/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :32

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронова Ариадна Александровна

Раннехристианская архитектура внутренних районов Далмации: проблемы типологии

Воронова А. А. Раннехристианская архитектура внутренних районов Далмации: проблемы типологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 9-33

DOI: 10.15382/sturV201832.9-33
Раннехристианская архитектура внутренних районов провинции Далмации развивалась в условиях географической отсеченности от моря и его приморских центров, а горная местность этих земель затрудняла проникновение иноземных влияний, как и консервативность местного романизированного населения. Большинство поселений региона жили добычей железной руды и сельским хозяйством, о чем говорит простота интерьера и техники строительства церквей. В большинстве случаев села с церквами возникали на римских дорогах, соединяющих Приморье с внутренними районами, а также вблизи укрепленных объектов. Разрушения и перестройки большинства памятников происходили в нач. V в. при установлении в регионе власти остготов, когда образцами для местных церквей служили базилики крупных центров далматинского Приморья — Нароны и особенно столицы провинции — Салоны. В дальнейшем типология местных раннехристианских церквей за некоторыми исключениями демонстрирует относительную устойчивость, которая выражается в сочетании небольшого пространства для молящихся и большого количества вспомогательных помещений, включающих баптистерий. Редкостью в архитектурной типологии региона являются одна трехнефная базилика, два триконха, несколько двойных церквей, а также присутствие в некоторых церквах триумфальной арки и трансепта. Интерес представляет архитектурная пластика, по фрагментам которой выполнены реконструкции алтарных преград в трех церквах, а уникальное явление представляют собой древнегерманские руны (футарк), вырезанные на одной из колонн триумфальной арки церкви в Брезе.
раннехристианская архитектура, типология церквей, провинция Далмация, Босния и Герцеговина, комплексные церкви, двойные церкви, триконхи
  1. Воронова А. Способы формирования раннехристианских комплексов Северной Далмации и островов Кварнера // Искусство христианского мира. № 14. М.: Изд. ПСТГУ. С. 59–67.
  2. Basler Đ. Arhitektura kasnoantičkog doba u Bosni i Hecegovini. Sarajevo, 1972.
  3. Basler Đ. Bazilika u Oborcima // Naše starine. VII. Sarajevo, 1960.
  4. Basler Đ. Bazilike na Mogorjelu // Naše starine. V. Sarajevo, 1958.
  5. Benac A., Lovrenović I. Bosna i Hercegovina. Beograd; Sarajevo, 1980.
  6. Bojanovski I. Kasnoantička bazilika u Vrbi na Glamočkom Polju // Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini u Sarajevu. Nova serij a, sveska 35/36, 1981.
  7. Chevalier P. Salona II. Recherches archéologiques franco-croates à Salone. Ecclesiae dalmatiae. L'architecture paléochrétienne de la province romaine de Dalmatie (IVe–VIIe s). T. 2. Rome: École Française de Rome, 1995.
  8. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnifi cent. Yale University Press. New Haven and London, 2010.
  9. Glavaš T. Starokršćanska bazilika u Barama kod Konjica // Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini u Sarajevu, 40/41, 1986.
  10. Looijenga T. Who wrote the Breza futhark, and why? // Grippe, Kamm und Eulenspiegel.
  11. Festschrift fur Elmar Seebold zum 65. Geburtstag. Walter de Gruyter — Berlin; N. Y., 1999.
  12. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 4. Južna Dalmacija, Bosna i Hercegovina, Crna Gora. Split; Zagreb, 2013.
  13. Marin E. i suradnici. Erešove Bare // NARONA. Niz Arheološkog muzeja — Split. III. Split, 2002.
  14. Marin E. i suradnici. Sveti Vid / NARONA. Niz Arheološkog muzeja — Split. I. Split, 1999.
  15. Migotti B. Early Christian Archaeology of Dalmatia: The State of Research and Selected Problems / O. Heinrich-Tamaška, N. Krohn, S. Ristow. Christianisierung Europas. Entstehung,
  16. Entwicklung und Konsolidierung im archäologischen Befund. Internationale Tagung im Dezember 2010 in Bergisch-Gladbach. Regensburg: Verlag Schnell & Steiner, 2010.
  17. Posavec V. Dalmacija u vrijeme Marcelina i Julija Nepota. Split, 2007.
  18. Sergejevski D. Bazilika u Mokrom // Glasnik zemaljskog muzeja u Sarajevu. XV–XVI. 1960–1961.
  19. Škegro A. Tobožna Delminij ska biskupij a // Opusc. archaeol., 31. Zagreb, 2007.
  20. Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003.
  21. Veletovac E. Kasnoantičke bazilike u Bosni i Hercegovini // Filozofski fakultet Sarajevo. Knjiga XVII. Sarajevo, 2016.
  22. Vežić P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru. 1/2011. Zadar, 2011.
  23. Бjури Џ. Б. Варварска инвазиjа на Европу. Германи и Римско царство 375–575. Београд, 2010.

Воронова Ариадна Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.
Мальцева Светлана Владиславовна

Триконхи в архитектуре Балкан IV-XII веков

Мальцева С. В. Триконхи в архитектуре Балкан IV-XII веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 34-58

DOI: 10.15382/sturV201832.34-58
Статья посвящена вопросам изучения специфического архитектурного типа христианского храма, который принято называть триконхом. Церкви с трехлепестковым планом в христианском зодчестве известны уже с раннехристианской эпохи, однако их дальнейшее распространение в разных регионах, как правило, не получает систематического характера. Появление групп памятников с трехконховой конфигурацией плана встречается лишь в некоторых регионах и всегда вызывает вопросы. Большая часть выявленных триконхов концентрируется на территории Балкан. В статье предпринимается попытка проанализировать основные особенности данного типа в период IV–XII вв., исследуются происхождение, символика и функции нескольких разновидностей рассматриваемой типологии.В раннехристианский период на Балканах форма триконха заимствуется из римской гражданской архитектуры и используется преимущественно в связи с погребениями. Небольшие однонефные триконхи как отдельная типология церковного здания распространяются в ΙΧ–X вв. в связи с миссионерской деятельностью и монастырским движением. Другая ветвь архитектурной типологии триконха развивается на Афоне с кон. X в. Афонский тип триконха представляет собой вариант крестово-купольного храма на четырех опорах с добавлением боковых конх. Оба варианта трехконхового церковного здания окажутся востребованными в архитектуре так называемой Моравской школы во 2-й пол. XIV — 1-й пол. XV в.
триконх, византийская архитектура, средневековая архитектура, афонский тип храма, Балканы, типология
  1. Воронова А. А. Особенности архитектуры византийских провинций на Адриатике IX–XII веков // Труды Государственного Эрмитажа. LIII. Архитектура Византии и Древней Руси IX–XII веков. Материалы международного семинара 17–21 ноября 2009 года. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. С. 214–226.
  2. Григорович-Барский В. Второе посещение Святой Афонской Горы Василия Григоровича-Барского им самим описанное. М.: Индрик, 2004 (репринт издания 1885–1887).
  3. Казарян А. Ю. Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 13–30.
  4. Мальцева С. В. Храмовое зодчество Моравской Сербии и основные направления архитектуры палеологовского периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 301–320. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-30
  5. Мальцева С. В. Триконхи в сербской архитектуре Моравского периода: обзор основных проблем изучения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. СПб.: НП-Принт, 2014. С. 131–143.
  6. Милонас П. М. Заметки об архитектуре Афона // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 7–82.
  7. Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев; М.: Корвин Пресс, 2005.
  8. Choisy A. L’art de batir chez les Byzantins. Paris: Librairie de la Société anonyme de publications périodiques, 1883.
  9. Ćurčić S. Architectural Signifi cance of Subsidiary Chapels // Middle Byzantine Churches Journal of the Society of Architectural Historians. Vol. 36. № 2 (May, 1977). P. 94–110.
  10. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. New Haven; L.: Yale University Press, 2010.
  11. Dyggve Е. Povijest salonitanskog kršćanstva. Split; Književni krug Split, 1996.
  12. Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte de reliques et l’art chrétien antique. London: Variorum Reprints, 1972.
  13. Jeremić M. Adolf Hytrek et les premieres fouilles archéologiques á Sirmium // Старинар. 2006. Књ. 55. С. 115–130.
  14. Kosch C. St. Maria im Kapitol // Kölns Romanische Kirchen. Architektur und Liturgie im Hochmittelalter (2 Aufl age). Regensburg, 2005. S. 64–73.
  15. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. 4th ed. (revised by R. Krautheimer and S. Ćurčić). New Haven; London: The Yale University Press, Pelican History of Art, 1986.
  16. Mamaloukos S. A contribution to the study of the “Athonite” church type of Byzantine architecture // Zograf. 2011. № 35. P. 39–50.
  17. Mango C. Byzantine Architecture. New York: H.N. Abrams, Inc, Publishers, 1976.
  18. Marasović T. Dalmatia preromanica: Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 1. Rasprava. Split, Zagreb: Književni krug Split, 2008.
  19. Mardešić J. Manastirine: Izložba Arheološkog muzeja u Splitu. Split: Arheološki muzej Split, 1998.
  20. Millet G. L’École grecque dans l’architecture byzantine. Paris: E. Leroux, 1916.
  21. Millet G. Recherches au Mont-Athos // Bulletin de Correspondance Hellénique. 1905. T. 29. P. 55–141.
  22. Mylonas P. Remarques architecturales sur le catholikon de Chilandar. La formation graduelle du catholikon à absides latérales ou choeurs et à liti, au Mont Athos // Hilandarski zbornik. 1986. № 6. P. 7–38.
  23. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. Athens: «Melissa» Pub. House, 1985.
  24. Popkonstantinov K., Kostova R. Architecture of Converscion: Provincial Monasteries in the 9th — 10th centuries, Bulgaria // Архитектура Византии и Древней Руси IX-XII веков: материалы международного семинара: 17–21 ноября 2009 года. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. С. 124–127.
  25. Steppan Th. Die Athos-Lavra und der trikonchale Kuppelnaos in der byzantinischen Architectur. München: Maris, 1995.
  26. Stričević G. Églises triconques médiévales en Serbie et en Macédoine et la tradition de l’architecture paléobyzantine // Actes du XII congrès international d’études byzantines. Beograd, 1963. T. I. С. 224–240.
  27. Tantsis A. The so-called “Athonite” type of church and two shrines of the Theotokos in Constantinople // Зограф. 2010. Бр. 34. С. 3–11.
  28. Teoдocиje Хиландарац. Живот светога Савы. Београд: Изд. Ђ. Даничиħ, 1860.
  29. Vežić P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru. 2011. Br. 1. S. 27–66.
  30. Анастасијевић Д. Откопавање Немањине св. Богородици код Куршумлије // Старинар трећа серија. Књ.1 (1922). Београд, 1923. С. 47–55.
  31. Битракова-Грозданова В. Старохристијанските споменици во Охридско. Охрид, 1975.
  32. Бошковић Ђ., Вуловић Б. Царичин Град — Куршумлија — Студеница // Старинар. Н.с. 1958. Књ. 7–8. С. 173–180.
  33. Бучински Д. Триконхалната църква при с. Баница, Врачанско // Годишник на Народния музей (ГНМ). София, 1942. VII. C. 250–251.
  34. Валтровић М., Васић М. Римска гробница у селу Брестовику // Старинар. Н.р. Година I (1906). Београд, 1907. С. 128–140.
  35. Васић М. Архитектура и скулптура у Далмацији од почетка IX до почетка XV века. Београд: Г. Кон., 1922.
  36. Васић М. Жича и Лазарица. Студиjе из српске уметности средњег века. Београд: Издавачка књижарница Геце Кона, 1928.
  37. Воšković Đ., Tomovski K. Средневековната Архитектура во Охрид // Зборник на трудови: по повод 10-годишнината од основувањето на музеjот, посветено на XII меѓународен конгресс на византолозите. Охрид: Naroden Muzej vo Ohrid (OHRID), 1961. С. 85–89.
  38. Грозданов Ц. Свети Наум Охридски. Скопjе: Детска радость Нова Македониjа, 1995.
  39. Кондић В., Поповић В. Царичин Град. Утврђено насеље у византиjском Илирику. Београд: Галерија САНУ, 1977.
  40. Кораћ В. Архитектура раног средњег века у Дукљи и Зети. Програм простора и порекло облика // Између Византије и Запада: одабране студије о архитектури. Београд: Просвета, 1987. С. 21–32.
  41. Кораћ В. Дољани код Титограда. Ранохришћанска црква. Старинар IX–X. Београд, 1959. С. 383–385.
  42. Кораћ В. Извори Моравске архитектуре // Између Византије и Запада: одабране студије о архитектури. Београд: Просвета, 1987. С. 131–144.
  43. Кораћ В., Ковачевић Ј. Црква св. Томе у Прчању у Боки Которској // Зборник Философског факултета. Београд, 1970. Бр. XI–1. С. 107–114.
  44. Коцо Д. Климентовиот Манастир «Св. Пантелеjмон» и раскопката при «Имарет» во Охрид // Годишен зборник на Филозофскиот факултет. Скопjе, 1948. № 1. С. 174–182.
  45. Коцо Д. Ранохристијански базилики во областа на Охридското језеро // Зборник на трудови: посебно издание по повод 10-годишнината од основувањето на музејот, посветено на XII меѓународен конгрес на византолозите. Охрид, 1961. С. 15–33.
  46. Коцо Д. Резултати од археолошките ископувања на Наумовата црква // Предавања на VII Семинар за македонски јазик, литература и култура. Скопје: Univ. Kiril i Metodij, 1974. С. 152–156.
  47. Коцо Д. Триконхалните цркви во Климентовото време // Словенска писменост. 1050-годишнина на Климент Охридски. Охрид: Уред. П. Илиевски, 1966. С. 91–100.
  48. Миљковић-Пепек П. Некои погледи врз Архитектурата на манастирската црква Св. Наум крај Охридското Езеро. Охрид, 1985.
  49. Пешић В. Црква Богородичиног Успења у Мртвици // Саопштења. Београд, 1989. Бр. XX–XXI. С. 109–134.
  50. Поповић Д. Српски владарски гроб у средњем веку. Београд: Институт за исторjу уметности Филозофског факултета, 1992.
  51. Поповић М. Манастир светог Петра де Кампо код Требиња // Гласник Земаљског музеjа Босне и Херцеговине у Сараjеву. Археологиjа. Сараjево, 1973. С. 313–346.
  52. Рајковић М. Житије Климента охридског // Византиски извори за историју народа Југославије. Београд, 1955. Т. I. С. 297–302.
  53. Стричевић Ђ. Брестовик. Римска гробница: Преглед археолошких ископања 1955 // Старинар н.с. Београд, 1958. Бр.VII–VIII. С. 411–413.
  54. Стричевић Ђ. Рановизантиска црква код Куршумлије // Зборник радова Византолошки институт. 1953. Бр. 2. С. 179–196.
  55. Чанева-Дечевска Н. Раннохристиянската архитектура в България IV–VI в. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 1999.
  56. Чанева-Дечевска Н. Триконхалните църкви от IX–XIV в. по българските земи // Археология. 1970. № 4. С. 8–21.
  57. Чанева-Дечевска Н. Църковната архитектура на Първата Българска държава. София: Издателство на Българската академия на науките, 1984.

Мальцева Светлана Владиславовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-6172-8578;
Электронный адрес: sm@resava.ru.
Исследование выполнено за счет средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2017 – 2018 годы в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема 1.2.32. / 1.2.46
Калинина Евгения Александровна

О принципах организации цикла сюжетных миниатюр Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (Theol. Gr. 154)

Калинина Е. А. О принципах организации цикла сюжетных миниатюр Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (Theol. Gr. 154) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 59-80

DOI: 10.15382/sturV201832.59-80
В данной работе сделана попытка интерпретировать богословские и художественные идеи, лежащие в основе иконографической программы сюжетного цикла миниатюр одного из наиболее значимых памятников византийского книжного искусства XI–XII вв. — Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (Theol. gr. 154). Анализ принципов отбора и аранжировки сюжетов позволил сделать вывод, что иконография цикла иллюстраций сформирована в связи с богослужебными нуждами, а сам цикл миниатюр представляет одно из наиболее оригинальных изобразительных решений в византийской книжной иллюстрации. Сюжетные миниатюры венского Четвероевангелия очень важны для понимания способов иллюстрирования евангельского текста и формирования иконографических программ в византийских рукописях в целом.
Четвероевангелие, миниатюры, циклы миниатюр, Византия, эпоха Комнинов, иконографическая программа, иллюстрированные рукописи, византийская книжная иллюстрация, иллюминированные рукописи XI в.
  1. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
  2. Лидов А. М. «Приносяй и приносимый». О символике образа Петра Александрийского в церкви Спаса на Нередице // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 185–198.
  3. Попова О. С. Миниатюры греческого Евангелия cod. Theol. gr. 154 из Национальной библиотеки Австрии и некоторые особенности византийского искусства около середины XI века // В созвездии Льва: Сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / М. А. Орлова, отв. ред. М., 2014. C. 370–383.
  4. Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины Х — начала XII века. М., 2012.
  5. Саминский А. Л. Восточные истоки и константинопольские источники украшения рукописи Австрийской Национальной библиотеки Theol. gr. 154 // Палеография и Кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы международной конференции. Москва, 14–16 мая 2008 г. М., 2008. С. 158–164.
  6. Саминский А. Л. Возникновение и назначение рукописи Национальной библиотеки в Париже gr. 64 // Московия: к 60-летию Б. Л. Фонкича / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра византийской и новогреческой филологии. М., 2001.
  7. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. М.: Искусство, 1977.
  8. Buberl P., Gerstinger H. Die byzantinischen Handschriften, II. Die Handschriften des X–XVIII. Jahrhunderts. Leipzig, 1938.
  9. Byzance et la France médiévale: manuscrits à peintures du IIe au XVIe siècle. P., 1958.
  10. Corrigan K. Visual Polemics in the Ninth-Century Byzantine Psalters. Cambridge, 1992.
  11. Dobrynina E. N. New Findings on the Khludov Psalter Revealed during Restoration // Studi in onore di Irmgard Hutter. II. Rivista di ricerche bizantinistiche. Roma, 2011. Vol. 7. P. 1–16.
  12. Gamillscheg E. Beobachtungen zum Oeuvre des Kopisten Michael Panerges // Хризограф. Вып. 3: Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи: Труды международ. научн. конф. Москва, 5–7 сентября 2005 г. М., 2009. С. 76–93.
  13. Gerstinger H. Die griechische Buchmalerei. Wien, 1926.
  14. Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturhandschriften: Oxford Bodleian Library, Stuttgart, 1977. Bd. 1.
  15. Hutter I. Theodoros Βιβλιογραφος und die Buchmalerei in Studiu // Οπώρα. Studi in onore di mgr Paul Canart per il LXX compleanno / Bolletino della Badia Creca di Grottaferrata. N. s. 1997. T. LI. P. 177–208.
  16. Hutter I. Le copiste du Métaphraste. On a center for Manuscript Production in Eleventh Century Constantinople // I manoscritti greci tra rifl essione e dibattito. Atti del V Colloquio Internazionale di Paleografi a Greca (Cremona, 4–10 ottobre 1998) / A cura di G. Prato. Firenze, 2000. P. 535–586.
  17. I manoscritti greci della Biblioteca Palatina di Parma / a cura di P. Eleuteri. Milano, 1993. Il Tetravangelo di Rabbula: Firenze, Biblioteca medicea laurenziana, Plut. 1.56 / a cura di M. Bernabo. Roma, 2008.
  18. Manuscript Illumination / H. L. Kessler, ed. The University of Chicago Press. Chicago; L., 1971.
  19. Maxwell K. Between Constantinople and Rome: An Illuminated Byzantine Gospel Book and the Union of Churches (Paris gr. 54). Ashgate, 2014.
  20. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l'Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d'après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du mont Athos. P., 1916.
  21. Omont H. Evangiles avec peintures byzantines du XI siècle. Reproduction des 361 miniatures du manuscrit Grec 74 de la Bibliothèque Nationale. P., 1909.
  22. Omont H. Les miniatures des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale du VI au XIV siècle. P., 1929.
  23. Paschou C. Les peintures dans un Tétraévangile de la Bibliothèque Nationale de Paris: le Grec 115 (Xe siècle) // Cahiers archéologiques. 1972. Vol. 22. P. 61–86.
  24. Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N.The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens. Vol. 2. 1975.
  25. Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N. The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens. Vol. 3. 1979.
  26. Salterio griego Jlúdov. Madrid: AyN Ediciones, 2007.
  27. Tikkanen J. J. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei. Helsingfors, 1933.
  28. Tsuji Sh. The study of the Byzantine Gospel illustrations in Florence, Laur. Plut. VI 23 and Paris, Bibl. Nat. Cod. Gr. 74. Princeton University, Ph. D., 1968.
  29. Tsuji Sh. The Headpiece Miniatures and Genealogy Pictures in Paris. Gr. 74 // Dumbarton Oaks Papers. 1975.
  30. Velmans T. Le Tetraevangile de la Laurentienne. Florence VI.23. P., 1971.
  31. Weitzmann K. Narrative and Liturgical Gospel Illustrations // Studies in Classical and Byzantine. Chicago; L., 1971. P. 247–270.

Калинина Евгения Александровна


Место работы: Российская национальная библиотека; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 191069, Садовая ул., д. 18;
Должность: библиотекарь/хранитель Отдела рукописей;
ORCID: 0000-0001-9875-2048;
Электронный адрес: evg5408@yandex.ru.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна; Сидорова Марина Павловна

Песнопения Дегтярева в дореволюционных изданиях: проблема доверия к нотным источникам

Лебедева-Емелина А. В., Сидорова М. П. Песнопения Дегтярева в дореволюционных изданиях: проблема доверия к нотным источникам // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 81-111

DOI: 10.15382/sturV201832.81-111
В статье рассматриваются хоровые концерты Степана Аникиевича Дегтярева, анализируются дореволюционные издания его музыки, степень их приближения или удаления от рукописных источников. Рассматривается богослужебный контекст концерта «Гряди, гряди от Ливана, невесто» и редактура его поэтического текста. Определяется историческое значение найденных в церковных собраниях г. Курска духовных концертов Дегтярева.
Дегтярев, хоровой концерт, библиотека архиерейского хора г. Курска, издания Селиверстова, Киреева, Гольтисона, регентские списки, редактура песнопений
  1. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа XIX–XX веков. М.: Перо, 2015.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. История. Т. 2. Нью-Йорк, 1982.
  3. Гольтисон М. А. Памяти Петра Климентьевича Селиверстова // Музыка и пение. СПб., 1905. № 12. С. 2–3.
  4. Желтов М. С., Правдолюбов Сергий, прот. Богослужение Русской Церкви. X–XX вв. URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1132
  5. Каталог нот, изданный музыкальным магазином П. К. Селиверстова. СПб., 1908.
  6. Каталог нотных дешевых изданий музыкального магазина П. К. Селиверстова. СПб., 1911.
  7. Кутасевич А. В. Духовно-музичні твори Степана Дегтярьова у київських рукописних нотних зібраннях. До 250–річчя від дня народження Степана Дегтярьова // Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. 2016. № 4 (33). С. 4–24.
  8. Кутасевич А. В. Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. Феномен заимствования и вопросы авторства сочинений // Вестник ПСТГУ. 2014. Сер. V. Вып. 1 (13). С. 104–119.
  9. Кутасевич А. В. Стильова диференціація духовно-музичних спадщин Степана Дегтярьова та Артема Веделя: питання авторства творів суперечливої атрибуції: Дис. … канд. мистецтвознавства. Київ: Нац. муз. акад. України ім. П. І. Чайковського, 2014.
  10. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 353–457.
  11. Левашев Е. М. С. А. Дегтярев // История русской музыки. М.: Музыка, 1986. С. 184—208.
  12. Лопухин А. П. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/
  13. Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковнославянский язык: Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
  14. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов // Русская духовная музыка в документах и материалах / С. Г. Зверева, вступ. ст., подготовка текста и коммент. М.: ЯСК, 2002. Т. III.
  15. Привалов Н. И. М. А. Гольтисон. Некролог // Музыка и пение. 1914. № 5. С. 1–2.
  16. Рыцарева М. Г. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. СПб.: Композитор, 2006.
  17. Семенов Д. С. Словарь православного русского церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1. Ч. 2 / М. П. Рахманова, науч. статьи, коммент. М.: ЯСК, 2015. С. 944–947.
  18. Смоленский С. В. О собрании древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения // РМГ. 1899. № 5.
  19. Трушин Анатолий, свящ. С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/91/2177
  20. Тургенев А. И. Концерт г. Дехтярева // Журнал драматический на 1811 год, издаваемый любителем театра. М.: в тип. Ф. Любия, 1811. Ч. 1. № 4. Апрель. С. 261. Подп.: Т.
  21. Чернышева Т. А. Деятельность архиерейского (митрополичьего) хора в конце XIX — начале ХХ вв. // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 251–295.

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.

Сидорова Марина Павловна


Место работы: Курская духовная семинария; Российская Федерация, 305021, г. Курск, ул. Прогулочная, д. 71 а;
Должность: заведующая регентским отделением;
ORCID: 0000-0001-8517-527X;
Электронный адрес: marina.sidorova.00@list.ru.
Благодарность ключарю Архиерейского подворья Введенской церкви города Курска, регенту архиерейского хора протоиерею Александру Лобанову, а также регенту Вознесенского храма города Курска, руководителю детско-юношеского хора «Вознесение» Светлане Николаевне Костиной за предоставленные нотные материалы. Благодарность Алексею Александровичу Наумову.
Шеко Екатерина Дмитриевна

Сакральная архитектура Франции и Бельгии между двух Великих войн: разворот от Ар-деко к модернизму

Шеко Е. Д. Сакральная архитектура Франции и Бельгии между двух Великих войн: разворот от Ар-деко к модернизму // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 112-131

DOI: 10.15382/sturV201832.112-131
В статье рассматриваются вопросы развития церковного искусства в ХХ в., главным образом в 1920–30-е гг. В эти годы после массированных разрушений Первой мировой войны в Европе возникла необходимость реконструкции и строительства большого количества новых храмов. Религиозная и художественная чуткость той эпохи требовала от проектов новых католических церквей определенного набора декоративных элементов, даже если их архитектура была простой и функциональной. Однако в проектах воссоздания церквей в 1920-е гг. стали все чаще предлагаться варианты обновления материалов и конструкций с очевидными признаками новаторских решений — с точки зрения плана, формообразования поверхностей, используемых технологий. Основным инновационным материалом стал бетон, широко использовавшийся как для строительства новых храмов, так и для их украшения. В Бельгии в 20-х гг. впервые возникает модернизм как архитектурный стиль, который затем получает широкое развитие в мировом масштабе в 30-е гг. в конкуренции со стилем Art-Déco. Модернизм, в отличие от Art-Déco, поворачивается спиной к архитектурным традициям прошлого, отвергает любые украшения и уделяет основное внимание обеспечению функции здания. Именно эти характеристики сделали архитектуру модернизма востребованной сторонниками «литургического движения» в Католической Церкви в ХХ в.
церковная архитектура, история искусства, стиль Art-Déco, декоративное искусство, скульптура, интерьер, модернизм, Католическая Церковь, литургическое движение
  1. Вукашинович В. Литургическое возрождение в ХХ веке. Христианская Россия. 2005. С. 46.
  2. Документы II Ватиканского собора. М., 2004.
  3. Cappronnier J-С. L’art sacré entre les deux guerres: aspects de la Première Reconstruction en Picardie // In Situ. Revue des patrimoines. 12/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  4. Cordeiro P. Sacraal beton. De Sint-Augustinuskerk te Vorst // M&L, 13, 3. 1994. Р. 41–56.
  5. Culot М. D. Les frères Perret: l’oeuvre complète. Paris: Institut français d’architecture, Ed. Norma, 2000.
  6. Culot М. D. Archives d’architecture moderne. Bruxelles: AAM, 1999.
  7. Dumoulin A. Reconnaître Paris d'église en église. Paris, France: Massin, 2008.
  8. Dupré C. Notre-Dame-du-Travail (Paris), une église au tournant du XIXe siècle et du XXe siècle // In Situ. Revue des patrimoines. 11/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  9. Frémaux C. La construction d’églises dans la seconde moitié du XXe siècle: une aff aire d’État? De Georges Clémenceau à Jacques Chirac: l’Etat et la pratique de la loi de séparation. Villeneuved’Ascq: CEGES-IRHiS, Université Lille, 2008.
  10. Lambrichs A. Religieuze Art Deco. Art Deco architectuur. Brussel 1920–1930 (Catalogue d’exposition), Archives d’Architecture Moderne, Bruxelles, 1996.
  11. Spapens C. L'église Sainte-Suzanne à Schaerbeek. CIDEP, 2003.
  12. Travaux du Centre national des constructions d’églises (CNCE). Rapport général présenté à l’Épiscopat «Pour une politique d’équipement religieux», février 1970.

Шеко Екатерина Дмитриевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: зав. кафедрой иконописи;
ORCID: 0000-0001-8976-8814;
Электронный адрес: katja_sheko@mail.ru.
Николаева Елена Алексеевна

Послание миру: о Третьей симфонии Николая Корндорфа

Николаева Е. А. Послание миру: о Третьей симфонии Николая Корндорфа // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 132-138

DOI: 10.15382/sturV201832.132-138
В октябре 2015 г. состоялась российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа (1989), ставшая одним из ярких событий концертной жизни. Уникальный замысел партитуры грандиозен. Неземная красота образов, глубина духовного содержания, событийно-временна я насыщенность композиции позволяет назвать ее opus magnum Н. Корндорфа. Специфика произведения обусловлена применением авторской композиционной техники нерепетитивного минимализма. Данный метод, связанный с ритуальной процессуальностью, позволяет создать столь целостную и масштабную композицию, обеспечивая ее мощное художественно-эмоциональное воздействие.
Николай Корндорф, Третья симфония Н. Корндорфа, симфонии с хором, минимализм, нерепетитивный минимализм, Александр Лазарев, Московская консерватория
  1. Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором: Автобиография с лирическими отступлениями / Е. Дубинец, предисл. и послесловие // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 52–64.
  2. Николаева Е. Николай Корндорф: история Литургии // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 2015. № 25. С. 355–357.
  3. Николаева Е. О Литургии Николая Корндорфа // Вестник ПСТГУ. Сер.V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 25. С. 107–119.

Николаева Елена Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент кафедры теории музыки;
ORCID: 0000-0002-3160-7804;
Электронный адрес: e-nikola@yandex.ru.
Ковалев Андрей Борисович

Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования

Ковалев А. Б. Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 139-150

DOI: 10.15382/sturV201832.139-150
Статья посвящена жанровым особенностям и своеобразию музыкально-композиционного решения произведения Р. К. Щедрина «Запечатленный ангел», с подзаголовком «русская литургия», не имеющим непосредственного отношения к богослужению, так как здесь отсутствует чинопоследование Божественной литургии. Однако литургическая идея лежит в основе музыкально-художественной концепции этого произведения, связывая в единое целое сакральную сущность богослужения Литургии, глубинный смысл повести Н. С. Лескова и содержание использованных композитором словесных текстов богослужебных песнопений, относящихся преимущественно к периоду Великого поста. Цель статьи — определить сущность музыкально-художественного замысла композитора, выраженного в жанровом подзаголовке произведения — русская литургия. Методология работы включает в себя междисциплинарный подход к изучению духовно-музыкального произведения с использованием положений и терминологии литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения.Смысл жанрового наименования «Запечатленного ангела» — русская литургия — исключительно метафорический, свидетельствующий о масштабности замысла, глубине воплощения композитором духовно-нравственной тематики, а также о наличии в композиционном последовании произведения некоторых аллюзий на богослужение литургии. Как произведение, относящееся к нетрадиционным жанрам русской духовной музыки, «Запечатленный ангел» отличается своеобразием композиционного построения, подбора и преподнесения канонических и внебогослужебных текстов, воплощением сакрального содержания в гармоничном соединении сферы внеличностного с индивидуальнотворческим мышлением автора, широким использованием приемов современной композиторской техники.
литургическая идея, духовная музыка, нетрадиционные жанры, богослужение, великопостные песнопения, повести Н. С. Лескова, аллюзия, старообрядцы
  1. Ковалев А. Б. Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX–XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 344–349.
  2. Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI веков): Монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.
  3. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Изд. подгот. Л. Аннинским. М.: Экран, 1993. Т. 5: Повести и рассказы.
  4. Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000.
  5. Шмеман А., прот. Великий пост. М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002.

Ковалев Андрей Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Вискова Ирина Влдимировна

Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов

Вискова И. В. Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 151-157

DOI: 10.15382/sturV201832.151-157
В кон. 70-х гг. ХХ в., после периода увлечения авангардом, польские композиторы начинают возвращаться к духовно-религиозным жанрам. К ним обращаются многие композиторы, среди которых Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский. Сегодня многих польских композиторов и музыковедов интересует вопрос, что делает музыкальное произведение действительно духовным: обращение к религиозным текстам и жанрам, следование музыкальным канонам или, как пишет польский музыковед Мечислав Томашевский, «моменты откровения»? Они размышляют о значении веры в жизни композитора, пишущего духовную музыку, и о месте композитора в религиозной жизни. Возврат к христианским ценностям приводит композиторов к традиционным средствам выразительности. Их сочинения отличает простота мелодий и гармонического рисунка, тональная либо модальная основа ладовой системы, использование законов классической полифонии. Важным признаком сочинений духовного содержания становится проникновение элементов цитирования, находящихся в информационном поле сочинений духовно-религиозного характера. Это могут быть элементы монодии, хорала, полифонических форм. В произведениях на религиозные сюжеты важную роль играет сохранение оригинального языка. Он создает особую дистанцию по отношению к современному разговорному языку, подчеркивая тем самым особый характер музыкальных сочинений. Действительно, духовным искусством может быть названо только искусство подлинное, правдивое и в то же время, как считал Томашевский, служащее подлинным ценностям.
польская музыка XX века, духовная музыка, sacrum и profanum в музыке, Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский, Мечислав Томашевский
  1. Baranowie A. i Z. Passio artis et vitae. Wywiad z Krzysztofem Pendereckim // Penderecki K. Labirynt czasu. Pięć wykładów na koniec wieku. Warszawa, 1997. S. 13–14.
  2. Droba K. Droga do sensu tragicznego. Jeszcze o III Symfonii Henryka Mikołaja Góreckiego // Ruch Muzyczny. 1978. № 15. S. 3–4.
  3. Droba K. Gorecki // Encyklopedia muzyczna PWM / E. Dziębowska, red. Krakow, 1987.
  4. Gąsiorowska M. Czas zatrzymany Henryka Goreckiego // Ruch Muzyczny. 1983. № 25. S. 3–4.
  5. Georgiades Th. Sakral und profan in der Musik. München, 1960.
  6. Janicka-Słysz M. Sacrum i profanum w muzyce. Wywiad z prof. M. Tomaszewskim // “Maszkaron”. Krakow, 2000. № 1.
  7. Łukaszewski P. Nie każda muzyka religij na jest sakralna // Ruch Muzyczny. 2014. № 4. S.
  8. Moody I. Górecki: The Path to the ‘Miserere’ // The Musical Times. Vol. 133. No. 1792. Choirs and Trends (Jun, 1992). S. 283–284.
  9. Pociej B. Henryka Mikołaja Goreckiego „Psalm”// Tygodnik Powszechny. 1980. № 16. S. 4–7.
  10. Strożewski W. O możliwości sacrum w sztuce // Sacrum i sztuka. Krakow, 1989. S. 23–38.
  11. Thomas A. Górecki. Krakow, 1998.
  12. Tomaszewski M. Krzysztof Penderecki i jego muzyka. Cztery eseje. Krakow, 1994.
  13. Tomaszewski M. O tworczości zaangażowanej: muzyka polska 1944–1994 miądzy autentyzmem a panegiryzmem // Interpretacja integralna dzieła muzycznego. Krakow, 2000. S. 141–149.

Вискова Ирина Влдимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Рыбакова Надежда Эдуардовна

Духовно-музыкальные сочинения П. Д. Самарина

Рыбакова Н. Э. Духовно-музыкальные сочинения П. Д. Самарина // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 161-187

DOI: 10.15382/sturV201832.161-187
Задача автора статьи — привлечь внимание к гармонизациям церковных песнопений, выполненным в свое время П. Д. Самариным, представителем известного московского дворянского рода и активным участником Московского общества любителей церковного пения. Одним из направлений его деятельности в ОЛЦП были именно гармонизации церковных напевов: Самарин посвятил этому делу почти всю свою жизнь. Будучи скромным от природы человеком, он не издавал своих гармонизаций, тем не менее ряд образцов, заслуживающих, на наш взгляд, внимания, сохранился, хотя и в рукописном виде. В данной статье предметом исследования стали рукописи, находящиеся в настоящее время в фонде ВМОМК им. М. И. Глинки: «Приидите поклонимся», «Слава… Единородный Сыне», «Свете тихий» и «Хвалите имя Господне». Все образцы характеризуются прозрачной фактурой, ясной гармонией, обнаруживая стилистические черты, свойственные русским церковным песнопениям. Мелодии, как правило, интонационно близки различным церковным роспевам (сокращенному знаменному, киевскому), хотя им и не сопутствуют конкретные указания. В гармонической вертикали преобладают трезвучия и обращения трезвучий, частой оказывается ладовая переменность устоев секундового соотношения. Упомянутые в данной статье рукописи П. Д. Самарина расширяют представление об одной из существенных для его деятельности сторон, а выявление стилистической характерности выполненных им гармонизаций церковных напевов говорит о нем как о знатоке обиходного церковного пения.
Общество любителей церковного пения, гармонизации, Петр Дмитриевич Самарин, Приидите поклонимся, Единородный Сыне, Свете тихий, Хвалите имя Господне
  1. Никольский А. В. Памяти П. Д. Самарина // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918). М.: Языки славянских культур, 2002. С. 321–326.
  2. Плотникова Н. Ю. Любитель церковного пения // Русская духовная музыка XIX — начала XX века: страницы истории. М., 2007. С. 164–168.
  3. Рахманова М. П. Петр Дмитриевич Самарин // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918) / А. А. Наумов, М. П. Рахманова. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. / С. Г. Зверева. М.: Языки славянских культур, 2002. С. 290–292.
  4. Самарин П. Д. Приидите поклонимся // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72242.
  5. Самарин П. Д. Свете тихий // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72739.
  6. Самарин П. Д. Слава… Единородный Сыне // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72242.
  7. Самарин П. Д. Хвалите имя Господне // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72242.
  8. Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТБИ, 2001.
  9. Чернышева-Самарина Е. А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТБИ, 2001. С. 119–204.

Рыбакова Надежда Эдуардовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: препод. кафедры церковно-певческого обихода;
ORCID: 0000-0002-4940-9937;
Электронный адрес: r.nadezda2109@mail.ru.