/

Логинова Марина Павловна

Основы образования в США и России: культурно-религиозный аспект


Логинова М. П. Основы образования в США и России: культурно-религиозный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 9-23.

DOI: 10.15382/sturIV201954.9-23

Аннотация

Статья посвящена истории развития систем образования в США и России, а также связи процесса образования и воспитания с религией. Сравнение требований к процессу образования, сформировавшихся в двух культурах в результате исторического развития, позволяет автору говорить об отличительных особенностях национальных систем образования России и США. Рассматривая работы исследователей, изучавших вопросы связи культуры и религии, с одной стороны, и истории зарождения и развития национальных систем образования, с другой, автор обращается к двум коренным «культуроносным» религиям США и России: протестантизму и православию. В работе выделяются некоторые ключевые критерии протестантского и православного мировоззрений и ценностей, которые лежат в основе национальных особенностей педагогических традиций данных стран, а также приводится сравнительный анализ выделенных критериев. Среди таких критериев выбраны следующие: призвание человека, труд в жизни человека, отношение к результатам труда. Данные критерии имеют тесную связь с процессом образования и влияют на его содержание в зависимости от религиозной и культурной установки. Проведенное сравнение, а также лингвистический и этимологический анализ слов образование, education, to bring up, воспитывать дают возможность автору сделать вывод о глубоком различии смыслов, заложенных в данных понятиях. Цели и задачи, стоящие перед процессами образования в двух культурах, также имеют отличительные особенности, а иногда кардинальные расхождения, что ставит под вопрос целесообразность «слепого», некритического копирования основных черт из одной педагогической культуры в другую.

Ключевые слова

национальная система образования, история образования, образовательные (академические) ценности, протестантские ценности, православные ценности, образовательные традиции США, образовательные традиции России

Список литературы

  1. Беленчук Л. Н. Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX–XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 49–58.
  2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2016.
  4. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1900. URL: http://www.prlib.ru (дата обращения: 15.02.2015).
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 кн. М., 2011. Кн. 2.
  6. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-suschnost-i-tsel-vospitaniya-v-kontekstepravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury (дата обращения: 20.11.2018).
  7. Дивногорцева С. Ю. Философско-историческое обоснование идеалов воспитания в трудах славянофилов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fi losofsko-istoricheskoe-obosnovanie-idealovvospitaniya-v-trudah-slavyanofilov (дата обращения: 20.11.2018).
  8. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: В 2 т. Т. 2. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003.
  9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. СПб., 2007.
  10. Иларион (Алфеев), митр. Православие: В 2 т. Т. 1. М., 2012.
  11. Образ // Этимологический словарь русского языка. URL: https://vasmer.slovaronline.com/8628-OBRAZ (дата обращения: 21.11.2018).
  12. Осипов А. И. Встреча с духовенством. URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/a-i-osipovvstrecha-s-duhovenstvom-chast-1 (дата обращения: 21.11.2018).
  13. Осипов А. И. Что такое образование? (МПГУ, 17.05.2014) URL: https://alexey-osipov.ru/video/obrazovanie/chto-takoe-obrazovanie-mpgu-20140517/ (дата обращения: 21.11.2018).
  14. Пирогов Н. И. Избранные педагогические произведения. М., 2016.
  15. Преображенский В. Х. Чему и как учились у нас в Древней Руси. СПб., 1887. URL: http://www.prlib.ru (дата обращения: 15.02.2015).
  16. Рапацевич Е. С. Золотая книга педагога. Минск, 2010.
  17. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  18. Barrow C. W. Universities and the Capitalist State. Corporate Liberalism and the Reconstruction of American Higher Education, 1894–1928. Madison, 1990.
  19. Bok D. Universities and the Future of America. Durham and London, 1990.
  20. Cooke M. L. Academic and Industrial Effi ciency. A Report to the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. Bulletin № 5. New York, 1910.
  21. Delbanco A. College. What It Was, Is, and Should Be. Berlin; Boston, 2014. URL: http://www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/465840 (дата обращения:11.08.2016).
  22. Educate // Online etymology dictionary. URL: https://www.etymonline.com/word/educate (дата обращения: 15.02.2015).
  23. Education for All American Youth // Educational Policies Commission. Washington, 1944.
  24. Franklin B. Autobiography. Boston, 1993.
  25. Hillescheim J. W., Merrill G. D. Theory and Practice in the History of American Education. A Book of Readings. Pacifi c Palisades, California, 1971.
  26. Lucas C. J. American Higher Education. A History. New York, 2006.
  27. Rashdall H. Philosophy and Religion: Six Lecturers, Delivered in Cambridge. London, 1909.
  28. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution. Autobiography of Western Man. New York, 1938.
  29. Rushdoony R. J. The Messianic Character of American Education. Studies in the history of the philosophy of education. Nutley, New Jersey, 1963.
  30. The Purposes of Education in American Democracy // Educational Policies Commission. Washington, 1938.
  31. Thelin J. R. A History of American Higher Education. Baltimore, 2004.
  32. Vine P. The Social Function of Eighteen-Century Higher Education // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 4. URL: http://www.jstor.org/stable/367723 (дата обращения: 07.07.2016).

Данные об авторе

Логинова Марина Павловна


Место работы: Бейтс колледж; Льюистон, Мэн, США;
Должность: приглашенный лектор;
ORCID: 0000-0003-4772-1748;
Электронный адрес: loginova.marina@gmail.com.