/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :30

ИССЛЕДОВАНИЯ

Чаирович Ивица, диакон

Англосаксонское искусство: Хронология. Влияния. Перспективы

Чаирович И. Англосаксонское искусство: Хронология. Влияния. Перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 9-32

DOI: 10.15382/sturV201830.9-32
В статье в хронологическом порядке рассматриваются стили англосаксонского искусства в контексте кельтского и скандинавского влияния. В наиболее важной, на взгляд автора, части статьи представлены три основные тенденции дальнейшего развития англосаксонского искусства: первая исходит из взаимодействия англосаксонского, кельтского и скандинавского искусств, вторая подчеркивает значение для англосаксонского искусства Священного Писания, третья выявляет новый подход на Западе к иконе и иконологии. Намеченные перспективы ясно показывают, насколько тесной была социальная и культурологическая связь между народами Британского острова и народами северных регионов Западной Европы, то, что дала эта связь последующим поколениям: Священное Писание как художественный и религиозный идеал (sola Scriptura), переосмысление значения иконы в результате решений Седьмого Вселенского Собора, Собора во Франкфурте (794) и Каролингских книг, то есть ахенского художественно-богословского воззрения на иконопочитание поздних времен, в особенности в протестантской среде Западной Европы. В англосаксонском искусстве наблюдаются три составляющие, которые всегда обращают на себя внимание в художественных работах и артефактах: это цвет, специфическое соотношение абстрактной орнаментики и фигуративной живописи, а также непрерывное восприятие влияний искусства Ирландии, Скандинавии, континентальной части Европы. Результат проведенного автором глубокого и объемного исследования позволяет полагать, что англосаксонский подход к искусству со всеми его влияниями и периодически возникающим синкретизмом на рубеже I и II тысячелетия нашей эры обусловил определенные изменения в выражении религиозного чувства германских народов континентальной Западной Европы. Каролингское возрождение со свойственным ему вниманием к Священному Писанию и иконоборческим идеям Карла Великого, по всей видимости, повлияло на то, что в протестантских кругах позднего периода Священное Писа ние воспринимается как единственное правило веры в Церкви, а иконы не почитаются так, как они почитаются в Православной и Римско-Католической Церквах.
англосаксонское искусство, Нортумбрия, Уэссекс, Кент, Саттон-Ху, островной стиль, ирландско-саксонский стиль, англо-скандинавский стиль, островное искусство, Линдисфарнское Евангелие, Амиатинский кодекс, Opus Anglicanum
  1. Браун П. Успон Хришћанства на Западу. Белград, 2010. C. 568–570.
  2. Буайе Режи. Викинги: История и цивилизация / Пер. с фр. СПб., 2012.
  3. Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX–XI вв. М., 2007.
  4. Гедеонов С. А. Варяги и Русь: Разоблачение норманнского мифа. М., 2012.
  5. Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Походы норманнов на Русь. Истоки Руси Изначальной. М., 2009.
  6. Abels Richard. The Council of Whitby: A Study in Early Anglo-Saxon Politics // Journal of British Studies. 1983. № 23/1. P. 1–25.
  7. Alexander J. G. G. Insular Manuscripts: Sixth to Ninth Century. L., 1978.
  8. Anker P. The Art of Scandinavia. Vol. 1. L.; N. Y., 1970.
  9. Asa Simon Mittman. Maps and Monsters in Medieval England. N. Y., 2006.
  10. Bailey R.N. Viking Age Sculpture in Northern England. L., 1980.
  11. Bayle Maylis. Interlace Patterns in Norman Romanesque Sculpture: Regional Groups and Their Historical Background // Anglo-Norman Studies: Proceedings of the Battle Conference 1982. Vol. 5. Boydell Press, 1990. P. 8–10.
  12. Blair John P. The Church in Anglo-Saxon Society. Oxford, 2005.
  13. Bridgeford Andrew. 1066: the hidden history in the Bayeux Tapestry. L., 2005. P. 155–162.
  14. Bruce-Mitford Rupert. The Sutton Hoo Ship-Burial: Some Foreign Connections // Anglie Sassoni al di qua e al di là del mare: 26 aprile-lo maggio 1984. Settimane di studio del Centro italiano di studi sull'alto Medioevo. 1986. № 32. P. 171–210.
  15. Campbell James. The Impact of the Sutton Hoo Discovery on the Study of Anglo-Saxon History // Voyage to the Other World: The Legacy of the Sutton Hoo / Kendall, Calvin B. & Wells, Peter S. eds. Minneapolis, 1992. P. 79–101.
  16. Cantor Norman. The Civilization of the Middle Ages: A Completely Revised and Expanded Edition of Medieval History. Harper Perennial, 1994. P. 166.
  17. Charters of the New Minster, Winchester / ed. Sean Miller. Anglo-Saxon Charters Vol. 9. Oxford, 2001.
  18. Chazelle Celia. Christ and the vision of God: the Biblical diagrams of the Codex Amiatinus // The mind's eye: art and theological argument in the Middle Ages / Jeff rey F. Hamburger, Anne-Marie Bouché, eds. Princeton, 2006. P. 84–111.
  19. Collins S. The Carolingian Debate over Sacred Space. Palgrave Macmillan, 2012. P. 117.
  20. Contreni John G. The Carolingian Renaissance // Renaissances before the Renaissance: cultural revivals of late antiquity and the Middle Ages / Warren Treadgold, ed. Stanford University Press, 1985.
  21. Corsano Karen. The First Quire of the Codex Amiatinus and the Institutiones of Cassiodorus // Scriptorium. 1987. № 41/1. P. 4–7.
  22. Deshman R. The Benedictional of Æthelwold. Studies in Manuscript Illumination. Vol. 9. Princeton, 1995.
  23. Dodwel Charles Reginald. The Pictorial Arts of the West. 800–1200. Yale University Press, 1993.
  24. Fanning Steven. Bede, Imperium, and the Bretwaldas // Speculum. 1991. № 66/1. P. 22–23.
  25. Frankish Art in American Collections / Katharine Reynolds Brown, ed. The Metropolitan Museum of Art, 1984. P. 24.
  26. Freeman Ann. Theodulf of Orleans and the Libri Carolini // Speculum. 1957. № 32/4. P. 663–705.
  27. Fuglesang S. H. Animal Ornament: the Late Viking Period // Tiere, Menschen, Götter: Wikingerzeitliche Kunststile und ihre Neuzeitliche Rezeption / Müller-Wille, Larsson, eds. Göttingen, 2001. P. 157–194.
  28. George F. Warner, Julius P. Gilson. Catalogue of Western Manuscripts in the Old Royal and King’s Collections. 4 vols. British Museum, London, 1921. Vol. 1. P. 20.
  29. Graham-Campbell J. Viking Artefacts: A Select Catalogue. L., 1980.
  30. Gregorius I. Registrum Epistolarum, XI, 13.
  31. Haseloff G., Salin's Style I // Medieval Archaeology. 1974. № 18. P. 16.
  32. Henderson Isabel. Pictish art and the Book of Kells // Ireland in early medieval Europe: studies in memory of Kathleen Hughes / Whitelock, Dorothy, Rosamund McKitterick, David N. Dumville, eds. Cambridge, 1982. P. 79–105.
  33. Hicks Carola. The Bayeux Tapestry: The Life Story of a Masterpiece. L., 2006.
  34. Higham Nicholas J., Martin J. Ryan. The Anglo-Saxon World. Yale University Press, 2013. P. 3.
  35. Johannes Brøndsted. Early English Ornament: The Sources, Development and Relation to Foreign Styles of Pre-Norman Ornamental art in England. L., 1924. P. 104–122.
  36. Julius P. Gilson. Description of the Saxon Manuscript of the Four Gospels in the Library of York Minster. York, 1925. P. 4.
  37. Kauffmann C. M. Biblical Imagery in Medieval England. 700–1500. L., 2003. P. 56.
  38. Kershaw J. The Distribution of the 'Winchester' Style in Late Saxon England: Metalwork Finds from the Danelaw // Anglo-Saxon Studies in Archaeology and History. 2008. №15. P. 254–269.
  39. Marsden R. The Text of the Old Testament in Anglo-Saxon England. Cambridge, 1995.
  40. Meyvaert Paul. Bede, Cassiodorus, and the Codex Amiatinus // Speculum. 1996. № 71/4. P. 829–837.
  41. Michelle P. Brown. Manuscripts from the Anglo-Saxon Age. L., 2007.
  42. Nelson Janet L. On the limits of the Carolingian renaissance // Politics and Ritual in Early Medieval Europe. Hambledon Press, 1986
  43. Pulliam, Heather. Word and Image in the Book of Kells. Dublin, 2006.
  44. Reproductions from Illuminated Manuscripts. Series 3. British Museum. L., 1925.
  45. Richard Gameson. The Earliest Books of Canterbury Cathedral: Manuscripts and Fragments to c. 1200. L., 2008. P. 57–60, 62.
  46. Riegl A, Kain, E. Problems of style: foundations for a history of ornament. Princeton, 1992. P. 187–206.
  47. Royal Manuscripts: The Genius of Illumination. British Library. L., 2011.
  48. Rud Mogens. The Bayeux Tapestry and the Battle of Hastings 1066. Copenhagen, 1992.
  49. St. Augustine's Abbey, Canterbury / ed. B. C. Barker-Benfi eld. L., 2008. Vol. 1. P. lxi, lxxxix, xcv, 373, 443, 515, 606, 1656, 1658, 1730, 1733, 1747, 1801, 1822, 1838.
  50. Stenton Frank M. Anglo-Saxon England. Oxford, 1971.
  51. Suzuki Seiichi. The Quoit Brooch Style and Anglo-Saxon Settlement: A Casting and Recasting of Cultural Identity Symbols. Boydell Press, 2000. P. 82–83.
  52. Temple Elzbieta. Anglo-Saxon Manuscripts 900–1066. Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. Vol. 2. L., 1976. No. 23, иллюстрации 85, 86, 88, 90, 91.
  53. The Age of Sutton Hoo: The seventh century in north-western Europe / Carver Martin, ed. Woodbridge, 1992.
  54. The Cambridge Illuminations: Ten Centuries of Book Production in the Medieval West / eds. Paul Binski, Stella Panayotova. L., L2005. P. 59.
  55. The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066 / Backhouse Janet, Turner D. H., Webster Leslie, eds. British Museum Publications Ltd., 1984. P. 59.
  56. Trompf G. W. The concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. № 34/1. P. 3.
  57. Ullmann Walter. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship. Routledge, 2010. P. 85.
  58. Venerabilis Bede. Historiam Ecclesiasticam Gentis Anglorum / Plummer Charles, ed. Oxford, 1896. Vol. I. P. 2.
  59. Wamers Egon. Behind animals, plants and interlace: Salin's Style II on Christian objects // Anglo-Saxon/Irish relations before the Vikings / Graham-Campbell James, Michael Ryan, eds. Oxford, 2009. P. 151–204.
  60. Webster, Leslie. The Franks Casket: Objects in Focus. L., London, 2012
  61. Wilson, David M. Anglo-Saxon Art: From The Seventh Century To The Norman Conquest. L., 1984.
  62. Wissolik Richard David. The Bayeux Tapestry. A Critical Annotated Bibliography with Cross References and Summary Outlines of Scholarship, 1729–1988. Greensburg, 1989.
  63. Wood Ian N. Ripon, Francia and the Franks Casket in the Early Middle Ages // Northern History. 1990. № 26. P. 1–19.

Чаирович Ивица, диакон


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Белградский университет; Мије Ковачевића 11б, 11060 Београд, Србија;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-4677-7897;
Электронный адрес: icairovic@bfspc.bg.ac.rs.
Тупицына Ксения Сергеевна

О времени и стиле мозаик купола Св. Софии в Фессалониках

Тупицына К. С. О времени и стиле мозаик купола Св. Софии в Фессалониках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 33-51

DOI: 10.15382/sturV201830.33-51
Вплоть до недавнего времени мозаики купола Св. Софии в Фессалониках датировались по эпиграфической надписи, находящейся в орнаментальной ленте купола. Однако исследование К. Феохариду показало, что надпись является фрагментом предыдущей декорации и не может служить основанием для датировки композиции «Вознесение». В данной статье мы попробуем заново посмотреть на развитие византийской живописи в постиконоборческом периоде и, опираясь на стилистический анализ, предложить новые датировки для Солунских мозаик. В кон. IX — нач. X в. в искусстве македонского ренессанса можно выделить ряд памятников, в которых аскетические интонации начинают постепенно вторгаться в систему классической живописи. Это мозаики в люнете над царским входом храма Св. Софии в Константинополе (886–912); мозаики северного тимпана Софии Константинопольской (после 878 г.), мозаики в параклесионах собора (880–890-е гг.); мозаичный портрет царя Александра в северной галерее (912), а также ряд рукописей: Христианская топография Космы Индикоплова (Vat. gr. 699), Гомилии Григория Назианзина (Paris. BNF. gr. 510), книга Иова (Codex Gr. 538 Venice, Biblioteca Nazionale Marcian), Евангелие № 5 афонского Андреевского скита, ныне находящееся в Принстоне (Garrett 6). Стиль мозаики купола логично вписывается в круг этих памятников и наряду с ними смотрится как произведение, в котором этот процесс достигает наиболее полного развития. В Солунских мозаиках аскетические тенденции уже начинают главенствовать, а классические интонации становятся заметны лишь при пристальном вглядывании. Ближайшие аналогии, которые позволяют уточнить датировку мозаик купола, мы находим в росписях Каппадокии, датированных 913–920 гг., а именно в церкви Айвали Килисе, церкви Святых Апостолов в Синасос и в Старой церкви в Токалы. Все это дает нам возможность говорить о первой попытке в постиконоборческом искусстве Византии в кон. IX — нач. X в. отойти от классической традиции в сторону аскетической, которая в дальнейшем наиболее ярко воплотится в искусстве 1-й пол. XI в.
мозаики купола Св. Софии в Фессалониках, Вознесение, византийская живопись кон. IX — нач. X в., византийские рукописи кон. IX — нач. X в., росписи Каппадокии 1-й пол. X в., живопись постиконоборческого периода, искусство македонского периода
  1. Айналов Д. В. Рецензия на статью Ш. Диля и М. Ле Турно в MonPiot, XVI 1908 // Византийский временник. М., 1910. С. 535–541.
  2. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Э. С. Смирнов, пер. с англ.; А. С. Преображенский, ред. и сост. М., 2001.
  3. Диль Ш. Византийские портреты. Гл. VIII: Четыре брака императора Льва Мудрого / М. Безобразова, пер. с фр. М., 1994.
  4. Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 267–277.
  5. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  6. Кондаков Н. П. Македония: Археологическое путешествие. М., 1909.
  7. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
  8. Лозовая И. Е., Фонкич Б. Л. О происхождении Хлудовской Псалтири // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь [т. 25]. СПб., 2004. С. 7–20.
  9. Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX в. // Византийский временник. 61. М., 2002. С. 151–171.
  10. Орецкая И. А. Гомилии Григория Назианзина (Biblioteca Ambrosiana cod. E49-50inf) — греческая иллюстрированная рукопись IX века: Взаимоотношение образов и текста //
  11. Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2002. C. 16–21.
  12. Орецкая И. А. О миниатюрах греческой рукописи IX века Sacra Parallela // Византийский временник. Т. 62 (87). М., 2003. С. 133–140.
  13. Орецкая И. А. Стиль миниатюр ватиканской Книги Иова (Vatican, gr. 749): К проблеме художественных традиций // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 109–122.
  14. Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894.
  15. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001.
  16. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах, греческих и русских // Труды VII Αρхеологического съезда. М., 1890. Т. 1. С. 1–158.
  17. Попова О. С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212–303.
  18. Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // Византийский временник. Т. 60. М., 2001. С. 159–173.
  19. Попова О. С. Пути византийского искусства. М., 2013.
  20. Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески св. Софии Киевской. М., 2017.
  21. Редин Е. К. Мозаика купола св. Софии Солунской (К вопросу о времени ее) // Византийский временник. Т. VI. М., 1899. С. 370–379.
  22. Смирнов Я. И. Еще о времени мозаики св. Софии Солунской // Византийский временник. Т. VII. М., 1900. 1–2. С. 60–67.
  23. Смирнов Я. И. О времени мозаик св. Софии Солунской // Византийский временник. М., 1898. Т. III. С. 365–392.
  24. Фонкич Б. Л. Хлудовская Псалтирь: кодикология и палеография, история рукописи // Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. М.: Северный паломник, 2008. С. 577–586.
  25. Βuchwald Η. The Church of the Archangels in Sige near Mudania. Graz, 1969.
  26. Cormack R., Hawkins E. J. W. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: the Rooms above the Southwest Vestibule and Ramp // Dumbarton Oaks Papers. Washington, D. C., 1977. Vol. 31. P. 175–251.
  27. Demus О. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947.
  28. Diehl Ch., Le Tourneau M., Saladin H. Les Monuments Chrétiens de Salonique. P., 1918.
  29. Diez E., Demus O. Byzantine Mosaics in Greece: Hosios Lucas and Daphni. Harvard University Press, Cambridge, Mass., 1931. P. 97–98.
  30. Feissel D., Sρieser J. M. Les inscriptions de Thessalonique, supplement. Travaux et Mémoires 7, P., P. 303–348.
  31. Kalligas M. Die Hagia Sophia von Thessaloniki. Würzburg, 1935.
  32. Le Tourneau M., Diehl Ch. Les Mosaïques de Sainte — Sophie de Salonique // Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot. Tome 16. Paris, 1909. P. 39–60.
  33. Mango C., Hawkins E. J. W. The Mosaics of Saint Sophia at Istanbul. The Church Fathers in the North Tympanum // Dumbarton Oaks Papers. Washington, D. C., 1972. Vol. 26. P. 1–41.
  34. Marava-Chatzinicolau A., Toufexi-Paschou Chr. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1978. Vol. 3. № 5. P. 57–69.
  35. Mentzos A. Santa Sofia di Salonicco: il problema della prima fase // Atti del Convegno Internazionale. Bologna-Ravenna, 2007. P. 87–98.
  36. Panayotidi М. La peinture monumentale en Grèce de la fin de l’Iconoclasme jusqu’à l’avènement des Comnènes (843–1081) // Cahiers archéologiques. Picard, 1986. Vol. 34. P. 75–108.
  37. Pelekanides St. I Mosaici di S. Sophia di Salonicco // Corso di Cultura sull'arte Ravennate e Bizantina. XI. Ravenna, 1964. P. 37–49.
  38. Sρieser J. M. Les inscriptions de Thessalonique // Travaux et Mémoires 5. P., 1973. P. 145–180.
  39. Theocharidou K. The Architecture of Hagia Sophia, Thessalonike: from its Erection up to the Turkish Conquest // British Archaeological Reports. International Series. Vol. 399. Oxford, 1988.
  40. Thierry N. A propos de l'Ascension d'Ayvali kilise et de celle de Sainte-Sophie de Salonique. Peintures d'Asie Mineure et de Transcaucasie au Xe et XIe s. L., 1977. P. 145–154.
  41. Wharton A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia //
  42. Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington. D.C., 1986. P. 14–15.

Тупицына Ксения Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова; Российская Федерация, Москва,125080 Волоколамское ш., 9;
ORCID: 0000-0002-2850-4652;
Электронный адрес: ksuxa02@mail.ru.
Полуднева Евгения Игоревна

К вопросу анализа изображений светских византийских одежд в миниатюрах Кодекса Гертруды

Полуднева Е. И. К вопросу анализа изображений светских византийских одежд в миниатюрах Кодекса Гертруды // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 52-65

DOI: 10.15382/sturV201830.52-65
Статья посвящена проблеме анализа репрезентаций светских византийских одежд в миниатюрах иллюминированной рукописи 2-й пол. XI в. Кодекс Гертруды. Миниатюры Кодекса являются важной частью художественного наследия Древней Руси, при этом вопросы датировки, авторства и иконографической программы миниатюр по сей день остаются дискуссионными. Исследование направлено на уточнение некоторых спорных вопросов иконографической программы и авторства миниатюр Кодекса Гертруды и основывается на методе анализа изображений светского византийского костюма. Новизна тематики исследования обусловлена отсутствием работ, посвященных анализу светского костюма персонажей миниатюр. В частности, анализ изображений светского византийского костюма позволяет выдвинуть аргументы в пользу версии, согласно которой на миниатюре «Гертруда молит апостола Петра» изображена покровительница Гертруды святая Елена равноапостольная. В работе приведены доказательства того, что художник был прекрасно знаком с византийским иконографическим каноном изображения византийского императорского костюма. В то же время отмечаются архаичные, нехарактерные и неверно трактованные элементы византийского костюма 2-й пол. XI в., указывающие на недостаточное знание художником некоторых особенностей императорского костюма. Выдвигается версия, согласно которой автор рассматриваемых миниатюр не был ромеем, но учился у византийских мастеров.
Кодекс Гертруды, Молитвенник Гертруды, древнерусская книжная миниатюра, византийский костюм, исторический костюм, костюм XI в., изобразительные источники
  1. Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. СПб.: Имп. Акад. наук, 1906.
  2. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
  3. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1. М.: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001.
  4. Попова О. С. Миниатюры кодекса Гертруды в кругу византийского искусства второй половины XI в. // Византийский временник. М., 2008. Т. LXVII (XCII). С. 176–193.
  5. Сили. Ш. Кодекс Гертруды. Ч. I: Новое прочтение иконографической программы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 3 (57), сентябрь. С. 90–109.
  6. Сили. Ш. Кодекс Гертруды. Ч. II: Уточнение датировки // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 4 (58). С. 64–74.
  7. Смирнова Э. С. Миниатюры XI и начала XII в. в Молитвеннике княгини Гертруды: Программа, датировка, мастера // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 73–106.
  8. Ball J. L. Byzantine dress: representations of secular dress in eighth- to twelfth-century painting. Palgrave MacMillan, 2005.
  9. Byzantine court culture from 829 to 1204 / H. Maguire, ed. // Papers from a symposium held in April, 1994. Washington D. C.: Dumbarton oaks research library and collection, 1997.
  10. Dawson T. By the Emperor’s hand: Military dress and court regalia in the later Roman-Byzantine Empire. Frontline Books, 2015.
  11. Kürbis B. Miniatury – próba nowej interpretacji // Molitwy księżnej Gertrudy z Psalterza Egberta z Kalendarzem / Wyd.: Małgorzata H. Malewicz, Brygida Kürbis. Kraków, 2002. (Monumenta Sacra Polonorum. T. II). P. 50–62.
  12. Parani M. Cultural identity and dress: the case of late byzantine ceremonial costume // Jahrbuch der österreichischen byzantinistik, 57. Band, 2007. P. 95–134.
  13. Parani M. The romanos ivory and the Tokali Kilise: imperial costume as a tool for dating Byzantine art // Cahiers Archéologiques. 2001. 49. P. 15–28.
  14. Sapatharakis I. The portrait in byzantine illuminated manuscripts. Leiden: E. J. Brill, 1976.
  15. Sauerland H. V., Haseloff A. Der Psalter Erzbischof Egberts von Trier. Codex Gertrudianus in Cividale. Trier, 1901.
  16. The Oxford dictionary of Byzantium: in 3 volums / A. Kazhdan, ed. in chief. New York;·Oxford: Oxford university press, 1991.
  17. Tsamakda V. The illustrated chronicle of Ioannes Skylitzes in Madrid. Leiden: Alexandros press, 2002.

Полуднева Евгения Игоревна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Дальневосточный федеральный университет; Российская Федерация, 690090, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8;
ORCID: 0000-0002-0523-8937;
Электронный адрес: e.poludneva@mail.ru.
Иеромонах Прохор (Андрейчук И. Н.)

Иконография сохранившейся алтарной росписи церкви Благовещения Псково-Печерского монастыря (XVI в.)

Андрейчук И. Н. Иконография сохранившейся алтарной росписи церкви Благовещения Псково-Печерского монастыря (XVI в.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 66-77

DOI: 10.15382/sturV201830.66-77
Статья посвящена изучению вновь открытого памятника средневековой монументальной живописи — стенописи Благовещенской церкви XVI в. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Автором впервые предпринимается попытка введения в научный оборот данных, выявленных в процессе реставрации. В статье излагаются результаты исследования, полученные в ходе самостоятельной работы автора по изучению сохранившейся росписи, выявляется техника исполнения живописи, а также указывается степень сохранности красочного слоя. Делается акцент на гармоничном единстве живописного убранства церкви и ее архитектуры, определяется время написания фресок, гипотетически устанавливается круг лиц, участвовавших в их создании. Основное внимание уделено изучению и анализу художественных композиций, сохранившихся в алтарной части церкви, выявлению их иконографических особенностей. При решении этих задач в первую очередь автор пользуется описательным и иконографическим методами исследования. В вопросе раскрытия догматической и символической программы росписи применяется богословский метод. Подводя итоги, автор приходит к выводу, что комплекс художественных сюжетов, представленный в алтарной части храма, следует в общих чертах уже устоявшейся традиционной системе декорации и посвящен раскрытию темы Боговоплощения и идеям литургической жертвы. В заключение автор указывает на необходимость целостного подхода к более глубокому изучению и осмыслению общей декоративной системы церкви, что позволило бы проследить и выявить некоторую взаимосвязь между Благовещенскими фресками и сохранившимися монументальными художественными комплексами сер. XVI в.
алтарная роспись, архангелы, Благовещенская церковь, догматическая программа, древнерусские фрески, Евхаристия, иконография, настенная живопись, Причащение апостолов, Псково-Печерский монастырь, псковская архитектурная традиция, реставрация, Святая Троица
  1. Бобров Ю. Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М., 2010.
  2. Божественная литургия иже во святого отца нашего Иоанна Златоустаго. Служебник. М., 1999.
  3. Давыденков О., иер. Догматическое богословие: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
  4. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2006.
  5. Качалова И. Я. Монументальная живопись // Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 21–44.
  6. Квливидзе Н. В. Иконографическая программа алтарных росписей московских храмов второй половины XVI в. // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой (1912–1999). М., 2005. С. 621–646.
  7. Малков Ю. Г. Новые материалы к истории архитектурного ансамбля Псково-Печерского монастыря // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 65–81.
  8. Первоклассный Псково-Печерский монастырь / Часть вторая. Аполлос (Беляев Иван Георгиевич). 2-е изд., доп. Остров, 1892.
  9. Повесть о Псково-Печерском монастыре / В. И. Охотникова, подгот. текста, пер. и коммент. // Библиотека литературы Древней Руси. XVI век. Т. 13. СПб., 2005. С. 476–533.
  10. Псково-Печерский монастырь в 1586 г. // Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255–272.
  11. Псковские летописи // Полное собрание русских летописей. Т. 5. Вып. 1. М., 2003.
  12. Псковские летописи // Полное собрание русских летописей. Т. 5. Вып. 2. М., 2000.
  13. Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство. М., 1956. № 6. С. 57–86.
  14. Сарабьянов В. Д. Фрески древнего Пскова. М., 1993.
  15. Щенникова Л. А. Почитание Святой Троицы в XVI столетии. Своеобразие изображений в Благовещенском соборе Московского Кремля и в храмах других русских городов //
  16. Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2014. Кн. 2. С. 56–109.
  17. Щенникова Л. А. Святая Троица. СПб., 2014.

Иеромонах Прохор (Андрейчук И. Н.)


Место работы: Псковский государственный Университет; Российская Федерация, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-5477-5782;
Электронный адрес: id.prohor@mail.ru.
Зюзева Светлана Геннадиевна

Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI – нач. XVII в.

Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI – нач. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 78-95

DOI: 10.15382/sturV201830.78-95
Статья посвящена анализу типологии икон в окладах 2-й пол. XVI — нач. XVII в. с лицевыми изображениями на полях. Драгоценные оклады выполнены в кремлевских мастерских, многие по царскому заказу. Работа с архивными материалами позволила выявить значительную группу несохранившихся икон в окладах. В результате изучения как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней произведений удалось установить, что окладами с лицевыми изображениями на полях украшались как иконы из местных рядов иконостасов, окладна почитаемые иконы, имеющие важное значение в сакральном пространстве храма, стоявшие на поклоне в разных местах храмов, так и многочисленные иконы «пядницы», имевшие разное предназначение — налойные иконы, иконы на помин души, обетные иконы. В основном это царские вклады и вклады богатых ктиторов, приближенных к московскому двору, в кремлевские храмы и монастыри России. Лицевые изображения на полях окладов, исполненные в различных ювелирных техниках — чеканке, черни и гравировке, визуализируют и конкретизируют моление донаторов. Выявление значительного круга произведений позволило охарактеризовать масштаб этого особого явления придворной позднесредневековой культуры.
оклады икон, XVI век, кремлевские мастерские, царские вклады, иконы, московский двор, ювелирное искусство
  1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002.
  2. Быкова М. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136–154.
  3. Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при МГУ. 1859 г. Кн. 3. Отд. 1. М., 1859. С. 1–104.
  4. Вкладная и кормовая книга московского Симонова монастыря / А. И. Алексеев, сост. М., 2006.
  5. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Б. А. Рыбаков, отв. ред. М., 1987.
  6. Воронцова Л. М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V международной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 175–190.
  7. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28–31 октября 2008. С. 289–304.
  8. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст. М., 2003.
  9. Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века. История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Вып. 27. М., 2016. С. 64–80.
  10. Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. / А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2009. С. 443–455.
  11. Зюзева С. Г. Оклад иконы «Богоматерь Знамение»: История создания и проблемы атрибуции. Доклад, прочитанный на научном семинаре «Оружейная палата и проблемы изучения русского средневекового искусства» в Музеях Московского Кремля 27 сентября 2016 г.
  12. Зюзева С. Г. Оклады Богородичных икон последней четверти XVI века из кремлевских мастерских с черневыми и гравированными дробницами на полях // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 365–376.
  13. Зюзева С. Г. Оклады двух кремлевских икон второй половины XVI века с лицевыми изображениями на полях // Там же. С. 419–430.
  14. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV– начала XX века: Каталог. М., 2016.
  15. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / Иоанн Добролюбов, сост. Т. 1. Зарайск, 1884.
  16. Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. М., 1998.
  17. Копии с описных книг Благовещенского собора 1701–1703 (1721) году // РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 28 об. – 29.
  18. Куколевская О. С. Ипатьевский монастырь. М., 2003.
  19. Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 318–335.
  20. Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2010. С. 464–483.
  21. Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля середины – второй половины XVI века по письменным данным // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 215–250.
  22. Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015.
  23. Маханько М. А. Сведения о «застенках» в описи Образной палаты 1669 года // Церковное шитье в Древней Руси: Сб. статей / Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2010. С. 83–100.
  24. Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.
  25. Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй половины XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. С. C–CVIII.
  26. Описание памятников церковного и гражданского быта из семейного собрания гр. Шереметевых // РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1369.
  27. Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. 1876. Т. 3.
  28. Опись домашнего имущества царя Ивана Грозного // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Кн. 7. М., 1850.смесь 1.
  29. Опись московской Оружейной палаты. Ч. 1. М., 1884. Царская образная. Древний царский чин и принадлежности священного коронования. Украшения древних царских одежд и различные вещи.
  30. Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771–1772 гг. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90. Л. 38–40.
  31. Переписная книга Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. / сообщил М. И. Соколов. М.: Университетская типография, 1890.
  32. Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века, по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873.
  33. Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле Древней Руси (серебряный оклад иконы Димитрия Солунского 1586 г.) // Византийский временник. М., 1969. Т. XXX. С. 233–242.
  34. Преображенский А. С. Чудотворная Гребневская икона Богоматери Одигитрии и ее списки в Московском Кремле // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 161–214.
  35. Реликвия рода Годуновых: складень-кузов с избранными праздниками и святыми: Каталог выставки / С. В. Гнутова, авт.-сост. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2018.
  36. Ризница Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Т. 1. 2014.
  37. Рущинский Л. П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М., 1871.
  38. Самойлова Т. Е. Царские иконы-мощевики конца XVI века // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 263–282.
  39. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2003.
  40. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
  41. Стерлигова И. А. Драгоценный убор царского храма // Царский храм: Святыни Благовещенского собора Московского Кремля. М., 2003. С. 63–78.
  42. Стерлигова И. А. Несколько замечаний к истории драгоценной иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиции в искусстве XVI века: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Т. III. М., 2008. C.161–172.
  43. Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3.
  44. Щенникова Л. А. Иконы «Богоматерь Владимирская» в монастырях Москвы XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 122–135.
  45. Gifts to the Tsars 1500–1700. Treasures from the Kremlin, 2001.
  46. Grabar A. Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975.

Зюзева Светлана Геннадиевна


Место работы: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”; Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6499-0811;
Электронный адрес: zuzeva@yandex.ru.
Кондрашкова Лада Вадимовна

Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII – нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох

Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII – нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96-122

DOI: 10.15382/sturV201830.96-122
В данной статье рассматриваются вопросы источниковедения, нотации и истории русского церковного многоголосного пения последней четверти XVII — 1-й пол. XVIII в. Автор вводит здесь понятие многоголосных рукописей смешанной стилистики, выделяя при этом два вида — рукописи крюковые и нотные. Первая часть статьи описывает 12 крюковых рукописей, вторая — 8 нотных. Все источники хранятся в московских архивах. Статья привлекает внимание исследователей к подлинным документам, в которых запечатлены интереснейшие страницы отечественной музыки в переходную к Новому времени эпоху.
церковное пение, многоголосие, троестрочие, демество, певческая культура, партесная музыка, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки
  1. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. 1, 2. М., 2005.
  2. Герасимова И. В. «Виленские напевы» в рукописях Киевской митрополии и Московского патриархата последней трети XVII – начала XVIII в.: Проблемы трансмиссии и адаптации // Latopisy Akademii Supraskiej / Ur. Pawluczuk, red. Bialystok, 2013. Vol. 4. С. 187–201.
  3. Герасимова И. В. Новые подходы в реконструкции биографий композиторов XVII века: Николай Дилецкий и Евстафий Маневский // Музыковедение. 2009. № 8. С. 47–56.
  4. Евдокимова Ю. К. Вечная жизнь мелосного многоголосия. Очерк второй // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 134–141.
  5. Кондрашкова Л. В. Раннее русское строчное многоголосие. Ч. I, 2. М., 2013.
  6. Кондрашкова Л. В. Партесное и безлинейное многоголосие: Проблемы взаимодействия // Русское музыкальное барокко: Тенденции и перспективы исследования. Вып. 1. С. 65–78. Вып. 2 (нотное приложение). М.: ГИИ, 2016.
  7. Кондрашкова Л. В. Понятие «прикладных голосов» и проблема стилистической неоднородности в партесных рукописях конца XVII – начала XVIII века // Музыкальная археография – 2015. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 134–161.
  8. Кондрашкова Л. В. О записи партесных концертов крюками. Находки в многоголосных рукописях смешанной стилистики // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 6. СПб., 2017. С. 147–153.
  9. Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира : Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М., 2017. С. 386–411.
  10. Кондрашкова Л. В. Типы кадансов в демественном четырехголосии // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2017. № 4 (23). С. 15–26.
  11. Плотникова Н. Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII–XVIII веков. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  12. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М.: Гос. институт искусствознания, 2015.
  13. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  14. Фролов С. В. Из истории демественного распева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 99–108.
  15. Хачаянц А. Г. Полистилевое церковно-певческое пространство XVII века в зеркале одной рукописи // Музыкальная археография – 2015. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 117–124.

Кондрашкова Лада Вадимовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7488-7295;
Электронный адрес: ladakondrashkova@mail.ru.
Харитонов Артур Владимирович

Архитектура «Русской деревни» на Парижской выставке 1900 г. и ее значение в истории «неорусского стиля»

Харитонов А. В. Архитектура «Русской деревни» на Парижской выставке 1900 г. и ее значение в истории «неорусского стиля» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 123-137

DOI: 10.15382/sturV201830.123-137
Проблема «национального стиля», которая существовала в России начиная с петровских времен, претерпела с течением времени множество модификаций. Наиболее остро этот вопрос встал во 2-й пол. XIX в., когда истоки «русского» в отечественной архитектуре усматривали то в архитектуре Византии и Древней Руси, то в русской архитектуре XVII в., то в деревянной архитектуре Русского Севера. Обращение к последней традиции произошло в самом конце столетия и связано с рождением «неорусского стиля». Любопытно, что его кристаллизация произошла на Парижской выставке 1900 г., в облике Русского кустарного отдела, возведенного стараниями участников абрамцевского кружка и представшего в виде нескольких связанных между собой деревянных сооружений. Предложенная работа посвящена анализу указанных построек, выявлению истоков их появления на Парижской выставке, что немыслимо вне погружения в художественные процессы России рубежа XIX–XX вв. В статье будет обращено внимание на деятельность абрамцевского кружка, в художественной среде которого и произойдет зарождение «неорусского стиля» с его непосредственной передачей живописных и архитектурных образов. Отдельно мы остановимся на работах художников Абрамцево в области сценографии, так как художественные решения, найденные ими при работе над театральными декорациями, отразятся и на их будущих архитектурных проектах.
павильон, неорусский стиль, модерн, Парижская выставка, Коровин, Бондаренко, Абрамцевский кружок, Шехтель
  1. Бенуа А. Н. Письма с Всемирной выставки // Мир искусства. 1900. № 17–18.
  2. Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009.
  3. Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников абрамцевского кружка (У истоков «неорусского стиля») // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М., 1984. С. 137–182.
  4. Всемирная выставка в Париже 1900-го года // Вестник Европы. 1900. № 5 (май).
  5. Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине / Сост. А. Мовшенсон. Л.; М., 1960.
  6. ГТГ. Отдел рукописей. Ф. 3. Ед. хр. 78.
  7. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М., 1997.
  8. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910 годов. М., 1978.
  9. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. М., 1997.
  10. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. М., 1973.
  11. Кириченко Е. И. Художники абрамцевского кружка и становление архитектуры модерна в России // Константин Коровин и его эпоха; Анна Голубкина: материалы научных конференций / Ред. кол. О. Д. Отрашенко, Л. И. Иовлева, Т. В. Юденкова. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. С. 53–63.
  12. Коган Д. Константин Коровин. М., 1964.
  13. Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.
  14. Константин Коровин. Жизнь и творчество. М., 1963.
  15. Кустарный отдел на выставке 1900 г. в Париже: отчет. М., 1901.
  16. Лисовский В. Северный модерн. Национально-романтическое движение в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX–XX веков. СПб., 2016.
  17. Мамонтов С. С. Русские художники в частной опере // РГАЛИ. Ф. 964. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 73.
  18. Нарвойт К. Ю. Россия на Всемирной выставке 1900 г. // Русское искусство. 2005. № 2. С. 16–19.
  19. Наши плотники в Париже. Из воспоминаний участника «ЭКСПО-1900» // Политический журнал. Архив № 14 (109). 17 апреля 2006. URL: http://web.archive.org/web/20130426061454/http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=5478&issue=155 (дата обращения: 25.02.2017).
  20. Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. М., 2012.
  21. Нива. 1900. № 29.
  22. Никитин Ю. А. Архитектура выставочных павильонов на всемирных и международных выставках // Проблема синтеза искусства и архитектуры. М., 1977. Вып. 7. С. 68–78.
  23. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX — начала XX века. СПб., 2014.
  24. Пастон Э. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003.
  25. Поленова Н. В. Абрамцево. Воспоминания. Музей-заповедник «Абрамцево». 2013.
  26. Печенкин И. Е. Русская архитектура в культурном контексте 1890–1910-х гг. // Очерки русской культуры. Конец XIX — начало ХХ века. Т. 3. М., 2016.
  27. РГАЛИ. Ф. 964. Оп. 1. Ед. хр. 24.
  28. Участие России на Всемирной парижской выставке 1900 г. Отчет генерального комиссара Русского отдела. СПб., 1901.
  29. Decorative Kunst. 1900, сентябрь. № 12. С. 480–488.

Харитонов Артур Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им М.В.Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
ORCID: 0000-0002-5556-428X;
Электронный адрес: artur.haritonov.1991@mail.ru.
Абдоков Юрий Борисович

Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского

Абдоков Ю. Б. Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 138-152

DOI: 10.15382/sturV201830.138-152
В статье анализируется феномен оркестрового воплощения образов видимого и слышимого мира. Рассматриваются музыкально-поэтические свойства «оркестровой натурфилософии», характерные для творчества крупнейших мастеров разных национальных школ и эстетических направлений; определяется религиозная этимология оркестровой живописи одного из крупнейших русских композиторов ХХ столетия — Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). Симфоническая эстетика Б. Чайковского осмыслена как религиозно-метафизический концепт, направленный на соединение человека с миром абсолютных ценностей.
оркестр, тембровая палитра, «оркестровый пантеизм», религиозная этимология, симфоническая метафизика, Борис Чайковский
  1. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. М., 2008.
  2. Гессе Г. Эксцентрические повести / Г. Снежинская, пер. с нем. СПб.; М., 2010.
  3. Жакоте Ф. Пейзажи с пропавшими фигурами / А. Кузнецова, пер. с фр. СПб., 2005.
  4. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти / Пер. с серб. М. Яценко под ред. Е. Якушкиной. М., 2005.
  5. Клеопа (Илие), архим. О снах и видениях / З. Пейкова, пер. с румын. М., 2016.
  6. Лосский Н. Философия и публицистика. Избранные статьи. М., 2017.
  7. Рескин Дж. Законы Фиезоло / Пер. с англ. под ред. Л. Никифорова. М., 2007.
  8. Рильке Р.-М. Флорентийский дневник. Из ранней прозы / В. Бакусев, пер. с нем. М., 2001.
  9. Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002.
  10. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / Пер. с англ. М. Кононова под ред. Г. Бурбы. СПб., 2013.
  11. Чоран (Сиоран) Э. Признания и проклятия / О. Акимова, пер. с фр. СПб., 2004.

Абдоков Юрий Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.