/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :31

ИССЛЕДОВАНИЯ

Манукян Анна Михайловна

Композиция верхнего ряда клейм западных врат собора Рождества Богоматери в Суздале

Манукян А. М. Композиция верхнего ряда клейм западных врат собора Рождества Богоматери в Суздале // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 9-31

DOI: 10.15382/sturV201831.9-31
Клейма верхнего регистра западных врат собора Рождества Богоматери в Суздале следует рассматривать не как самостоятельные образы, а как единую композицию, обретающую смысл лишь в совокупном звучании всех ее элементов. Композиционное ядро верхнего ряда образуют пластины с образом Христа во славе и Ветхозаветной Троицы, обрамленные двумя крайними клеймами с изображениями херувима и серафима. Сочетание четырех верхних пластин следует толковать в литургическом контексте. Уже в доиконоборческий период иконография Христа во славе олицетворяла участие Небесной Церкви в земной литургии, регулярно совершаемой внутри храма. Гостеприимство Авраама, расположенное рядом с явившимся в сиянии славы Христом, входит в число главных евхаристических прообразов Ветхого Завета. Серафимы и херувимы на боковых клеймах представлены как активные участники небесной литургии:рипиды в их руках употреблялись при совершении таинства Евхаристии, во время которого два диакона персонифицируют служащих Богу ангелов, держа рипиды по обе стороны от престола. Таким образом, четыре пластины верхнего регистра западных врат складываются в единую композицию — многочастную Теофанию. Литургический акцент верхнего регистра западных врат и подчеркивает архиерейский чин вверху нащельника, возглавляемый архиепископом Николаем Мирликийским, и включает двух главных творцов литургии — Василия Великого и Иоанна Златоуста. Тип лика Вседержителя на пластине врат по косвенным признакам может быть истолкован как «Ветхий деньми», символизирующий Христа до вочеловечения. Расположенный вверху врат, Ветхий деньми предварял развернутый в пяти нижних ярусах рассказ о жизни Богоматери и Ее роли в воплощении Христа, ведущего к спасению человечество.
храмовая дверь, Суздаль, Маэстас Домини, Христос во славе, Ветхий деньми, литургия, Евхаристия, анафора, ветхозаветная Теофания, Боговоплощение, Богоматерь, средневизантийский, XIII век
  1. Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа // Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 207–218.
  2. Гукова С. Н. Богоматерь с символами евангелистов // Византийский временник. 2005. Т. 64 (89). С. 256–270.
  3. Ермилов П. В. Константинопольские споры XII века о богословии Евхаристии // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007). М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2010. С. 169–180.
  4. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV веков. М.: Искусство, 1973.
  5. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 44–71.
  6. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 161–206.
  7. Лифшиц Л. И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М.: Модус Граффити, 1997. С. 156–174.
  8. Луковникова Е. А. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII — середины XIV веков. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003.
  9. Мавродинова Л. Стенописите на църквата “Свети Четиридесет мъченици” във Велико Търново. София: Български художник, 1974.
  10. Медведева Е. С. Этюды о суздальских вратах: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1947.
  11. Медынцева А. А. Подписные шедевры древнерусского ремесла: Очерки эпиграфики. XI–XIII вв. М.: Наука, 1991.
  12. Мокрецова И. П. Новые данные о миниатюрах Евангелия греч. 101 в Государственной публичной библиотеке им M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде // Византийский временник. 1972. Т. 33 (58). С. 203–213.
  13. Пенкова Б. За модела на стенописната декорация на манастырските трапезарии от византийския и поствизантийский художествен кръг // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 209–218.
  14. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.
  15. Пуцко В. Г. Новгородские иконы Христа во славе // София. 2003. № 3. С. 11–13.
  16. Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси («Спас в силах» в русской живописи XIV–XV вв.) // Византийский временник. 1995. Т. 56 (81). С. 266–282.
  17. Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века / / Вопросы искусствознания. 1994. Вып. 4/ 94. С. 268–312.
  18. Сергий, архиепископ Владимирский. Св. Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы // Странник. 1898. Т. III (сент.–дек.).
  19. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / Вступ. ст. П. И. Мейендорфа; пер. и предисл. Е. М. Ломизе. М.: Мартис, 1995.
  20. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещения» начала XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 517–538.
  21. Творения прп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер. М. Козлова и Д. Е. Афиногенова. М.: Мартис, 1997.
  22. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. СПб.: Наука, 2008.
  23. Трифонова А. Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород: [б.и.], 2015.
  24. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах»). Новгород: Дмитрий Буланин, 1999.
  25. Шалина И. А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 340–370.
  26. Щенникова Л. А. О некоторых литературных источниках иконографии «Спас в силах» // Макариевские чтения: «Апокалипсис в русской культуре» (материалы III Российской науч. конф., посвящ. памяти святителя Макария, 6–8 июня 1995 г.). Можайск: Можайск-Терра, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 157–170.
  27. Янин В. Л. О датировке врат суздальского собора // Советская археология. 1959. № 3. С. 91–98.
  28. Angheben M. La théophanie du portail de Moissac: une vision de l’Église céleste célébrant la liturgie eucharistique // Les cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Le portail roman. 2014. Vol. 45. P. 61–82.
  29. Babić G. Les chapelles annexes des églises byzantines. Fonction liturgique et programmes iconographoques. Bilbiothèque des Cahiers Archéologiques, 3. Paris: Klincksieck, 1969.
  30. Belting H. Stilzwang und Stilwahl in einem byzantinischen Evangeliar in Cambridge // Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1975. Bd. 38. H. 3/ 4. S. 215–244.
  31. Bréhier L. Les peintures de rouleau liturgique №2 du monastère de Lavra // Annales de l’Institut Kondakov. Seminarium Kondakovianum.XI. Beograd: Institut Kondakov, 1940. P. 1–21.
  32. Bucur B. G. The Son of Man and the Ancient of Days. Observations on the Early Christian Reception of Daniel 7 // Phronema. 2017. Vol. 32(1). P. 1–27.
  33. Corrigan K. Visualizing the Divine: An Early Byzantine Icon of the 'Ancient of Days' at Mt. Sinai // Approaching the Holy Mountain: Art and Liturgy at St. Catherine's Monastery in the Sinai / Ed. S. Gerstel, R. Nelson. Turnhout: Brepols, 2010. P. 285–303.
  34. Coden F., Franco T. San Zeno. Le porte bronzee. Verona: Cierre Edizioni, 2017.
  35. Durliat M. La Sculpture romane de la route de Saint-Jacque. De Conque à Compostelle. Montde-Marsan: Comité d'Études sur l'Histoire et l'Art de la Gascogne, 1990.
  36. English Frazer M. Church Doors and the Gates of Paradise: Byzantine Bronze Doors in Italy // Dumbarton Oaks Papers. 1973. Vol. 27. P. 145–162.
  37. Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien: Die Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1979.
  38. Grabar A. Sur les Sources des peintres byzantines de XIIIe et XIVe siècles (Nouvells recherches sur l’icône bilatérale de Poganovo) // Cahiers Archéologiques. 1962. Vol. 12. P. 359–389.
  39. Grabar A. Un rouleau liturgique constantinipolitain et ses peintures // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 8. 1954. P. 163–199.
  40. I Bizantini in Italia. / A cura di G. Cavallo, V. Von Falkenhausen. Milano: Scheiwiller-Credito Italiano, 1982.
  41. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris: Éditions du C. N.R.S., 1991.
  42. Kalopissi-Verti S. The Proskynetaria of the templon and narthex: Form, imagery, spatial connections, and reception // Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West. / Ed. S. E. J. Gertsel. Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2006. P. 107–134.
  43. Marinis V. Architecture and Ritual in the churches of Constantinople. Ninth to Fifteenth Centuries. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
  44. Mckay Kraehling G. The Eastern Christian Exegetical Tradition of Daniel’s Vision of the Ancient of Days // Journal of Early Christian Studies. 1999. Spring. Vol. 7. Nu. 1. P. 139–161.
  45. Mende U. Die Bronzetüren des Mittelalters. 800-1200. München: Hirmer, 1983.
  46. Milanović L. On the threshold of certainty: The Incredulity of Thomas in the Narthex of the Katholikon of the Hosios Loukas Monastery // Зборник радова Византолошког института. 2013. L. P. 367–388.
  47. Miljković-Pepek P. Smisao ikonografskog programa u južnom tremu crkve u Veljusi // Zograf. 1982. Vol. 13. С. 36–42.
  48. Nelson R. S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Books. N. Y.: New York University Press, 1980.
  49. Skubiszewski P. Maiestas Domini et liturgie // Cinquante années d’histoire médiévale. Á la confluence de nos discipline. Actes du Colloque organisé à l'occasion du Cinquantenaire du CESCM, Poitiers, 1er-4 septembre 2003 / Éd. Cl. Arrignon, M.-H. Debiès, Cl. Galderisi. Turnhout: Brepols, 2005. P. 309–408.
  50. Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athènes: Institut Français d’ Athènes , 1956–1958. T. I–II. Tomeković S. Contribution à l’étude du programme du narthex des églises monastiques (XIe–première moitié des XIIIe s.) // Byzantion. 1988. Vol. 58. No. 1. P. 140–154.
  51. Tsuji S. The Headpiece Miniatures and Genealogy Pictures in Paris. Gr. 74. Dumbarton Oaks Papers, 1975. Vol. 29, pp. 165–203.

Манукян Анна Михайловна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: «Частный музей русской иконы»; Российская Федерация, Москва, 109240, Гончарная ул., д. 3, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7269-8899;
Электронный адрес: manukyan4@yandex.ru.
Статья написана в рамках выполнения научно-исследовательского проекта при финансовой поддержке РФФИ «Западные и южные врата собора Рождества Богоматери в Суздале – памятник русской культуры предмонгольской эпохи (1227-1238 гг.)» № 17-04-50127-ОГН.
Морозова Екатерина Ивановна

Еще раз о миниатюрах Книги пророков 1489 г.

Морозова Е. И. Еще раз о миниатюрах Книги пророков 1489 г. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 32-52

DOI: 10.15382/sturV201831.32-52
Книга пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 173. МДА. № 20) — роскошно иллюминированная московская рукопись, украшенная 16 миниатюрами с изображениями пророков, полихромными заставками и инициалами. Кодекс неоднократно становился объектом внимания историков искусства. В настоящей статье пересмотрены существующие атрибуции миниатюр, дана подробная стилистическая характеристика миниатюр, обозначено место миниатюр в истории московской живописи 2-й пол. XV в., рассмотрен вопрос использования в рукописи так называемой акварельной техники, затронута проблема иконографии пророков. Придерживаясь традиционного деления миниатюр на две группы (так называемые акварельную и темперную), мы полагаем, что в создании 16 миниатюр Книги пророков принимали участие как минимум семь мастеров. Шесть «темперных» миниатюр принадлежат, по нашему мнению, кисти четырех художников. Первый мастер выполнил изображения Иосии и Иоиля, второй — Аввакума, третий — Захарии и Малахии, четвертый — Даниила. В исполнении «акварельных» пророков принимало участие, скорее всего, трое художников. Изображения Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Софонии, Исайи, Иезекииля и Иеремии выполнил пятый мастер. Оставшиеся миниатюры с изображениями Наума и Аггея написаны двумя разными художниками. «Акварельная» техника, в которой исполнены изображения 10 пророков, встречается в ряде рукописей кон. XV в. и свидетельствует, очевидно, об ориентации на палеологовскую культуру. Изображения пророков в рост на нейтральном фоне являются одним из возможных вариантов «авторского портрета», обращение к которому говорит о знакомстве московских художников с византийской традицией. Сами же облики пророков, напротив, более соответствуют изображениям в пророческих чинах иконостасов, нежели в византийских рукописях аналогичного состава.
московские иллюстрированные рукописи, московские миниатюры, искусство «круга Дионисия», «дионисиевский стиль», иллюстрированные Книги пророков, «акварельная» техника, древнерусская живопись
  1. Георгиевский Г. П., Владимиров М. Древнерусская миниатюра. М., 1933.
  2. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869.
  3. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Лицевые рукописи XI–XIX веков. Т. 2. Кн. 1: Лицевые рукописи XI–XVII веков / Е. В. Гладышева, Н. В. Розанова, ред. М., 2010. Кат. № 4. С. 60–82.
  4. Дионисий «живописец пресловущий». Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI вв. из собраний музеев и библиотек России / Е. В. Гладышева, Э. К. Гусева, Л. В. Нерсесян, Г. В. Попов, ред. М., 2002.
  5. Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 101–154. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882.
  6. Кучкин В. А., Попов Г. В. Государев дьяк Василий Мамырев и лицевая Книга пророков 1489 г. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. С. 107–144.
  7. Лазарев В. Н. Дионисий и его школа // История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 482–541.
  8. Лифшиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005. С. 126–162.
  9. Мельник А. Г. Московский великокняжеский дьяк Данило Мамырев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 2 (24). С. 61–69.
  10. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.
  11. Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964.
  12. Новый Завет с Псалтирью: греческая иллюминированная рукопись из собрания Государственного Исторического музея // Исследования и реставрация одного памятника: Сб. ст. / Э. Н. Добрынина, сост. и отв. ред. М., 2014. Вып. 10.
  13. Попов Г. В. Московская копия конца XV в. с болгарской миниатюры предшествующего столетия // Советское славяноведение. 1969. № 1. С. 91–94.
  14. Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра. Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256–285.
  15. Попов Г. В. Новый памятник круга Буслаевской Псалтири. Из истории деятельности великокняжеской рукописной мастерской в 1480-х гг. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 168–179.
  16. Попов Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV–XVI столетия. М., 2009.
  17. Попова О. С. Новгородские миниатюры второй половины XIV в. и второе южнославянское влияние // Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 231–250.
  18. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.
  19. Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Ч. 1. М., 1916.
  20. Розанова Н. В. Миниатюры московского круга конца XV — начала XVI вв.: дис. … канд. иск. Л., 1971.
  21. Розов Н. Н. Книга в России в XV в. Л., 1981.
  22. Свирин А. Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
  23. Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. XI–XVII века. М., 1964.
  24. Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 2011.
  25. Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988.
  26. Смирнова Э. С. Русская рукопись «Постнических Слов Василия Великого» рубежа XIVXV веков, РНБ, F. п. I. 40, и ее миниатюра // Зограф. Т. 36. Београд, 2012. С. 171–178.
  27. Сперанский М. Н. «Греческое» и «лигатурное» письмо в русских рукописях XV–XVI вв. // Byzantinoslavica. T. IV. Vol. 1. Praha, 1932. P. 52–64.
  28. Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1891.
  29. Ухова Т. Б., Клепиков С. А. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии // Государственная библиотека им. В.И. Ленина. Записки Отдела рукописей. М., 1960. Вып. 22.
  30. Lowden J. Illuminated Prophet Books. L., 1988.
  31. Popova O. La miniature russe XIe — début du XVIe siècle. Léningrade, 1984.
  32. Weitzmann K. A Fourteenth-Century Greek Gospel Book with Wash-Drawings // Gazette des Beaux-Arts. Tome 62 (Juillet — Août). P., 1963. P. 92–108.

Морозова Екатерина Ивановна


Место работы: ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря;
Должность: научный сотрудник, художник-реставратор;
ORCID: 0000-0002-5703-8099;
Электронный адрес: catherine-moro@yandex.ru.
Гарсия Солано Анна Милена Альваровна

Испанские центрические постройки иезуитского ордена.

Гарсия Солано А. А. Испанские центрические постройки иезуитского ордена. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 53-69

DOI: 10.15382/sturV201831.53-69
В последние 20 лет рядом исследователей осуществляется переоценка деятельности Общества Иисуса, используются новые подходы к изучению его наследия. В русле ставящихся вновь проблем и задач пересматривается значимость ордена в разных сферах — науке, политике, искусстве. Сложилось мнение, что иезуиты традиционно возводили исключительно базилики, обращаясь за вдохновением к своему главному творению — Иль Джезу в Риме. Это очевидное предпочтение ордена не исключает, однако, использования центрической планировки. Так, в Риме по заказу иезуитов Бернини строит Сант Андреа аль Квиринале — церковь, которая считается одной из жемчужин города и одновременно лучшим архитектурным произведением мастера. В Испании Обществом Иисуса возведены пышные и яркие храмы этой типологии, которые стали отражением эпохи. Именно центрическую планировку иезуиты выбрали для своего главного творения в Испании — святилища Игнатия Лойолы. Этот, а также другие памятники данной типологии анализируются в представленной статье с точки зрения их архитектурной и исторической ценности. Поскольку тема центрической иезуитской архитектуры прежде отдельно не изучалась, обращение к ней в данной статье открывает возможность объективно оценить вклад иезуитского ордена как в испанскую, так и в общеевропейскую архитектуру XVI–XVIII вв., позволяя точнее определить специфику его художественных задач и особенностей.
Общество Иисуса, иезуиты, архитектура, барокко, центрические постройки, святилище Игнатия Лойлы, Леонардо де Фигероа
  1. Ackerman J. S. The Gesù in the Light of Contemporary Church Design // Rudolf Wittkower, Irma B. Jaff e, eds. Baroque Art: the Jesuit Contribution. N. Y., 1972.
  2. Ackerman J. S. Palladio. L., 1991.
  3. Anguita Herrador R. El arte barroco. Madrid, 2004.
  4. De Aldama A. M. The Constitutions of the Society of Jesus. The Formula of the Institute. India, 1990.
  5. Astiazarain M. I. Arquitectos Guipuzcoanos del Siglo XVIII. Guipúzcoa, 1991.
  6. Bangert W. V. SJ. A history of the Society of Jesus. St. Louis, 1972.
  7. Belda C. Los siglos del barroco. Madrid, 1997.
  8. Boucher B. Andrea Palladio: the Architect in His Time. N. Y., 2007.
  9. Brandenburg H. Ancient churches of Rome from the fourth to the seventh century. Brepols, 2005.
  10. Lavin I. Bernini and the Unity of the Visual Arts. N. Y., 1982.
  11. Loyola Santuario, la Basílica / 16 января 2018. URL: https://santuariodeloyola.org/es/basilica#la-basilica
  12. Martín Gonzales J. J. Arquitectura Barroca Vallisoletana. Valladolid, 1967.
  13. De Negri E. Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Università di Genova, 1957.
  14. Pirri P. Il Padre Giovanni de Rosis (1538–1610) e lo sviluppo dell’edilizia gesuitica // Archivium Historium Societatis Iesu. Vol. XLIV. R., 1975.
  15. Ravé Prieto J. L. San Luis de Los franceses. Sevilla, 2010.
  16. Regimini Militantis Ecclesiae (1540) / 18 мая 2018. URL: https://jesuitportal.bc.edu/research/documents/1540_Formula/
  17. Starkey D. Monarchy. From the Middle Ages to Modernity. L., 2006.
  18. The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715 / Davis R., ed. Liverpool, 2000.
  19. Wittkower R. Art and Architecture in Italy 1600–1750. Vol. 1: Early Baroque, 1600–1625. L., 1999.
  20. Wittkower R. The Centrally Planned Church and the Renaissance // Architectural Principles in the Age of humanism. L., 1949.

Гарсия Солано Анна Милена Альваровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Электронный адрес: anna.mile.garcia@gmail.com.
Guseinova Zivar Махмудовна

Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века

Guseinova Z. М. Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 70-82

DOI: 10.15382/sturV201831.70-82
Термин «самогласен» устойчиво выписывается в русских нотированных рукописях, начиная с XI в., в качестве ремарки, сопровождающей отдельные песнопения. В научной литературе сложился устойчивый взгляд на «самогласен» как на указание мелодической самостоятельности песнопения, использующее в качестве антипода термин «подобен», при котором песнопение исполняется по мелодическому образцу (подобну). Между тем, Стихирари минейные, начиная с древнейших списков вплоть до конца XVI в., демонстрируют, во-первых, очень незначительное количество стихир, сопровождающихся ремаркой «самогласен»; во-вторых, несовпадение при сравнении списков репертуара стихир, сопровождающихся такой ремаркой; в-третьих, отсутствие во всех случаях в стихирах-самогласнах мелодически индивидуального распева. Автор статьи приходит к выводу, что термин «самогласен» вошел в певческие книги из Устава, где термин «самогласен дня» указывает на функцию стихиры отражать основные события праздника.
стихира, рукопись, Стихирарь минейный, самогласен, подобен, список
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014.
  2. Владышевская Т. Ф. Типографский Устав и музыкальная культура Древней Руси XI–XII веков // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / Б. А. Успенский, ред. Т. 3. М., 2006.
  3. Гарднер И. А. Забытое богатство (о пении на «подобен») // Подобны / Л. В. Вовчук, сост., ред. Киев, 2004. С. 4–14.
  4. Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1990.
  5. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1999.
  6. Потемкина Н. А. А. В. Никольский и его работа «Формы русского церковного пения»: методы анализа, терминология. URL: http://docs.google.com /a/gnesinacademy.ru /viewer?url= http://vestnikram.ru (дата обращения: 15. 01. 2017).
  7. Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. XXXVIII. С. 338–355.
  8. Скабалланович М. Толковый Типикон. Ч. II. М., 2004.
  9. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971.
  10. Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии Святителю Николаю): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2007.

Guseinova Zivar Махмудовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.
Гатовская Евгения Евгеньевна

Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова

Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83-101

DOI: 10.15382/sturV201831.83-101
Настоящая статья посвящена рефренным формам в недавно введенных в научный обиход четырехголосных концертах выдающегося мастера партесного стиля Василия Титова. Материалом являются три концерта, два из которых — «Цвете неувядаемый» и «В кимвалех устнами чистыми» — посвящены Божией Матери, в третьем концерте — «О како беззаконное сонмище» — раскрываются трагические события Великой Пятницы. Формы с рефреном, широко распространенные в западноевропейской музыке с кон. XVI в., получили претворение и в творчестве русских композиторов эпохи барокко. Своеобразие рефренных форм композиций Титова становится результатом внимательной работы автора с вербальным источником, определяется выбором текстового и музыкального рефрена или нескольких рефренов, их сложных взаимодействий с тематическим материалом. Благодаря внесению изменений в чередование строк и отдельных синтагм Титов формирует текстовые рефрены, получающие далее различное музыкальное и ритмическое оформление и играющие важную роль в раскрытии образного содержания концертов. Создание полирефренных композиций, работа с рефреном на макро- и микроуровнях рассмотрены как особенности композиторской техники Титова в четырехголосных концертах.
Василий Титов, партесный стиль, концерт, рефренная форма, «Цвете неувядаемый», «В кимвалех устнами чистыми», «О како беззаконное сонмище»
  1. Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Сер.V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 90–104.
  2. Гатовская Е. Е., Плотникова Н. Ю. Концерт Василия Титова «Цвете неувядаемый»: особенности композиции и хорового письма // Музыкальная археография — 2015: Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19–21 ноября 2014 г. М., 2017. С. 187–208.
  3. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. C. 66–67.
  4. Жданов В. А. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века: Дис. … канд. иск. М., 2014. С. 44.
  5. Каноны празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: творение преподобных и богоносных отцов наших Козмы, епископа Маюмского и Иоанна Дамаскина, инока и презвитера лавры Саввы Освященного: церковнославянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона. Балашиха, 2009.
  6. Катунян М. И. Рефренная форма XVII века. К становлению музыкальных форм эпохи барокко // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. трудов. Вып. 132 / Э. А. Стручалина, сост. М., 1994. С. 70–101.
  7. Переводы богослужебных текстов иером. Амвросия (Тимрота). URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/postmpv.shtml (дата обращения: 30.11.2017).
  8. Протопопов В. В. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Русская музыка всенощного бдения. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля / Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич, сост., науч. ред. М., 2011. С. 301–395.
  9. Холопова В. Н. Русско-украинский хоровой концерт. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 302–317.
  10. Христианские праздники. Рождество Богородицы. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы / М. Скабалланович, ред. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.

Гатовская Евгения Евгеньевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-6292-1759;
Электронный адрес: egatovskaya@yandex.ru.
Автор выражает благодарность профессору, доктору искусствоведения Плотниковой Н. Ю. за высказанные ею критические замечания.
Подкаменная Анна Юрьевна

Преломление архитектурных традиций в колокольне Троице-Сергиевой лавры: проект и воплощение

Подкаменная А. Ю. Преломление архитектурных традиций в колокольне Троице-Сергиевой лавры: проект и воплощение // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 102-125

DOI: 10.15382/sturV201831.102-125
Сложная история создания колокольни Троице-Сергиевой лавры является своего рода отражением специфики становления русской национальной архитектуры середины XVIII в. Предпринятая автором статьи попытка выявить истоки композиции памятника, существенные для его архитектурного облика, делает вполне вероятными высказывавшиеся ранее предположения о влиянии на проект Иоганна Шумахера композиции Монетной башни (Münzturm) Андреаса Шлютера, а также позволяет прояснить детали творческого процесса русского архитектора Д. В. Ухтомского, решившегося позднее на изменение первоначального проекта. О влиянии на проект некоторых тенденций западноевропейского зодчества говорят и сопоставление отдельных фактов биографии «немецкого Бернини» (так называли современники Андреаса Шлютера), и проведенный автором статьи анализ использования в зданиях, спроектированных учениками мастера, ряда архитектурных приемов. Дополнительным материалом исследования становится, в свете выдвинутых автором задач, ранее не рассматривавшийся в отечественных исследованиях боковой фасад Münzturm, описанный подробно в немецкоязычной литературе. В статье характеризуются памятники, отчасти ставшие прототипами колокольни Троице-Сергиевой лавры, повлиявшие на ее образное решение, выявляются принципы тектонического мышления, существенные для построения ярусных сооружений русских архитекторов, показаны важные структурные элементы, дополняющие основной проект, отмечены находки архитекторов, руководивших строительными работами, показана степень востребованности найденных форм в творениях мастеров последующих поколений.
колокольня Троице-Сергиевой лавры, Ухтомский, Шумахер, Шлютер, Мичурин, барокко, колокольня Варлаамо-Хутынского монастыря, Кунсткамера, Монетная башня (Münzturm)
  1. Алленов М. Русское искусство XVII — нач. XX в. M.: Трилистник, 2000.
  2. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М.: Наука, 1996.
  3. Барокко в России / Г. Г. Поспелов, отв. ред.; Н. А. Евсина, Н. В. Сиповская, ред.-сост. М.: ГИИ, 1994.
  4. Блохина И. В. Всемирная история архитектуры и стилей. М., 2014.
  5. Вздорнов Г. И. Строительство колокольни Троице-Сергиевой Лавры (в свете новых данных) // Архитектурное наследство. 1962. № 14. С. 125–134.
  6. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.
  7. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М.: Книга по требованию, 2011.
  8. Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом // Старые годы. 1911. № 7–9.
  9. Грабарь И. Э. Заграничные пенсионеры Петра Великого // История русского искусства. Т. 3. М.: Изд. И. Кнебель, [б.г.]. С. 165.
  10. Грабарь И. Э. Мичурин и московская архитектура 30–40-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века / И. Э. Грабарь, ред. М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954. С. 241.
  11. Дмитриев В. К. Архитекторы Санкт-Петербурга. СПб., 2007.
  12. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век / Ю. В. Артемьева, С. А. Прохватилова, ред. СПб.: Лениздат, 1997.
  13. Клименко С. В. Бурхард Кристоф фон Миних. Опыт создания «архитектурной» биографии // Исследования по истории архитектуры и градостроительства / Д. О. Швидковский, общ. ред. МАРХИ. Вып. 2. М.: ДПК Пресс, 2011. С. 298–337.
  14. Клименко С. В. Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре Аннинского времени // Architecture and Modern Information Technologies. МАРХИ. М., 2012. С. 519–529.
  15. Клименко С. В. Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720–1750-е годы: дис. … канд. архитектуры:18.00.01. М., 2002.
  16. Клименко С. В. Архитектурный замысел колокольни Троице-Сергиевой лавры и немецкая барочная традиция. К интерпретации первоначального проекта И. Я. Шумахера // Architecture and Modern Information Technologies. МАРХИ. 2017. № 4 (41). С. 144–162.
  17. Малиновский К. В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб.: Книга, 2007.
  18. Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. М.: Гос. изд-во по строительстви архитектуре, 1954.
  19. Мурзин-Гундоров В. В. Архитектурное наследие России: Дмитрий Ухтомский. М.: Издательский дом Руденцовых, 2012.
  20. ПСЗРИ (Полный свод законов Российской империи). Т. VII.
  21. Седов В. В. Аннинское барокко в Москве // Проект классика. XXII. № V. С. 122–129.
  22. Секретарь Л. А. Колокольня Хутынского монастыря в Новгороде (история строительства и архитектуры) // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). СПб., 1997. С. 211–221.
  23. Снегирев И. Троицкая — Сергиева лавра. М., 1842.
  24. Трофимов И. В. О принципах реставрации памятников Троице-Сергиевой лавры // Советская археология. 1970. № 4. С. 74–86.
  25. Трофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры. М.: Госстройиздат, 1961.
  26. Ухналев А. Е. Особенности стилистической ситуации в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 140. URL: htpp://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stilisticheskoy-situatsii-v-arhitekture-petrburgapervoy-chetverti-xviii-v).
  27. Финкельштейн В. Соборная колокольня // Вече Твери. 2002. 15 окт. (№ 188). С. 11–13.
  28. Bernd Nicolai. Andreas Schlüter // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 23. Duncker & Humblot. Berlin, 2007.
  29. Das Reiterdenkmall des Großen Kurfürsten // Gesellschaft Berliner Schloss e. V. Zentralblatt der Bauverwaltung. 1883. № 1, 2. S. 3.

Подкаменная Анна Юрьевна


Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 1270521, г. Москва, Лихов пер., д.6/1;
ORCID: 0000-0001-6077-4161;
Электронный адрес: anfem-klir@yandex.ru.
Серикбаева Оксана Оскенбаевна

Особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине.

Серикбаева О. О. Особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 136-158

DOI: 10.15382/sturV201831.136-158
В данной статье рассматриваются особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО), которая относится к одному из самых консервативных согласий староверов-беспоповцев — поморскому и воспроизводит наиболее архаичный вариант знаменного распева — наонную редакцию. Статья основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиций в Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину в 2013, 2015, 2017 гг. Материалом статьи послужили также аудиозаписи из архива Е. А. Григорьева, любезно им предоставленные, и консультации головщиков РГСО — Е. А. Григорьева, Н. Л. Васильева и А. Г. Деликатного. Автор выражает огромную благодарность всем упомянутым выше лицам. Цель настоящей статьи — выявить яркие, характерные черты богослужения РГСО с помощью сопоставления живой практики общины с письменным Уставом. Анализ аудиозаписей и материалов экспедиции показал, что в изучаемой общине сочетаются особенности богослужебной практики поморских старообрядцев и старообрядцев федосеевского согласия, к которому ранее относилась РГСО. Особым вопросом является исполнение циклов стихир на великой вечерне. Изучение состава текстов циклов показало, что помимо стихир из великой вечерни в этот список также входят стихиры из малой вечерни, которая в силу особенностей служения общины выпала из круга совершаемых чинопоследований. Помимо этого, изучение исполнения стихир всех рассмотренных циклов приводит к мысли, что в РГСО сформировался свой пласт стихир, которые принято петь по крюковой книге. В статье также изложен целый ряд ярких, характерных черт Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, великая вечерня, всенощное бдение, староверы, знаменный распев, знаменная нотация, Выговский устав, устав «Савины главы»
  1. Агеева Е. А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/78246.html (дата обращения: 20.12.2017).
  2. Боровова Ж. А. К вопросу о соотношении устного и письменного компонентов в певческой практике старообрядцев Поморского согласия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2003. С. 478–484.
  3. Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI–XVII вв. (на материале певческой рукописной книги «Обиход»): Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1984.
  4. Ваконя И. У. Воспоминания об общине. Внешний быт и состояние общины в последние 70 лет // Рижский старообрядческий сборник. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2011. Вып. II. С. 270–271.
  5. Владышевская Т. Ф. Традиции древнерусского церковного пения в современной практике старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: Материалы музыковедческого конгресса (Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 27 сент. — 1 окт. 1989 г.). М., 1989. С. 415–418.
  6. Владышевская Т. Ф. Старообрядческое пение как источник изучения древнерусской церковной музыки // Dzelo muzyczhe: teoria, historja, interpretacij a. Krakow, 1984. S. 117–192.
  7. Владышеская Т. Ф. Экспедиции к старообрядцам. Образовательный портал «Слово». URL: https://www.portal-slovo.ru/art/36105.php?ELEMENT_ID=36105&SHOWALL_1=1.
  8. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. Т. I. С. 110–111.
  9. Григорьев Е. А. Богослужебный устав: Конспект лекций. Рига: Гребенщиковское старообрядческое училище, 2017.
  10. Дементьев А. В. Праздничное богослужение и система роспевов в литургической традиции Выго-Лексинского общежительства: Дис. … магист. богословия. МДА. М., 2015.
  11. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  12. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1996.
  13. Дубовская Е. В.., Иванов И. И. К истории издания в Латвии старообрядческих календарей (первая половина XX века) // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. С. 230.
  14. Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX в.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.
  15. Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига: Изд-во Рижского кружка ревнителей старины при О-ве «Гребенщиковское училище», 1933.
  16. Карпенко А. Е. Традиции заупокойного богослужения в церковно-певческой практике старообрядцев поморского согласия: дипломная работа специалиста. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  17. Макаровская М. В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева: на материале нотированной литургии св. Иоанна Златоустого XVI–XX вв.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2000.
  18. Панченко Ф. В. Рукописное наследие Выговских мастеропевцев: история, традиция, творчество: Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2002.
  19. Перелешина (Григорьева) В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура: на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.
  20. Петляк И. Погласицы в певческой традиции старообрядцев. Выявление исторических изменений // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. C. 127–132.
  21. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: Дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2009.
  22. Поташенко Г. Роль и значение Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в истории староверия // Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности. Рига: LU FSI, 2014. С. 28.
  23. Серикбаева О. О. Стефан Иванович Бабицкий и его «Соборник Рижский» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 4 (24). С. 168, 170.
  24. Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. № 2 (5). С. 87, 90.
  25. Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.
  26. Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 2002.
  27. Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 1995.
  28. Чуванов М. И. Памяти Ковылина // Старообрядческий церковный календарь на 1985 г.: Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община, Москва; Ленинградская Поморская старообрядческая община, г. Ленинград, 1985. С. 51–52.
  29. Шамарин В. В. Устав соборной службы. СПб.: Российский совет Древлеправославной поморской церкви, 1992.
  30. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Литература и духовная жизнь: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. СПб., 1999.
  31. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2.

Серикбаева Оксана Оскенбаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Универститет; Российская Федерация,127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-3369-9079;
Электронный адрес: o.serikbaeva@yandex.ru.
Абдоков Юрий Борисович

Оркестровая поэтика пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль

Абдоков Ю. Б. Оркестровая поэтика пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 159-174

DOI: 10.15382/sturV201831.159-174
В статье впервые в широком контексте эстетических, лексических, метафизических, образно-поэтических вопросов рассматривается оркестровая и шире трансцендентная поэтика одного из наиболее значимых явлений русской симфонической музыки ХХ столетия — Пятой симфонии Н. И. Пейко. Христианский этос «оркестровой поэзии» исследуется в ракурсе религиозного миросозерцания художника, нашедшего естественное и яркое выражение в сфере непрограммной, светской академической музыки. Оркестровый язык и религиозная, образно-поэтическая онтология партитуры анализируются во взаимосвязи с проблемами ее дирижерской интерпретации.
Николай Пейко, оркестровая поэтика, этос, лексика, симфоническая метафизика, стиль, интерпретация
  1. Гессе Г. Петер Каменцинд. СПб., 1999.
  2. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999.
  3. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2005.
  4. Соловьев В. Красота как преображающая сила. М., 2017.
  5. Флоренский П., свящ. История и философия искусства. М., 2017.
  6. Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.

Абдоков Юрий Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.