/

Соловцова Ирина Афанасьевна; Сиротина Елена Арнольдовна

Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе


Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9-21.

DOI: 10.15382/sturIV201952.9-21

Аннотация

Статья представляет собой попытку теоретического осмысления с позиций современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) сущности и способов реализации культурологического подхода в процессе преподавания основ православной культуры. Авторы выделяют в культурологическом подходе как методологическом ориентире преподавания основ православной культуры три аспекта: сохранение светского характера образования, реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке и адекватное раскрытие смыслов православной культуры. При этом, обосновывая структуру православной культуры, авторы выделяют компоненты, значимые с точки зрения образовательных и воспитательных задач. Рассматривая возможности культурологического подхода с точки зрения обеспечения светского характера образования, авторы обращают особое внимание на необходимость изучения с культурологических позиций этической, эстетической и сакральной составляющих православной культуры в их единстве. При анализе особенностей реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры особое внимание обращается на необходимость учета таких характеристик православной культуры, как уникальность, позволяющая выявить особенности православной культуры, символизм, ориентирующий педагогов и учащихся на выявление смыслов православной культуры, и динамизм, создающий основу для понимания связи традиции и современности в православной культуре. Отмечается, что наиболее полная и последовательная реализация принципа культуросообразности достигается при условии корректной организации в процессе обучения ценностно-смыслового взаимодействия в рамках триады «учащийся — педагог — культура». В статье охарактеризованы такие методы изучения явлений православной культуры, как проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексивные методы, позволяющие раскрыть характеристики православной культуры — уникальность, символизм и динамизм.

Ключевые слова

онтологическая педагогика, православная культура, культурологический подход, характеристики культуры, принципы обучения, принцип культуросообразности, духовное воспитание, ценности, смыслы, ценностно-смысловое взаимодействие, проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексия

Список литературы

  1. Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32–40.
  2. Дивногорцева С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. № 4. С. 105–112.
  3. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html
  4. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15–20.
  5. Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22–28.
  6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  7. Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры // Православное образование. 2015. № 1 (11). С. 56–63.

Данные об авторе

Соловцова Ирина Афанасьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.

Сиротина Елена Арнольдовна


Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.