonte.it/home/fi les/pdf/scritti_borromeo.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
  6. Kurisoo M. Continuity and change. Reorganizing sacred space in post-Reformation Tallinn // Re-forming Texts, Music, and Church Art in the Early Modern North. Amsterdam, 2016. P. 311–356.
  7. Lang U. M. Tamquam Cor in Pectore: The Eucharistic Tabernacle Before and After the Council of Trent // Sacred Architecture. Notre Dame, 2009. № 15. P. 32–34.
  8. Luther's Works, Volume 40: Church and Ministry II / Lehmann H., Bergendoff C., eds. Minneapolis, 1959.
  9. Male E. Religious Art: from the Twelth to the Eighteenth Century. N. Y., 1968.
  10. Meyer H. B. Was Kirchenbau bedeutet. Ein Führer zu Sinn, Geschichte und Gegenwart. Basel; Wien, 1984.
  11. Norberg-Schulz C. Late Baroque and Rococo Aechitecture. N. Y., 1974.
  12. Stockwell C. Reformation of Art: Calvinistic Aesthetics in the 16th to 17th Centuries. Toronto, 2013. P. 2–13. URL: https://www.academia.edu/4033023/Reformation_of_Art_Calvinistic_Aesthetics_in_the_16th_to_17th_Centuries_ICS_2013 (дата обращения: 20.12.2017).
  13. The study of Liturgy / C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold, eds. N. Y., 1978.
  14. Viladesau R. Theological Aesthetics: God in Imagination, Beauty, and Art. Oxford, 1999.
  15. Voelker E. C. Charles Borromeo's Instructiones fabricae et supellectilis ecclesiasticae, 1577: a translation with commentary and analysis. Michigan, 2004.

Ким Екатерина Сергеевна


Место работы: Российский институт наследия им. Д. С. Лихачева; Российская Федерация, 119072, г. Москва, Берсеневская наб., д. 20;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7538-7631;
Электронный адрес: katyakim@gmail.com.
Плотникова Наталья Юрьевна

Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников

Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 38-55

DOI: 10.15382/sturV201829.38-55
В 2013 г. 37 четырехголосных концертов Николая Дилецкого были введены автором статьи в научный оборот. Их тексты репрезентируют широкий пласт источников, привлекавших внимание мастеров эпохи барокко. В этих композициях утверждался новый для России партесный стиль, формировалась эстетика эпохи барокко, поэтому особый интерес представляет их вербальная основа, становившаяся «точкой отсчета» для автора музыки. В настоящей статье предлагается классификация текстов всех концертов Дилецкого, основу которой составляют четыре группы, разбирается состав каждой из групп, высказываются предположения относительно причины выбора того или иного текста. Особый интерес представляют тексты концертов «Кто Ти, Спасе, ризу раздра» и «Иже образу Твоему», связанные с темой обличения ересей. Автор статьи рассматривает также некоторые принципы парафразы, проявляющиеся в паралитургических духовных текстах.
Николай Дилецкий, партесный концерт, русское музыкальное барокко, парафраза
  1. Алексеев А. И. Стригольники: обзор источников. URL: http://www.sedmitza.ru/data/2012/11/26/1235539493/2012_3_4_06.pdf. (дата обращения: 10.01.2018).
  2. Антоний (Храповицкий), митр. Первый Вселенский собор. Рубрика: Отеческие труды (К 1600-летней годовщине Первого Вселенского Никейского Собора). 26 мая, 2012. URL: http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/mitropolit-antonij-xrapovickij-pervyj-vselenskij-sobor.html (дата обращения: 27.12.2017).
  3. Герасимова И. В. Партесный концерт Николая Дилецкого «Иже образу Твоему»: истоки и история создания // Lietuvos Didiosios Kunigaiktysts kalbos, kultros ir ratij os tradicij os. Vilnius, 2009. S. 415–429.
  4. Герасимова-Персидская Н. А. «Постоянные эпитеты» в хоровом творчестве конца XVII — первой половины XVIII в. // Русская хоровая музыка XVI–XVIII веков / ГМПИ им. Гнесиных: Cб. тр. Вып. 83. М., 1986. С. 141–144.
  5. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1980.
  6. Дилецкий Н. Хоровые произведения / Н. А. Герасимова-Персидская, сост., ред., вступ. ст. и коммент. Киев, 1981.
  7. Касцюкавец Л. П. Стихира Богородици на проклятие геретыков // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі. Вып. 13. Мн., 1995. C. 54–58.
  8. Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским престолам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fotij _Konstantinopolskij /Okrujnoe_poslanie_k_Vostochnym_Arhiereiskim_Prestolam/ (дата обращения 27.12.2017).
  9. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25.
  10. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77–82.
  11. Рамазанова Н. В. Стихира «На проклятие еретиков» в южнорусских Ирмологионах // Белорусский сборник: Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии / В. В. Антонов, Н. В. Николаев, ред. СПб., 1998. С. 95.
  12. Святых отцов Седьмого Вселенского Собора. URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/svosvs01.shtml (дата обращения: 27.12.2017).
  13. Симеон Новый Богослов, прп. «Прииди, свет истинный»: Избранные гимны / Стих. пер. с греч. архиеп. Илариона (Алфеева). СПб., 2010.
  14. Синаксарь в неделю Торжества Православия. URL http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1865#part_22790 (дата обращения: 27.12.2017).
  15. Толкования Священного Писания. URL: http://bible.optina.ru/old:ps:046:02 (дата обращения: 27.12.2017).

Плотникова Наталья Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Тюрина Ольга Владимировна

Некоторые образцы малого роспева в певческих Обиходах XVII и XVIII вв.

Тюрина О. В. Некоторые образцы малого роспева в певческих Обиходах XVII и XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 56-76

DOI: 10.15382/sturV201829.56-76
В древнерусских певческих рукописях позднего периода (XVII–XVIII вв.) широко распространена традиция киноварных ремарок-заглавий, предваряющих песнопение и указывающих на стиль и характер мелоса. Статья посвящена одному из таких обозначений — термину «малый роспев». Ограничив круг исследования рамками певческой книги Обиход, автор рассматривает несколько песнопений, к которым стабильно приписывается это определение (задостойники «Владычице, приими» и «О Тебе радуется», воскресные светильны, псалом «На реках Вавилонских» и др.), анализирует их мелос, а также проводит сравнение с более древними редакциями тех же песнопений в рукописях предшествующего периода. Главным выводом статьи становится следующее. Термин «малый роспев» не предполагает мелодического и стилевого единства. Часть песнопений, имеющих в поздних списках указание на «малый роспев», по стилевым характеристикам полностью идентичны образцам осмогласного столпового знаменного роспева. Другая часть, напротив, не вписывается в сферу знаменного осмогласия и представляет собой негласовый мелос силлабического типа, сходный с другими неизменяемыми песнопениями из репертуара Обихода.
древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, певческие книги, знаменная нотация, столповой роспев, малый роспев, мелодические формулы, попевки
  1. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  2. Гринченко О. С. Молебный задостойник «Владычице приими» в крюковом Обиходе Антониево-Сийского монастыря (ГИМ. Син. Певч. 1243, 70-е гг. XVII в.) // Вестник ПСТГУ. Cер. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 169–177.
  3. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2010.
  4. Тюрина О. В. О графическом воплощении Евангельских стихир большого роспева: от тайнозамкненной формы записи — к розводу дробным знаменем // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 41–51.
  5. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (3). С. 7–22.
  6. Тюрина О. В. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл Светильнов воскресных по спискам XII — конца XV в. // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. II. С. 202–213.
  7. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад. М., 2008. С. 171–176 (Гимнология; вып. 5).

Тюрина Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.
Рыжова Ольга Олеговна

Особенности иконографии икон «Воздвижение Честнаго Креста» из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Рыжова О. О. Особенности иконографии икон «Воздвижение Честнаго Креста» из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 77-91

DOI: 10.15382/sturV201829.77-91
В статье представлен анализ иконографии двух икон «Воздвижение Честнаго Креста» (1700 и 1769 гг.) из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В качестве аналогии привлекается икона «Прп. Варлаам в житии» (1691) из старого иконостаса подземной церкви Прп. Варлаама Печерского на Ближних пещерах и гравюры из старопечатных изданий XVII в. типографии Киево-Печерской лавры. В результате изучения выявлены особенности, присущие иконографии события Воздвижения Честнаго Креста в иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII–XVIII в. В иконах используется вариант композиции, имеющий нарративный характер. Изобразительное повествование разворачивается в семи клеймах, в каждом из которых представлен эпизод из рассказа о событии поиска и обретения Животворящего Креста. Живописные клейма группируются вокруг центральной композиции с изображением св. равноап. Константина и Елены, предстоящих Кресту. Размещение изображений свв. прп. Антония, Феодосия и Варлаама Печерских внизу иконы и изображение монашества в клейме «Воздвижение Честнаго Креста» связано с установлением митр. Варлаамом (Ясинским) празднования соборов преподобных отцов Ближних (в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних пещер. Подобное обстоятельство свидетельствует о желании автора иконографической программы иконы поместить события из истории монастыря в многовековую христианскую традицию, тем самым приобщиться к важнейшей сквозной теме — Прославление Креста. И, наоборот, первичная тема, отражающая историю почитания Креста, оказывается вовлеченной в историю монастыря. Исходя из вышеизложенного, возможно говорить о том, что нарратология и историзм как концепции изобразительного рассказа являются особенностью иконографии произведений иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII–XVIII в. Литературной основой изобразительного рассказа послужило «Сказание о воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского. Нарратологическая композиционная схема в иконописи Киево-Печерской лавры формировалась под влиянием структуры житийных гравюр. Ближайшими иконографическими аналогами композициям иконных клейм были сюжеты из фресковых циклов церквей Кипра XV–XVI вв.: церкви монастыря Святого Креста близ Платанистасы (1494), церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1521), церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохори (XVI в.).
Воздвижение Честнаго Креста, Киево-Печерская лавра, иконы, иконография, гравюра, фрески, фрески церквей Кипра XV-XVI вв.
  1. Адамович О. В. Стилістика ікон «Недріманне око» на матеріалах колекції Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника // Образ Христа в українській культурі. К., 2001. С. 129–138.
  2. Алексеев А. И. Варлаам (Ясинский) // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2009. С. 605–607.
  3. Беликова Г. О. Ікона «Собор Преподобних Печерських» // Пам’ятки України. 2007. № 1. С. 69–79.
  4. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Т. I. Сентябрь. К., 2006.
  5. Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра. К., 2008.
  6. Жолтовський П. М. Малюнки Киево-Лаврської живописної майстерні: Альбом-каталог. К., 1982.
  7. Жолтовський П. М. Художне життя на Україні в XVI–XVIII ст. К., 1983. С. 69–74.
  8. Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. К., 1895. Кн. 9. С. 64–75.
  9. Истомин М. П. Описание иконописи Киево-Печерской лавры // Там же. К., 1898. Кн. 12. С. 34–90.
  10. Истомин М. П. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Искусство и художественная промышленность. 1901. № 10 (34). С. 291–310; № 11 (35). С. 311–314.
  11. Квливидзе Н. В. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 160–170.
  12. Литвиненко Я. В. Втрачені іконостасі лаврських церков // Лаврській альманах. 2010. Вип. 25. С. 67–86.
  13. Литвиненко Я. В. Іконостаси і монументальний живопис лаврських печер. Датування, атрибуція, втрати, поновлення // Лаврській альманах. 2012. Вип. 27, спецвипуск 10. С. 306–337.
  14. Литвиненко Я. В. Пещерные иконостасы в свете архивных исследований // Церква-Наука-Суспільство: питання взаємодії: матеріали Десятої міжнар. наук. конф., 30 травня — 1 червня 2012 р. К., 2012. С. 181–184.
  15. Литвиненко Я. В. Іконостаси печерних церков // Пам’ятки України. 2012. № 6. С. 46–57.
  16. Лопухіна О. В. Духовні образи преподобних Антонія та Феодосія в Києво-Печерському патерику і традиція їх іконного зображення // Могилянські читання. К., 1998. С. 83.
  17. Лопухіна О. В. Іконостас Хрестовоздвиженської церкви в контексті історичного і художнього життя Києво-Печерської лаври XVIII–XIX ст. // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2007. Вип. 17. С. 73–79.
  18. Лопухіна О. В. Києво-Печерська ікона Успіння Богородиці. Історія і побутування чудотворного образа XI–XX ст. // Лаврські мистецтвознавчі студії: зб. наук. пр. К., 2015. С. 51–96.
  19. Марченко А. А., Оноприенко Н. А. Живопись на металле. Проблемы исследования и реставрации: На примере памятников из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Материалы XVII–XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», 2011, 2012. М., 2015. C. 13–18.
  20. Пітателєва О. В. Особливості іконографії у двох іконах «Таємна вечеря» з іконостаса Троїцької Надбрамної церкви // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2003. Вип. 11. С. 92–96.
  21. Победимская С. Кипр. Таинственный мир фресок. Никосия, 2010.
  22. Пуцко В. Г. Українські ікони Воздвиження чесного хреста // Людина і світ. 1994. № 10. С. 18–22.
  23. Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110–135.
  24. Рижова О. О. Книжкова гравюра як джерело іконографії Лаврського іконопису XVII–XVIII століття // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. 2014. № 4–5. С. 93–96.
  25. Рижова О. О. Особливості іконографії та стилістики зображень на іконах печерної церкви Прп. Варлама Печерського (Свято-Успенська Києво-Печерська лавра) // Мистецтвознавчі записки. 2014. № 26. С. 229–234.
  26. Рыжова О. О., Распопина В. А. Технико-технологические особенности живописи икон Киево-Печерской лавры XVIII века из коллекции Национального Киево-Пе черского историко-культурного заповедника // Материалы XVII–XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2015. С. 26–33.
  27. Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К.: Пролог, 2004.
  28. Ходак І. О. До іконографії святих Антонія й Феодосія Печерських: невідомий образ XVII ст. з Київщини // Могилянські читання 2004: Зб. наук. пр. К., 2005. С. 570–579.

Рыжова Ольга Олеговна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник; Украина, 1000, г. Киев, ул. Лаврская, д. 9;
Должность: ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации и консервации движимых памятников;
ORCID: 0000-0003-2270-9419;
Электронный адрес: rizova@ua.fm.
Шеховцова Ирина Павловна

Об одной неизвестной работе о. Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого)

Шеховцова И. П. Об одной неизвестной работе о. Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 92-111

DOI: 10.15382/sturV201829.92-111
В статье разбирается малоизвестная работа Д. В. Разумовского, посвященная изучению знаков греческой экфонетической нотации, опубликованная в 1863 г. в «Известиях Императорского Археологического общества» А. Ф. Бычковым. Д. В. Разумовский, впервые в музыкознании подробно рассматривая знаки этой нотации, дает их музыкальную интерпретацию, указывает на истоки, а также намечает пути дальнейшего изучения. История этой публикации связана с афонской экспедицией 1859–1860 гг., организованной известным археологом и коллекционером П. И. Севастьяновым. Среди привезенных экспедицией многочисленных фотоснимков были и копии с нотированных греческих рукописей, в том числе содержащих экфонетическую нотацию. Д. В. Разумовский изучал и описывал эти снимки, поступившие в Публичную библиотеку в Петербурге, по просьбе В. В. Стасова, также увлекавшегося в 1850–1860-е гг. греческой церковно-певческой традицией. К описываемым событиям были причастны князь М. Д. Волконский, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне Азария (Попцов) и епископ Порфирий (Успенский), также исследовавший рукописи с экфонетическими знаками. В статье кратко освещается и последующая история изучения этой нотации, а также даются сведения о наличии греческих источников, содержащих ее и хранящихся в отечественных собраниях.
экфонетическая нотация, Д. В. Разумовский, П. И. Севастьянов, В. В. Стасов, Порфирий Успенский, М. Д. Волконский, византийское музыкознание
  1. Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 360–376.
  2. Белоненко А. С. Стасов о древнерусской музыке // Советская музыка. 1974. № 7. С. 64–72.
  3. Борисовец Е. А. Афонская коллекция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2-х кн.]. Кн. 1 / М. П. Рахманова, Е. А. Борисовец, подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М., 2012. С. 107–144.
  4. Бычков А. Ф. Отрывки Евангелия XI-го века [с публикацией материалов исследования Д. В. Разумовского] // Известия Императорского Археологического общества за 1863 год. Т. V. Вып. 1. СПб., 1865. Стб. 29–37.
  5. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988.
  6. Пападопуло-Керамевс К. И. Происхождение нотного музыкального письма у северных и южных славян по памятникам древности, преимущественно византийским // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. СПб., 1906. Вып. XVII. С. 134–171.
  7. Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. 1. Отд. 1; Ч. II. Отд. 1. Киев, 1877.
  8. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения: В 3 вып. М., 1867–1869.
  9. Рамазанова Н. В. Остромирово Евангелие и древнерусское церковное пение. URL: http://www.nlr.ru/exib/Gospel/ostr/ramazanova.html (дата обращения: 24. 06. 2014).
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): В 2 кн. / М. П. Рахманова, Е. А. Борисовец, подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М., 2012.
  11. [Стасов В. В.] Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1862 год. СПб., 1863.
  12. Финдейзен Н. Ф. Протоиерей Д. В. Разумовский (очерк его деятельности): [вступ. ст.] // Разумовский Д. В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и Государевы певчие диаки. М.: Изд. Н. Ф. Финдейзена, 1895. С. 5–18.
  13. Шеховцова И. П. По следам афонской экспедиции П. И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 2 (26). С. 109–130.
  14. Шлихтина Ю. Р. Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского // Гимнология. Вып. 1 (в 2 ч.). М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. С. 19–25.
  15. Engberg S. G. Ekphonetic [lectionary] notation // The New Grove: Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / Stanley Sadie, ed.; John Tyrrell, executive ed. Vol. 8. L.; N. Y., 2001. Р. 47–51.
  16. Engberg S. G. Greek Ekphonetic Notation: the Classical and the Pre-Classical Systems // Palaeo-Byzantine Notations: a Reconsideration of the Source Material / J. Raasted, C. Troelsgård, eds. Hernen, 1995. P. 33–55.
  17. Høeg. C. La notation ekphonétique. Copenhagen, 1935. (Monumenta Musicae Byzantinae. Ser. Subsidia: Vol. 1. Facs. 2).
  18. Montfaucon B. Palaeographia Graeca, sive De ortu et progressu literarum graecarum, et De variis omnium saeculorum Scriptionis Graecae generibus: itemque de Abbreviationibus & de Notis variarum Artium ac Disciplinarum. Additis Figuris & Schematibus ad fi dem manuscriptorum Codicum. P., 1708.
  19. Velimirović M. M. Father Razumovsky and Byzantine chant // Гимнология. Вып. 1 (в 2 ч.). М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. С. 13–18.

Шеховцова Ирина Павловна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российская академия музыки им. Гнесиных; Российская Федерация, Москва, 121069, ул. Поварская, д. 30-36; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры истории музыки;
ORCID: 0000-0001-9254-0829;
Электронный адрес: irina-schech@yandex.ru.
Лаврентьева Елена Сергеевна

Восстановление храма Гроба Господня после пожара 1808 года: реставрация Н. Калфаса Комниноса

Лаврентьева Е. С. Восстановление храма Гроба Господня после пожара 1808 года: реставрация Н. Калфаса Комниноса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 112-129

DOI: 10.15382/sturV201829.112-129
30 сентября 1808 г. в храме Гроба Господня случился пожар, который длился два дня и уничтожил почти две трети здания. Когда встал вопрос о восстановлении святыни, власти Оттоманской империи дали разрешение на проведение работ архитектору греческого происхождения, служившему при дворе султана, Николаосу Калфасу Комниносу. Пожар нанес колоссальный урон зданию, и восстановить его без конструктивных дополнений было невозможно. Прежде пожар такой величины в храме случался несколько раз, согласно письменным источникам: в 614 г. во время завоевания Иерусалима персами и в 1008(9) г. по указу халифа аль-Хакима. Храм перестраивался в 1-й пол. XII в., предположительно с 1119 по 1149 г., под покровительством латинских королей Иерусалимского государства крестоносцев. Во время пожара 1808 г. полностью сгорел деревянный купол ротонды Воскресения: наполовину обрушился ее барабан, повредив колонны и мраморный пол. Серьезные повреждения были нанесены внешнему виду кувуклии. В кафоликоне почти полностью обрушилась восточная стена, повредив пространство деамбулатория и алтарное пространство апсиды. Были повреждены стены центрального нефа кафоликона, а также малый каменный купол и поддерживающие его четыре опоры. Горел придел Голгофы на втором ярусе: пожар уничтожил лестницы, деревянную ризницу, мраморную лепнину, почти не сохранилось мозаичное убранство. В данной работе рассматриваются этапы восстановления храма в 1809–1810 гг., а также то, как был воспринят обновленный облик здания.
реставрация храма Гроба Господня, Николаос Калфас Комнинос, кафоликон, Анастасис, архитектура Иерусалима
  1. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении. Издание второе. СПб.: Типо-Литография А. Е. Ландау, Демидов пер. № 5. 1875.
  2. Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб.: Издание Императорской Академии наук, 1904.
  3. Baldi P. La questione dei Luoghi Santi in generale. Torino: Tip. V. Bona, 1919.
  4. Boré E. Question des Lieux Saints. Paris: J. Lecoff re et Ce, Libraires-Editeurs, 1850.
  5. Chateaubriand F-R., de. Itinéraire de Paris à Jérusalem / J.-C. Berchet, ed. P.: Gallimard, 2005. P. 336.
  6. Chateaubriand F. R., de. Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811.
  7. Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Parte I, Testo. Jerusalem: Franciscan Printing Press, 1982. 235 p.
  8. Degout B. The Holy Sepulchre Reconstructed. Chateaubriand, from Pilgrimage to Book // Trésor du Saint-Sépulcre: ouvrage publié à l'occasion de l'exposition “Trésor du Saint-Sépulcre. Présents des cours royales européennes à Jérusalem” présentée au Château de Versailles et à la Maison de Chateaubriand (Châtenay-Malabry), du 16 avril au 14 juilet 2013 / sous la direction scientifi que de Bernard Degout. Milan: Silvana ed.; Châtenay-Malabry: Maison de Chateaubriand, 2013. P. 93–101.
  9. Krautheimer R. Introduction to an Iconography of Medieval Architecture // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. № 5. P. 1–33.
  10. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Vol. III: The City of Jerusalem. N. Y.: Cambridge University Press, 2007.
  11. Vincent L. H., Abel F. M., Vogüé Ch. J. M., de. Jerusalem, recherche de topographie, d’archeologie et d’histoire. Tome second, Jérusalem nouvelle. Fascicule I et II: Aelia Capitolina — Le Saint-Sépulcre — Les sanctuaires du mont des Oliviers. P.: J. Gabalda et Compagnie, 1914.
  12. Vaulx S. M., de. Les Gloires de Terre Sainte: histoire de ses héros, de ses martyrs, de ses pèlerins. 2 tomes. P., 1899.
  13. Vogüé Ch.-J. M., de. Les Églises de la Terre Sainte: Fragments d'un voyage en Orient. P.: Librairie de Victor Didron, 1859.
  14. Μητρόπουλος Θ. Γ. Ο πανίερος ναός της Αναστάσεως Ιεροσολύμων: Το έργο του Κάλφα Κομνηνού 1808–1810. Θεσσαλονίκη: Ευρωπαϊκό Κέντρο Βυζαντινών και Μεταβυζαντινών Μνημείων, 2009.
  15. Σκαρλακιδησ Χ. K. Αγιον Φωσ: το Θαυμα του Φωτοσ τησ Αναστασεωσ στον Ταφο του Χριστου. Εβδομηντα Ιστορικεσ Μαρτυριεσ (4οσ — 16οσ Αι.). Αθήνα: Ελαια, 2014. Σ. 218.

Лаврентьева Елена Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания»; Российская Федерация, 125000, г. Москва, Козицкий пер., д. 5;
Должность: аспирант сектора древнерусского искусства;
ORCID: 0000-0002-9634-0282;
Электронный адрес: lena_lavr@inbox.ru.
Сидорова Марина Павловна

Курский архиерейский хор в 1-й пол. XX века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых)

Сидорова М. П. Курский архиерейский хор в 1-й пол. XX века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 130-137

DOI: 10.15382/sturV201829.130-137
В статье прослеживается история формирования Курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в. В основу исторической канвы легли архивные документы советского периода. Архиерейский хор являлся одним из ярких профессиональных коллективов Курской епархии. Курский архиерейский хор, несмотря на распространившуюся по всей России в нач. XX в. практику известного российского хорового дирижера и композитора А. А. Архангельского, нововведений известного мастера не воспринял. Коллектив сохранял традицию мужского хорового звучания и не вводил в свой состав женские голоса. В результате коренных преобразований в политике государства в 1917 г. характер церковно-певческого исполнительства архиерейского коллектива претерпел значительные изменения. В частности, после закрытия в 1932 г. в Курске Знаменского кафедрального собора и ликвидации всех его структурных подразделений, закончилась эпоха звучания мужского состава архиерейского хора. Возобновление в Курске архиерейской кафедры в 1943 г. повлекло за собой и возрождение архиерейского хора, но уже в ином составе и с новыми техническими возможностями. В 1-й пол.1940-х гг. в Сергиево-Казанском соборе города Курска началась богослужебная практика архиерейского хора смешанного типа под управлением Гавриила Ивановича Орлова. Возникла необходимость и в восстановлении нотного архива архиерейского хора, утерянного в ходе репрессивных событий 1930-х гг. В материале статьи прослеживаются особенности богослужебной практики сме- шанного состава курского архиерейского хора в советский период. Рассматриваются вопросы стилевого и репертуарного содержания архиерейского нотного архива, вновь собранного благодаря многочисленным пожертвованиям из библиотечных фондов приходских церквей и любителей церковного пения. Анализируются свойства репертуарного реестра богослужебной практики архиерейского хора на примере описей певческих списков курских архиерейских регентов Орловых. Регентская династия Ивана Матвеевича и Гавриила Ивановича Орловых непосредственно связана с историческими границами курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в., в определенной степени отражает особенности регионального компонента церковно-певческого искусства Курского края.
церковно-певческая культура, архиерейский хор, регент, нотный архив, нотная рукопись, песнопение, Курск
  1. Архиереи Курского края: XVI–XX в. URL: http://old-kursk.ru/book/razdorsky/r005.html (дата обращения 11.11. 2017).
  2. Журавленко И. А. По первым словам. Свод сочинений и напевов Православной Церкви. М.: Паломник, 2002. С. 48.
  3. Из истории храмов Курской епархии. Курск, 2013. С. 17, 28.
  4. Курский Знаменский мужской монастырь. К 400-летию основания. По благословению Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Курского и Рыльского. Курск, 2013. С. 11.
  5. Рахманова М. П. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1. 1920–1939-е годы. Ч. I: Русское Православное церковное пение в XX веке: советский период. М.: Языки славянских культур, 2015. С. 834.

Сидорова Марина Павловна


Место работы: Курская духовная семинария; Российская Федерация, 305021, г. Курск, ул. Прогулочная, д. 71 а;
Должность: заведующая регентским отделением;
ORCID: 0000-0001-8517-527X;
Электронный адрес: marina.sidorova.00@list.ru.
Старостина Татьяна Алексеевна

О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни

Старостина Т. А. О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 138-154

DOI: 10.15382/sturV201829.138-154
Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа являются несколько образцов Херувимской песни из сборника песнопений Божественной Литургии, составленного архимандритом Матфеем. Рассматриваются жанровые разновидности обработок уставных напевов в наследии этого выдающегося церковного музыканта. Попутно затрагивается проблема специфики вариативности в сфере богослужебного пения. Приводятся высказывания авторитетных богословов о приоритете в церковном пении литургического компонента над художественным. Упоминаются различные формы музыкальной вариативности, в ряду которых важнейшей для церковно-певческой культуры является вариантность. В частности, акцентируются существенные различия в строении словесного текста Херувимской песни в разных ее вариантах. Среди главных принципов варьирования в образцах Херувимской песни из сборника архимандрита Матфея выделяются следующие: смена звуковысотной опоры в связи с ритмическими изменениями в словесном тексте; обновление гармонии вследствие введения новых контрапунктических голосов; перегармонизация напева (или его фрагмента) при его повторении. По мнению автора, характерной особенностью варьирования в обработках архимандрита Матфея является последовательность накопления обновленных элементов. Вследствие этого музыкальная ткань насыщается внутренним движением, но не меняет существенно характера звучания. Парадоксальным образом систематичность и последовательность вводимых изменений в композициях архимандрита Матфея обнаруживает сходство с так называемым методом «развивающей вариации». Этот метод предполагает постепенное накопление изменений сложного диссонантного гармонического комплекса, который при этом оставался бы узнаваемым. Знаменательно то, что русский церковный музыкант находит этот метод интуитивно и с успехом преломляет его в условиях консонантной гармонии богослужебных напевов.
варьирование, Херувимская песнь, архимандрит Матфей, контрапункт, вариантность, гармонизация, гармоническая функция
  1. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Киприан (Керн), архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006.
  4. Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Архим. Матфей (Мормыль), сост. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
  5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Он же. Миф. Число. Сущность. / А. А. Тахо-Годи, сост. М.: Мысль, 1994. С. 5–216.
  6. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил // Рыцарь регентского служения архимандрит Матфей (Мормыль). Материалы. Воспоминания. Исследования. СПб.: Пушкинский дом, 2017. С. 10–38.
  7. Протопопов В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967.
  8. Пылаев М. Е. Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 3. С. 244–247.
  9. Щуров В. М. Стилистические основы русской народной музыки. М.: МГК, 1998.

Старостина Татьяна Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.