ПЕДАГОГИКА
Круглов Юрий Георгиевич
Ссылка на статью:
Круглов Ю. Г. Православная культура и молодежь: кадровый аспект // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 7-12
Аннотация
В статье на конкретном опыте сотрудничества Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Центра педагогических исследований «Покров» и Московской Православной Духовной академии и семинарии рассматриваются вопросы подготовки специалистов по основам православной культуры как в системе высшей школы, на базе теологического образования, так и в системе дополнительного образования высшей школы, на базе курсов повышения квалификации.
Данные об авторе
В статье на конкретном опыте сотрудничества Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Центра педагогических исследований «Покров» и Московской Православной Духовной академии и семинарии рассматриваются вопросы подготовки специалистов по основам православной культуры как в системе высшей школы, на базе теологического образования, так и в системе дополнительного образования высшей школы, на базе курсов повышения квалификации.
Круглов Юрий Георгиевич
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Ссылка на статью:
Ященко В. А. О подготовке специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 13-20
Аннотация
В статье продолжается исследование опыта подготовки специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе на примере Богословских курсов при Московской Православной Духовной академии и семинарии. Курсы были организованы в результате сотрудничества высшего светского учебного заведения (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова), Центра педагогических исследований «Покров» и Московской Православной Духовной академии. Разные формы обучения, гибкая методика преподавания, высокий научный уровень преподавательского состава позволили создать на этой базе многоступенчатую систему дополнительного образования не только непосредственно для преподавателей, но и для самых широких слоев населения, что само по себе является неоценимым практическим опытом в деле просвещения нашего общества.
Данные об авторе
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
В статье продолжается исследование опыта подготовки специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе на примере Богословских курсов при Московской Православной Духовной академии и семинарии. Курсы были организованы в результате сотрудничества высшего светского учебного заведения (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова), Центра педагогических исследований «Покров» и Московской Православной Духовной академии. Разные формы обучения, гибкая методика преподавания, высокий научный уровень преподавательского состава позволили создать на этой базе многоступенчатую систему дополнительного образования не только непосредственно для преподавателей, но и для самых широких слоев населения, что само по себе является неоценимым практическим опытом в деле просвещения нашего общества.
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания обрзования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 21-38
Аннотация
В своей работе автор обозначает и анализирует шесть основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания: ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; включение во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента; взаимосвязь базового образовательного курса, а также других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Кроме того, полноценная система духовно-нравственного воспитания в школе, по мнению автора, невозможна без взаимосвязи с системой дополнительного образования, а работа с семьей, совместная работа школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении этой системы. И, наконец, шестая позиция – это необходимость формирования духовно-нравственной окружающей среды. В этой статье, представляющей первую часть исследования, представлены три основные позиции в построении системы духовно-нравственного воспитания.
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
В своей работе автор обозначает и анализирует шесть основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания: ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; включение во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента; взаимосвязь базового образовательного курса, а также других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Кроме того, полноценная система духовно-нравственного воспитания в школе, по мнению автора, невозможна без взаимосвязи с системой дополнительного образования, а работа с семьей, совместная работа школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении этой системы. И, наконец, шестая позиция – это необходимость формирования духовно-нравственной окружающей среды. В этой статье, представляющей первую часть исследования, представлены три основные позиции в построении системы духовно-нравственного воспитания.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Довгий Татьяна Петровна; Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Русская традиционная школа // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 39-58
Аннотация
В статье подробно рассматривается опыт работы по педагогическому проекту «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Предваряет исследование обозначение проблемы передачи традиции. Авторы утверждают, что методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в «особенности изучения культурно-исторических процессов в целом», где «осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности».
Данные об авторе
Довгий Татьяна Петровна
Налётова Наталья Юрьевна
В статье подробно рассматривается опыт работы по педагогическому проекту «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Предваряет исследование обозначение проблемы передачи традиции. Авторы утверждают, что методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в «особенности изучения культурно-исторических процессов в целом», где «осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности».
Довгий Татьяна Петровна
Налётова Наталья Юрьевна
Захарченко Марина Владимировна; Лобкова Галина Владимировна
Ссылка на статью:
Лобкова Г. В. Образовательный потенциал традиционной культуры // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 59-69
Аннотация
Главная цель статьи, которую авторы поставили перед собой, - заострить внимание на тех ключевых проблемах, которые встают на пути претворения принципа народности образования, сформулированного еще на начальном этапе становления педагогической мысли в России.
Данные об авторе
Захарченко Марина Владимировна
Лобкова Галина Владимировна
Главная цель статьи, которую авторы поставили перед собой, - заострить внимание на тех ключевых проблемах, которые встают на пути претворения принципа народности образования, сформулированного еще на начальном этапе становления педагогической мысли в России.
Захарченко Марина Владимировна
Лобкова Галина Владимировна
Сухова Наталия Юрьевна
Ссылка на статью:
Сухова Н. Ю. К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ XVIII - XX вв. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 70-91
Аннотация
В статье рассматриваются попытки реформирования высшей духовной школы с 1797-го по 1917 гг. и проблемы педагогической подготовки ее выпускников. Сложные задачи, стоявшие перед высшей духовной школой в области педагогики, решались непросто и не всегда успешно. В ходе обсуждений, сопровождавших реформы, в обществе выявлялся широкий круг мнений, иногда диаметрально противоположных, но уже тогда, говорит автор статьи, были сформулированы не только проблемы, с которыми неизбежно сталкивались духовные академии при осуществлении этой стороны своей деятельности, но были выработаны и определенные принципы. Сам факт оживленных дискуссий по этому вопросу подтверждает актуальность и необходимость совершенствования педагогической подготовки выпускников не только светских, но и духовных школ и в наше время.
Данные об авторе
В статье рассматриваются попытки реформирования высшей духовной школы с 1797-го по 1917 гг. и проблемы педагогической подготовки ее выпускников. Сложные задачи, стоявшие перед высшей духовной школой в области педагогики, решались непросто и не всегда успешно. В ходе обсуждений, сопровождавших реформы, в обществе выявлялся широкий круг мнений, иногда диаметрально противоположных, но уже тогда, говорит автор статьи, были сформулированы не только проблемы, с которыми неизбежно сталкивались духовные академии при осуществлении этой стороны своей деятельности, но были выработаны и определенные принципы. Сам факт оживленных дискуссий по этому вопросу подтверждает актуальность и необходимость совершенствования педагогической подготовки выпускников не только светских, но и духовных школ и в наше время.
Сухова Наталия Юрьевна
Быкова Ольга Николаевна; Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 92-109
Аннотация
В этом исследовании авторы проводят сравнительный анализ таких форм призрения детей, как патронат, опека и усыновление, и приходят к выводу о том, что наиболее оптимальным способом устроения детей-сирот является усыновление. Помимо нравственного аспекта эта форма призрения дает возможность полноценного воспитания ребенка и вхождения его во взрослую жизнь равноправным членом общества. При этом не отрицаются и другие формы призрения детей, так как они являются вынужденной необходимостью.
Данные об авторе
Быкова Ольга Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
В этом исследовании авторы проводят сравнительный анализ таких форм призрения детей, как патронат, опека и усыновление, и приходят к выводу о том, что наиболее оптимальным способом устроения детей-сирот является усыновление. Помимо нравственного аспекта эта форма призрения дает возможность полноценного воспитания ребенка и вхождения его во взрослую жизнь равноправным членом общества. При этом не отрицаются и другие формы призрения детей, так как они являются вынужденной необходимостью.
Быкова Ольга Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
Кайдалова Марина Аркадьевна
Ссылка на статью:
Кайдалова М. А. Религиозно-педагогические идеи семейного воспитания в трудах епископа Иринея (Орды) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 110-124
Аннотация
Творческое наследие русского иерарха, богослова, религиозно-педагогического мыслителя и общественного деятеля епископа Иринея (Орды) (1836–1904) не так широко известно педагогической общественности. Между тем он оставил нам богатое духовное наследство, которое следует возвратить отечественной культуре и отечественной педагогике в частности. В статье автор анализирует основные положения религиозно-педагогических идей семейного воспитания епископа Иринея, предваряя исследование кратким жизнеописанием владыки. Обращаясь к опыту прошлого, мы не только используем все то ценное, что было у нас в теории воспитания, но и отдаем почтительную дань памяти замечательного русского ученого.
Данные об авторе
Кайдалова Марина Аркадьевна
Творческое наследие русского иерарха, богослова, религиозно-педагогического мыслителя и общественного деятеля епископа Иринея (Орды) (1836–1904) не так широко известно педагогической общественности. Между тем он оставил нам богатое духовное наследство, которое следует возвратить отечественной культуре и отечественной педагогике в частности. В статье автор анализирует основные положения религиозно-педагогических идей семейного воспитания епископа Иринея, предваряя исследование кратким жизнеописанием владыки. Обращаясь к опыту прошлого, мы не только используем все то ценное, что было у нас в теории воспитания, но и отдаем почтительную дань памяти замечательного русского ученого.
Кайдалова Марина Аркадьевна
ПСИХОЛОГИЯ
Кондратьев Сергей Владимирович
Ссылка на статью:
Кондратьев С. В. Интегративная субъективность человека как форма самобытия личности и социального индивида // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 127-139
Аннотация
С позиции христианской метафизики и антропологического подхода, реализуемого в психологии, в статье рассматривается интегративная субъектность как форма взаимосвязанного самобытия личности и социального индивида. Дается определение личности как психологической целостности, образованной в результате влияния социума на духовную субстанцию человека, и социальному индивиду как психологической целостности, возникающей в результате влияния социума на природные начала в человеке. В этой связи характеризуется феноменологический состав интегративной субъектности.
Данные об авторе
Кондратьев Сергей Владимирович
С позиции христианской метафизики и антропологического подхода, реализуемого в психологии, в статье рассматривается интегративная субъектность как форма взаимосвязанного самобытия личности и социального индивида. Дается определение личности как психологической целостности, образованной в результате влияния социума на духовную субстанцию человека, и социальному индивиду как психологической целостности, возникающей в результате влияния социума на природные начала в человеке. В этой связи характеризуется феноменологический состав интегративной субъектности.
Кондратьев Сергей Владимирович
Малашкина Елена Сергеевна
Ссылка на статью:
Малашкина Е. С. Педагогическая деятельность как доброделание // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 140-143
Аннотация
В статье тезисно обозначена проблема введения понятия доброделания в психологию развития образования. Автор утверждает, что обращение к понятию доброделания и его активная разработка даст новые возможности для личностного роста в образовании.
Данные об авторе
Малашкина Елена Сергеевна
В статье тезисно обозначена проблема введения понятия доброделания в психологию развития образования. Автор утверждает, что обращение к понятию доброделания и его активная разработка даст новые возможности для личностного роста в образовании.
Малашкина Елена Сергеевна
ПУБЛИКАЦИИ
Беленчук Лариса Николаевна
Ссылка на статью:
Беленчук Л. Н. Шевырев С. П. Взгляд русского на современное образование Европы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 147-167
Аннотация
Вниманию читателей предлагается публикация широко известной статьи С.П. Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы». Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, нигде больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики.
Данные об авторе
Беленчук Лариса Николаевна
Вниманию читателей предлагается публикация широко известной статьи С.П. Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы». Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, нигде больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики.
Беленчук Лариса Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Протоиерей Сергий Четвериков. О религиозных запросах детей и подростков (с пастырской точки зрения) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 168-194
Аннотация
Вниманию читателей предлагается первый выпуск журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования», вышедшего в 1927 г. в Париже, в частности, статья протоиерея Сергия Четверикова и предисловие В.В. Зеньковского в соавторстве с И.А. Лаговским. В журнале помимо указанных материалов были напечатаны также следующие статьи: Зеньковский В.В. «Церковь и школа»; Лаговский И.А. «Антирелигиозная пропаганда»; Шидловская С.С. (в замужестве Куломзина) «Эволюция методов религиозного воспитания в Америке». Первый выпуск заканчивался библиографией и хроникой религиозно-педагогического совещания, прошедшего в Париже 6–9 сентября того же года.
Данные об авторе
Склярова Татьяна Владимировна
Вниманию читателей предлагается первый выпуск журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования», вышедшего в 1927 г. в Париже, в частности, статья протоиерея Сергия Четверикова и предисловие В.В. Зеньковского в соавторстве с И.А. Лаговским. В журнале помимо указанных материалов были напечатаны также следующие статьи: Зеньковский В.В. «Церковь и школа»; Лаговский И.А. «Антирелигиозная пропаганда»; Шидловская С.С. (в замужестве Куломзина) «Эволюция методов религиозного воспитания в Америке». Первый выпуск заканчивался библиографией и хроникой религиозно-педагогического совещания, прошедшего в Париже 6–9 сентября того же года.
Склярова Татьяна Владимировна
РЕЦЕНЗИИ
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на рецензию:
Дивногорцева С. Ю. Церковнославянский язык как способ развития познавательной деятельности // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 197-199 — Рец. на кн.: Архипова И.Г. «Церковнославянский язык. 5 класс». Учебно-методическое пособие. М., 2006. 206 с.
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Петракова Татьяна Ивановна; Никитченков Алексей Юрьевич
Ссылка на рецензию:
Никитченков А. Ю. Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 200-203 — Рец. на кн.: Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Монография. М., 2007.
Данные об авторе
Петракова Татьяна Ивановна
Никитченков Алексей Юрьевич
Петракова Татьяна Ивановна
Никитченков Алексей Юрьевич
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Празднование 15-летия ПСТГУ // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 207-210