/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :37

ИССЛЕДОВАНИЯ

Ендольцева Екатерина Юрьевна

Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа IX-XI вв. (Абхазия и Южная Осетия): традиционная культура в формировании христианских образов

Ендольцева Е. Ю. Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа IX-XI вв. (Абхазия и Южная Осетия): традиционная культура в формировании христианских образов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 9-27

DOI: 10.15382/sturV202037.9-27
Статья посвящена поиску истоков некоторых зооморфных образов, которые встречаются во внешней облицовке христианских храмов (наличники окон и порталы дверей) в основном на территории Абхазии и Южной Осетии. Изучая памятники периода Абхазского царства (VIII–XI вв.), удалось выявить гомогенную с точки зрения стиля группу зооморфных изображений. Все они выполнены в плоскостно-графическом стиле, биологическая идентификация зверей порой вызывает затруднения. Зачастую определить вид зверя можно только благодаря аналогиям и общему символическому контексту христианской художественной культуры. Такого рода изображения встречаются по преимуществу на христианских памятниках с территории Абхазии и Южной Осетии, некоторые аналогии возникают с памятниками с территории Грузии и Армении (фасадная пластика). Рассуждения о возможных истоках подобного рода изображений рождают мысли о влиянии традиционной культуры. Действительно, репертуар зооморфных образов средневекового искусства перекликается с бестиарием, характерным для более ранних периодов искусства в Центральном Кавказе, Западном Закавказье и прилегающих регионах. Так, звери на более ранних археологических предметах выполнены в том же плоскостно-графическом стиле. Их образы синкретичны, уверенное определение видовой принадлежности изображенного животного затруднено. Плоскостно-графический стиль вполне соответствует традициям искусства данной территории в эпоху поздней бронзы — раннего железа. К примеру, для зооморфной пластики, носившей, как правило, подчеркнуто объемный характер, именно в регионах Центрального, Западного и Восточного Кавказа, в горной и предгорной зоне, характерны подчеркнутая плоскостность, стремление максимально избежать объемности и дать почти исключительно контур животного. В результате место статуэток занимают фигурные и ажурные бляшки или пряжки. Возможно, своеобразие средневековых рельефов обусловлено как раз влиянием традиционной культуры на территориях, которые оказались наиболее активны в возрождении художественной жизни в Западном и Центральном Закавказье после опустошительных арабских завоеваний.
зооморфные образы, архитектурная пластика, Кавказ, плоскостно-графический стиль, навершие окна, эпоха поздней бронзы, эпоха раннего железа, традиционная культура, синкретические образы, внешняя облицовка
  1. Андреева Е. Финляндия: Творимый ландшафт. СПб., 2017.
  2. Армарчук Е. А., Мимоход Р. А., Седов Вл. В. Христианский храм у пос. Веселое: предварительная публикация результатов раскопок 2010 г. // РА. 2012. № 3.
  3. Брилева О. А. Неизвестные мотивы антропоморфной пластики из Бамборского клада // Четвертая Кубанская археологическая конференция: тезисы и доклады. Краснодар, 2005.
  4. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  5. Геюшева Т. Бронзовый орнаментированный пояс из Мингечаура // Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Материалы. Баку, 2005.
  6. Геюшева Т. Н. О бронзовом поясе из Апшерона // Кавказ: археология и этнология. Международная научная конференция, 11–12 сентября 2008. Азербайджан, Шамкир: Материалы. Баку, 2009.
  7. Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII–XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9–31.
  8. Ендольцева Е. Ю. Группа рельефов из поселка Мрамба (Республика Абхазия): уточнение датировки // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15 (№ 6). С. 719–728.
  9. Ендольцева Е. Ю. Изображение рыбы в фасадной пластике Абхазского царства: символика образа // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию Ю. Н. Воронова): Сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 70-летию Ю. Н. Воронова (10–11 мая 2011 г., г. Сухум) / отв. ред. А. Ю. Скаков. Сухум, 2011. С. 170–178.
  10. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11:6-9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов. С. 129–132.
  11. Ендольцева Е. Ю. Особенности формирования художественной культуры Абхазского царства и ее взаимодействие с Византией (на примере архитектурной пластики) // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 9: Национальная культура в транснациональном пространстве / отв. ред. Ю. В. Любимов; сост. С. В. Прожогина. М., 2018. С. 37–54.
  12. Ендольцева Е. Ю. Синкретизм христианских и дохристианских верований на примере архитектурной пластики Северного Кавказа // Историко-культурное наследие Юга России: Научно-практическая конференция, г. Ставрополь, 9 февраля 2015 г. М., 2015. С. 271–280.
  13. Ендольцева Е. Ю. Храм Лашкендар и абхазо-аланские культурные контакты: перспективы исследования // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15 (№ 3). С. 298–309.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: новые данные // Вестник Волгоградского государственного университета. 2018. Т. 23 (№ 5). С. 196–210.
  15. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / отв. ред. и сост. Е. Ю. Ендольцева. СПб.: Изд-во РХГА, 2011.
  16. Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. I. Тбилиси, 1949.
  17. Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. II: Археологические изыскания в Рионской низменности и на Черноморском побережье 1935 и 1936 годов. Тбилиси, 1950.
  18. Меписашвили Р., Цинцадзе В. Архитектура нагорной части исторической провинции Грузии — Шида Картли. Тбилиси, 1975.
  19. Скаков А. Ю. Некоторые проблемы истории Северо-Западного Закавказья в эпоху поздней бронзы — раннего железа // КСИА. Вып. 223. М., 2009.
  20. Скаков А. Ю. Об одной из групп кобано-колхидских орнаментированных топоров // Историко-археологический альманах. Вып. 4. Армавир; М., 1998.
  21. Сланов А. Х. Железный век на территории Южной Осетии. Цхинвали, 1989.
  22. Смирнов Н. Ю. Путеводный олень: сюжет преследования оленя героем на колеснице в изобразительной традиции востока и запада Евразии второй половины II — рубежа II–I тыс. до н. э. и некоторые фольклорно-эпические параллели // ПИФК. 2018. № 2 (66). М.; Магнитогорск; Новосибирск.
  23. Техов Б. Археология южной части Осетии. Владикавказ, 2006.
  24. Халилов Дж. А. Бронзовые пояса, обнаруженные в Азербайджане // Материальная культура Азербайджана. Т. IV. Баку, 1962.
  25. Шевченко Д. В. Проблема идентификации зооморфного образа в рельефе церкви Святого Феодора Анакопийской крепости (Абхазия) // Народы и религии Евразии. Этнология. Религиоведение. Археология. Вып. 3–4 (12–13). 2017. С. 42–51.
  26. Castellucсia Manuel. Transcaucasian Bronze Belts. BAR International Series 2842. Oxford, 2017.
  27. Dadiani T., Khundadze T., Kvachatadze E. Meideval Georgian Sculpture. Tbilisi, 2017.

Ендольцева Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-012-00319 «Взаимодействие традиционных и монотеистических религий на Кавказе в памятниках материальной культуры».
Позднякова Марина Игоревна

Пространственно-планировочные особенности французских церквей в период поздней готики на примере церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре

Позднякова М. И. Пространственно-планировочные особенности французских церквей в период поздней готики на примере церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 28-45

DOI: 10.15382/sturV202037.28-45
Статья посвящена анализу архитектурного решения позднеготической нормандской церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре кон. XV — 1-й пол. XVI в. Ввиду удаленности от крупных городов Нормандии до настоящего времени данный памятник был предметом краеведческих изысканий, но не искусствоведческих исследований. Французская поздняя готика все еще остается изучаемой как художественная эпоха, но не как последний, заключительный этап развития готической архитектуры, поэтому введение в научный оборот нового памятника представляется совершенно необходимым. По сложности своего пространственно-планировочного решения церковь Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре является уникальной, и на ее примере рассматриваются такие особенности, как постановка колонны апсиды на главной оси церкви, сокращение зоны деамбулатория, отказ от венца капелл и отсутствие трансепта. В качестве аналогий привлекаются как нормандские (Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко, Сен-Пьер в Кане), так и французские церкви поздней готики (Сен-Северен в Париже). В статье приводятся доказательства того, что данные изменения не являются случайными, они характерны для пространственных поисков готической архитектуры этого периода, и можно говорить о серьезной трансформации прежних принципов построения восточной части церкви в позднюю готику.
поздняя готика, готическая архитектура, церковь Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре, апсида, деамбулаторий, формальный анализ, нормандская готика
  1. Позднякова М. И. Алтарное пространство и алтарные капеллы нормандских церквей поздней готики: варианты планировки и структуры // Артикульт. 2014. № 3 (15). С. 68–76.
  2. Baylé M. (éd.) L’architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation. Caen: Presses Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001. Vol. 2.
  3. Bialostocki J. Late Gothic: Disagreements about the Concept // Journal of the British Archeological Associatio. 1966. № 29. P. 76–105.
  4. Bialostocki J. Spätmittelalter und beginnende Neuzeit. Berlin: Propyläen, 1972.
  5. Bony J. French Gothic Architecture of the 12th and 13th Centuries. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 1983.
  6. Fuchs Y. Argentan: église Saint-Germain // L’architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation / M. Baylé, ed. Caen: Presses Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001. Vol. 2. P. 218–226.
  7. Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture 800–1200. Harmondsworth: Penguin, 1990.
  8. Dubois J. Notre-Dame d'Alençon, 1350–1540, fi nancement et reconstruction. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2000.
  9. Focillon H. Vie des formes. P.: Ernst Leroux, 1934.
  10. Frankl P. Gothic Architecture. Revised by Paul Crossley. New Haven; L. Yale University Press, 2000.
  11. Grodecki L. Gothic Architecture. Milan: Electa, 1985.
  12. Hamon E. Un chantier fl amboyant et son rayonnement: Gisors et les églises du Vexin français. Besancon: Presses Universitaires de Franche-Comte, 2008.
  13. Jantzen H. Über den gotischen Kirchenraum. // Über den gotischen Kirchenraum und andere Aufsätze. Berlin: Gebr. Mann, 1951. S. 7–21.
  14. Kavaler E. M. Renaissance Gothic. Architecture and the Arts in Northern Europe 1470–1540. London and New Haven: Yale University Press, 2012.
  15. Neagley L. E. Disciplined Exuberance. The Parish Church of Saint-Maclou and Late Gothic Architecture in Rouen. University Park: Penn State University Press, 1998.
  16. Pérouse de Montclos J.-M. Le patrimoine en Normandie. P.: Éditions Place des Victoires, 2008.
  17. Saint-James F. Caen: église Saint-Pierre // L’architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation / M. Baylé, ed. Caen: Presses Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001. Vol. 2. P. 261–264.
  18. Sanfaçon R. L'architecture fl amboyante en France. Quebec: Les Press de l’Universite Laval, 1971.
  19. Swann W. The Late Middle Age. Art and Architecture from 1350 to the Advent of the Renaissance. Ithaca; N. Y.: Cornell University Press, 1977.

Позднякова Марина Игоревна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1; ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Российская Федерация, 111024, г. Москва ул. Душинская, 9;
Должность: Научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3164-009X;
Электронный адрес: marinapozd24@gmail.com.
Богаченко Алексей Владимирович

Некоторые приёмы композиции ирмосов столпового роспева на примере канона Рождеству Христову

Богаченко А. В. Некоторые приёмы композиции ирмосов столпового роспева на примере канона Рождеству Христову // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 46-80

DOI: 10.15382/sturV202037.46-80
Статья посвящена выявлению и рассмотрению композиционных приемов в ирмосах столпового роспева 1-го канона Рождеству Христову в наонной редакции, глас 1-й. Композиционные приемы, используемые в напеве ирмосов, связаны с текстом и играют формообразующую роль, а также являются структурно-связующими элементами между ирмосами канона как богослужебно-певческого цикла. Связь с текстом осуществляется на уровнях соотношения синтагматического плана текста (членение текста гимна на отдельные слова, словосочетания, фразы) с центонным строением напевов (членение на отдельные мотивы, попевки, мелодические строки) и соотношения более крупных смысловых построений (текстовых строк, строф) с соответствующими музыкальными структурами (разделами). Наиболее яркие композиционные приемы: звукоизобразительность, «музыкальная антитеза», мелодико-графические маркировки значимых слов в тексте ирмосов, интонационно-мелодические арки, симметрия архитектоники, парность мелодических строк, дублировки мотивов (интонаций) внутри тексто-мелодических строк, принцип зеркальности в комбинации попевок. Особое внимание на себя обращают выявленные в ходе анализа тексто-музыкальной формы закономерности слого-ритмической структуры некоторых ирмосов, которые присутствуют в наонной редакции (т. е. с учетом огласовок «ъ» и «ь»). Дальнейшие исследования в этой области помогут раскрыть новые грани в приемах композиции ирмосов столпового роспева в наонной редакции.
Рождество Христово, столповой роспев, ирмос, «Христос раждается», глас первый, канон, композиция
  1. Амвросий Оптинский, прп. Полное собрание писем: в 3 ч. Изд. Успенско-казанского монастыря, 2009.
  2. Балматова Т. М. Анализ попевочного состава песнопений первого гласа на материале богослужебной книги Ирмологий и кокизников XVII–XIX веков: дипломная работа. М.: ПСТГУ, 2005.
  3. Гортаева С. А. Принцип подобия в ирмосах знаменного распева на материале поморской певческой традиции: дипломная работа. М.: ПСТГУ, 2014.
  4. Григорий Богослов, свт. Полное собрание творений отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1: Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 442.
  5. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного знаменного пения. Издание Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Рига, 1992.
  6. Гусейнова З. М. Ирмологий (нотированный): учеб. пособие. СПбГК., 1999.
  7. Гусейнова З. М. Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 22–29.
  8. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 6. Кн. 2: Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. М.: Изд. сестричества во имя св. Игнатия Ставропольского, 2008.
  9. Казанцева М. Г. Ирмологий и древнерусская музыкальная теория XVII в. // Гимнология. Вып 1. Кн. 1. М., 2000. С. 263–273.
  10. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси ХII–ХVII вв.: По книге Ирмологий: дис. … канд. ист. наук: 07.00.09. Екатеринбург, 1995.
  11. Казанцева М. Г. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий (к постановке проблемы) // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 170–180.
  12. Кашкин А. С. Литургика. Ч. 1: Двунадесятые неподвижные праздники: учеб. пособие / Саратовская православная духовная семинария. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 116–193.
  13. Комарова А. Н. Русская духовная музыка как умозрение в звуках: дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. Н. Новгород, 2008.
  14. Кутузов Б. П. Знаменный распев — поющее богословие. Богословие в звуках: сб. статей. М.: Издатель Андрей Рублев, 2009.
  15. Ловягин Е. И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках / издание Е. И. Ловягина; под общ. ред. И. В. Чаброва. 4-е изд., испр. М.: Практика, 2015. С. 1–9.
  16. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклитик конца XII века: предварительные заметки к изучению певческой книги // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. М., 1993. С. 407–432.
  17. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII — первой половины XV в.: мелодические варианты и версии в роспеве канонов // Гимнология. Вып 1. Кн. 1. М., 2000. С 200–217.
  18. Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1984.
  19. Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я пол. XV–XVII вв.): формульная структура. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М., 2015.
  20. Мещерский Н. А. История христианской литургической письменности / подгот. текста, ред., библиогр. доп. и указ. Е. Н. Мещерской. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2013.
  21. Морева А. Н. Функционирование книги Ирмологий в русском церковно-певческом искусстве. Дипломная работа. СПбГК, 2013.
  22. Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. Изд-во ПСТГУ. М., 2013.
  23. Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: История, традиция, творчество: дис. канд. искусств: 17.00.02. СПб., 2002.
  24. Попов А. Ю. Техника композиции древнерусских распевщиков (на примере Ирмология к. XVII в.) // Гимнология. Вып. 1. Кн. 1. М., 2000. С. 281–290.
  25. Скабалланович М. Н. Рождество Христово // Христианские праздники. Кн. 4. Киев, 1916. С.
  26. Успенский Н. Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издат. совет РПЦ, 2007.
  27. Шек А. В. Об актуальных задачах изучения мелодических формул знаменного распева (окончание) // Богословские труды. Вып. 46. М.: Изд. МП РПЦ, 2015. С. 147–271.
  28. Шиманский Г. И. Литургика. М., 2002.
  29. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XI–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. искусств: 17.00.02. М., 1996.

Богаченко Алексей Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО Академия хорового искусства им. В. С. Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, Фестивальная ул., 2;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-3306-6626;
Электронный адрес: Alex_musicus@mail.ru.
Булычева Анна Валентиновна

Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов

Булычева А. В. Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 81-99

DOI: 10.15382/sturV202037.81-99
Статья продолжает описанную в публикации «Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко» работу по выявлению партесных сверхциклов, нахождению и датировке их источников. Данная статья посвящена судьбе многохорного причастного стиха (киноника) в эпоху барокко. Существует мнение, что в это время причастны уступали место новому жанру — партесному концерту. Анализ сохранившихся рукописей показывает, что это не так. Сохранились десятки причастных стихов в партесном стиле на 8 и на 12 голосов. Помимо отдельных сочинений удалось обнаружить три цикла. 8-голосный цикл из восьми или девяти стихов принадлежит Василию Титову и датируется концом XVII в. — по филиграням в наиболее раннем сохранившемся (прижизненном) списке. Автором цикла из девяти дневных причастных стихов на 12 голосов в пяти различных рукописях назван иеродьякон Исавр. Все сохранившиеся источники являются посмертными и по филиграням датируются 1750–1790 гг. Наиболее поздние списки являются упрощенными переложениями музыки на 6 и на 8 голосов. В четырех рукописях структура цикла абсолютно идентична. Вероятно, она соответствует авторскому замыслу. Другие сочинения Исавра неизвестны, биографических сведений о нем также не сохранилось. Анонимный цикл праздничных стихов на 12 голосов в различных списках включает до 14 сочинений, состав его весьма нестабилен. Сохранившиеся списки его относятся к 1740–1770 гг. Анализ музыки показывает, что по продолжительности многохорные причастные стихи не уступают партесным концертам, хотя их словесный текст обычно гораздо короче. Авторы достигали концертных масштабов, повторяя слова и целые разделы текста гораздо интенсивнее, чем это было принято в жанре концерта. Вероятно, ориентиром служила именно средняя продолжительность концертов.
русское барокко, причастный стих, партесный концерт, Василий Титов, иеродьякон Исавр, Герасим Завадовский, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника
  1. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  2. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
  3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. М.: ПСТБИ, 2004.
  4. Гусейнова З. М. Певческие циклы Обихода // Гимнология. Вып. 4: Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи. М.: МГК, 2003. С. 215–236.
  5. Демиденко Ю. Б. О забытом памятнике русской музыкальной культуры елизаветинского царствования в фондах Отдела декоративно-прикладного искусства // Страницы истории отечественного искусства. Вып. XXXI. СПб., 2019. С. 169–179.
  6. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра искусствоведения. М.: ГИИ, 2018.
  7. Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия // Гимнология. Вып. 7: Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М.: МГК, 2017. С. 435–450.
  8. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
  9. Чудинова И. А. Герасим // Православная энциклопедия: URL:http://www.pravenc.ru/text/164575.html (дата обращения: 18.08.2019).

Булычева Анна Валентиновна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).
Устинова Юлия Владимировна

Пять сцен жития св. Апостола Андрея из частного собрания - оригинальный памятник новгородской иконописи первой трети XVIII в.

Устинова Ю. В. Пять сцен жития св. Апостола Андрея из частного собрания - оригинальный памятник новгородской иконописи первой трети XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 100-122

DOI: 10.15382/sturV202037.100-122
Статья посвящена иконографическому и стилистическому исследованию недавно открытого памятника из частного собрания в Москве. Это пять клейм жития апостола Андрея Первозванного 1-й трети XVIII в., которые являются фрагментами неизвестной житийной иконы (или рамы) святого. Памятник был создан в северо-западных русских землях, предположительно в Новгороде, мастером, знакомым со стилистикой московской Оружейной палаты, но сохраняющим в своем творчестве и местные художественные приемы. Несмотря на неполную сохранность первоначального комплекса, очевидно, что сохранившиеся клейма отличаются оригинальностью иконографического замысла и значительным мастерством художественного исполнения.
апостол Андрей, иконография, житие Андрея, сцены жития, житийные циклы апостола Андрея в иконописи, русская иконопись синодального периода, новгородская иконопись 1-й трети XVIII в.
  1. Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В., Квливидзе Н. В. Андрей Первозванный // ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 370–377.
  2. Виноградов А. Ю., Грищенко А. И. Апостол Андрей: опыт небиографического исследования. М., 2013. (ЖЗЛ).
  3. Греческие предания о св. Апостоле Андрее / Изд. подготовлено А. Ю. Виноградовым. Т. 1: Жития. М.: ПСТГУ, 2005.
  4. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона М., 2007.
  5. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М., 2006.
  6. Копейкин К. Церковные и народные традиции почитания св. апостола Андрея в России // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 172–173.
  7. Красилин М. Русская икона XVIII — начала XX в. // История иконописи. М., 2002. С.
  8. Крупникова Е. Л., Сосновцева И. В. Икона «Андрей Первозванный» и литография с видом Грузино // Древнерусское искусство: Новые атрибуции. ГРМ. СПб., 1993. С. 91–96.
  9. Левин С. С., Карпов С. П. Андрея Первозванного орден // ПЭ. Т. 2. С. 408–409.
  10. Моторин А. Святые апостолы Андрей и Петр в русской христианской историософии // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., изд. ББИ, 2008. С. 151–156.
  11. Пивоварова Н. В. Икона «Образ новгородских чудотворцев» из собрания Русского музея: вопросы иконографии // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 241–255
  12. Устинова Ю. В. Клейма со сценами жития апостола Андрея Первозванного из частного собрания — памятник редкой иконографии первой трети XVIII века // IV Дёминские чтения. Отчетная научная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2018 года, 3–4 апреля 2019 г.: Тезисы докладов. М., 2019. С. 94–98.
  13. Устинова Ю. В. Причерноморские хождения св. апостола Андрея в памятниках русской иконографии XVII–XVIII вв. // Уваровские Таврические чтения IV «Древности Юга России». Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» г. Севастополь, 12–15 сентября 2019: Материалы международной научной конференции. Севастополь, 2019. С. 183–190.
  14. Чубинская В. Г. Икона «Распятие с апостольскими страданиями» 1697–1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий // ГМЗМК: Материалы и исследования. Вып. XIII: Петр Великий — реформатор России. М., 2001. С. 144–159.
  15. Шалина И. А. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии // Андрей Первозванный — апостол для Востока и Запада: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., 2011. С. 188–203.
  16. Шкаровский М. Апостол Андрей в исторической и церковной традиции на Северо-Западе Руси //Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 228–235.
  17. Шкаровский М. Орден св. апостола Андрея Первозванного и Андреевский флаг //Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 176–187.
  18. Denoël, Charlotte. Saint André: culte et iconographie en France (Ve–XVe siècles). P.: École nationale des chartes, 2004.
  19. Réau L. L'origine de la croix de Saint-André. Mémoires de la Société des Antiquaires de France, 1932.
  20. Réau L. Saint André // Iconographie de l'art chrétien. P., 1958. Т. 3. Р. 76–84.

Устинова Юлия Владимировна


Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 105120, г. Москва, Андроньевская пл., 10; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: зав. сектором станковой и монументальной живописи отдела хранения (научно-фондового); ст. преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-0902-1110;
Электронный адрес: brodovaya@mail.ru.
Выражаю искреннюю признательность реставратору ЦМиАР М. В. Казнову за консультацию о состоянии сохранности авторской живописи памятника.
Трофимова Ольга Сергеевна

Храмы Черниговского Патриаршего подворья и отражение их истории в литературе, электронных ресурсах и рукописных материалах (обзор источников)

Трофимова О. С. Храмы Черниговского Патриаршего подворья и отражение их истории в литературе, электронных ресурсах и рукописных материалах (обзор источников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 123-143

DOI: 10.15382/sturV202037.123-143
Храмы Черниговского Патриаршего подворья, образованного в середине 1990-х гг. в историческом районе Москвы — в Замоскворечье, входят в число объектов культурного наследия федерального значения. История церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором восходит к XV столетию и до сих пор служит предметом интереса профессиональных историков, археологов, искусствоведов, краеведов и любителей старины. Новейший период истории подворья, связанный с масштабной реставрацией и размещением в нем Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, внес большой вклад в накопление информации о Черниговском переулке и его храмах, значительно расширив поле для исследователей истории Церкви, истории и археологии Москвы, истории русского образования, русского церковного искусства нашего времени. Цель данной статьи — провести обзор наиболее значимых и характерных источников информации разных типов и эпох, в которых содержатся сведения о храмах Черниговского подворья и связанных с ним объектах в Черниговском переулке. В обзоре учтены как традиционные печатные источники, так и электронные публикации, рукописи и неопубликованные материалы. В связи с активным проникновением в научную и педагогическую деятельность интернет-источников часть статьи посвящена типам современных публикаций о храмах Черниговского подворья и истории данной местности. Расширение представлений об истории подворья представляет особый интерес для тех, кто работает в сфере краеведения, поскольку в последние годы растет число пеших экскурсий по городу, в том числе по Замоскворечью. В рамках изучения источников по истории Черниговского Патриаршего подворья вводится в научный оборот написанный в Гражданскую войну «Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских Чудотворцев...», входящий в собрание протоколов, созданных Комиссией по изучению старой Москвы и хранящихся в Государственной Публичной Исторической библиотеке. С целью обрисовать вопрос о строительстве каменной Иоанновской церкви, связанный с датировкой постройки и участием итальянского зодчего Алевиза Нового, рассмотрено содержание и выводы исследований авторов XIX и XXI вв., священника Сергия Страхова и искусствоведа, профессора А. Л. Баталова. В статье намечены примерные направления возможной исследовательской деятельности для тех, кого заинтересует продолжающаяся история подворья, — ученых, педагогов, экскурсоводов и др.
реставрация памятников истории и культуры, Черниговское Патриаршее подворье, искусство Русской Православной Церкви XXI в., история Замоскворечья, церковь во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, что под Бором, церковь во имя свв. мчч. Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев, Алевиз Новый, Комиссия по изучению старой Москвы, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
  1. Алексеева Е. По молитве Черниговских святых // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 40–46.
  2. Артомасова А. Старый храм: светлой памяти прот. Сергия Карамнова посвящается // Приходской листок Патриаршего Подворья храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 2007. № 3. С. 4–6.
  3. Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве первой трети XVI века и проблема топографической локализации Ивановского монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря: [сб. ст.]. М.: Северный паломник, 2005. С. 454–466.
  4. Баталов А. Л. Монастырь Иоанна Предтечи в Москве: факты 600-летней истории // История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века / сост. Д. Г. Давиденко. М.: Лето, 2015. С. 6–26.
  5. Беляев Л. А. Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1(21). С. 95–108. DOI: 10.15382/sturV201621.95-108.
  6. Васил(ь)евский Константин Александрович // Персоналии: краткие справки о священно- церковнослужителях и ктиторах Русской Православной Церкви // Храмы России: электрон. период. издание. 1999- . URL: http://www.temples.ru/clerics.php?ClericID=589 (дата обращения: 15.08.2019).
  7. В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы. 23.07.2014. URL: https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/108936220/ (дата обращения: 16.08.2019).
  8. Векслер А. Г. и др. Спасательные археологические работы на территории Китай-города и Замоскворечья // Археологические открытия. 2015 г. М.: ИА РАН, 2017. С. 121–123.
  9. Вся Москва: адресная и справочная книга на 1913 год: 29-й год издания. М.: Т-во А. С. Суворина «Новое время»: Городская тип., 1913.
  10. Вся Москва: адресная и справочная книга на 1917 год: 24-й год издания. М.: Т-во А. С. Суворина «Новое время»: Городская тип., 1917.
  11. Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Памяти Сергия Торопцева. Биография. Воспоминания. 26.09.2017 // Всемирный Христианский Благотворительный Фонд «Триумф Сердца»: [сайт]. 2016-. URL: http:// triumphserzia.ru/памяти-протоиерея-сергия-торопцева-б/ (дата обращения: 16.08.2019).
  12. Дмитриева И. А. Краеведческая деятельность московских священнослужителей (конец XIX — начало ХХ века) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2003. № 1. С. 107–119.
  13. До конца года в Москве будет отреставрировано 90 памятников архитектуры // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. 18.11.2015. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/2995050/ (дата обращения: 16.08.2019).
  14. Дроздов Д. П. Переулки Замоскворечья. Прогулки по Кадашевским, по Толмачевским, Лаврушинскому, Черниговскому и Климентовскому. М.: Центрполиграф, 2017.
  15. Замоскворечье в лицах, судьбах, эпохах...: ист. сенсации в современной трактовке: путеводитель. 2-е изд. М.: Новая элита, 2011.
  16. Иоанно-Предтеченский собор Москвы будет освящен 1 ноября // Телеканал «Россия — Культура» (Россия — К): [сайт]. 2001- . 30.10.2015. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/143846/ (дата обращения: 20.08.2019).
  17. Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором // Nefer's Journal: [блог]. 20.04.2012. URL: https://neferjournal.livejournal.com/3094620.html (дата обращения: 16.08.2019).
  18. Митрополит Иларион рассказал о мироточащей иконе в центре Москвы // РИА Новости: [сетевое издание]. 2014- . URL : https://ria.ru/20191003/1559410844.html (дата обращения: 14.12.2019).
  19. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви: [в 4 ч.]. М., 1882–1883. Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. 1883.
  20. Проценко А. Черниговское подворье — сокровище старой Москвы // Td = Татьянин день: молодежный интернет-журнал МГУ. 2007- . 05.11.2015. URL: http://www.taday.ru/text/2147968.html (дата обращения: 20.08.2019)
  21. ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949.
  22. Путеводитель по Москве, 1913 / под ред. И. П. Машкова. М.: ТЕРРА, 1998.
  23. Пушкин Б. Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологического общества, 9 июня 1920 г. [рукопись] [М., 1920].
  24. Романюк С. К. Переулки старой Москвы: история, памятники архитектуры, маршруты. М.: Центрполиграф, 2018.
  25. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия / сост. Волобуева Т. И. [и др.]. Тверь: Булат, 2013.
  26. Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2015. № 12. С. 8–10.
  27. Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 26–27.
  28. Сорок сороков: [в 4 т.] / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М.: Книга и бизнес: Кром, 1994. С. 570–574.
  29. Стародубова А. Л. Комиссия по изучению старой Москвы // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 36. С. 526–533.
  30. Страхов С., свящ. Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1893.
  31. Сытин П. В. Из истории московских улиц: очерки. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Моск. рабочий, 1958.
  32. Указатель московских церквей / сост. М. Александровский. М., 1915.
  33. Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский монастырь. Кострома: Костромская епархия РПЦ, 2017.
  34. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Москва, Черниговский переулок // Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019- . URL: https://icon.spbda.ru/8171-2/aleksandr-derkachev-2/khram-useknoveniyaglavy-ioanna-predte/ (дата обращения: 17.08.2019).
  35. Храмы России: электрон. период. издание: [сайт]. 1999- . URL : http://www.temples.ru/ (дата обращения: 14.08.2019).

Трофимова Ольга Сергеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кириила и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1;
Должность: заведующая библиотекой;
ORCID: 0000-0003-4501-7837;
Электронный адрес: olga_trofimova2017@mail.ru.
Горюнова Ольга Сергеевна

Хоровая поэма Ю. М. Буцко «Дорожные жалобы»: особенности претворения поэтического текста в музыкальной композиции

Горюнова О. С. Хоровая поэма Ю. М. Буцко «Дорожные жалобы»: особенности претворения поэтического текста в музыкальной композиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 144-156

DOI: 10.15382/sturV202037.144-156
В статье впервые предпринят анализ хоровой поэмы «Дорожные жалобы» (1999) выдающегося отечественного композитора XX–XXI вв. Ю. М. Буцко. Автор акцентирует внимание на особенностях претворения поэзии А. С. Пушкина в музыкальной композиции. Воплощение художественных образов поэтического текста детально рассматривается на уровне структур музыкального языка — мелодии, гармонии, ритма, динамики, фактуры, формы. Особое внимание уделяется образу дороги — одному из ключевых образов в поэзии Пушкина, символизирующих духовный и жизненный путь человека. Проведенное исследование позволяет назвать хоровую поэму «Дорожные жалобы» ярким образцом воплощения лирико-драматического композиторского дара Юрия Буцко, наиболее широко раскрывшегося в 90-е годы прошлого века.
Буцко, Пушкин, хоровая поэма, творчество, музыка, поэзия, художественный образ
  1. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. М., 1978.
  2. Комиссаржевский В. Г. Читая свиток верный: новый спектакль о Пушкине // Комсомольская правда. 1973. № 4.
  3. Кузнецов И. К. Полифония в русской музыке XX века. М., 2012.
  4. Левашов В. С. Пушкин и народная мифология. Чита, 2009.
  5. Савенко С. И. От «Ноктюрнов» до «Пугачевского бунта» // Музыкальная жизнь. 2019. № 6. С. 70–73.
  6. Филатова Н. Ю. Богословие в звуках: о хоровом творчестве Юрия Буцко // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Астрахань, 2009. C. 71–76.

Горюнова Ольга Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а;
Должность: инспектор;
ORCID: 0000-0003-0423-2725;
Электронный адрес: osgrn@bk.ru.
Старостина Татьяна Алексеевна

Хроматизм в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля)

Старостина Т. А. Хроматизм в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 157-174

DOI: 10.15382/sturV202037.157-174
Статья посвящена хроматическим элементам в гармонии песнопений и авторских композиций Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля). В начальном разделе статьи излагаются сведения о Рождественском Триптихе как индивидуальном духовно-просветительском и творческом проекте о. Матфея, посвященном 2000-летию Рождества Христова. Обосновывается тезис о связи характера празднования и гармонического языка песнопений Рождественского цикла, в том числе включенных о. Матфеем в Рождественский Триптих. Важной особенностью гармонии Рождественского Триптиха является обилие хроматизмов. По мнению автора, хроматика здесь употребляется о. Матфеем в соответствии с греческим значением слова «хрома» как «краска»: хроматические сочетания рассыпаны по страницам Триптиха подобно украшениям на рождественской елке. В аналитическом разделе статьи предпринимается экскурс в область музыкально-теоретических концепций хроматики. Делается вывод о том, что в Триптихе преобладает хроматика модального происхождения. Такая хроматика предполагает сопоставление двух опорных тональных центров, находящихся в диатоническом родстве, каждый из которых поддержан своей вспомогательной доминантой. Именно такой гармонический оборот присутствует в важнейших песнопениях Триптиха — наиболее известном напеве Рождественского тропаря 4-го гласа и кондаке Рождества Христова болгарского роспева в гармонизации Бортнянского. Реже встречается модуляционная хроматика, при которой переход из одной тональности в другую осуществляется через побочную доминанту, в том числе с высоким вводным тоном гармонического минора. В Рождественском Праздничном Триптихе выделяются несколько фрагментов, где хроматические сочетания возникают в условиях эллипсиса. В единичных случаях имеет место ладовая смена в заключительной каденции: минорная тоника сменяется мажорной. Систематичное появление хроматических элементов в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха служит одним из факторов интонационного единства всей многочастной композиции.
триптих, архимандрит, хроматизм, отклонение, гемигруппа, эллипсис, тональность
  1. Барский В. М. Хроматика как принцип звуковысотной организации: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1988.
  2. Барский В. М. Тайное хроматическое искусство в музыке позднего Средневековья и Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989. С. 322–329.
  3. Барский В. М. Хроматика как категория музыкального мышления // Laudamus. М.: Изд. объединение «Композитор», 1992. С. 114–120.
  4. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
  5. Герцман Е. В. Музыкальная Боэциана. СПб., 1995.
  6. Григорьева М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 2010.
  7. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  8. Карманов К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. Вып. 1 (3). C. 145–184.
  9. Красовицкая М. С. Литургика: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2016.
  10. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.): cб. трудов ГМПИ. Вып. 65. М., 1983. С. 34–59.
  11. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974. С. 229–277.
  12. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. М., 1988.
  13. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы. М.: Изд. дом «Композитор», 2006.

Старостина Татьяна Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.