/
Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Вестник ПСТГУ V :27

ИССЛЕДОВАНИЯ

Петров Александр Викторович
Петров А. В. Воинский доспех в православной иконографии и богослужебном обиходе // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 9-17 DOI: 10.15382/sturV201727.9-17
Статья посвящена определению места доспехов и оружия в православной иконографии и описанию их проекции в богослужебные облачения. На конкретных примерах показано, каковы художественные особенности изображения воинских атрибутов на иконах и какое символическое значение в них можно обнаружить. Так, доспехи присутствуют на иконе либо как символ прижизненного служения, либо как символ власти, либо как атрибут небесного покровителя. Установлено, что доспехи и оружие в иконографии проходят путь метаморфозы от своего относительно достоверного изображения к условному и декоративному. В процессе этой метаморфозы отдельные детали изображения предмета уступают место его общим чертам. Иными словами, происходит редукция менее значимого содержания к более значимому. Таким образом, в иконографии доспехи и оружие приобретают символическое значение и утрачивают признаки утилитарности, причем доспехи подверглись большей редукции, нежели оружие. И доспехи, и оружие имеют проекцию в литургическую сферу и нашли отражение в богослужебных облачениях. Если на иконе они являются символом воинского служения, то в литургике они становится символом духовной брани, и, как символ, не имеют функционального значения. Предполагается, что эта трансформация совершается под воздействием ряда обстоятельств, в числе которых основными являются причины как художественно-эстетического плана, связанные с требованиями иконографического канона, так и исторические, связанные с распространенной на православном Востоке практикой использования доспехов ламеллярного типа и их постепенным выходом из употребления.
православие, иконография, доспехи, оружие, облачения, иконописный канон, литургика, богослужение, символ, атрибут, история
  1. Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. С. 112, 209, 254.
  2. Баранов Г. В. Три вида λΩρικια Константина Багрянородного и доспехи святых воинов на стеатитовых иконах из раскопок средневекового Херсонеса (к постановке вопроса) // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2010. № 2. С. 199–202.
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т. 3. С. 376.
  4. Мейлах М. Б. Михаил // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 160.
  5. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. С. 24.
Петров Александр Викторович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Омская духовная семинария Омской епархии Русской православной церкви; Российская федерация, 644024 г. Омск, ул. Лермонтова, 56, корп. 2; преподаватель;
Электронный адрес: petrov.av.phd@gmail.com.
Фарафонова (Щедрина) Ксения Андреевна
Фарафонова (Щедрина) К. А. К вопросу о молдавско-валашских прототипах монастырского строительства патриарха Никона. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 18-26 DOI: 10.15382/sturV201727.18-26
Работа посвящена выявлению идеологических и конкретно-исторических оснований монастырского строительства патриарха Никона. Три монастыря, построенных в 50-60 –х годах XVII столетия, Иверский на Валдае, Крестный на Кий-острове и Новый Иерусалим под Москвой, были связаны с идеей перенесения святых мест Христианского Востока в Россию. Актуальность этих идей в начале 1650-х годов следует связать активизацией внешней политики, переговорами о присоединении Украины и Молдавии к России, с участившимися приездами в Москву восточных иерархов. В настоящей статье впервые высказывается предположение, что прототипом никоновских построек служили не непосредственно палестинские и афонские реалии, а традиция строительства подворий прославленных монастырей Христианского Востока в княжествах Молдавии и Валахии. Подвория (метохи) строились под покровительством господарей и сохраняли черты символического сходства с материнской обителью. О связи построек Никона с валашской традицией свидетельствует ряд конструктивных и художественных особенностей, объединяющих собор Иверского Валдайского монастыря, Богоявленскую пустынь Нового Иерусалима и Воздвиженский собор Крестного монастыря. Всем им присущи черты, свидетельствующие о влиянии архитектуры дунайских княжеств. Идея перенесения святых мест в Россию и ее топографическая и архитектурная реализация могли быть подсказаны Никону его греческими сподвижниками, среди которых были выходцы из Молдавии. Использованием валашских образцов можно объяснить и уникальную иконографическую программу Кийского креста-реликвария.
патриарх Никон, Валахия, Иверский монастырь, Крестный монастырь, Новый Иерусалим, русская архитектура XVII века, Кийский крест.
  1. Bibliografia românésce veche, 1508-1830. Bucarest. 1903.  Vol. 1.P. 153.
  2. Kämpfer, Frank. Das russische Herscherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen. 1978.
  3. Kein, Kevin M. Before New Jerusalem: Patriarch Nikon’s  Iverskii end Krestnyi Monasteries// Russian History 39 (2012), p.173-223.
  4. Алеппский Павел (архидиакон). Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским (По рукописи Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел) / Пер. с араб. Г.А.Муркоса. М. 2005.
  5. Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона//Архитектурное наследство. №18. М. 1969. С.30-44.
  6. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. Москва. 2009.
  7. Гнутова С. В., Щедрина, К. А. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М. 2006. С.681-694.
  8. Лебедев, Лев (протоиерей). Патриарх Никон. Очерк жизни  и деятельности// Богословские труды. Сборник 23.  М., 1982. С.139-150.
  9. Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М.. 2002.
  10. Мохов Н. А. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей (с древнейших времен до начала XIX века). Кишинев. 1961.
  11. Севастьянова С. К. Материалы к летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. М. 2003.
  12. Семенова Л. Е. Княжества Валахия и Молдавия. Конец XIV — начало XIX в. (Очерки внешнеполитической истории). М. 2006.
  13. Силин П. М. Историческое описание Валдайского Иверского монастыря. Санкт-Петербург. 1885.
  14. Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. М. 2009.
  15. Соловьёва Т. Б. О взаимоотношениях царской власти и патриаршества по земельному и финансовому вопросам во второй половине XVII в. в России // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1978. № 5. С. 60-72.
  16. Фонкич Б. Л. «Крест царя Константина» и «Глава Иоанна Златоуста». Ватопедские святыни в Москве ХVII века // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. М. 2000. С. 90-91.
  17. Ченцова В. Г. Писец Николай Армириот и Крест царя Константина: К истории связей Ватопедского монастыря с Россией в XVII веке // Palaeoslavica. 2011. Т. 19. № 2. С. 60–109.
  18. Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери (Очерки истории отношений Греческой церкви с Россией). Москва. 2010.
Фарафонова (Щедрина) Ксения Андреевна
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119991 Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1; аспирант;
Электронный адрес: k-fara@mail.ru.
Шеко Николай Александрович
Шеко Н. А. Риторика в европейской церковной музыке XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 27-38 DOI: 10.15382/sturV201727.27-38
Католическое искусство, в частности музыка, под влиянием декретов Тридентского собора, претерпело кардинальные изменения. Тридентский собор 1545 - 1563 гг. имел целью противостояние распространению идей Реформации. Собор обозначил переход от Средневекового периода истории католической церкви к Классическому периоду. Идеи протестантизма серьезно влияли на церковное сознание католической церкви, поэтому для успешной борьбы с ними отцами собора было принято решение фактически выполнить требования протестантов в части, касающейся церковной музыки. Музыка как инструмент, влияющий на эстетическое восприятие человека, при правильном использовании может очень сильно влиять на его эмоциональное и психологическое состояние. В католической церкви широко использовались риторические приемы не только в ораторском искусстве, то есть в проповеди, но также и в инструментальной и вокальной музыке, сопровождающей богослужение. Риторика в музыке передавала информацию в двойном объеме: посредством воздействия слова, произносимого с определенной интонацией и на определенной звуковой высоте, и воздействием мелодии, с помощью музыкальных фигур и звуковых эффектов, влияющих на эмоциональное состояние верующих. Именно личные душевные переживания стали основным содержанием как духовного, так и светского искусства в Европе в XVII первой половине XVIII веков. Риторика преподавалась как в католических иезуитских учебных заведениях, так и в протестантских. Фактически, она составляла основу европейского образования в XVII- XVIII вв. Сохранившиеся трактаты о риторике дают нам хорошую базу для изучения множественных смыслов, заключенных не только в европейской музыке, поэзии и театре, но также и в церковном искусстве.
музыка, риторика, католическое искусство, барокко, Реформация, Тридентский собор
  1. G. Buschbell. Concilium Tridentinum: Diarorum, Actorum, epistolarum, tractatuum nova collectio. Т. 10. Freiburg. 1916. р. 762;
  2. Fellerer K. G., Hadas Moses. Church Music and the Council of Trent. Oxford University Press. The Musical Quarterly. Ed.39, No. 4. (1953). р. 576-594;
  3. Gosine.C. Jane., Oland. Erik. Docere, Delectare, Movere: Marc-Antoine Charpentier and Jesuit Spirituality. Oxford University Press. Early Music. ed. 32, No. 4 (2004). p. 511-514; 516-539;
  4. James. Murphy. Medieval Rhetoric: Toronto. University of Toronto Press. 1989;
  5. Marc-Antoine Charpentier. «Messe pour plusieurs instruments au lieu des orgues». H 513;
  6. Palacios Quiroz. Rafael. La pronuntiatio musicale : une interprétation rhétorique au service de Händel, Montéclair, C. P. E. Bach et Telemann. Thèse de doctorat. Paris 2012;
Шеко Николай Александрович
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Электронный адрес: nsheko@yandex.ru.
Олехнович Елена Игоревна
Олехнович Е. И. Славники в книге «Праздники» как художественный текст // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 39-50 DOI: 10.15382/sturV201727.39-50
Статья содержит анализ жанра стихир-славников Двунадесятых праздников с позиции художественного текста. В центре внимания исследования связи и принципы организации жанра стихиры, которые обеспечивают его вхождение в различные контекстные структуры, определяющие данный жанр в рамках певческой книги «Праздники». В качестве основного метода исследования используется образно-смысловой анализ поэтического и музыкального текстов славников с целью выявить пересечения художественных приемов. Здесь обнаруживаются музыкальные и поэтические символы в их связанности, содержательные, интонационные и поэтические арки, системные и бессистемные элементы структур на различных уровнях. Кроме того, рассматривается музыкальная композиции славников в рамках гласов, что позволяет оценить выстраиваемые в книге интонационные связи, обеспечиваемые славниками, а также более глубоко представить сущность понятия гласа. В результате установлено, что славники выступают как ключевые элементы в структуре «Праздников». Они образуют точки пересечения смыслов, и участие в этом процессе принимают как словесный, так и певческий тексты. Выявленная ключевая роль славников в структурировании поэтики книги позволяет в будущем обратиться к рассмотрению праздничных стихир не как к отдельным, не связанным между собой песнопениям, но как к целостной высоко организованной системе с разумными законами построения.
  1. Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. 2-е изд., испр. Киев, 2001. С. 155–161.
  2. Жилина Ю. В. Песнопения из службы Сретения Господня в русской певческой традиции XI–XX вв. : Дис. … канд. искусств. СПб., 2008.
  3. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева на материале певческой книги «Праздники»: Дис. … канд. искусств. Л., 1981.
  4. Кручинина А. Н. К проблеме текстологического изучения древнерусского монодийного цикла // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12–18 веков): Сб. науч. трудов / А. С. Белоненко, сост., отв. ред. Л., 1983. С. 47–78.
  5. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
  6. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–288.
  7. Орлова А. Л. Древнерусское песнопение как художественный текст // Древнерусское пес- нопение. Пути во времени: По материалам конференции «Бражниковские чтения- 2002»: мат-лы / Н. Б. Захарьина, сост. СПб., 2004. С. 27-38.
  8. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве 16-18 веков. СПб., 2004. 325 с.
  9. Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на при- мере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору): дис. … канд. искусств. Л., 1987. 325 с.
  10. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева, гл. ред. М., 1990. С. 505.
  11. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 301 с.
  12. Захарьина Н. Б. Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного роспева: дис. … канд. искусств. СПб., 1992. 300 с.
Олехнович Елена Игоревна
Место работы: Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000 Санкт-Петербург, Театральная пл., д.3;
Электронный адрес: svitenkova@mail.ru.
Павлинова Варвара Петровна
Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 51-68 DOI: 10.15382/sturV201727.51-68
Статья посвящена спорным вопросам хронологии жизни и духовно-музыкального наследия Алексея Федоровича Львова, видного русского духовного композитора середины XIX века, главы Придворной певческой капеллы, в творческой биографии которого до сих пор есть не до конца выясненные моменты. В научной литературе присутствуют две версии года и места рождения композитора, две версии времени начала его работы в должности директора Придворной певческой капеллы. На основании опубликованной родословной рода Львовых, эпистолярных, архивных и других материалов автором статьи установлена достоверность тех данных, которые приводит в автобиографических «Записках» сам Львов. Большое внимание в статье уделено духовно-музыкальному наследию А. Ф. Львова. На материале анализа прижизненных изданий духовных сочинений Львова впервые предложен опыт построения хронологии его духовно-музыкального творчества. Рассмотрение структуры трех опубликованных композитором в разное время собраний его духовно-музыкальных сочинений и переложений, а также анализ отдельных публикаций позволили определить примерное время и примерную последовательность создания всех изданных при жизни духовных произведений Львова. Осуществлена корректировка сроков работы Придворной певческой капеллы над обиходными переложениями под руководством Львова на материале их первых публикаций.
А. Ф. Львов, Николай I, Придворная певческая капелла, Г. Я. Ломакин, биография, хронология духовно-музыкального творчества, обиход, анализ публикаций.
  1. Золотницкая Л. М. А. Ф. Львов // Россия — Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. научных трудов. СПб., 1994. С. 116 – 155.
  2. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII — XX веков: Каталог. Вып. 3 / Г. М. Малинина, сост., М., 2012.
  3. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII — XX веков: Каталог. Вып. 4 / Г. М. Малинина, сост. М., 2014.
  4. Лисицын М. Г. А. Ф. Львов (р. 1799, † 1870 г.) // С.- Петербургский духовный вестник. 1899. № 22. С. 255–258.
  5. Ломакин Г. Я. Автобиографические записки // Русская старина. СПб., 1886. Т. 49. Кн. 3. С. 645–666; Т. 50. Кн. 5. С. 301–326. Кн. 6. С. 676–689; Т. 51. Кн. 8. С. 467–485.
  6. Львов А. Ф. Записки // Русский архив. М., 1884. Кн. 2. С. 225–260; Кн. 3. С. 65–114.
  7. Львов А. Ф. // Большая российская энциклопедия. М.,  2000. Т. 18. С. 184.
  8. Львова А. П., Бочарёва И. А. Род Львовых. Торжок, 2004.
  9. Львова Е. Н. Рассказы, заметки и анекдоты из записок Елизаветы Николаевны Львовой // Русская старина. СПб., 1880. Т. 27. Кн. 3. С. 635–650; Т. 28. Кн. 6. С. 337–356. Кн. 8. С. 794–801.
  10. Павлинова В. П. Львов А. Ф. // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 724–726.
  11. Песнопения русской православной церкви: Каталог. Ч. I: Сборники песнопений разных композиторов и песнопения без указания автора / Российская государственная библиотека; А. А. Семенюк, сост. М., 2003.
  12. Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX ― начала XX веков. Дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1996.
  13. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 1.
  14. Смоленский С. В. Письмо К. П. Победоносцеву // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. – Кн. 1. М., 2006. С. 669–670.
Павлинова Варвара Петровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; доцент кафедры истории русской музыки;
Электронный адрес: v.pavlin@mail.ru.
Пермиловская Анна Борисовна
Пермиловская А. Б. Деревянные часовни в православных традициях Русского Севера и Арктики // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 69-88 DOI: 10.15382/sturV201727.69-88
Часовни одно из наиболее ярких проявлений традиционной культуры и его деревянного зодчества XVIII начала XX веков. Они прочно вошли в сложившуюся систему сакрального и культурного ландшафта Русского Севера и Арктики. В статье рассматриваются причины постановки часовен по историко-типологическим признакам место проведения богослужения, поминовения, часовни-усыпальницы, обетные «обыденные», промысловые и то, как это отразилось на формировании их архитектурно-конструктивных особенностей. Эмпирической базой исследования послужил материал 34 архитектурных экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений. Другая значительная часть материала была собрана в архивах и музеях Архангельской, Вологодских областей, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, НАО, а также материалы, составившие основу личного опыта, приобретенного в результате многолетнего изучения экспозиций музеев под открытым небом и памятников народной архитектуры «in situ» в России и Западной Европе.
Русский Север, Арктика, часовня, деревянное зодчество, православие, типология часовен
  1. Алмазов А. И. К истории молитв на разные случаи: Заметки и памятники. Одесса, 1896.
  2. Власова И. В. К изучению мировоззрения и самосознания севернорусского населения (по источникам XII–XX вв.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006. С.177–187.
  3. Григорьев С. Г. Полуостров Канин. М., 1929. Т. 1.
  4. Евсюгин А. Д. Ненцы архангельских тундр. Архангельск, 1979.
  5. Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы // Живая старина. 1911. Вып. 1/2. С. 1–20.
  6. Иванова А. И. Священная ономастика часовен в местах поморских промыслов. // Поморские чтения по семиотике культуры: Вып. 2: Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России: Сб. науч. ст. / Н. М. Теребихин, сост. Архангельск, 2006. С. 161–178.
  7. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
  8. Колпакова Н. П. У золотых родников: записки фольклориста. Л., 1975.
  9. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: В 3 вып. / изд. Арханг. епарх. церк.-археол. комитета. Архангельск, 1894–1896. Вып. 1: Уезды Архангельский и Холмогорский. 1894.
  10. Меньшикова Е. Г. К вопросу о православных часовнях в тундрах европейского Северо-Востока в XIX–XX вв. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Сыктывкар, 2015. № 2 (30). С. 48–61.
  11. Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971.
  12. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855.
  13. Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни, церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М., 2009.
  14. Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004.
  15. Памятная книжка Вологодской губернии на 1896–1897 гг.: В 2 ч. Вологда, 1897. Ч. 1.
  16. Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура: работы разных лет. СПб., 2008.
  17. Переписная книга часовен Важской волости и Устьянских сох // РИБ. 1692. Т. XXV.
  18. Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск; Екатеринбург, 2010.
  19. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера: Екатеринбург; Архангельск, Ярославль, 2013.
  20. Пермиловская А. Б. Культурный код в горизонте понимания народной архитектуры Русского Севера // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле: Сб. ст. / сост. и подгот. И. В. Мельников. Петрозаводск, 2014. С. 79–98.
  21. Пермиловская А. Б. Культура поморов как адаптивная система организации жизни северных и арктических территорий // Природные ресурсы и комплексное освоение прибрежных районов Арктической зоны: Сб. науч. трудов / Отв. ред. д. э. н., проф. В. И. Павленко. Архангельска, 2016. С. 379–385.
  22. Пермиловская А. Б. Русский Север — специфический код культурной памяти // Культура и искусство. 2016. № 2. С. 155–163.
  23. Платонов Е. В. Часовни Тихвинского уезда (рубеж XIX –XX вв.) СПб., 2011.
  24. Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
  25. Пулькин М. В. Строительство часовен в XVIII — начале ХХ в.: Законодательство и приходская традиция (по материалам Олонецкой епархии) // Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 2004. С. 123–138.
  26. Резниченко О. П. Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы теории и истории христианского искусства. М., 2013. Вып.1(10). С. 169–180.
  27. Сказание о построении обыденного храма в Вологде «во избавление от смертоносныя язвы». М., 1893. Отт. из: Чтения в о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те.
  28. Скопин В. В. Рец. на кн.: Шургин И. Н. Исчезающее наследие: Очерки о русских деревянных храмах XV–XVIII веков. М., 2006 // Искусство христианского мира: Сб. ст. М., 2007. С. 600–602.
  29. Соснина Л. М. Артемиево-Веркольский монастырь. Архангельск, 2007.
  30. Шабунин Н. А. Северный край и его жизнь: Путевые заметки и впечатления по северной части Архангельской губернии художника Н. А. Шабунина // Сборник Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. СПб., 1908. Т. 84. № 1. С. 1–44.
  31. Яницкий Н. Ф. Севернорусская часовня в конце XVII века (по переписи часовен 1692 г.) // Юбилейный сборник историко-этнографического кружка при Императорском университете св. Владимира. Киев, 1914. С. 123–143.
  32. Permilovskaya Anna. Cultural Meanings of the Russian North Folk Architecture / Zeszyty Naukowe (Science Journals), Poland, 2014. № 4. P. 193–203.
Пермиловская Анна Борисовна
Ученая степень: доктор культурологии;
Место работы: ФГБУН “Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук”; Российская Федерация, 163000 г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23; главный научный сотрудник;
Электронный адрес: permikh@mail.ru.
Работа выполнена за счет средств инициативного проекта УрО РАН № 15-15-5-57 «Социокультурное пространство и использование биоресурсов в Арктической зоне Европейского Севера России»
Белик Жанна Григорьевна
Белик Ж. Г. Иконостас русского храма-памятника в Лейпциге: история создания и историко-культурное значение // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 89-110 DOI: 10.15382/sturV201727.89-110
Статья посвящена исследованию художественного убранства Свято-Алексеевского храма-памятника Русской Славы в Лейпциге, в котором в настоящее время сохранился значительный комплекс икон, написанный в московской мастерской Николая Сергеевича Емельянова в 1912–1913 годах и включающий семиярусный иконостас, алтарные и храмовые образы. Местный ряд и несколько других икон украшены серебряными басменными окладами и венцами, выполненными поставщиком Императорского Двора «Товариществом производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И. П. Хлебникова сыновья и К°». Реставратор и иконописец Н. С. Емельянов известен своими работами в Федоровском Государевом соборе в Санкт-Петербурге и Федоровском соборе в Царском Селе – резиденции Императорской Семьи. Статья вводит в научный оборот крупный иконный ансамбль, сохранившийся в «родном интерьере» за пределами России, остальные выявленные работы иконописца хранятся в музейных и частных собраниях. В статье приведена архивная биографическая информация о мастерах иконостаса, в частности неизвестная ранее дата рождения иконописца – 28 апреля 1879 года. Стиль икон отражает происходившие тогда процессы научного изучения древнерусского искусства и попытки реконструкции средневековой живописи в иконе. Вместе с тем художественные процессы проходили в рамках господствующего стиля модерн, что также нашло отражение в неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании иконографии. Иконы Емельянова показывают стиль, пришедший на смену мстерскому письму в предпочтениях культурной элиты. Работа Н. С. Емельянова в обоих Федоровских соборах и в Лейпциге свидетельствует о несомненной личной поддержке выработанного им стиля на высочайшем государственном уровне. Взлет иконописца прервала революция. Сохранившихся работ сравнительно немного. Храм в Лейпциге представляет собой крупнейшее собрание.
икона, иконостас, иконописец Николай Сергеевич Емельянов, русский храм-памятник, Лейпциг, святитель Алексий митрополит Московский, Свято-Алексеевский храм-памятник к Лейпциге, Феодоровский собор, Хлебников, басма, русский стиль, модерн, поставщик Императорского Двора, архитектор В. А. Покровский
  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб, 2005. С. 88–91.
  2. Басова М. В. Емельянов Николай Сергеевич // Православная энциклопедия. Том XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 438–440.
  3. В. П. (Воронов Павел Николаевич). Храм-памятник на поле сражения под Лейпцигом // Русская старина, 1913. Кн. 4. С. 5–6.
  4. Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. Каталог. М., 2001.
  5. Русский храм-памятник в Лейпциге: сборник научных трудов / сост., отв. ред.: М. Э. Дмитриева. СПб, 2015.
  6. Русский храм-памятник в Лейпциге 1813–1913–2013. СПб, 2015 (Gedächtniskirche zur Russischen Ehre in Leipzig 1813–1913–2013).
  7. Русский храм-памятник на поле Лейпцигской битвы // Странник. 1914, № 5. С. 784–789.
  8. Федотов А. С. Москва в начале XX века. М., 1997.
  9. Юдин М. О. Золото-серебрянная фирма Овчинникова. Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия: диссертация ... кандидата : 17.00.04].– Москва, 2016.– 239 с.
Белик Жанна Григорьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 105120 Москва, Андроньевская площадь, д.10; зав. сектором экспертизы;
Электронный адрес: zhanna_belik@mail.ru.
Коростелев Дмитрий Валентинович, диакон
Коростелев Д. В. Музыка священномученика Серафима (Чичагова) и ее «инаковость» для русской церковной и светской культуры рубежа XIX-XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 111-121 DOI: 10.15382/sturV201727.111-121
В статье рассматривается музыкальное творчество священномученика Серафима Чичагова в его отношении к церковной и светской музыке конца XIX-начала XX века. Произведения сщмч. Серафима - уникальный образец творчества канонизированного святого. Они необычны как жанровым составом, так и внутренним содержанием. Фортепианное творчество Чичагова не имеет предшественников: инструментальная музыка других святых нам неизвестна. Фортепианные пьесы митр. Серафима, нисколько не принадлежа светскому направлению в искусстве, сильно отличны и от современного им церковного музыкального творчества. Песни Чичагова также беспрецедентны, романcовые черты уникальным образом сочетаются в них с духовными текстами и соответствующим характером. Цель работы-показать «инаковость» творчества сщмч. Серафима в контексте современного ему музыкального искусства. Акцент сделан на содержательном и стилистическом своеобразии сочинений Чичагова. В статье применяются синхронный и хронологический методы научного исследования. Охваченными оказались фортепианные и вокально-инструментальные произведения, как наиболее показательные в рамках заявленной темы. Подробно освещены вопросы датировки и жанровых особенностей рассматриваемой музыки. Основной вывод статьи заключается в том, что музыка сщмч. Серафима Чичагова-явление, с одной стороны, беспрецедентное и не имевшее аналогов в искусстве современников, с другой, оставшееся без продолжения и дающее творческий импульс современным композиторам, пишущим духовную музыку.
музыка, священномученик Серафим Чичагов, инаковость, жанровые особенности, проблемы датировки, конфессионализация, проповеди без слов
  1. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 2: 1902-1903 гг. М., Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 109.
  2. Брилёва Т.В., Игнатович Т.Н. Церковь Николая Чудотворца в истории Румянцевского музея // Книга в пространстве культуры. М., Рос. гос. б-ка, вып. 1(9), 2013. С. 135.
  3. Голицын В.Д., кн. Записка о Румянцевском музее. М., Печатня А. Снегирёвой, 1911. С. 10.
  4. Письма епископа Серафима к Игнатьевой С.С. // ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 4851. Л. 80.
  5. Свод сочинений и напевов Православной церкви / сост. И.А. Журавленко. М., Паломник, 2002. 480 с.
  6. Серафима (Черная-Чичагова), иг. Воспоминания о митрополите Серафиме и его семье. Москва, № 11-12, 1992. С. 196- 197.
  7. Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова / сост. О.И. Павлова, В.А. Левушкин. М., Сибирская благозвонница, 2016. С. 100.
  8. Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемическое богословие XIX века. М., Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 18-21.
  9. Юлин В.А. Серафим значит пламенный: очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова). М., Сибирская благозвонница, 2010. С. 56-57.
Коростелев Дмитрий Валентинович, диакон
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: ОЦАД им. св. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1; методист кафедры богословия и литургики, референт ректора;
Электронный адрес: korostelev8@yandex.ru.
Игумен Силуан (Туманов А. А.)
Туманов А. А. О некоторых изменениях в клиросной и богослужебной практике Русской Православной Церкви в ХХ веке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 122-134 DOI: 10.15382/sturV201727.122-134
Статья посвящена вопросам развития и видоизменения богослужебных обычаев Русской Православной Церкви, так или иначе связанных с пением в храме, в течение ХХ — начале XXI века. На этой основе автор показывает глубинную взаимосвязь практического совершения богослужения с его теоретическими основами, что объясняет нелинейное развитие литургической практики в особые, трагические периоды жизни Церкви.
церковное пение, литургика, богослужение, советский период, клирос, традиция, репертуар церковного пения.
  1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М., 2004. Т. 1—2.
  2. Георгиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995.
  3. Горина Т. И. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви. Петрозаводск, 2005.
  4. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. М., 1995.
  5. Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1.
  6. Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994.
  7. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). Материалы. Воспоминания. Исследования. СПБ., 2017. С. 10—38.
  8. Питирим (Нечаев), митр. В Церкви должна быть особая культура пения // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2005.
  9. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. М., 2015.
  10. Меньшов Н. П. О псаломщиках.URL:http://chibisovitc.livejournal.com/134298.html?thread=466842 (25.04.2017).
Игумен Силуан (Туманов А. А.)
Место работы: Санкт-Петербургское епархиальное управление; Российская Федерация, 191167 Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, д.1; председатель Издательского совета;
Электронный адрес: siluan2011@gmail.com.
Хватова Светлана Ивановна
Хватова С. И. Реализация творческого потенциала личности в условиях православного певческого канона // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 135-151 DOI: 10.15382/sturV201727.135-151
Статья посвящена анализу современного композиторского творчества на канонические православные богослужебные тексты. Затрагиваются проблемы творческой самореализации на клиросе, необходимости владения мастерством аранжировки, гармонизации, стилизации и обработки при работе с хором, поющим по нотам. Целью статьи является основных тенденций развития православного композиторского творчества постсоветского времени. Научная значимость исследования связана с систематизацией произведений с позиции накопления духовного потенциала, конкретного проявления воли к сакральному. Анализ базируется на историческом и социологическом методах исследования с привлечением специального искусствоведческого инструментария. Круг авторов, затрагиваемых в статье - это музыканты, которые служат в храме - певчие, регенты, священнослужители, иногда достигающие достаточно высокого уровня в церковной иерархии. В конце ХХ в. обозначилась проблема бессистемного накопления критической массы новых сочинений для церкви, отсутствия общих критериев богослужебности созданных песнопений. В постсоветское десятилетие количество авторов исчислялось десятками, сейчас, в начале XXI столетия наступило время отделения зерен от плевел. Обращается внимание на наличие правил нотного изложения богослужебного текста. Затрагивается проблема обучения будущих регентов основам композиции, которое должно быть основано на подробным анализе синтаксического строения, ритма стиха аналогов, копирования типовых мелодико-гармонических оборотов определенного гласа. Выявлены факты подтекстовок музыки, изначально не предназначенной для пения в православном храме: вплоть до народных песен и инструментальных произведений. Для наибольшего соответствия устроению православного богослужения, композиторы в своих богослужебных сочинениях апеллируют к устойчивым мотивам и темам, структурным клише, музыкально-лексическим и фактурным клише, известным произведениям и авторским стилям как образцам для подражания. Традиционность, порой воспринимаемая в светском композиторском творчестве как тривиальность, в церковном становится достоинством, залогом узнаваемости и преемственности.
композитор, творчество, богослужебные сочинения, канон, автор, традиции, новаторство, стиль, поэтика, молитва,
  1. Бернштейн Б. М. Традиция и канон: два парадокса // Советское искусствознание’80. Вып. 2. М. : Сов. художник, 1981. С. 112–153.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. История М.: ПСТБИ, 2004. 530 с.
  3. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М. : Языки славянской культуры, 2002. 430 с.
  4. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства СПб. : Академический проект , 2002. C. 314–321.
  5. Урванцева О. А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX–XX веков : автореф. дис. … докт. искусствоведения. Магнитогорск: МаГК им. М. И. Глинки, 2011. 38 с.
  6. Файнер В. М. Полифония как язык духовного мышления [Текст] / В. М. Файнер // Регентское дело. – 2007. ‑ № 4. – С. 4‑7.
  7. Холопова В. Н. Канон и эвристика в музыке / Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. С. 78‑112.
Хватова Светлана Ивановна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"; Российская Федерация, 385000 г. Майкоп, ул. Первомайская, 208; заведующая кафедрой музыкального и хореографического искусства, профессор;
Электронный адрес: hvatova_svetlana@mail.ru.
Корнилова Ирина Петровна
Корнилова И. П. Житийная топика и ее музыкальное воплощение в монастырской кантате "Преподобный Савва игумен" Г.П. Дмитриева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 152-159 DOI: 10.15382/sturV201727.152-159
Настоящая статья посвящена духовной кантате Георгия Петровича Дмитриева «Преподобный Савва игумен», написанной для диаконского чтения и мужского хора без сопровождения в восьми частях. Рассматриваемое сочинение житий- ной тематики относится к внебогослужебному типу духовной музыки. Основ- ные задачи данного исследования — выявление и исследование топосов, «об- щих мест» монашеских житий и житий устроителей монастырей, встречаю- щихся в монастырской кантате Г. П. Дмитриева, а также изучение дальнейшего развития данных топосов и их музыкального воплощения в духовной кантате
агиография, топос, топика, жития святых, монашеские жития, музыкальное воплощение топоса, кантата.
  1. Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.
  2. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  3. Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX веков: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко- литературной: [Дис.]. Ч. 1. Петроград, 1914.
  4. Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. М., 2007.
  5. Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57.
  6. Руди Т. Р. Топика русских житий: Вопросы типологии // Русская агиография: Исследова- ния. Публикации. Полемика / С. А. Семячко, Т. Р. Руди, ред. СПб., 2005.
  7. Curtius E. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern; Munchen, 1984.
Корнилова Ирина Петровна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д.23, стр. 5а;
Электронный адрес: kornilowa-mezzo2012@yandex.ru.