/

Егоров Илья Владимирович

Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны


Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113-127.

DOI: 10.15382/sturIV201952.113-127

Аннотация

В статье анализируются результаты изучения профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте социальных установок на отъезд из страны. Автор рассматривает взаимообусловленность профессиональной и гражданской идентичности молодежи в связи с таким нежелательным для российской действительности явлением, как интеллектуальные потери, так называемая утечка мозгов. В статье обосновывается значимость внутриличностных конфликтов в системе социальных установок как фактора детерминирующего развитие профессионального и гражданского самосознания личности молодого человека, его профессиональную и гражданскую идентичность.На основе эмпирического исследования студенческой молодежи (возраст от 17 до 25 лет) России (общее количество 397 человек) и Республики Беларусь (РБ; общее количество 196 человек) автор показывает схожие черты в группах студенческой молодежи РФ и РБ. А именно, что в обеих группах высокий уровень профессиональной идентичности; в обеих группах преобладает позитивная гражданская идентичность; и в обеих группах большинство молодых людей выбирают социальные установки, характеризующие внутриличностный конфликт, связанный с отъездом из страны (между «Не могу/могу и не хочу/хочу» уехать из страны). Последующее сравнение профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи РФ и РБ показало, что значимые отличия между группами отмечаются в уровнях негативной и гиперпозитивной гражданской идентичности. У респондентов РБ выше уровень гиперпозитивной и негативной гражданской идентичности по сравнению с респондентами из РФ. У студенческой молодежи РФ при низкой профессиональной идентичности чаще встречается социальная установка «не могу и не хочу уезжать из страны».

Ключевые слова

кросс-культурное исследование, студенческая молодежь, профессиональная идентичность, гражданская идентичность, аттитюды отъезда из страны, внутриличностный конфликт нереализованного желания, развитие личности

Список литературы

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2009.
  2. Борисов Р. В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. Вып. 4. С. 95–99.
  3. Борисов Р. В. Теоретико-концептуальное осмысление феномена гражданской идентичности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4. № 24. С. 5–12.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.
  5. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография: в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марцинковская и др. / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  6. Кораблин Ю. А. «Утечка мозгов»: эмпирический анализ (по материалам инициативного социологического исследования: февраль-март 2017 г.). // Социодинамика. 2018. № 4. С. 29–42. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23494 (дата обращения: 18.12.2018)
  7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.
  10. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / М. Барретт, Т. Рязанова, М. Воловикова, отв. ред. М., 2001.
  11. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  12. Филонов Л. Б., Ананьева Н. А. Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. М., 2006.
  13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  14. Шнейдер Л. Б. Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2018. № 3 (48). С. 101–112.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред. и предисл. М., 1996.

Данные об авторе

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.