/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (9)

ПЕДАГОГИКА

Жиров Владимир Константинович

Проблемы возделывания и хранения сада: о необходимости религиозного образования биологов

Жиров В. К. Проблемы возделывания и хранения сада: о необходимости религиозного образования биологов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 7-28
PDF
В статье затрагиваются этические аспекты проблемы сохранения биологического разнообразия, которая является водоразделом, стоящим между интересами общества и потребностями окружающей его природы, и дается православная оценка биоцентризма – порождения современной языческой культуры. Говоря о духовном просвещении в наши дни, нельзя не учитывать взаимоотношений человека и природы, утверждает автор. Уже сейчас они переходят из биоэкологической в теологическую плоскость, а потому религиозное образование биологов и экологов в ближайшие годы станет одной из важнейших задач современного православного миссионерства. Реально оценивая глобальные масштабы затрагиваемых в статье проблем, автор не претендует на всю полноту их раскрытия и склонен оценивать эту работу как предварительные наброски к более детальному исследованию, которое, возможно, будет осуществлено в будущем. Возможностям практического воплощения развиваемых идей – миссионерскому потенциалу ботанических садов и экологической роли современных монастырей – посвящены два последних раздела очерка.

Жиров Владимир Константинович

Лифинцева Нина Ивановна

К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании

Лифинцева Н. И. К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 29-38
PDF
Сегодня в философии и истории науки, при всем многообразии позиций и учений, утвердилось понимание того, что наука принципиально не может обойтись без веры. Вера и знание не только не взаимоисключают, но предполагают друг друга. В научном познании вера играет важную роль не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в ходе их принятия научным сообществом. Автор утверждает, что вера, как фундаментальная установка доверия, «встроена» в нашу познавательную деятельность, является ее необходимым компонентом и делает возможным сам процесс познания. Современная научная психология признает, что вера конституирует человеческую идентичность, образует само ядро личности, выступает своеобразным конструктом, системой отсчета и оценки личностью мира и определяет всю психологическую организацию человека, его внутренний мир, структурирует и трансформирует его картину мира. Если нерелигиозная вера (научная, обыденная) определяет и обусловливает текущие деятельности, то религиозная вера по своей сути «восходит» и определяет связь с «предельными» вопросами жизни и смерти человека, завершает и удерживает духовную сферу человека как вершину его облика. Научное образование призвано сформировать научную картину мира у школьников, что является основной целью обучения в современной школе. Однако известно, что научное понимание мира не является изолированным от других способов его познания, которые во многих случаях оказываются приоритетными. К тому же наука никогда не могла дать окончательного ответа на вопрос, как устроен мир. Религиозное познание, религиозные искания относительно человека, его природы и смыслов существования часто оказываются глубже и тоньше, нежели научные подходы и конструкции. Не случайно проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны были для крупнейших ученых мира, в том числе психологов и педагогов, что определяло не только их личную жизнь, но и построение научных концепций.

Лифинцева Нина Ивановна

Петракова Татьяна Ивановна

Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании

Петракова Т. И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 40-57
PDF
В статье рассматриваются наиболее важные на сегодняшний день задачи воспитания ребенка в аспекте духовно-нравственного формирования его личности. Автор дает краткие характеристики исходных, ключевых понятий, заложенных в основание христианской педагогики, и с этой точки зрения рассматривает такие понятия, как «добро» и «зло», проблемы воспитания нравственного идеала, воспитание совести, воли, ума, воспитание у ребенка правильного отношения к себе и другим людям, а главное – воспитание у него чувства, которое можно охарактеризовать, как чувство «сыновства».

Петракова Татьяна Ивановна

Берсенева Тамара Александровна

Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни в дореволюционной России

Берсенева Т. А. Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 58-73
PDF
Представленная читателям статья Т.А. Берсеневой представляет собой продолжение исследования автора о том, какое место занимают религия, вера, Церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10–11 кл.) и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. В частности выявляется отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни, основанному на евангельских заповедях и изложенному в «Домострое». Результаты исследования показывают, с одной стороны, на деструкцию основ воспитательного уклада жизни большого города, а с другой – они вполне оптимистично оцениваются автором, «если вдуматься в то сильнейшее воздействие, которое идет со стороны СМИ…». Выявляются также пути духовно-нравственного возрождения всего общества.

Берсенева Тамара Александровна

Склярова Татьяна Владимировна; Тукиш Виктория Александровна

Педагогический аспект просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в.

Тукиш В. А. Педагогический аспект просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 74-93
PDF
Характерной особенностью развития современной теории и истории педагогики является поиск точек пересечения светского и религиозного, государственного и церковного образования и воспитания. Решение этой проблемы побуждает исследователей обращаться к накопленному опыту в истории отечественного образования и культуры. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, до сих пор мало изучена в историко-педагогическом ключе. Вместе с тем его жизнь и деятельность оказали огромное влияние на становление российской культурно-образовательной политики середины XIX века.

Склярова Татьяна Владимировна


Тукиш Виктория Александровна

Горячева Анна Аркадьевна

Методологические проблемы исследования воспитания в духовных семинариях России в XIX веке

Горячева А. А. Методологические проблемы исследования воспитания в духовных семинариях России в XIX веке // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 94-104
PDF
Говоря о методологических проблемах всякого исторического исследования, в нашем случае – исследования воспитания в духовных семинариях, автор говорит о том, что здесь предполагается существование двух уровней, двух пластов исследования – это уровни макро- и микроистории. Если макроисторические исследования предполагают изучение в контексте времени, с точки зрения хода всемирно-исторического процесса, то на уровне микроистории исследователь обращается к определенной группе или даже конкретному человеку – то есть единичной педагогической реальности. Подлинная историческая ценность знания обусловлена знанием социально-педагогической действительности жизни русского человека в девятнадцатом веке, его мировоззрения и стремлений, мотивов образовательной деятельности, господствующих, предшествующих и последующих идей и чаяний различных сословий…

Горячева Анна Аркадьевна

Меланина Татьяна Владимировна

О возможности адаптации учебного процесса к образовательным запросам учащегося при дистанционном обучении

Меланина Т. В. О возможности адаптации учебного процесса к образовательным запросам учащегося при дистанционном обучении // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 105-113
PDF
Проблема адаптации учебного процесса к образовательным запросам учащихся подразумевает работу по двум направлениям: поиск способов выявления образовательных запросов учащихся и определение возможных путей адаптации образовательной программы. Заявленная в заголовке статьи проблема обусловлена общими особенностями дистанционного обучения и особенностями дистанционного обучения на факультете дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Меланина Татьяна Владимировна

Соловьев Алексей Евгеньевич

О понимании текста в пространстве дистанционного образования

Соловьев А. Е. О понимании текста в пространстве дистанционного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 114-120
PDF
Эту статью можно считать предварительной заявкой для начала глубокого осмысления обозначенной автором большой темы. «Понять текст значит не просто пересказать его, не только отложить в памяти усвоенный материал по теме. Это включает в себя нечто большее, связанное с проживанием и творческим переосмыслением, раскрывающим творческий потенциал личности слушателя в создании им «новых текстов». Исследование проблемы встречи читателя и текста, напрямую связанной с процессом обучения и, в частности, в пространстве дистанционного обучения, представляет собой непознанный пока материк для ученого.

Соловьев Алексей Евгеньевич

Никитская Екатерина Александровна

Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность

Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 121-132
PDF
В этой статье автор анализирует историю возникновения и деятельность воскресных школ России, цель и задачи, которые ставились перед ними, и, опираясь на исторический анализ, отделяет такие понятия, как «церковно-приходская школа» и «воскресная школа», утверждая, что воскресная школа явилась во второй половине XIX в. новой формой общего и, иногда, религиозного образования для различных возрастных и социальных (средних и нижних) слоев общества. Ее основной задачей было снижение в стране уровня неграмотности, в т. ч. и религиозной.

Никитская Екатерина Александровна

ПСИХОЛОГИЯ

Морозова Елена Анатольевна; Подоровская Ирина Анатольевна

Влияние духовно-ориентированных курсов на иерархию личности студентов

Подоровская И. А. Влияние духовно-ориентированных курсов на иерархию личности студентов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 135-141
PDF
Статья посвящена исследованию влияния духовно-ориентированных курсов на формирование целостной личности студента с иерархией дух – душа – тело, раскрытие и преобразование латентной духовности у студентов. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-06-26 606 а/В.

Морозова Елена Анатольевна


Подоровская Ирина Анатольевна

Корчагина Нина Гавриловна

Роль самооценки и мотивации в развитии конфликтной личности

Корчагина Н. Г. Роль самооценки и мотивации в развитии конфликтной личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 141-149
PDF
Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизнедеятельности, начиная от жизни животных и сложившимися феноменами психического бытия человека, утверждает автор статьи. Жизнь любого человека конфликтогенна, так как конкуренция содержится в природе самого человека, осуществляющего свою деятельность не изолированно, а в сообществе с другими людьми. До настоящего времени в психологии ведутся дискуссии о роли конфликтов в развитии общества и каждого человека в нем. В результате было сформировано два диаметрально противоположных взгляда, а именно: 1) конфликты всегда вредны и от них необходимо избавляться или избегать их; 2) конфликт – это сложное социально-психологическое явление, которое в определенных обстоятельствах может иметь прогрессивное и положительное значение.

Корчагина Нина Гавриловна

ХРОНИКА

Теология в системе научного знания и образования: Круглый стол по теологии в Общественной палате РФ

Теология в системе научного знания и образования: Круглый стол по теологии в Общественной палате РФ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 153-155
PDF

Заседание президиума РАО по обсуждению Концепции госстандарта общего образования

Заседание президиума РАО по обсуждению Концепции госстандарта общего образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 155-156
PDF

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Общем годовом собрании Российской академии образования 26 марта 2008 года

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Общем годовом собрании Российской академии образования 26 марта 2008 года // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 156-158
PDF