/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :35

ИССЛЕДОВАНИЯ

Адамова Татьяна Валерьевна

История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства

Адамова Т. В. История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 9-32

DOI: 10.15382/sturV201935.9-32
В данной статье в хронологическом порядке рассматриваются вопросы исторического развития церковного облачения и декорирования его деталей, начиная с первых веков христианства. В результате сопоставления разных исторических периодов показаны как отличительные особенности, так и сходство христианского облачения на Востоке и Западе. На примере памятников прослеживается эволюция форм предметов, индивидуальные и общие черты западного и восточного облачения, основные способы декоративного оформления деталей. Сохранившиеся предметы облачения византийского периода, украшенные святыми изображениями, имеют узкие хронологические рамки и датируются временем не ранее ХII столетия. От более раннего периода дошли лишь единичные экземпляры. Для изучения богослужебной одежды этого времени привлекаются изображения сохранившихся ансамблей монументального искусства V–XII вв., по которым можно проследить изменение форм предметов облачения и характера декорирования их деталей в течение данного периода: эти памятники были не раз опубликованы и достаточно хорошо известны. Помимо монументальной живописи в статье демонстрируются предметы декоративно-прикладного искусства. Автором также анализируется сложение светского исторического костюма. Рассматриваются предметы одежды на консульских диптихах из слоновой кости. Выделен перечень отдельных частей богослужебной и повседневной одежды и принцип их декора.
византийский костюм, монументальная живопись, иконография, литургические облачения, орнамент, лицевое шитье, декоративно-прикладное искусство, интерьер
  1. Беляев Д. Ф. «Byzantina». Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. СПб., 1893. Кн. 1. М. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 2002. T. l (1); Т.1 (2).
  2. Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковнослужителей // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1903.
  3. Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904.
  4. Долоцкий В. Н. О священнических одеждах // Христианское чтение. 1848. Ч. 1–2.
  5. Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970.
  6. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1.
  7. Маясова Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991.
  8. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993. Т. 1.
  9. Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1912. Т. 2.
  10. Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006.
  11. Православная энциклопедия. М., 2000–2017.
  12. Убрус. Церковное шитье. История и современность. СПб., 2009. Вып. 12.
  13. Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y.: Palgrave Macmillan Publ., 2005.
  14. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: Nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907.
  15. Byzantium. Faith and Power (1261–1557) / ed. by H. C. Evans. N. Y., 2004.
  16. Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala, 1976.
  17. Woodfi n W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002.
  18. Woodfi n W. T. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium, Oxford University Press, 2012.

Адамова Татьяна Валерьевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1553-2651;
Электронный адрес: atv_73@mail.ru.
Егорова Анастасия Сергеевна

Херувим из иллюстративного ряда Speculum theologiae

Егорова А. С. Херувим из иллюстративного ряда Speculum theologiae // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 33-47

DOI: 10.15382/sturV201935.33-47
Коллекция иллюстраций-диаграмм «Зерцало теологии» (Speculum theologiae) — уникальный вид книжной миниатюры латинского Средневековья, представляющий собой предельно концентрированное визуальное воплощение католической дидактики XIII–XV вв. Статья посвящена одной из миниатюр иллюстративного ряда «Зерцало теологии» со схематичным рисунком херувима, который является не только изображением, но и одновременно таблицей, в которую вписаны основные положения трактата Алана Лилльского «О шестикрылом херувиме». На примере нескольких памятников подробно рассматривается становление и развитие иконографии. Детальный анализ каждой миниатюры позволяет понять и проследить, каким именно образом в этих специфических изображениях выражено сосуществование и взаимное влияние слова и образа. Помимо прочего, в статье показано соотношение рассматриваемой иконографической схемы с другими дидактическими визуальными диаграммами, входящими в коллекцию «Зерцала теологии» (Speculum theologiae). Лист со схематичным изображением херувима рассматривается в статье не как обособленная иллюстрация, сопровождающая богословское сочинение, но как часть целого комплекса миниатюр. Автором статьи были прочитаны и переведены на русский язык таблицы-иллюстрации с изображениями херувимов. Подробный перевод помог понять механизм, по которому работает здесь иллюстрация: как в ней сопоставлены изображения и тексты и как они занимают свои иногда взаимозаменяемые, иногда несводимые друг к другу позиции, как именно создается в этот золотой век схематического богословия схоластики столь исключительная иконография.
искусство западноевропейского Средневековья, средневековые иллюстрированные рукописи, средневековая миниатюра, средневековая иконография, визуальные диаграммы, херувим, искусство памяти в Средние века, cредневековое богословие, Алан Лилльский, Гуго Сен-Викторский
  1. Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии / пер. с греч. 6-е изд. М.: Синодальная типография, 1898.
  2. Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 23–44.
  3. Alani de Insulis, “De sex alis Cherubim”. In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 210. P.: Migne, 1855. Col. 265–280.
  4. Carruthers M. The craft of thought: meditation, rhetoric and the making of images 400-1200. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  5. The Medieval Craft of Memory: An Anthology of Texts and Pictures / ed. by M. Carruthers, Jan M. Ziolkowski. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2004.
  6. Carruthers M. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Second edition. N. Y.: Cambridge University Press, 2008.
  7. Carruthers M. Ars oblivionalis, ars inveniendi: The Cherub Figure and the Arts of Memory // Gesta. 2009. № 48. P. 99–117.
  8. Clopper Lawrence M. Inscribing Mentalities: Alan of Lille, the De Lisle Psalter Cherub, and Franciscan Meditation // Mindful Spirit in Late Medieval Literature: Essays in Honor of Elizabeth D. Kirk / ed. by Elizabeth D. Kirk, B. Wheeler. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. P. 57–80.
  9. Evans Michael W. The Geometry of the Mind // AAQ. Architectural Association Quarterly. 1980. Vol. 12. № 4. P. 32–55.
  10. Fergusson G. Signs and symbols in Christian art. London: Oxford University Press, 1989.
  11. Freeman Sandler L. The Psalter of Robert de Lisle in the British Library. L.: Harvey Miller Publishers, 1999.
  12. Hugonis de S. Victore. «De arca Noe morali». In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 176. P.: Migne, 1854. Col. 681–703.
  13. Ladner Gerhart B. Images and ideas in the Middle Ages: Selected studies in history and art. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1983.
  14. Noell B. Medieval Representation of the Cherub and the Diagram in Beinecke MS 416. URL:http://brbl-archive.library.yale.edu/exhibitions/speculum/pdf/8r-noell.pdf (15.05.2019).
  15. Rudolph C. The Mystic Ark: Hugh of Saint Victor, Art, and Thought in the Twelfth Century. N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  16. Saxl F. A spiritual encyclopaedia of the later middle ages // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. № 5. P. 82–139.

Егорова Анастасия Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27-4;
ORCID: 0000-0002-9356-2744;
Электронный адрес: eto.nastya@gmail.com.
Никулина Елена Евгеньевна

Особенности влияния декоративно-прикладного искусства на иконопись Карелии XVII-XVIII веков

Никулина Е. Е. Особенности влияния декоративно-прикладного искусства на иконопись Карелии XVII-XVIII веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 48-60

DOI: 10.15382/sturV201935.48-60
Данная статья посвящена стилистическому анализу карельских икон XVII–XVIII вв., в частности устойчивым типологическим моделям, которые использовали местные изографы в течение длительного культурно-исторического периода. Иконы создавались мастерами крестьянского происхождения, поэтому сакральное пространство культового предмета ими воспринималось как территория, где можно реализовать свои художественные ориентиры или предпочтения. Последние аспекты были тесно связаны с влиянием декоративно-прикладного и народного искусства, представлявшие дохристианский базис культуры. Если учесть, что этносы, проживающие на территории Карелии и близких к ней областей с древних времен, были носителями языческой культуры, то проникновение архаических элементов в пространство иконы было вполне обоснованным и логичным. Развитие данной темы в научном аспекте напрямую зависело от музейных реставрационных открытий. Только в 2000-х гг. с увеличением числа раскрытых произведений вопрос о влиянии народного искусства на иконопись края актуализировался. В широком спектре типологических моделей выделились такие типы, как лепестковая розетка и ель. Выявление значительного круга произведений позволило автору утвердить мысль об устойчивом существовании таких моделей в иконописи края и дальнейшей реализации «индивидуальных творческих концепций» изографов.
иконопись Карелии, приемы письма, народное искусство, вышивка, роспись по дереву, типологические модели, лепестковый цветок, ель
  1. Бусева-Давыдова И. Л. Народная икона: к определению предмета // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2011. № 9 (89). С. 6–20.
  2. Бусева-Давыдова И. Л. Парадоксы народной иконы // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 9 (99). С. 6–13.
  3. Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1981.
  4. Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. № 4. С. 56–68.
  5. Ершов В. П. Ель — древо мертвых // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения — 2003». Режим доступа к ст.: ryabinin-2003/102.html (дата обращения 06.05.2019).
  6. Ершов В. П. Мои краснушки. Крестьянские иконы XVI–XX вв. Петрозаводск: Verso, 2010.
  7. Ершов В. П. Старообрядческая икона-примитив XVIII века «Архангел Михаил — воевода». Петрозаводск: КГПУ, 2008.
  8. Косменко А. П. Карельское народное искусство. Петрозаводск: Карелия, 1977.
  9. Кочкуркина С. И., Спиридонов А. М., Джаксон Т. М. Письменные известия о карелах. Петрозаводск: Карелия, 1990.
  10. Крохин В. А. Язычество, христианство и старообрядчество в древнерусском зодчестве // Кижский вестник: сборник статей / под. ред. И. В. Мельникова, В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. № 12. C. 232–275.
  11. Орфинский В. П. Культовое зодчество Сегозерья // Деревня Юккогуба и ее округа: сборник статей / отв. ред. В. П. Орфинский. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 91–126.
  12. Отписка воеводы Фёдора Волконского о построении Олонца // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археологическою комиссией. СПб., 1848. Т. 3. С. 225.
  13. Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад в XVI–XVII вв. М.; Л.: Академия наук СССР, 1951.
  14. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М.: Наука, 1967.
  15. Платонов В. Г. Местный ряд иконостаса часовни Успения Пресвятой Богородицы в деревне Васильево на острове Кижи и некоторые вопросы развития иконописи Заонежья конца XVII — начала XVIII века // Кижский вестник: сб. статей / под. ред. И. В. Мельникова, В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. № 12. C. 179–187.
  16. Пуцко В. Г. Храмовая икона Преображенской церкви Кижского погоста // Там же. C. 188–200.
  17. Реформатская М. В. Северные письма. М.: Искусство, 1968.
  18. Цодикович В. К. Семантика иконы Александра Ошевенского конца XVI в. каргопольских писем // Памятники культуры. Новые открытия 2001: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / ред. и автор предисл. Б. В. Раушенбах и др. 2002. № 25. С. 195–200.
  19. Ямщиков С. В., Попова М. В. Живопись древней Карелии: альбом. Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1966.

Никулина Елена Евгеньевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Петрозаводская Государственная консерватория имени А.К. Глазунова; Российская Федерация, 185031, г. Петрозаводск, Ленинградская, 16;
Должность: ученый секретарь, доцент кафедры гуманитарных дисциплин;
ORCID: 0000-0002-8817-5563;
Электронный адрес: lennikulin@yandex.ru.
Жиденко Надежда Викторовна; Тимофеева Римма Александровна

Бытование европейских эстампов «духовного» содержания в России

Жиденко Н. В., Тимофеева Р. А. Бытование европейских эстампов «духовного» содержания в России // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 61-73

DOI: 10.15382/sturV201935.61-73
Статья посвящена выявлению специфических условий бытования на территории России в XVII–XIX вв. западноевропейских гравированных листов, предметом изображения которых служили библейские сюжеты. Влияние западноевропейского эстампа в России проявилось уже в XVI в. и значительно усилилось в XVII столетии. Книги и гравюры из Европы оказали явное воздействие как на столичных, так и на провинциальных мастеров-изографов. Гравюра, являющаяся более дешевым и доступным видом изобразительного искусства, начинает использоваться для украшения жилых помещений, в качестве молельных образов и напоминания о событиях Священного Писания. Несмотря на неодобрительное отношение со стороны Церкви, европейские оттиски на библейские сюжеты продолжили распространяться на территории России и уже к XVIII в. прочно вошли в повседневный обиход представителей разных сословий. Начали формироваться коллекции гравюры; листы стали использоваться в качестве «образцов» — учебного материала, выступали ретранслятором недоступных живописных оригиналов. В XIX в. явственно наметилась еще большая потребность общества в изобразительном искусстве. Вместе с оригинальными европейскими оттисками «духовного» содержания в России широко распространились дешевые гравюры и литографии, лишь отдаленно напоминающие о первоисточниках. Печатались иллюстрированные издания, основанные на циклах европейских гравюр библейской тематики. Отдельное внимание в статье уделено факторам, способствующим или препятствующим распространению и использованию западноевропейских эстампов на территории России в указанный исторический период.
западноевропейская гравюра, эстамп, библейские сюжеты, бытование гравюры, печатная графика, оттиски, коллекционирование, «духовный» эстамп
  1. Адарюков В. Я. В мире книг и гравюр: Воспоминания. Факсимильное воспроизведение изд. 1926 г. М., 1984.
  2. Адреса книжных складов и магазинов Российской империи, торгующих чужими изданиями на русском языке. Изд. третье. Петроград: Издание Книжного склада М. М. Стасюлевича, 1917.
  3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии Наук. СПб., 1833. Т. IV. С. 254–255.
  4. Анисимов В. И. Графические искусства и репродукция / Сост. В. И. Анисимов. М.; Пг., 1923 (обл. 1924).
  5. Библейские мотивы: [232] рис. худож. Густава Доре со стихотворениями к каждому рис. рус. поэтов: А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, В. А. Жуковского... и многих др. [Вып.] 1–3. Вып. 3: Новый завет, 1898.
  6. Белоброва О. А. Об источниках миниатюр к сочинениям Николая Спафария // Очерки русской художественной культуры XVI–XX веков: сб. ст. М., 2005. C. 190–199.
  7. Белоброва О. А. Вирши Мардария Хоныкова к гравюрам Библии Пискатора // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 46. С. 334–436.
  8. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2003.
  9. Библейский театр Мартина Энгельбрехта. Сюжеты Священной Истории в западноевропейской книжной гравюре: The Biblical Theater of MartinEngelbrecht. Scenes from Sacred History in Western European Book Engraving / сост. Л. И. Алёхина; отв. ред. А. М. Гамлицкий. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2017.
  10. Бусева-Давыдова И. Л. Новые иконографические источники русской живописи XVII в. // Русское искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 190–206.
  11. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.
  12. Вессели И. Э. О распознании и собрании гравюр: Пособие для любителей / пер. с нем. С. С. Шайкевича. М., 2003.
  13. Гамлицкий А. В. Лицевые «Страсти» Леонтия Бунина. К вопросу о западноевропейских иконографических источниках русского искусства конца XVII–XVIII веков // Филевские чтения: Тезисы пятой научной конференции. ЦМиАР. 1997. С. 21–23.
  14. Ильина Т. В. Национальное своеобразие русского искусства XVIII века и его место среди европейских школ: Учебно-методическое пособие с указателем рекомендованной литературы. СПб., 2012.
  15. Кристеллер П. История европейской гравюры XV–XVIII века. [М.], 1939.
  16. Малков Ю. Г. К истории иконопочитания на Руси в первой половине XVII века (малоизвестный иконофильский трактат из «Книги о вере», 1648 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 83–96.
  17. Нор Н. В. Понятие «лубочное»: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2008. № 4. С. 222–248.
  18. Павлова М. А. Частное коллекционирование в России XVIII — начала XX века (историкокультурный аспект // Вестник КГУ. 2017. № 4. С. 31–35.
  19. Пиль Р. де. Понятие о совершенном живописце, служащее основанием судить о творениях живописцов; и Примечание о портретах / Переведены, первое с италиянскаго, а второе с французскаго коллежским ассессором Архипом Ивановым. СПб., 1789.
  20. Присяжнюк Ю. П. Цензурное законодательство в дореволюционной России (к вопросу об истоках авторского права): Гражданское общество, государство и право в переходный период // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: Гражданское общество, государство и право в переходный период. Сер.: Право. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. Вып. 1 (5). С. 142–153.
  21. Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств. М., 1870.
  22. Розанов В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.
  23. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад: Историко-художественные связи ХVIII — нач. ХХ в. М., 2003.
  24. Чаянов А. В. Старая западная гравюра: Краткое руководство для музейной работы. М., 1926.
  25. Чилингиров А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. Т. 9. М., 1975. Т. 9. С. 325–342.
  26. Черная Л. А. Повседневная жизнь московских государей в XVII веке. М., 2013.
  27. Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М., 2012.

Жиденко Надежда Викторовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, ул. Большая Морская, д. 18;
ORCID: 0000-0002-7190-8951;
Электронный адрес: Nadya.zhidenko@bk.ru.

Тимофеева Римма Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, ул. Большая Морская, д. 18;
Должность: Доцент;
ORCID: 0000-0002-9051-0391;
Электронный адрес: Rimma.a.timofeeva@gmail.com.
Секачева Нина Евгеньевна

Архитектурные особенности Троицкой церкви бывшего Странноприимного дома графа Н. П. Шереметева в Москве

Секачева Н. Е. Архитектурные особенности Троицкой церкви бывшего Странноприимного дома графа Н. П. Шереметева в Москве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 74-98

DOI: 10.15382/sturV201935.74-98
В статье впервые рассматриваются особенности архитектурного решения Троицкой церкви бывшего Странноприимного дома графа Н. П. Шереметева в Москве. Несмотря на известность комплекса, признанного шедевра архитектуры классицизма в Москве, его домовый храм еще не становился предметом специального исследования. Характерные черты планового и пространственного решения храма Странноприимного дома рассматриваются как в сравнении с другими постройками и проектами обоих его авторов — архитекторов Е. Назарова и Дж. Кваренги, так и в более широком контексте проблематики церковного зодчества кон. XVIII — нач. XIX в. Среди привлекаемых аналогий наиболее существенными оказываются не только домовые храмы больничных комплексов эпохи классицизма, но и крупные, соборного типа церковные постройки. На основе анализа композиционных и стилистических особенностей памятника делается вывод, что по своему масштабу, типологически и стилистически Троицкий храм сопоставим с самыми значительными сооружениями церковной архитектуры своего времени, выполненными по государственному заказу в период так называемого греческого проекта Екатерины II, когда храмовое зодчество классицизма обратилось к творческой переработке византийских и древнерусских архитектурных образцов.
классицизм, церковная архитектура, XVIII век, Назаров, Кваренги, Шереметев, Странноприимный дом
  1. Алтайская Е. М., Булатникова А. А., Малоземова А. В. История Странноприимного дома. М., 2013.
  2. Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
  3. Гра М. А. Большая Колхозная площадь, 3. От Странноприимного дома до Института имени Н. В. Склифосовского. М., 1984.
  4. Джакомо Кваренги. Архитектурная графика. Коллекция Государственного музея истории С.-Петербурга: Научный каталог. СПб., 1998.
  5. Домшлак М. И. Назаров. М.,1956.
  6. Летопись церкви Живоначальной Троицы, что в Странноприимном доме графа Шереметева в Москве / cост. дьякон Троицкой церкви А. Покровский. Издано М. И. Романовой. М., 1897. (2-е изд., перераб. и доп. М., 2010).
  7. Нувахов Б. Ш. Странноприимный дом Н. П. Шереметева. Традиции российского милосердия XVIII–XX вв. М., 1994.
  8. Оцеп И. Ф. Композиция Голицынской больницы. Диссертационная работа. Академия Архитектуры СССР. Ин-т Истории и теории архитектуры. М., 1953. Рукопись.
  9. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981.
  10. Путятин И. Е. Кваренги и Львов. Рождение образа храма русского ампира: к 500-летию Андреа Палладио. М., 2008.
  11. Путятин И. Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения. М., 2009.
  12. Спрингис Е. С. Граф Н. П. Шереметев — храмоздатель. Новые материалы по истории церковного строительства конца XVIII в. C. 45–59 // Граф Н. П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. Этюды к монографии / cост. и предисл. Г. В. Вдовина, 2001.
  13. Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева в Москве. 1810–1910. М., 1910.
  14. Талепоровский В. Н. Кваренги. Материалы к изучению творчества. М., 1954.
  15. Тарасенков А. Т. Историческая записка о Странноприимном доме графа Шереметева в Москве. М., 1860.
  16. Чекмарев А. В. Эхо «греческого проекта» Екатерины II. Ч. 1. https://arch-heritage.livejournal.com/1540839.html
  17. Disegni di Giacomo Quarenghi. La raccolta del Museo statale della Storia di San Pietroburgo. Mendrisio, 2003.

Секачева Нина Евгеньевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6,стр. 1;
Должность: ст. преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0003-1888-090X;
Электронный адрес: niness@list.ru.
Тупицына Ксения Сергеевна

К вопросу об изучении эпиграфических надписей в куполе собора Св. Софии в Фессалониках

Тупицына К. С. К вопросу об изучении эпиграфических надписей в куполе собора Св. Софии в Фессалониках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 99-116

DOI: 10.15382/sturV201935.99-116
В самом начале исследования собора Св. Софии в Фессалониках в сер. XIX в. сформировалась ошибочная версия датировки его строительства и украшения — VI в., во время правления императора Юстиниана. Так как собор в то время был превращен в мечеть, а живопись была покрыта турецкой штукатуркой, подтвердить или опровергнуть эту гипотезу не представлялось никакой возможности. Однако после пожара 1890 г. турецкая краска местами осыпалась и мозаики стали доступнее взору специалистов, к тому же обнаружились эпиграфические надписи как в куполе, так и в алтаре собора. После изучения этих текстов стало понятно, что живопись Софийского собора разновременная, а мозаики купола созданы позднее, чем мозаики алтаря. На основании надписей сцена Вознесения в куполе была датирована 886 г., а мозаики алтаря 787–790 гг. В 1908–1910 гг. в Св. Софии начались масштабные реставрационные работы, в результате которых М. Ле Турно выявил, что надпись в куполе принадлежит более ранней декорации, чем сцена Вознесения. Но это важное открытие оставалось не замеченным до 1976 г., когда занимавшаяся историей строительства собора К. Теохариду обратила на надписи свое внимание и связала вторую фазу строительства храма с появлением этих табличек. Однако осталось много нерешенных вопросов, в том числе касающихся датировки самой мозаики купола и эпиграфических надписей. В данной статье рассматриваются основные версии расшифровки табличек и предлагается наиболее вероятный вариант их атрибуции.
Мозаики купола Св. Софии в Фессалониках, эпиграфические надписи, основание собора Св. Софии в Фессалониках, фазы строительства, крестово-купольные храмы, эра от сотворения мира
  1. Антонин, архимандрит (Капустин). Заметки поклонника Святой Горы // Русский Афон. М., 2013. Вып. 10.
  2. Виноградов А. Ю., Кузенков П. В. Новые данные о появлении эры «от сотворения мира» в византийской эпиграфике // Звучат лишь Письмена. К юбилею А. А. Медынцевой. М.: Институт археологии РАН, 2019. С. 89–101.
  3. Казарян А. Ю. Византийская империя. Архитектура // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 277–303.
  4. Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III–XV веков. М., 2014.
  5. Кузенков П. В. Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской) // Византийский Временник. М., 2007. Т. 66 (91). С. 93–124.
  6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  7. Попова О. С. Пути византийского искусства. М., 2013.
  8. Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Св. Софии Киевской. М., 2017.
  9. Bakirtzis Ch. Μπακιρτζής Χ. Νεώτερες παρατηρήσεις στην κτιτορική επιγραφή του τρούλου της Αγίας Σοφίας Θεσσαλονίκης // Βυζαντινά 11. Θεσσαλονίκη, 1982. Σ. 167–180.
  10. Βuchwald Η. The Church of the Archangels in Sige near Mudania. Graz, 1969.
  11. Cormack R. The Apse Mosaics of St. Sophia at Thessaloniki // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας 10. Athens, (1980–1981). P. 114–126.
  12. Grabar A. L'iconoclasme byzantin. P., 1957.
  13. Kalligas M. Die Hagia Sophia von Thessaloniki, Würzburg, 1935.
  14. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Baltimore,1975.
  15. Mango C. The Byzantine Church at Vize (Bizye) in Thrace and St. Mary the Younger // Zbornik Radova Vizantoloskog Instituta. Beograd,1968. Т. 11. С. 9–13.
  16. Mentzos A. Santa Sofi a di Salonicco: il problema della prima fase // Atti del Convegno Internazionale. Bologna-Ravenna, 2007. P. 87-98.
  17. Speck P. Kaiser Konstantin VI, Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrshaft. München, 1978. Bd. II.
  18. Theocharidou K. The Architecture of Hagia Sophia, Thessalonike: from its Erection up to the Turkish Conquest // British Archaeological Reports. International Series. Oxford, 1988. Vol. 399.
  19. Theocharidou K. Θεοχαρίδου K., Τα ψηφιδωτά τοϋ τρούλλου στην «Αγία Σοφία Θεσσαλονίκης. Φάσεις καΐ προβλήματα χρονολόγησης // Αρχαιολογικόν Δελτίον 31 (1976). Μελέται. Αθήναι, 1980. Σ. 265–273.
  20. Velenis G. Βελένης Γ. Η χρονολόγηση του ναού της Αγίας Σοφίας Θεσσαλονίκης μέσα από τα επιγραφικά δεδομένα // Θεσσαλονικέων Πόλις. Θεσσαλονίκη, 1997. Σ. 70–77.

Тупицына Ксения Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова; Российская Федерация, Москва,125080 Волоколамское ш., 9;
ORCID: 0000-0002-2850-4652;
Электронный адрес: ksuxa02@mail.ru.
Армеева Людмила Алексеевна

О выявленных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева

Армеева Л. А. О выявленных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 117-129

DOI: 10.15382/sturV201935.117-129
В статье «Об обнаруженных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева» рассматривается история появления в столице Литвы Вильно двух иконостасов известного иконописца 2-й пол. XIX в., работавшего в Троице-Сергиевой лавре. Иконостасы были написаны для женского православного монастыря, основанного императором Александром II в честь Марии Магдалины. Этот монастырь был открыт на месте выселенного католического монастыря в соответствии с политикой укрепления государственной власти и православия в Северо-Западном регионе после беспорядков 1860–1863 гг. В создании монастыря принял участие епископ Московский Филарет (Дроздов). Благодаря его попечению настоятельница монастыря и сестры приехали в Вильнюс из Москвы. По рекомендации епископа Филарета в Троице-Сергиевой лавре был заказан иконостас, заказчиком которого выступил Виленский комитет по строительству православных храмов. В статье говорится о трудностях существования обители в условиях войн и революций, в результате чего сохранилась лишь малая часть иконостасов И. М. Малышева — 11 икон: три иконы находятся в частной собственности, шесть икон — в Успенском соборе, две — в ризнице Марии Магдалины. Все иконы датированы, имеют подписи, хорошо сохранились, иконы частных собраний прекрасно отреставрированы. Идентифицированные иконы, а также ряд архивных документов из РГАДА (Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152 (30 л.)) введены, таким образом, в научный оборот.
И. М. Малышев, монастырь Марии Магдалины в г. Вильно, иконостас, византийский стиль, резной золоченый фон
  1. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128–133.
  2. Олег Приставко, дьякон. Виленский Марие-Магдалининский женский монастырь и его роль в исторических судьбах православия в Литовском крае. Минск: Минская духовная семинария, 2008.
  3. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152. Описание икон в лаврской живописной по заказам в 1865 г. в некоторые монастыри, церкви и частным лицам. 59 л.

Армеева Людмила Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0956-1675;
Электронный адрес: Armeeva@yandex.ru.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце XIX века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский

Лебедева-Емелина А. В. Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце XIX века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 130-162

DOI: 10.15382/sturV201935.130-162
Настоящая статья посвящена всестороннему изучению важного эпизода обширной деятельности, которую вел выдающийся русский музыкальный издатель П. И. Юргенсон по публикации отечественного духовно-музыкального наследия 2-й пол. XVIII — нач. XIX в. Масштабный проект издания духовной музыки М. С. Березовского, а наряду с ним Б. Галуппи, С. И. Давыдова, Дж. Сарти и других авторов, задуманный во 2-й пол. 1880-х гг., не был осуществлен в полной мере, поскольку намеченные к публикации сочинения стали объектом резкой критики авторитетных музыкантов-профессионалов. В статье впервые проанализированы две рукописные партитуры Литургии с причастными стихами М. С. Березовского, содержащие замечания рецензентов. Эти рукописи были просмотрены П. И. Чайковским и К. К. Альбрехтом и вызвали их негативное отношение в связи с многочисленными ошибками при сведении в партитуры комплектов хоровых партий. Установлено, что сочинения М. С. Березовского, изданные П. И. Юргенсоном, увидели свет в редакции К. К. Альбрехта, уточнена датировка этих изданий, упомянут интерес исследователей 1920-х гг. к рассматриваемым рукописям. Статья завершается кратким экскурсом в современную историю изучения и публикации духовной музыки М. С. Березовского, непосредственно связанных с опытом предшественников. Отмечены примеры некритического воспроизведения ошибочно составленных партитур и корректного прочтения источников. В нотном приложении к статье опубликована партитура причастного стиха «Хвалите Господа с небес» (G-dur), реконструированная одним из авторов статьи А. В. Лебедевой-Емелиной.
М. С. Березовский, П. И. Юргенсон, П. И. Чайковский, К. К. Альбрехт, духовная музыка, атрибуция, издание духовно-музыкальных сочинений, реконструкция духовно-музыкальных сочинений, критика источников
  1. Конинский К. М. Чайковский о русской церковной музыке // Русская музыкальная газета. 1899. № 2. Стб. 50–52.
  2. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII–XX веков: в 4 вып. Вып. 1: А–Б / сост., авт. вступ. ст. Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
  3. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII—XX веков: в 4 вып. Вып. 2: В–И / сост., авт. вступ. ст. Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011.
  4. Лебедева-Емелина А. В., Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 100–125.
  5. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра иск. М.: Государственный институт искусствознания, 2018.
  6. Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки: в 10 т. Т. 3: XVIII век. Часть вторая / редколл.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1985. С. 132–159.
  7. Мологин М. С. Цикл Божественной Литургии М. С. Березовского в духовном наследии композитора. Дипломный реферат / науч. рук. проф. А. С. Рыжинский. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2018.
  8. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): в 3 вып. Вып. 2. М., 1868.
  9. Рыцарева М. Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. 2-е изд., пересмотр. и доп. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013.
  10. Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение) // Русская музыкальная газета. 1899. № 5. Стб. 141–147.
  11. Тетерина Н. И. Бортнянский, Чайковский & Юргенсон // Искусство музыки: теория и история. 2013. № 7. С. 5—22. URL: http://sias.ru/upload/iblock/075/teterina.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
  12. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. 1: 1866–1885 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011.
  13. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. 2: 1886–1893 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013.
  14. Шумилiна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII—XVIII столiть (за матеріалами рукописних колекцій). Донецьк, 2012.
  15. Шумiлiна О. А. Причасні вірші Максима Березовського: оригінал чи пізніша підробка? [Причастные стихи Максима Березовского: оригинал или поздняя подделка?] // Часопис Національної Музичної Академії України імені П. І. Чайковського. 2016. № 4 (33). С. 25–37.
  16. Юрченко М. С. Итальянские письма о Максиме Березовском // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1987 / редколл.: Д. С. Лихачев (предс.) и др. М.: Наука, 1988. С. 150–160.

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.
Абдоков Юрий Борисович

У истоков поэтики оркестра

Абдоков Ю. Б. У истоков поэтики оркестра // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 181-207

DOI: 10.15382/sturV201935.181-207
Статья посвящена анализу природы понимания оркестрового письма. Обосновывается морфологическая взаимосвязь между художественной практикой и теорией оркестровки как неотъемлемой части процесса сочинения музыки в контексте христианского понимания стилевой этимологии в искусстве. Подчеркивается знаково-семиологический характер оркестрового языка как одного из наиболее совершенных выразителей эстетических и метафизических идей. Методология анализа основывается на рассмотрении искусства оркестровки в контексте широкого спектра профессионально-композиторских и историко-эстетических, философских и религиозных проблем. Опровергается приоритет линейно-эволюционистского подхода в изучении развития оркестровки. Аргументируется недостаточность исключительно инструментоведческих, формально-техницистских оценок важнейших факторов оркестрового стилеобразования. Намечаются способы адекватного научного постижения оркестровой лексики в широком историко-стилевом измерении, с учетом достижений современной исполнительской практики, включая историческую (аутентичную). Впервые формулируются основополагающие категории оркестровой поэтики: логика пространственно-перспективного мышления, тембровое дление, текстурная пластика, колористическая драматургия, оркестровая тектоника, тембровая «оптика», метафоро-символическая онтология оркестра. Поэтический базис оркестрового письма интерпретируется как интегральное единство универсальных (общезначимых) и частных (авторских) эстетических категорий, из которых формируется стиль эпохи, а также поэтическое своеобразие отдельных художественных направлений и авторов. Поэтика оркестрового письма рассматривается как фундаментальная основа современной науки об оркестре, главным принципом которой является извлечение аналитического инструментария из конкретных (анализируемых) художественных артефактов, а не из общеупотребимых, унифицированных схем.
оркестр, поэтика, оркестровка, теория оркестрового письма, оркестровый стиль, инструментоведение, эволюция, стилевая диагностика
  1. Адамович Г. Литературные беседы. (Звено: 1923–1928). М.: Дмитрий Сечин, 2015.
  2. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. С. Грохотова. М.: Издательский дом Классика–XXI, 2005.
  3. Арнонкур Н. Музыка барокко: Путь к новому пониманию / пер. с нем. О. Коваль. М.: РИПОЛ классик, 2019.
  4. Бахтин М. Автор и герой в эстетическом событии. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  5. Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1970.
  6. Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916 / пер. с нем. В. А. Суровцева. М.: Канон, 2015.
  7. Гессе Г. Игра в бисер / пер. с нем. С. Апта. СПб.: Амфора, 1999.
  8. Заболоцкий Н. Мысль — Образ — Музыка // Метаморфозы. Николай Заболоцкий. М.: ОГИ, 2014.
  9. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа / пер. с фр. И. Кузнецовой. СПб.: Симпозиум, 1999.
  10. Карс А. История оркестровки / пер. с англ. Е. Ленивцева, В. Фермана, Н. Корндорфа. М.: Музыка, 1990.
  11. Метнер Н. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. СПб: Алетейя, 2019.
  12. Паустовский К. Во глубине России. М.: Книжный Клуб Книговек, 2017.
  13. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2017.
  14. Фаулз Дж. Аристос / Пер. с англ. И. Бессмертной. М.: АСТ, 2006.
  15. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня / пер. с нидерландского Д. Сильвестрова. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.
  16. Шпенглер О. Закат Европы. Т. I / пер. с нем. К. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.
  17. Юнгер Э. Излучения. Кирххорстские листки. 1944–1945 / пер. с нем. Н. Гучинской. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  18. Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1965–1970 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011.
  19. Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1971–1980 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
  20. Coerne L. The Evolution of Modern Orchestration. N. Y.: The Macmillan Company, 1908.
  21. Gardiner J. E. Васh: music in the castle of heaven. N. Y.: Vintage Books. A Division of Random House LLC, 2015.
  22. Harnoncourt N. «… es ging immer um Musik»: eine Rückschau in Gesprächen. Residenz Verlag, 2014.
  23. Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 2009.
  24. Harnoncourt N. Töne sind höhere Worte: Gespräche über romantische Musik. Residenz Verlag, 2007.

Абдоков Юрий Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.