/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :33

ИССЛЕДОВАНИЯ

Ендольцева Екатерина Юрьевна

Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА)

Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9-30

DOI: 10.15382/sturV201933.9-30
Статья посвящена коллекции рельефов, относящихся к эпохе Абхазского царства, из собрания Абхазского государственного музея (г. Сухум). Рассмотрены перипетии исторической судьбы каждого артефакта. Использование в анализе исследований последних лет помогает уточнить датировку многих рассматриваемых памятников. В результате проведенной в фондах музея работы (2008 г.) выявлены новые неизвестные ранее памятники. Каждый памятник рассмотрен отдельно, материал представлен в форме комментированного каталога. В процессе работы с коллекцией средневековых рельефов из собрания Абхазского государственного музея удалось уточнить датировки некоторых артефактов (№ 3, 4), обнаружить и атрибутировать часть артефактов, которые ранее оставались неизвестными (№ 24). В итоге из общего массива средневековых рельефов, хранящихся в собрании Абхазского государственного музея, стало возможным выделить компактную группу, относящуюся к эпохе Абхазского царства. Работа с другими лапидарными коллекциями, происходящими с территории Республики Абхазия (алтарная преграда в Дранде, рельефы из алтаря церкви св. Феодора на горе Анакопия), позволила установить несколько стилистических групп, на которые можно разделить артефакты эпохи Абхазского царства из собрания музея. Одна из них характеризуется классической манерой исполнения, близкой греко-византийской (рельефы из алтарной преграды из Дранды (№ 15–21), плита с изображением Сна Иосифа (№ 24), фрагменты алтарной преграды и предалтарный столбик из Анухвы (№ 8–13)), другая — более схематичной, графически-плоской манерой, представляющей, вероятно, работу местных мастеров (№ 3, 4).
рельеф, Абхазское царство, архитектурная пластика, зооморфные мотивы, плетеный геометрический орнамент, алтарная преграда
  1. Абхазия с древнейших времен до наших дней. Очерки по истории Грузии / Ред. кол.: Д. Гамахария, Т. Берадзе, Т. Гванцеладзе. Тбилиси, 2009.
  2. Авидзба А. Любопытная страница истории // Советская Абхазия. 1967. 7 окт.
  3. Айналов Д. В. Некоторые христианские памятники Кавказа // Археологические известия и заметки. Т. III. Вып. 7–8. М., 1895. С. 233–243.
  4. Айналов Д. В. Эллинистические основы Византийского искусства // Записки Русского археологического общества. XII. Вып. 3, 4. СПб., 1901.
  5. Аладашвили Н. А., Беридзе В. В. Искусство Грузии // История искусства народов СССР. Т. 2. М., 1973.
  6. Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963.
  7. Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как исторический источник. I: Лапидарные и фресковые надписи. Тбилиси, 2005.
  8. Бгажба Х. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967.
  9. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  10. Воронов Ю. Н. Труды. Т. III. Сухум, 2010.
  11. Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Исследования средневековых памятников в Цебельде // Археологические открытия 1981–1982 гг. в Абхазии. Тбилиси, 1985. С. 32–34.
  12. Ендольцева Е. Ю., Виноградов А. Ю. Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. 2016. № 6. С. 90–97.
  13. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Алтарная преграда из церкви в Дранде: Новые данные // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и Средневековье. XXX «Крупновские чтения»: Материалы международной научной конференции. Карачаевск, 22–29 апреля 2018. Карачаевск, 2018. С. 456–459.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: Новые данные // Вестник Волгоградского Университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 5. С. 196–210.
  15. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11. 6–9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас. 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов международной научной конференции. Магас, 2010. С. 129–132.
  16. Ендольцева Е. Ю. Об одном необычном изображении «Сна Иосифа» // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: Диалог культур, традиция и современность. М., 2017. С. 176–181.
  17. Ендольцева Е. Ю. Об одном рельефе из хранилища бывшего Государственного управления охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия // Международная научная конференция «Археология средневекового храма» к 170-летию К. К. Косцюшко-Валюжинича. 25–29 сентября 2017 г.: Материалы. Севастополь, 2017.
  18. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / Е. Ю. Ендольцева, отв. ред. и сост. СПб., 2011.
  19. Силогава В. Эпиграфика Мегрелии и Абхазии. Тбилиси. 2004. С. 51 (на груз. яз.).
  20. Стражев В. И. Руинная Абхазия. Сухум, 1925.
  21. Уварова П. С. Христианские памятники Кавказа // МАК. IV. М., 1894.
  22. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII века). М., 2002.
  23. Хрушкова Л. Г. Рельефная плита с изображением птиц из Цебельды // Советская археология. 1977. № 1. С. 75–82.
  24. Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии V–X века. Тбилиси, 1980.
  25. Чубинашвили Г. Н. История грузинского искусства. Тбилиси, 1936.
  26. Шервашидзе Л. А. Неизвестный храм на горе Амбара Гудаутского района около села
  27. Хуап // XVII научная сессия Абхазского института: Тезисы докладов. Сухуми, 1969. С. 19–20.
  28. Шервашидзе Л. А. Резные камни церкви на холме Арасараху близ Цебельды // Известия. Т. IV. Тбилиси, 1975.
  29. Шервашидзе Л. А. Столб из села Анухва // Труды Абхазского государственного музея. Вып. IV. Сухуми, 1974. С. 176–185.
  30. Шервашидзе Л. А. Церковь святого Николая в селе Хуап Гудаутского района // Доклады на Всесоюзной сессии археологов и этнографов. М., 1968. С. 23–24.
  31. Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962.
  32. Iamanidzé N. Les installations liturgiques sculptées des églises de Géorgie (IV–XIII siе cles). Turnhout, 2010.
  33. Khroushkova L. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la mer Noire. Abkhazie IV–XIV siе cles. Turnhout, 2006.
  34. Medieval Georgian Ecclesiastical Art in the Georgian National Museum. Tbilisi, 2012.
  35. Ricard Marie-Claire. Notre Dame du Port. Clermont-Ferrand, 1992.

Ендольцева Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.
Автор благодарит М. К. Инал-Ипа за предоставленную возможность работать в фондах Музея осенью 2008 г.
Царевская Татьяна Юрьевна

Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде

Царевская Т. Ю. Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 31-44

DOI: 10.15382/sturV201933.31-44
В статье анализируется комплекс фрагментов фресок, относящихся к декорации одной из гражданских построек новгородского Владычного двора — так называемой палаты Василия Калики. Факт находки в результате археологического исследования на территории этого сооружения свыше 300 фрагментов фресок имеет особое значение для выяснения былого художественного облика этого памятника, как и его предназначения, позволяя судить о некоем продуманном оформлении его интерьеров, что недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что функции этого этажа были отнюдь не хозяйственные. Большинство фрагментов позволяет усмотреть в них остатки полихромных фоновых покрасок, которые, по всей вероятности, дополнялись орнаментами. Количество найденных фрагментов в целом невелико, что не позволяет с уверенностью говорить о том, что помещения были целиком декорированы. Росписи могли покрывать своды и какие-то определенные архитектурные членения стен, а также откосы оконных проемов и, возможно, ниши. Свойства грунта, смешанной техники живописи с использованием темперы, так же как и колористический спектр росписей, позволяют отнести фрагменты, найденные на территории палаты Василия Калики, ко времени архиепископа Евфимия Вяжищского (1429–1458). Не исключено, что часть этих находок имеет отношение к декорации Владычной палаты, расписанной в 1441 г., и могла попасть в археологические слои восточных участков раскопа из ее парадных сеней. В целом сравнительно небольшое количество выявленных раскопками фрагментов руинированной стенописи (в общей сложности их площадь не превышает 2 кв. м) не дает оснований делать далеко идущие выводы относительно декорации помещений, на территории которых они были выявлены. Тем не менее с такой же степенью вероятности нельзя исключить, что мы имеем дело с остатками росписи, исполненной весной 1434 г., упоминание о которой как о росписи «прежней» палаты содержится в Новгородской Первой летописи младшего извода.
древнерусская архитектура, древнерусская живопись, Русь XIV– XV вв., монументальная живопись, фрески, фрагменты руинированной стенописи, техника живописи, Великий Новгород, новгородский архиепископ
  1. Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV–XV вв. Новые данные и перспективы изучения // Новгородский исторический сборник. Вып. 15 (25). Великий Новгород, 2015. С. 45–57.
  2. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Гражданская постройка в новгородском Детинце // Seminarium Bulkinianum IV. СПб., 2017. С. 59–71.
  3. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Новые материалы к истории новгородского Владычного двора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. С. 141–157.
  4. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899.
  5. Калугина И. В., Яковлев Д. Е., Рузаева Е. И. Архитектура Владычной палаты Новгородского кремля по материалам исследований 2006–2008 годов // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 140–178.
  6. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов // ПСРЛ. Т. III. М.; Л., 1950.
  7. Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862.
  8. ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. Прибавление к Новгородской Второй летописи под 6942 г.
  9. Сарабьянов В. Д. Росписи Владычной палаты Новгородского Кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ 2006–2007 гг. // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 127–128.
  10. Смирнова Э. С., Царевская Т. Ю. О монументальной живописи Новгорода 1330-х — начала 1350-х гг. // История русского искусства. Т. IV. М., 2018. С. 453–463.
  11. Царевская Т. Ю. О новгородской стенописи времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 61–75.

Царевская Татьяна Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская набережная 7–9; Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, Москва, 125009, Козицкий пер., д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0774-9474;
Электронный адрес: tsarturie@yahoo.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда в рамках научного проекта № 18-18-00045 «Каменная гражданская архитектура Новгорода XIV-XV вв.: комплексное изучение».
Монахиня София (Вашевко О. Д.)

Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Вашевко О. Д. Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 45-61

DOI: 10.15382/sturV201933.45-61
В статье дана попытка анализа росписи северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и ее тематическо-богословского содержания. Приводится описание иконографической программы в соответствии с регистровыми членениями архитектурного объема. Тематический подбор сюжетов дает подробный богословский комментарий священнодействию проскомидии. Источники происхождения сцен лежат в области Священного Писания и являют собой вероучительный, исторический и экзегетический ряд относительно формирования и святоотеческого понимания чина проскомидии. В статье обозначаются смысловые связи содержания сюжетов и их композиционного строя. В верхнем регистре Жертвоприношение Авраама сопоставляется с изображением Пресвятой Троицы. Средний регистр содержит подборку библейских сцен из Ветхого и Нового Заветов. Нижний регистр представлен фигурами святых, часть из которых атрибутированы. Иконографическая программа анализируется в соотношении с основами христианского вероучения и традициями литургической практики, приводится богословская интерпретация содержания росписи. Часть сюжетов призвана пояснить догматическое значение совершающегося в северной апсиде священнодействия. Часть сюжетов показывает историческое развитие и традицию принесения Богу жертвы и Даров. Некоторые изображения святых связаны с чинопоследованием текстологически. Их имена упоминаются в ходе совершения проскомидии, поэтому они появляются в росписи жертвенника. В статье оговариваются письменные источники, искусствоведческие аналоги и богослужебные особенности, лежащие в основе формирования сюжетов. Посвящение росписи северной апсиды темам Искупления, жертвоприношения, приготовления Даров исключительный для начала XIV в. факт. Приготовление Агнца комментируется в библейско-историческом, символическом, прообразовательном, текстологическом ракурсах. Изучение росписи по принципу богословского анализа позволило обозначить влияние христианского вероучения и литургической практики на монументальное искусство Древней Руси. Исследование показало, что искусствоведческие особенности памятника сформировались в первую очередь под влиянием христианского вероучения и богослужебной практики. При этом особенности подбора некоторых сюжетов указывают их опору на богослужебную традицию, распространенную в Новгороде, в юрисдикцию которого входил Псков. К XIV в. завершается богослужебное формирование чина проскомидии, и в Снетогорском соборе мы встречаемся с наиболее ранней богословско-художественной интерпретацией этого священнодействия в древнерусском искусстве.
проскомидия, жертвенник, северная апсида, Агнец, Евхаристия, прообраз, иконографическая программа, чинопоследование, фреска, сюжет, литургический контекст, богословское значение
  1. Августин, блж. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским. URL: http://www.orthlib.ru/Augustine/2emm.html
  2. Ветелев А. А. Выдержка из статьи «Богословское содержание иконы Святая Троица преподобного Андрея Рублева» // Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1989. С. 124–128.
  3. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323
  4. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  5. Коляда В., иерей. Образ Неопалимой Купины в творениях святых Отцов. URL: http://217.23.115.9/article/161.html#sl5
  6. Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.: Северный паломник, 2004.
  7. Муретов С. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV в. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Сентябрь. С. 485–528.
  8. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва папы Римского, 2003.
  9. Сарабьянов В. Д. Патрональные и ктиторские изображения во фресках собора Снетогорского монастыря. Опыт реконструкции // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В. В. Седова: Материалы 54-го заседания. Псков, 2009. С. 151–163.
  10. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии / И. Дмитревский, сост. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 375–424.
  11. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.
  12. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. М.: Скит, 1993.
  13. Хью Уайбру. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2000.
  14. Царевская Т. Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»), близ Новгорода // ДРИ: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С.
  15. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2001.

Монахиня София (Вашевко О. Д.)


Место работы: Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы; Российская Федерация, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, д. 1;
ORCID: 0000-0001-7819-320X;
Электронный адрес: inparaskeva@rambler.ru.
Выражаю благодарность Елене Олеговне Новиковой, - научному руководителю дипломной работы, в рамках которой статья была подготовлена. Её поддержка, комментарии и консультации укрепляли надежду в плодотворном исследовании выбранной темы.Сердечную признательность выражаю приснопамятному Владимиру Дмитриевичу Сарабьянову. Благодаря его монографиям и многолетним реставрационным трудам, древнерусские памятники все более и более открываются современникам как живые свидетельства религиозного и культурного менталитета наших предков. Этот неравнодушный человек охотно делился опытом своих исследований и знаний, прививая собеседникам любовь и понимание древнерусской культуры.
Денисов Денис Владимирович

К вопросу о происхождении иконографии «Великий вход» в русской монументальной живописи храмов XVI – 1-й пол. XVII в.

Денисов Д. В. К вопросу о происхождении иконографии «Великий вход» в русской монументальной живописи храмов XVI – 1-й пол. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 62-76

DOI: 10.15382/sturV201933.62-76
В древнерусской живописи композиция «Великий вход» становится известной с XVI в. Она иллюстрирует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, являющийся важным моментом в православной литургии. Одно из мнений, встречающееся в литературе, что «Великий вход» подобен композиции «Небесная литургия». Но если сравнивать в деталях, становится ясно, что между этими двумя сценами есть существенные различия. Исследователи писали об изображении «Великого входа» в контексте иконографических нововведений, которые московский митрополит Макарий вводил во 2-й пол. XVI в. Так же эту композицию рассматривали в контексте росписей 2-й пол. XVII в. Однако происхождение иконографии «Великий вход» еще не получило необходимого научного обоснования. Из всех известных памятников только во фресках Успенского собора Московского Кремля эта тема находит свой логический «контекст», поскольку она изображена как продолжение «Страстного цикла». Из литургического толкования, предложенного византийским богословом XIV в. Николаем Кавасилой, видно, что в Великом входе мы подражаем праведным Никодиму и Иосифу Аримафейскому, погребающим Спасителя. Это же отражено в сценах, находящихся в алтарной зоне Успенского собора, — «Великий вход», «Распятие» и «Оплакивание» — они подтверждают эту интерпретацию, поскольку свидетельствуют об образе Церкви, земной и небесной, совершающей погребение Спасителя на Божественной литургии. До сих пор не выяснено, сколько художников, которые поновляли Успенский собор в 1642–1643 гг., точно следовали программе нач. XVI в., на что ссылается летописец. В статье, в частности, показано, что именно в Успенском соборе Московского Кремля эта фресковая композиция могла появиться впервые, однако причины ее создания в России в нач. XVI в. до сих пор остаются неясными.
Великий вход, Успенский собор Московского Кремля, церковь Николы Надеина в Ярославле, древнерусское искусство, монументальная живопись, церковные росписи, Страстной цикл, гроб Христов, литургия Великой Субботы, Да молчит всякая плоть, толкование на Божественную литургию
  1. Белова Л. Ю., Быкова М. А., Вахтанов С. Н. и др. Собор Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, 2014.
  2. Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Затоустаго. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.
  3. Данилова О. Е. Концепция «Москва — осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля (к постановке проблемы) // Искусство христианского мира. Вып. 3. М., 1999. С. 58–68.
  4. Зверев А. С.Тема Страстей Христовых и Литургия в росписи церкви Перивлепты в Мистре // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 3. М., 1999. С. 52–57.
  5. Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. XVII век: Сб. статей. М., 1964. С. 128–137.
  6. Кочетков И. А. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2009.
  7. Крылова В. Отчет о реставрации настенной росписи в алтарной части Успенского собора. (Рукопись) // Научный архив гос. музеев Московского Кремля. М., 1962.
  8. Никитина Т. Л. Иконография Великого входа в русской монументальной живописи XVII века // XIV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Cб. статей / Ярославский художественный музей. Ярославль, 2010. С. 43–53.
  9. Никитина Т. Л. Русские церковные росписи 1670–1680-х годов. М., 2015.
  10. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003.
  11. Пискаревский летописец под 1547, 1550 годами // Материалы по истории СССР. М., 1955. Т. II. С. 57, 65.
  12. Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Изд. 2. М., 1900.
  13. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890.
  14. Преображенский А. С. К вопросу о датировке росписей собора Успенского монастыря в Свияжске // Свияжские чтения. Т. 1. Свияжск, 2009. С. 30–42.
  15. Преображенский А. С. О стиле и времени создания росписи собора Успенского монастыря в Свияжске // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции 2009 г. М.: Изд-во Московского университета, 2009. С. 268–308.
  16. Саенкова Е. М. О некоторых особенностях иконографии Великого входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 8. М., 2004. С. 144–145.
  17. Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 164–217.
  18. Симеон Солунский. Книга о храме // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993 (репринт).
  19. Тафт Р. Ф. Великий вход: история перенесения Даров и других преданафоральных чинов / С. Голованов, пер. с англ. Омск, 2011.
  20. Тихомиров М. Н. Из «Владимирского летописца» // Исторические записки. Т. 15. М., 1945. С. 278–300.
  21. Толстая Т. В. История иконостасов Успенского собора Московского Кремля. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М., 2011.
  22. Успенский А. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913.
  23. Karger M. Les portraits des fondateurs dans les peintures murales du monastere de Svij azk // L'art byzantin chez les Slaves. Recueil Uspenskij . P., 1930. Vol. 2.

Денисов Денис Владимирович


Место работы: Музей им. А.Рублева (МиАР); Российская Федерация, 105 120 Москва, Андроньевская пл. 10; Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР); 107014, Москва, ул. Гастелло, 44, стр 1;
Должность: специалист;
ORCID: 0000-0003-0158-9964;
Электронный адрес: denisov_dionisii@mail.ru.
Автор выражает искреннюю благодарность Н. И. Комашко, Ж. Г. Белик, Г. А. Назаровой, д. Сергию Баранову за сделанные ими в ходе работы над статьей замечания и рекомендации
Плотникова Наталья Юрьевна

Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле

Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 77-96

DOI: 10.15382/sturV201933.77-96
Статья посвящена двум четырехголосным концертам выдающегося композитора эпохи барокко Николая Дилецкого в честь Архангела Михаила — «Чиноначальник вышним силам» и «О сладкий свете». В данной работе эти сочинения вводятся в научный обиход: приводятся сведения о рукописных нотных источниках, хранящихся в архивах России, рассматриваются вербальные источники, в том числе в сопоставлении с текстами, распространенными в настоящее время, определяются черты сходства и различия этих двух сочинений. Автор анализирует специфику рефренных форм в концертах Архангелу Михаилу, взаимодействие словесного текста и метрических структур. Особое внимание уделяется интонационному анализу, позволяющему выявить авторские замыслы, связанные со сквозным развитием основных тематических элементов, которые скрепляют развернутые построения в единое целое. Музыкально-композиционные подходы и приемы, применяемые Дилецким, сопоставлены с положениями его теоретического труда «Мусикийская грамматика», что становится основой для выводов о том, какое преломление получают отдельные позиции данного трактата в собственном творчестве композитора.
Николай Дилецкий, партесный стиль, концерты, Михаил Архангел, рефренные формы
  1. Акафист Архангелу Михаилу. URL: www.fatheralexander.org/booklets/russian/akathist.htm#_Toc63593184 (дата обращения: 14.01.2019).
  2. Арсений Криптоферратский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 436.
  3. Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83–101.
  4. Герасимова-Персидская Н. А. Принцип порождения в партесном творчестве // Музыка. Время. Пространство. Киев, 2012. С. 160–176.
  5. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства / Вл. Протопопов, публ., пер., исслед. и коммент. Вып. 7. М., 1979. С. 100, 358.
  6. Иоанн Крестьянкин, архим. Слово в праздник архистратига Михаила. URL: https://pravoslavie.ru/49928.html (дата обращения: 14.01.2019).
  7. Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012–2013>. М., 2013. С. 260–280.
  8. Людоговский Ф., свящ., Плякин М., диакон Обзор акафистов в честь святых бесплотных сил // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Т. 4. С. 160–176.
  9. Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 38–55.
  10. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия// Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77–82.
  11. Служба святому архангелу Михаилу в воспоминание чуда бывшего в Хонех. URL: http://www.vipstd.ru/cvet/index.php/m122/m100/m99/238-a (дата обращения: 14.01.2019).

Плотникова Наталья Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Баранова Светлана Измайловна

Русские изразцовые печи XVIII–XIX вв. и их создатели

Баранова С. И. Русские изразцовые печи XVIII–XIX вв. и их создатели // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 97-113

DOI: 10.15382/sturV201933.97-113
В статье рассматривается ведущая роль архитекторов в создании и установке отопительных устройств в русских интерьерах XVIII–XIX вв. Установка печей и каминов, их декоративное оформление подчинялись, прежде всего, авторскому замыслу и стоящим перед архитектором планировочным, архитектурно-художественным и инженерным задачам. Известные российские зодчие проектируют отопительные приборы в статусных сооружениях, используя в них черты большой архитектуры. Это говорит и о многогранности деятельности русских архитекторов прошлого, и о понимании ими того, что печь является не только элементом организации и украшения интерьера, но и важным инженерным узлом здания. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся проекты изразцовых печей Д. В. Ухтомского, К. И. Бланка, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги, Ф. Ф. Рихтера и др. Особо выделена роль архитектора Н. А. Львова, который проектировал печи в собственных постройках — усадебных комплексах в Тверской, Новгородской и Московской губерниях, — а также разработал новаторские приемы отопления и вентиляции зданий. Такой взгляд позволяет высказать предположение о причастности ряда архитекторов к созданию изразцовых печей, например в церкви Святой Троицы в Странноприимном доме в Москве.
архитектор, изразцовая печь, камин, проектирование печей, инженерные задачи, палаты Романовых
  1. Архитектурная сказка Федора Шехтеля. К 150-летию со дня рождения Мастера. М., 2010.
  2. Баранова С. И. Изразцы из Коломенского дворца: трансформации художественных импульсов // Коломенское: Материалы и исследования. М., 2011. Вып. 13. С. 197–216.
  3. Баранова С. И. К вопросу о реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца // Там же. М., 2007. Вып. 10. С. 118–134.
  4. Баранова С. И. Опыт реконструкции древнерусских печей в Московском государственном объединенном музее-заповеднике // К двадцатилетию Высшей школы реставрации РГГУ: академическое искусствоведение, археология, научная реставрация сегодня: Материалы научной конференции. М., 2013. (Артикульт; № 12 (4-2013)). С. 81–82.
  5. Баранова С. И. Реставрационная деятельность Ф. Ф. Рихтера и возрождение символики эпохи Московского царства (на примере реставрации палат Романовых в Москве) // Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: Материалы XXII Международной научной конференции. М.: РГГУ, 2010. С. 145–148.
  6. Баранова С. И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. М., 2013.
  7. Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980.
  8. Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961.
  9. Глумов А. Н. Н. А. Львов. М., 1980.
  10. Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988.
  11. Ильенко И. В. Некоторые сведения об изразцовых печах XVII–XVIII веков // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 5. С. 71–103.
  12. Лем И. Теоретические и практические предложения о гражданской архитектуре с объяснением правил Витрувия, Палладия, Серлия, Виньелы, Блонделя и др. СПб., 1792–1794; 2-е изд. М., 1806.
  13. Московские истории. Архитектор А. С. Каминский. М., 2010.
  14. Немцова Н. И. К вопросу о классификации русских изразцовых печей XVIII в. М., 1989.
  15. Немцова Н. И. О стилях архитектурных русских изразцовых печей XVII–XVIII вв. // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 5. Ч. 1. С. 30–41.
  16. Пиранези Джованни Баттиста. Различные манеры украшения каминов и всех других частей зданий. 1769.
  17. Савельев Ю. Р. Николай Владимирович Султанов: Портрет архитектора эпохи историзма. М., 2009.
  18. Сергиенко И. И. Заводы гончарные и изразцовые XVIII–XIX вв. // Из истории русской керамики и стекла XVII–XVIII веков. Труды Государственного Исторического музея. М., 1986. Вып. 62. С. 66.
  19. Список фабрик и заводов Российской империи / В. Е. Варзар, ред. СПб., 1912.
  20. Степанова Е. В. Реконструкция скульптурных печей в интерьерах классицизма // Коломенское: Материалы и исследования. Вып. 5. Ч. 2. М., 1993. С. 236.
  21. Тыдман Л. В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. М., 2001.
  22. Фролов М. В. Мастера-изразечники Москвы XVII — начала XVIII века. М., 1991.

Баранова Светлана Измайловна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Российский государственный гумманитарный университет; Российская Федерация, Москва, Миусская площадь, 6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9393-1151;
Электронный адрес: svetlanbaranova@yandex.ru.
Павлинова Варвара Петровна

Музыкальные драмы М. П. Мусоргского в свете русских литургических и античных театральных координат

Павлинова В. П. Музыкальные драмы М. П. Мусоргского в свете русских литургических и античных театральных координат // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 114-133

DOI: 10.15382/sturV201933.114-133
Статья посвящена проблеме генезиса трагедийной драматургии исторических музыкальных драм М. П. Мусоргского — «Бориса Годунова» и «Хованщины». Поставлен вопрос о преломлении русским композитором влияния античной трагедии как базовой черте драматургии этих сценических шедевров. Рассмотрен исторический контекст, обусловивший интерес Мусоргского к театральному искусству классической Греции: разные векторы присутствия античной и постантичной темы в отечественной культуре 60–70-х гг. XIX в. Обращено внимание на формирование в эти годы нового взгляда на древнегреческое наследие вопреки доминирующему в научной литературе мнению о негативном или безразличном отношении названной эпохи к античной классике. Проникновение античных впечатлений в ранние сочинения Мусоргского освещено на примере его первых сценических опытов: драме «Эдип в Афинах» и опере «Саламбо». Следующий этап — свободное отражение композитором античной традиции в зрелые годы его творчества. Приведены письма, позволяющие оценить глубину пиетета композитора к непреходящей ценности древнегреческого эстетического опыта. На основании анализа драматургии «Бориса Годунова» и «Хованщины» сделан вывод об актуализации русским композитором XIX в. древних основ трагического жанра в условиях национальной исторической сюжетики и отражения русского православного религиозного опыта.
М. П. Мусоргский, музыкальная драма, античная трагедия, «Борис Годунов», «Хованщина», литургическое содержание
  1. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972. С. 90–102.
  2. Бенуа А. Н. Возобновление «Бориса» на Мариинской сцене // Речь. 1911. 9 января. №8. С. 3.
  3. Бобкова М. С. «Мы сами — время»: прошлое и настоящее в историческом сознании эпохи Средневековья // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 133.
  4. Кандинский А. И. О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского / Научные труды Московской гоcударственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. М.: МГК, 2002. С. 7–30.
  5. Киреев Д. З. «Борис Годунов» Мусоргского. О духовной сущности оперы // Музыковедение. 2010. № 6. С. 11–20.
  6. Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб., 2006.
  7. Левашев Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. М., 2011.
  8. Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в культуре пореформенной России // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории. Научное изд. Ч. III, гл. 22 / Л. П. Репина, ред. М., 2008. С. 636–681.
  9. Медведев И. П. Некоторые размышления о судьбах русского византиноведения // Исторические записки. 2000. № 3 (121). С. 30–47.
  10. Михайлова Е. А. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции 1869 года: Истоки концепции. Драматургия. Слово в опере: Автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2012.
  11. Михайлова Е. А. Христианская идея и молитва. Первая редакция «Бориса Годунова» // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 32–37.
  12. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Письма. Биографические материалы и документы / А. А. Орлова, М. С. Пекелис, сост. М., 1971.
  13. Наследие М. П. Мусоргского: Сб. материалов: К выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах / Е. М. Левашев, сост. и общ. ред. М., 1989.
  14. Пушкин А. С. Наброски предисловия к «Борису Годунову» // ПСС: В 6 т. Изд. 4-е. Т. 6. М., 1936. С. 65–66.
  15. Радциг С. И. Гомер в русской литературе // История греческой литературы. Т. I. Гл. VIII / С. И. Соболевский, Б. В. Гартунг, З. Г. Гринберг, Ф. А. Петровский, С. И. Радциг, ред. М.; Л., 1946. С. 152.
  16. Селиверстова Н. М. Актуализация прошлого в период подготовки крестьянской реформы в России // Люди и тексты: Исторический альманах. ИВИ РАН. 2014. № 6. С. 130–149.
  17. Скирская Т. В. Два взгляда на церковное пение в переписке В. В. Стасова и Д. В. Разумовского (к 200-летию протоиерея Димитрия Разумовского) // Музыкальная академия. 2018. №1. С. 179–187.
  18. Скирская Т. В. У истоков русской музыкальной византологии // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 123–160.
  19. Суриков И. Е. История в драме — драма в истории. Некоторые аспекты исторического сознания в классической Греции // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории. Ч. III. Гл. 14 / Л. П. Репина, ред. М., 2008. С. 371–409.
  20. Тахо-Годи А. А. Русские революционные демократы и античность в связи с предшествующим им литературно-эстетическим развитием: Автореф. … д-ра филол. наук. М., 1958.
  21. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.
  22. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
  23. Шеховцова И. П. Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики // Ученые записки. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. № 2 (21). С. 19–29.
  24. Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.

Павлинова Варвара Петровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокуднецкая, д. 23Б;
ORCID: 0000-0002-6910-6386;
Электронный адрес: v.pavlin@mail.ru.
Старостина Татьяна Алексеевна

О музыкальной логике цикла Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля)

Старостина Т. А. О музыкальной логике цикла Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 134-144

DOI: 10.15382/sturV201933.134-144
Статья посвящена музыкальной драматургии утрени Великой Пятницы архимандрита Матфея (Мормыля). Предварительно рассматривается история и структура этого монументального и исключительного по своей значимости богослужения. Утреня Великой Пятницы сочетает в себе компоненты постового суточного богослужебного круга и Постной Триоди. Уникальность данной службы состоит как в обилии читаемых Евангельских текстов, так и в богатстве музыкального материала: между 1-м и 7-м фрагментами Евангелия расположены антифоны — песнопения, подобных которым нет больше ни в одной службе годового круга.По мнению автора статьи, 15 антифонов утрени можно условно разделить на пять циклов (по три антифона), различных по уровню драматического напряжения. Второй из них (антифоны 4–6) повествует о предательстве Иуды и в соответствии с этим отличается наиболее скорбной музыкальной окраской: архимандрит Матфей гармонизует все звучащие здесь напевы в миноре. В последней группе антифонов, напротив, звуковой колорит просветляется: возникает предчувствие грядущего Христова Воскресения. Автор статьи приходит к выводу о том, что даже в схематически изложенном последовании опорных созвучий музыкальных строк прочитывается Евангельская история, воплощенная в звуках выдающимся церковным музыкантом архимандритом Матфеем.
утреня, антифон, архимандрит Матфей, гармонизация, каденционный план, уставной напев
  1. Азбука осмогласия. Выпуск первый. Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская. М.: ПСТГУ, 2008.
  2. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  3. Богослужебные тексты. URL: http://www.typikon.ru/texts.htm (дата обращения: 11.08.17).
  4. Богослужения Великого поста. URL: http://orthlib.ru (дата обращения: 11.08.17).
  5. Великий Пяток. Песнопения Триоди Постной. URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon409.htm?id=409 (дата обращения: 11.08.17).
  6. Волковинский С. А. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 2 (3). С. 139–146.
  7. Всенощное бдение. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: СвятоТроицкая Сергиева лавра, 2010.
  8. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  9. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 1998.
  10. Желтов М., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы). URL: http://www.bogoslov.ru/text/398799.html (дата обращения: 11.08.17).
  11. Желтов М., прот., Ткаченко А. А. Великая Пятница // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2004. Т. 7. С. 416—430.
  12. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Православные регентские курсы, 2005 (репр. изд. 1909).
  13. Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТГУ, 2016.
  14. Кустовский Е. С., Потемкина Н. А. Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М.: Православные Московские регентские курсы. 2-е изд. 2014.
  15. Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
  16. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил / Беседа архимандрита Матфея с Н. Г. Денисовым // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 10–38.
  17. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.
  18. Песнопения Страстной седмицы. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.
  19. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Издательское объединение «Композитор», 1994.
  20. Свод сочинений и напевов Православной Церкви. Издано в России / Сост. И. А. Журавленко. М.: Паломникъ, 2002.
  21. Толковое осмогласие употребительных роспевов Русской Православной Церкви. 8 выпусков [по числу гласов] / Сост. А. Абрамова. М.: Православные Московские регентские курсы, 2010–2015.
  22. Триодь Постная на церковнославянском языке. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015.
  23. Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 177–204.

Старостина Татьяна Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.

РЕЦЕНЗИИ

Щенникова Людмила Александровна

Успенский собор в Смоленске XVII–XVIII веков: от основания до освящения — Рец. на кн.: Аникеев В. М. «В настоящем величественный». По материалам архивных исследований. Смоленск, 2018.

Щенникова Л. А. Успенский собор в Смоленске XVII–XVIII веков: от основания до освящения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 147-155 — Рец. на кн.: Аникеев В. М. «В настоящем величественный». По материалам архивных исследований. Смоленск, 2018.
PDF

Щенникова Людмила Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Музеи Московского Кремля;
Должность: ведущий научный сотрудник;
Электронный адрес: ludmilas@kremlin.museum.ru.