/

Становская Татьяна Алексеевна

Изучение православного богослужения в школах России: история и современность


Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 74-93.

DOI: 10.15382/sturIV202056.74-93

Аннотация

В статье рассматриваются методические особенности преподавания важнейшего раздела курса «Закон Божий» «Учение о богослужении» в дореволюционный период.На основе изучения уставных и регламентирующих документов и методических разработок автор выявляет цель, задачи и содержание отдела богослужения в дореволюционных школах, а также методические особенности преподавания: способы объяснения, порядок изучения, средства обучения, проверка знаний по отделу.Наиболее значимыми в данном исследовании становятся принципы, положенные в основу преподавания богослужения, которые были изучены автором ранее на основе концептуальных основ курса «Закон Божий» в целом.В заключительной части статьи автор рассматривает современное состояние методики преподавания богослужения в православных школах России (общеобразовательных школах с православным компонентом и воскресных школах). На основе анализа регламентирующих документов обозначается содержание раздела богослужений в программе курса «Основы православной веры» в современных православных школах, а также перспективы их развития с учетом опыта дореволюционных школ.Завершает статью краткий обзор основных учебно-методических пособий по изучению богослужения в современных православных школах, а также размышления автора относительно качественного развития методики преподавания основ православного вероучения в целом и богослужения в частности.

Ключевые слова

богослужение, Закон Божий, законоучитель, церковно-приходская школа, методика преподавания, принципы изучения богослужения, наглядность, способ объяснения, православное вероучение, основы православной веры, православная школа, школа с православным компонентом, учебно-методическое пособие, исторический опыт

Список литературы

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij _Taushev/liturgika/ (дата обращения: 16.01.2020).
  2. Амфилохий (Радович), митр. Человек — носитель вечной жизни. М., 2005.
  3. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
  4. Ветвеницкий И., прот. Руководство к преподаванию «Закона Божия» для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899.
  5. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  6. Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1913.
  7. Дивногорцева С. Ю. Антропологическая безупречность православной системы воспитания // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (9–12 октября 2008 г.). М., 2008. С. 196–199.
  8. Зандер Л. А. Православное богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. 2. Париж, 1928. С. 75–82.
  9. Ивановский М. И., прот. Руководство к изучению «Закона Божия». Радом, 1876.
  10. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени: в 2 т. СПб., 1894. Т. 1.
  11. Михайловский В., прот. Учение о православном богослужении, составленное по новой гимназической программе. СПб., 1873.
  12. Нозер Ф. Методика «Закона Божия» или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  13. Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyxrabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.01.2020).
  14. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.
  15. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  16. Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики «Закона Божия». Казань, 1911.
  17. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации / Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 апреля 2015 г. URL: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnojprogrammy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogouchrezhdeniya-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).
  18. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации / Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).
  19. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  20. Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках «Закона Божия» в православной школе: опыт дореволюционной школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 46–55.
  21. Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003.

Данные об авторе

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.

Благодарности

Статья поддержана Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».