/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :34

ИССЛЕДОВАНИЯ

Парфенова Елена Викторовна

О союзе благотворения (милосердия) и искусства во Флоренции XIII-XIV вв.

Парфенова Е. В. О союзе благотворения (милосердия) и искусства во Флоренции XIII-XIV вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 9-24

DOI: 10.15382/sturV201934.9-24
Италия имеет долгую и интересную историю благотворительной деятельности. Количество и разнообразие благотворительных обществ или братств было так велико, что уже в XVI столетии в «Истории Флоренции» Бенедетто Варки представил их разработанную типологию. Он подчеркивал их специфику: от рассчитанных на массового зрителя, получающего религиозно-экстатическое удовольствие, в том числе от осознания себя частью большого и влиятельного организма, до обществ флагеллантов, уединенно бичующих себя в частных капеллах. Варки также интересовали не столько религиозные различия благотворительных обществ, сколько социальные: например, по своему составу некоторые были более «благородными», другие — более «простонародными». В настоящем исследовании предпринята попытка представления основных благотворительных обществ или братств, существовавших во Флоренции в XIII–XIV вв. Они описаны с учетом некоторых особенностей: во-первых, типы благотворительных братств даны сообразно с изысканиями Бенедетто Варки и современными исследованиями, в частности профессора Джона Хендерсона, а во-вторых, с целью доказательства использования этими обществами изобразительного искусства для обозначения перед обществом различных сторон своей деятельности. Так, одними из наиболее запоминающихся и ярких примеров подобного «союза» стали фрески «Капитаны Милосердия передают брошенных детей и сирот родным и приемным матерям» Никколо ди Пьетро Джерини и Амброджо ди Бальдезе, а также «Misericordia Domini» Бернардо Дадди.
Флоренция, братство, общество, искусство, фреска, Орсанмикеле, флагелланты, лаудези, Мизерикордия, крест, Дадди, Орканья, Джерини, Бальдезе, образ «Misericordia Domini»
  1. Антонетти Пьер. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. М.: Мол. гвардия, 2004. (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
  2. Боккаччо Дж. Декамерон / пер. с ит. А. Н. Веселовского. М.: ГИХЛ, 1955.
  3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. I. М.: Искусство, 1956.
  4. Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции / пер., ст., примеч. М. А. Юсима. М.: Наука, 1997. (Памятники исторической мысли).
  5. Истоки францисканства: Святой Франциск Ассизский: писания и биографии. Святая Клара Ассизская: писания и биография / вступ. ст. С. С. Аверинцева; пер. с итал. О. А. Седакова, А. Топорова. 1996. Movimento Francescano-Assisi.
  6. Культура Возрождения и власть / отв. ред. Л. М. Брагина. М.: Наука, 1999.
  7. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: в 3 т. Т. II: Искусство треченто. М.: АН СССР, 1959.
  8. Рутенбург И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. М.; Л.: АН СССР, 1951.
  9. Савонарола Джироламо. Проповеди на книгу пророка Аггея / изд. подгот. А. В. Топорова; отв. ред. М. Л. Андреев. М.: Наука, 2014. С. 280. (Литературные памятники).
  10. Уваров А. С. Христианская символика. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1908.
  11. Хорст Херманн. Савонарола. Еретик из Сан-Марко / пер. с нем. Н. А. Савинкова и В. В. Чернышева. М.: Прогресс, 1982.
  12. Goy Richard John. Florence: A Walking Guide to Its Architecture. Yale University Press, 2015.
  13. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture: [in 6 vol.] / ed. in chief Colum P. Hourihane. Vol. 1. N. Y. [etc.]: Oxford univ. press, 2012.
  14. Henderson John. Piety and Charity in Late Medieval Florence. University of Chicago, 1994.
  15. Hughes-Johnson Samantha. I Buonomini di San Martino: Patrons and Facilitators of the Visual Arts in Quattrocento Florence // Confraternitas 25th Anniversary Issue (25:1). Sep 29. 2014. P. 5–31.
  16. Lavin Irving. Santa Maria del Fiore: il Duomo di Firenze e la Vergine incinta. Roma: Donzelli, 1999. Р. 41.
  17. Levin William R. The Allegory of Mercy at the Misericordia in Florence: Historiography, Context, Iconography, and the Documentation of Confraternal Charity in the Trecento. Lanham, MD: University Press of America, Inc., 2004.
  18. Citta di Firenze. URL:http://newsletter.comune.fi .it/hcm/hcm20475-0-Nuovo%20ufficio%20Informazioni%20Turistiche%20“Quick%20InfoPoint%20“.html
  19. Philadelphia Museum of Art Web site (Музей искусств Филадельфии, США). URL: http://www.philamuseum.org/

Парфенова Елена Викторовна


Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана; Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5-1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7499-0359;
Электронный адрес: legolubeva@yandex.ru.
Старикова Ирина Владимировна

Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования

Старикова И. В. Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 25-36

DOI: 10.15382/sturV201934.25-36
В статье представлен опыт сравнительного анализа мелизматических формул в византийской и древнерусской певческих традициях. В отличие от силлабических и силлабо-невматических мелодических формул, древнерусские фиты и аналогичные им византийские тематизмосы (или «большие ипостаси») специально не исследовались. В статье рассматриваются два примера параллельных преобразований подобных формул в одних и тех же песнопениях в византийской и древнерусской певческой гимнографии. Первый пример относится к древнерусской мелодической формуле — фите «хабува» по рукописям ΧΙΙ–ΧVII вв. По всей вероятности, в древнерусской традиции ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. эта формула в комплексе рассмотренных песнопений была близка соответствующей ей мелизматической формуле из словаря византийского мелоса. К кон. ΧV в., когда окончательно сложилась новая графическая редакция знаменного распева, обусловленная, вероятно, изменением и его мелодического содержания, на основе этой архаичной формулы сложились две новые, фита и лицо, различавшиеся по своему мелодическому содержанию. В текстовом содержании древнерусской мелизматической формулы «хабува» на протяжении нескольких веков также обнаруживаются изменения. Другой пример сравнения одних и тех же песнопений в древнерусской и византийской традициях позволяет полагать, что необычная по мелодическому содержанию «фита со змиицей» могла быть связана по происхождению с другим знаком, имеющим графическое сходство с «тематизмосом» — «фторой», указывающей на изменение ладового содержания гласа. Рассмотренные примеры свидетельствуют о принципиальном значении компаративных исследований византийско-русских певческих связей, которые вполне могут помочь объяснить некоторые необычные явления в знаменной семиографии.
мелизматические формулы, византийско-русские связи, фита, лицо, тематизмос, большие ипостаси, Стихирарь, Ирмологий
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  2. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. 1917. Т. 3.
  3. Музыкальная эстетика России ΧΙ–ΧVIII веков / сост. текстов, пер. и общая вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
  4. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1866–1868.
  5. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  6. Тутолмина С. Н. Русско-греческие параллели в певческих Триодях // Греко-русские певческие параллели. К 100-летию афонской экспедиции С. В. Смоленского / сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. М.; СПб., 2008. С. 77–79.
  7. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII вв. (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. ... канд. иск. М., 1996.
  8. Αναστασίου Γ. Τα κρατήματα στην ψαλτική τέχνη. Αθήνα, 2005.
  9. Floros C. Universale Neumenkunde. Band 1: Entziff erung der ältesten byzantinischen Neumenschriften und der altslavischen sematischen Notation. Bärenreiter, Kassel, 1970. S. 252–281.
  10. Στάθης Γ. Η εξήγησις της παλαιάς Βυζαντινής σημειογραφίας. Αθήνα, 1978.

Старикова Ирина Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского; Российская Федерация, Москва, 125009, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9962-1872;
Электронный адрес: ivstarikova@gmail.com.
Зюзева Светлана Геннадиевна

Серебряная икона «Благовещение» XVI века. Работа западного мастера в Москве

Зюзева С. Г. Серебряная икона «Благовещение» XVI века. Работа западного мастера в Москве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 37-48

DOI: 10.15382/sturV201934.37-48
Статья посвящена первому всестороннему исследованию чеканной иконы «Благовещение» из Музеев Московского Кремля. Икона, происходящая из Преображенского собора Соловецкого монастыря, имеет исключительное значение в истории ювелирного искусства Москвы XVI в. и изучении работы западноевропейских мастеров в кремлевских мастерских.Найденные нами многочисленные иконографические и стилистические аналогии в европейском искусстве Италии и Священной Римской империи германской нации кон. XV — сер. XVI в., а также технико-технологические особенности исполнения иконы убедительно свидетельствуют о работе мастеров из этих регионов над произведением. Ближайшие аналогии в ювелирном искусстве Москвы 80–90-х гг. XVI в., прежде всего, ковчег царицы Ирины Годуновой, датируемый 1589 г., позволили нам уточнить атрибуцию иконы, прежде считавшейся произведением XVII в. Анализ иконографической программы гравированных изображений на полях иконы также подтверждает связь с придворным заказом. Вторая полностью чеканная икона «Благовещение» схожего размера находилась в придворном царском храме — Благовещенском соборе Московского Кремля. По нашему мнению, обе иконы, имевшие близкое декоративное решение, могли быть исполнены в одно время, одним мастером.
европейские мастера, кремлевские мастерские, XVI век, ювелирные техники, Московский двор, иконы
  1. Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016.
  2. Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 136–154.
  3. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28–31 окт. 2008. С. 289–304.
  4. Декоративно-прикладное искусство Новгорода XVI–XVII вв. М., 2008.
  5. Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 нояб. 2005 г. / ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 443–455.
  6. Зюзева С. Г. Стилистические и технологические новации в художественном оформлении иконных окладов как отражение международных связей русской культуры XVI в. // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 3 (9). С. 106–118.
  7. Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI – нач. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. C. 78–95.
  8. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV– начала XX века: каталог. М., 2016.
  9. Книга отводная церквей и ризницы Соловецкого монастыря новому ризничему Сильвестру (1765 г.?) (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Рук-1410).
  10. Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков: каталог. М., 2002.
  11. Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / Отв. ред. Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 318–335.
  12. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. М., 2005.
  13. Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771–1772 гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90).
  14. Опись церковной казны Благовещенского собора Московского Кремля 1721 года. М., 2018.
  15. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки. М., 2003.
  16. Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., БуксМАрт, 2014. Кн. 2. С. 282–297.
  17. Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 382–408.
  18. Hoch Renaissance imVatikan: Kunst und Kultur im Rom der Päpste I 1503–1534 / Kunst- und Ausstelungshalle der Bundesrepublik; Vatikanische Museen, Biblioteca Apostolica Vaticana. S. 1., 1999.
  19. Mosco M., Casazza O. The Museo degli Argenti. Collections and Collectors, 2004.
  20. The Illustrated Bartsch 20 (Part 1) German Masters of the Sixteenth Century. Jost Amman: Intaglio Prints and Woodcuts / еd. by S. Peters. N. Y. The Springtime of the Renaissance. Sculpture and the Arts in Florence 1400–1600 / еd. by B. Paolozzi Strozzi and M. Bormand, 2013.

Зюзева Светлана Геннадиевна


Место работы: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”; Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6499-0811;
Электронный адрес: zuzeva@yandex.ru.
Тюрина Ольга Владимировна

Особенности мелодической формульности в Евангельских Стихирах большого роспева

Тюрина О. В. Особенности мелодической формульности в Евангельских Стихирах большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 49-70

DOI: 10.15382/sturV201934.49-70
Статья посвящена мелодическим формулам большого роспева, одного из певческих стилей Древней Руси. Древнейшим и одним из главных памятников большого роспева является цикл Евангельских Стихир, пространный мелос которых построен преимущественно на основе мелизматических формул — лиц и фит. На протяжении нескольких лет автором статьи ведется работа по составлению «Кокизника Евангельских Стихир», в котором будут собраны все мелизматические формулы цикла с их нотной расшифровкой и вариантами тайнозамкненных начертаний по разным спискам. В представленной статье автором избраны несколько включенных в состав «Кокизника» мелодических оборотов, показавшихся наиболее интересными с той или иной точки зрения. Проведен детальный анализ этих мелодических строк с привлечением разных источников — как поздних пометных списков «дробнознаменной» редакции Евангельских Стихир XVII в., так и списков более ранних «тайнозамкненных» графических версий XV — 3-й четв. XVI в., использованных для сравнения вариантов их тайнозамкненных начертаний. В ходе анализа выявлены и описаны мелодико-ритмические, ладовые и композиционные особенности: нетрадиционный способ применения и записи звукорядной модуляции («странного голоса»); появление в песнопении попевок из гласового словаря неродственных гласов, которое можно рассматривать как явление, сходное с ладовой модуляцией в византийской традиции; включение в распевы песнопений длинных «составных» мелодических строк, скомпонованных из фрагментов нескольких известных знаменных формул; а также влияние на мелос большого роспева смежных певческих стилей (а именно путевого роспева). Все эти особенности помогают создать неповторимый облик песнопений большого роспева.
древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, большой роспев, путевой роспев, знаменная нотация, мелодические формулы, попевки, модуляция, странный голос, мелизматические стили пения
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  2. Григорьев Е. Пособие по изучению церковнаго пения и чтения. Рига, 2001.
  3. Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). М., 2011. (Гимнология; Вып. 6). С. 344–359.
  4. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев. Дис. … канд. иск. М., 2010.
  5. Тюрина О. В. Стихиры Евангельские. Новый взгляд на исторический путь развития цикла и соотношение редакций // «Иду в неведомый мне путь». Памяти Елены Филипповой. М., 2006. С. 53–61. (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 55).
  6. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад. М., 2008. (Гимнология; Вып. 5). С. 171–176.
  7. Федор Крестьянин. Стихиры / Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  8. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. иск. М., 1996.

Тюрина Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.
Рашкович Анна Драгославовна

Фитные формулы в двух сербских минеях XIV в. и их связь с русскими стихирарями XVI–XIX вв.

Рашкович А. Д. Фитные формулы в двух сербских минеях XIV в. и их связь с русскими стихирарями XVI–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 71-84

DOI: 10.15382/sturV201934.71-84
Фитные формулы в сербских минеях ранней иерусалимской традиции до сих пор не были предметом исследования. В данной статье рассматриваются три текстовых фрагмента из трех самогласных стихир, снабженные фитными комплексами, которые мы обнаружили в двух сербских минеях XIV в. в рамках служб свтт. Савве и Арсению Сербским. Данные фрагменты сначала вставлены в контекст других южнославянских рукописей, в которых находятся похожие или одинаковые фитные комплексы. Потом они подвергаются диахронному сопоставительному анализу в двух сербских минеях XIV в., семи афонских сербско-греческих стихирарях XIV, XVIII и XIX вв. и 24 русских стихирарях XVI–XIX вв. Результат анализа показывает музыкальное родство сербских миней и русских стихирарей на уровне присутствия фиты в одинаковых текстовых фрагментах. В сербско-греческих стихирарях в данных фрагментах эта связь отсутствует. Аналогии между сербскими минеями и русскими стихирарями могут указывать на перенесение не только сербских гимнографических текстов на Русь во время длительного процесса принятия Иерусалимского Устава и связанной с ним литургической реформой в Русской Православной Церкви, но и архаических версий их распева, который в древнерусском церковно-певческом искусстве получил дальнейшее развитие, став частью русской музыкальной традиции.
фита, фитный комплекс, фитная формула, знаменная нотация, минея, стихирарь, стихира
  1. Богдановић Д. Најстарија служба Светом Сави. Београд, 1980.
  2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
  4. Јаковљевић А. Најстарији неумски запис стихире у част Светог Саве // Осам векова Студенице / Еп. Жички Стефан, А. Јефтић, Д. Кашић, сост. Београд, 1986. С. 215–218.
  5. Јаковљевић А. Антологија са неумама из доба кнеза и деспота Стефана Лазаревића / Крушевац, 2004.
  6. Ключ разумения Тихона Макарьевского / Исследование памятника и расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягина. М.; СПб., 2015.
  7. Кожухаров С. Нотни начертания в Орбелския Триод — средно-български книжовен паметник от XIII в. // Български език. Т. 24. Књ. 4. София, 1974. С. 324–343.
  8. Кожухаров С. Палеографски проблеми на Θ нотацията в среднебългарските ръкописи от 12–13 век // Славянска палеография и дипломатика. Доклади и съобщения. София, 1980. С. 228–246.
  9. Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 2. С. 72–80.
  10. Пентковский А. М. Славянское богослужение и церковные организации в сербских землях в X–XII веке // Владар, монах и светитељ Стефан Немања — Преподобни Симеон
  11. Мироточиви и српска историја и култура (1113–1216). Београд, 2018. С. 43–69.
  12. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции (по рукописям XI–XV вв): дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2008.
  13. Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872.
  14. Рашковић А. Последовања српским светима у руским богослужбеним рукописима XV–XIX века као један аспекат руско-српских културних веза // Очување рукописног и старог штампаног наслеђа Југоисточне Европе — идентитетска истраживања / В. Вукашиновић, сост. Београд, 2017. С. 48–62.
  15. Смирнов С. Н. Сербские святые в русских рукописях // Юбилейный сборник русского археологического общества в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161–264.
  16. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894.
  17. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  18. Тутолмина С. Н. Фитные начертания в ненотированных Триодях (по материалам сербских и болгарских рукописей XII–XIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 1 (2). С. 15–30.

Рашкович Анна Драгославовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Белградский университет; Сербия, 11000, Белград, Мии Ковачевича, 11б;
Должность: докторант на православном богословском факультете;
Электронный адрес: a.rashkovich@gmail.com.
Казанцева Дарья Васильевна

Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции

Казанцева Д. В. Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 85-110

DOI: 10.15382/sturV201934.85-110
Митрополит Филипп — одна из значимых фигур в истории Русской Церкви, становление агиографического комплекса которому до сих пор оставляет много вопросов. В настоящей статье затрагиваются проблемы, связанные с датой канонизации святителя, историей сложения жития, времени составления службы и ее певческого воплощения. В настоящее время исследователями установлено, что певческие списки службы митрополиту Филиппу появляются в сер. XVII в. и представлены несколькими редакциями — ранней и поздней московскими, а также соловецкой. Основной материал статьи посвящен рассмотрению поэтики гимнографического и музыкального текстов стихиры по 50-м псалме и славников службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции по вновь найденному раздельноречному списку 1661 г. из Государственного архива в г. Тобольске. Исследование структурной организации литургического текста основано на методике анализа изоколических структур Р. Пиккио. Анализ музыкального текста опирается на положения поэтики древнерусского певческого искусства и риторики, сложившиеся в отечественной музыкальной медиевистике. В ходе рассмотрения структур вербального и музыкального компонентов анализируемых песнопений были установлены принципы их корреляции на уровне композиционных структур и риторических приемов. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что данная редакция является авторской и представляет собой образец оригинального гимнотворчества иноков Соловецкого монастыря.
митрополит Филипп, знаменный распев, гимнографический текст, поэтика, попевка, редакции, текстология
  1. Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство: (Музыкальная организация знаменного роспева). Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 1983.
  2. Богословско-литургический словарь // Настольная книга священнослужителя: в 7 т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1983. Т. 4. С. 645–792.
  3. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001.
  4. Дергачева-Скоп Е. И., Ромодановская Е. К. Собрание рукописных книг Государственного архива Тюменской области в Тобольске // Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1975. С. 121–122.
  5. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи XVII–XX веков Государственного архива в г. Тобольске: каталог. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016.
  6. Казанцева Т. Г. Соловецкий Стихирарь из фондов Государственного архива в г. Тобольске: к вопросу о личности писца // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–XXI вв. Новосибирск, 2016. С. 3–20. (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 35).
  7. Косицкая А. Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Наука, 2010. С. 337–360.
  8. Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII в. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. статей / Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 46–150.
  9. Кручинина А. Н. Песнопения равноапостольному великому князю Владимиру в русской певческой книжности XVI–XIX веков (источниковедение, текстология, поэтика) // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 5: По материалам конференции «Бражниковские чтения» 2008–2009 гг. СПб., 2011. С. 140–170.
  10. Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
  11. Лозовая И. Е. Словесно-музыкальная композиция песнопений и риторическая традиция // Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дис. … канд. искусствоведения. М., 1984. С. 26–40.
  12. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я половина XV–XVII вв.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI–XVII вв.: учеб. пособие. М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2015.
  13. Певческие книги выголексинского письма. XVIII — первая половина XIX в. / сост. Ф. В. Панченко. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 (Описания РО Библиотеки РАН. Т. 9. Вып. 1).
  14. Певческие рукописи XVII–XIX веков: Каталог / Автор-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В.
  15. Зюзин Н. А. Попкова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001 (Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 20).
  16. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык / Отв. ред. Н. Н. Запольская, В. В. Калугин; ред. М.М. Сокольская. М.: Знак, 2003 (Studia Philologica).
  17. Потемкина Н. А. Нотированные рукописи музейского собрания Государственного исторического музея (ГИМ). Рукопись.
  18. Пуцко В. Святитель Филипп митрополит Московский и всея Руси в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Альманах «Соловецкое море». 2007. № 6. URL: http://solovki.info/?action=archive&id=383 (дата обращения: 15.09.2016).
  19. Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба святому в источниках XVII–XVIII вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб.: РНБ, 1997. Вып. 4. С. 7–18.
  20. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
  21. Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции) / сост. Н. В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 14–33.
  22. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Изд. совет Русской Православной Церкви, 2008.
  23. Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике / сост. М. Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры, 2000.
  24. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859.
  25. Шеховцова И. П. Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций 1991, 1993, 1994 гг. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 8–33.

Казанцева Дарья Васильевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Новосибирская государственная консерватория ми. М.И. Глинки; Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31;
ORCID: 0000-0002-7030-0960;
Электронный адрес: dariaveretennikova@rambler.ru.
Григорьев Юрий Алексеевич; Григорьева Вероника Юрьевна

Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева

Григорьев Ю. А., Григорьева В. Ю. Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111-133

DOI: 10.15382/sturV201934.111-133
Песнопения с ремаркой «опекалов», «опекаловское» уже не раз вызывали среди специалистов споры относительно авторства, времени и места их создания. В настоящее время многие исследователи придерживаются точки зрения о тверском происхождении «опекаловского» роспева, связывая его с Опекалово-Вознесенским монастырем. Новонайденные крюковые списки «опекаловских» песнопений заставляют пересмотреть устоявшееся мнение: они содержат сведения, которые указывают на создание и бытование этих песнопений в среде московских мастеропевцев. Главным аргументом в пользу новой версии является указание автора «опекаловского» песнопения «Придете ублажим Иосифа» — это «Леонтий диякон». Этот мастеропевец известен в истории древнерусского церковного пения как творец одной из систем киноварных помет. Другие архивные материалы свидетельствуют о его знакомстве с попом Лукой из московской церкви Николы Явленного у Арбатских ворот. Позднее Леонтий принял иноческий постриг в Ярославском Толгском монастыре, поэтому его имя не попало в перечень роспевщиков «Сказания о зарембах». Особенности нотации, системы киноварных помет в крюковых списках «Придете ублажим Иосифа», а также палеографические особенности содержащих их рукописей указывают на время создания «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» — это 2-я треть — сер. XVII в.
«опекаловский» роспев, мастеропевец Леонтий, «Придете ублажим Иосифа», киноварные пометы, система помет, древнерусские песнопения, знаменный роспев
  1. Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1979. С. 196–204.
  2. Безуглова И. Ф. «Достойно есть» Опекаловского роспева // ТОДРЛ. Л., 1981. С. 308–319.
  3. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. I, II. М., 2005.
  4. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись.
  5. Григорьева В. Ю. Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 76–95.
  6. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. 1-е изд.: СПб., 1995.
  7. Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: именование и бытование // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Вып. 1 (19), март 2005. C. 80–91.
  8. Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. Вып. 537, 618.
  9. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897.
  10. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв. Школы, центры, мастера. Свердловск, 1991.
  11. Парфентьев Н. П. Малоизвестные мастера Московской школы церковно-певческого искусства XVI–XVII веков // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского): Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 г.: сб. статей (Гимнология. Вып. 6). М., 2011. С. 191–202.
  12. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007.
  13. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Вып. 2. М., 1868.
  14. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  15. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. Вып. 2. М.; Л., 1928.
  16. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Тексты. Краснодар, 2003.
  17. Шек А. В. Знаки «чашка полная» и «крюк с облачком» в певческих рукописях и теоретических руководствах по знаменной нотации XV–XVI веков // Богословский вестник. 2008–2009. № 8–9. С. 376–380.

Григорьев Юрий Алексеевич


Место работы: Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции; Российская Федерация, 105082 г. Москва, Бакунинская ул., д. 83, стр. 3;
Должность: руководитель хора;
ORCID: 0000-0003-1826-359X;
Электронный адрес: dagdanilog@gmail.com.

Григорьева Вероника Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры регентования;
ORCID: 0000-0002-0934-792X;
Электронный адрес: veronikagrigorjevaveronika@yandex.ru.
Булкин Валентин Александрович

К строительной истории Софии Полоцкой в XVII–XVIII вв.

Булкин В. А. К строительной истории Софии Полоцкой в XVII–XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 134-145

DOI: 10.15382/sturV201934.134-145
Обнаруженная в личном архиве В. А. Булкина, не публиковавшаяся ранее статья, вероятно, написана в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. Текст посвящен одному из поздних периодов строительной истории собора Св. Софии в Полоцке, возведенного еще в XI столетии и неоднократно перестраивавшегося впоследствии. Автор кратко характеризует основную проблематику, связанную с данным памятником, и сосредоточивает внимание на отдельных дискуссионных вопросах, в частности на проблеме датирования западных апсид храма и северной части существующего собора.Результаты археологических изысканий подтверждают тот факт, что западные апсиды и северная часть Софийского собора были построены ранее сер. XVIII в. Для уточнения датировки автор обращается к культурно-историческому контексту эпохи, а также церковно-политическим коллизиям того времени. Исследователь отмечает, что переориентацию здания можно рассматривать в связи с конфессиональным противоборством католичества и православия, особенно остро разгоревшимся в XVII–XVIII вв., а также проводит прямую параллель между датировкой западных апсид и переориентацией собора алтарем на север. Аргументируя это мнение, автор обращается к различным письменным источникам, содержащим сведения как о состоянии собора, так и о его перестройках в рассматриваемый период, а также к анализу строительных материалов и технологических приемов.Основываясь на исторических предпосылках и главным образом на архитектурно-археологическом материале, исследователь датирует северные пристройки и западные апсиды храма Св. Софии Полоцкой 1-й четв. XVII в.
Св. София Полоцкая, древнерусская архитектура, археология, история строительства, западные апсиды, переориентация храма, архитектура Белоруссии
  1. Булкин В. А. Софийский собор в Полоцке (к вопросу о западных апсидах) // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. / ред. А. И. Комеч, О. И. Подобедова. М., 1988. С. 59–61.
  2. Витебская старина. Материалы для истории Полоцкой епархии / ред. А. Сапунов. Витебск, 1888. Т. V. Ч. Ι. С. 90–105.
  3. ПСРЛ. Т. XXXII. / Н. Улащик, ред. М., 1975.
  4. Трусов О. А. Археологическое изучение памятников монументального зодчества XI–XVII вв. на территории Белоруссии: автореф. дис. … канд. иск. наук. Л., 1981.
  5. Aleksandrowicz S. Nove źrodlo ikonografi czne do obleźnia Polocka w. 1579 r. // Kwartalnik Historii Kultury Materielnej. Warszawa, 1971. T. XIX. № 1. S. 26, 28.
  6. Volumina legum. Przedruk zbioru praw staraniem XX. Pij arów w Warszawie, odroku 1732 do roku 1782, wydanego. T. II. Petersburg: Nakl. J. Ohryzki, 1859. S. 450.

Булкин Валентин Александрович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9;
Должность: доцент кафедры истории русского искусства;
Электронный адрес: i.antipov@spbu.ru.
Шевцова Ольга Борисовна

Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Ф. 380 РГБ

Шевцова О. Б. Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Ф. 380 РГБ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 146-156

DOI: 10.15382/sturV201934.146-156
В данной статье автор обращается к материалам архивов князя В. Ф. Одоевского, замечательного русского музыканта-исследователя, автора первых публикаций по теории знаменного распева, более детально останавливаясь на тех, что находятся в Российской государственной библиотеке, а именно: выписках из музыкально-теоретического трактата Иоганна Георга Альбрехтсбергера, письме к А. Ф. Львову, «Музыкальных беседах» В. Ф. Одоевского, его музыкальных сочинениях и, в частности, пьесе «Запрещенные квинты».
архивы В. Ф. Одоевского, фортепианное творчество В. Ф. Одоевского, церковное пение, теория церковного пения, музыкальная медиевистика, знаменный распев, древнерусское искусство
  1. Баюк Д. А. Математическая теория темперации. Князь Владимир Федорович Одоевский и его «энгармонический клавесин» // Историко-математические исследования. М.: Янус-К, 1999. № 4. С. 288-303.
  2. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005.
  3. Ляпунова А. С. Н. Г. Рубинштейн и В. Ф. Одоевский // Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005. С. 15-68.
  4. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / под ред. Г. Б. Бернандта. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.
  5. Одоевский В. Ф. Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении / публ. и коммент. О. Б. Шевцовой // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2008. Вып. 1(3). С. 121-153.
  6. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
  7. Шевцова О. Б. Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Общий обзор. Ф. 210 и 380 РГБ // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 126-135.
  8. Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции: дис. … канд. искусствоведения. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012.

Шевцова Ольга Борисовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0002-2107-9331;
Электронный адрес: shvts@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Протанская Елена Сергеевна

Рец. на кн.: Скотникова Г. В. Византийский áссист. Византийская художественная традиция и русская культура. История и теория. СПб.: Аргус СПб., 2018 ― 376 с., 16 с. илл. (Серия «Ценностные основания русской художественной культуры»)

Протанская Е. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 173-176 — Рец. на кн.: Скотникова Г. В. Византийский áссист. Византийская художественная традиция и русская культура. История и теория. СПб.: Аргус СПб., 2018 ― 376 с., 16 с. илл. (Серия «Ценностные основания русской художественной культуры»)
PDF

Протанская Елена Сергеевна


Ученая степень: доктор философских наук;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2;
Должность: профессор кафедры психологии и педагогики;
ORCID: 0000-0001-6587-8234;
Электронный адрес: proels2007@yandex.ru.