/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :51

ПЕДАГОГИКА

Колыхалова Ольга Алексеевна

Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка

Колыхалова О. А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 11-25

DOI: 10.15382/sturIV201851.11-25
Целью статьи стал сравнительный анализ влияния инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Преподавание иностранных языков сегодня определяется двумя важными подходами — развитием коммуникативных навыков и применением онлайн-технологий. По сути, происходит переосмысление целей и задач образования и, следовательно, роли преподавателя и студента. Студент более не пассивный получатель истины, а полноправный участник ее познания. В результате развития дистанционного онлайн образования возникли технологии blended learning (смешанного обучения). В его основе лежит сочетание аудиторной работы с работой в обучающих интернет-программах, которые позволяют создавать гибкие траектории для каждого студента. Будущее иностранного языка в вузе также заключается в создании индивидуализированного образовательного «гиперпространства», в котором обучение собственно иностранному языку будет интегрировано в профессиональную подготовку — CLIL. Мы выбрали для сравнения две вышеописанные технологии — технологию blended learning и технологию CLIL и выдвинули гипотезу о том, что обе технологии способствуют повышению учебной мотивации студентов, однако приводят к повышению различных видов учебных мотивов. Методы исследования: методика диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина, методика диагностики мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. Показано, что при использовании технологии смешанного обучения возрастает значимость коммуникативных мотивов и мотивов творческой самореализации, тогда как при использовании технологии интегрированного обучения возрастает значимость социальных мотивов и снижается значимость мотивов избегания, что говорит о большей активности и вовлеченности студентов в учебный процесс. Вместе с тем в целом обе инновационные технологии преподавания иностранного языка способствуют повышению учебной мотивации студентов.
образование, подготовка специалистов, преподавание иностранного языка, смешанное обучение, интегрированное обучение, технологии обучения, коммуникативные навыки, онлайн-технологии, гибкие индивидуальные траектории, мотивация студентов
  1. Валеев А. А., Баранова А. Р. Психологический компонент обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/129-22391/.
  2. Веремейчик О. В. Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория // Вестник МГЛУ. 2009. № 1 (15). С. 7–11.
  3. Галкина В. В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S 1. С. 6–10. URL: http://e-koncept.ru/2014/14502.htm.
  4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005. С. 95–122.
  5. Кобзева Н. А. Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. 2011. № 2. Т. 2. С. 89–92.
  6. Ковылина Е. В. Преподавание иностранного языка в рамках культурологического подхода // Молодой ученый. 2010. № 8. Т. 2. С. 160–164. URL: https://moluch.ru/archive/19/1916/.
  7. Колесникова А. И. О компетентностном подходе к преподаванию иностранных языков в неязыковом вузе // Научный поиск. 2013. № 2.4. С. 28–30.
  8. Колыхалова О. А. Роль языковой коммуникации в диалоге культур // Иностранные языки в школе. 2016. № 12. С. 39–45.
  9. Колыхалова О. А., Шварц Е. С. Традиционные и новые подходы в интегрированном обучении иностранному языку в вузе. «Учитель, ученик, учебник»: материалы VIII международной научно-практической конференции: сборник статей. Т. 2 / И. Л. Лебедева, отв. ред. М., 2016. С. 443–452.
  10. Кондратьева И. Г., Мадякина Н. Ю., Валеев А. А. Повышение эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23182.
  11. Кузьминская С. И., Гурова Н. Г. Традиции советского образования и современные дидактические тенденции в преподавании иностранных языков // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XXXIII международной научно-практ. конф. № 4 (26). Новосибирск, 2016. С. 97–102.
  12. Максудова О. Н. Coвpеменные тенденции в oбучении иностранному языку // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 603–604. URL: https://moluch.ru/archive/149/42289/.
  13. Мороз Н. А. Использование современных технологий в процессе преподавания иностранных языков в вузе // Академический вестник. 2007. № 2. С. 179–182.
  14. Попова Н. В. Самостоятельная работа с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре // Иностр. яз. в образоват. пространстве технического вуза: материалы IV международной науч.-метод. конференции (Новочеркасск, апрель 2010). Новочеркасск, 2010.
  15. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1992.
  16. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студ. пед. вузов и учителей. М., 2008. С. 10–16.
  17. Трубина Г. Ф. Социальноориентированный и личностно ориентированный характер лингвистического образования // European Social Science Journal. 2015. № 1 (52). P. 132–139.
  18. Худайберганова Э., Гулиметова Б. М. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV международной науч. конференции (г. Москва, июнь 2016 г.). М., 2016. С. 94–97.
  19. Шакирова А. А., Валеева Р. А. Гуманизация обучения иностранному языку: зарубежный опыт // Образование и саморазвитие. 2014. № 2 (40). С. 72–75.
  20. Darn S. (2015). Content and Language Integrated Learning. British Council. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/content-language-integrated-learning.
  21. Ellis R. Task-Based Language Learning and Teaching. Oxford, 2003. P. 16.
  22. Kelly K. (2014). Ingredients for successful CLIL. British Council. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/keith-kelly-ingredients-successful-clil-0
  23. Matukhin D., Zhitkova E. Implementing Blended Learning Technology in Higher Professional Education // Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015. P. 183–188. URL: www.sciencedirect.com
  24. Smirnov A. Diagnosis Motivational Mechanism of Educational-Cognitive Motivation of Students // American Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 6. № 5. P. 138–141. DOI: 10.11648/j.ajap.20170605.19
  25. Van de Craen P. Content and Language Integrated learning, Culture of Education and Learning Theories. Brussels Vrij e Universiteit, Department of Germanic languages. 2006. URL: http://www.unifg.it/sites/default/fi les/allegatiparagrafo/21-01 2014/van_de_craen_clil_culture_of_education_and_learning_theories.pdf
  26. Van de Craen P., Mondt K., Allain L., Ying Gao. Why and How CLIL Works. An Outline for a CLIL Theory. Current Research on CLIL 2. 2007. Vol. 16 (3) Special Issue. Vienna English Workings Papers.

Колыхалова Ольга Алексеевна


Ученая степень: доктор философии;
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальный исследовательский yниверситет Высшая школа экономики; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-0452-5352;
Электронный адрес: kolykhalova.o@mail.ru.
Богатырёва Наталья Юрьевна

Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе

Богатырёва Н. Ю. Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 26-41

DOI: 10.15382/sturIV201851.26-41
Статья посвящена тому, как духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся в российском обществе и закрепленные в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., отражаются в современной отечественной литературе для подростков, как проявляется преемственность нынешних детско-юношеских произведений по отношению к подростковой литературе середины ХХ в., созданную писателями-шестидесятниками и их старшими товарищами. Коллективизм, активная гражданская позиция, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, готовность защищать ее интересы, интернационализм, уважение друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям; уважение к труду, справедливость, свобода, самоограничение, жертвенность, соблюдение прав человека; семейные традиции — все эти нравственные установки и ценности формируются благодаря литературе, которая демонстрирует положительные образцы поведения. В творчестве современных русских писателей транслируются семейные ценности, уважение к старшим, терпимость к «особым людям» и умение сопереживать ближнему в болезнях и тяготах, показано, как герои сохраняют личное достоинство, способность к нравственному выбору, человеколюбие, что является хорошим примером для юных читателей. Главная тема подростковой литературы: поиски своего места в мире и своего предназначения — в современной русской литературе решается в реалистическом плане (школьная повесть, которая переживает период возрождения) и в плане сказочно-фантастическом. Все большее внимание уделяют современные российские писатели, пишущие для детей, экологической проблематике. Она не сводится только к вопросам защиты флоры и фауны, но приобретает особую глубину. В них поднимаются философские проблемы единства человека и природы, объединения всего живого перед лицом экологического кризиса, взаимосвязь и взаимообусловленность существования.
духовно-нравственные ценности, детская литература, современная отечественная литература для подростков, традиции, семейные ценности, приемная семья, личное достоинство, патриотизм, уважение к старшим, жанр школьной повести
  1. Алексеев В. Прекрасная второгодница. М., 2015.
  2. Алексин А. А тем временем где-то. М., 2015.
  3. Вечные ценности — основа российской идентичности. Проект документа Русской Православной Церкви. URL: http://www.pravoslavie.ru/44320.html
  4. Железников В. Чучело. М., 2017.
  5. Ибрагимбеков М. За все хорошее — смерть! М., 2015.
  6. Львовский М. В моей смерти прошу винить Клаву К. М., 2016.
  7. Михасенко Г. Милый Эп. М., 2016.
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://static.government.ru/media/fi les/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

Богатырёва Наталья Юрьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-8980-9986;
Электронный адрес: nessi1995@mail.ru.
Выражаю глубокую благодарность моим родителям Юрию Петровичу и Татьяне Семеновне Богатыревым, а также Светлане Юрьевне Дивногорцевой за поддержку
Чердынцева Евгения Валерьевна

Развитие внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности

Чердынцева Е. В. Развитие внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 42-55

DOI: 10.15382/sturIV201851.42-55
В статье представлено обоснование актуальности развития внутренней позиции ученика у младших школьников согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и достижения обучающимися оптимальных образовательных результатов. Раскрыты возможности внеурочной деятельности в развитии внутренней позиции ученика у обучающихся. Проанализированы научные подходы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников и к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Методологическую основу исследования составляют работы М. М. Безруких, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина о психологических особенностях развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, Л. И. Божович, Т. А. Нежновой, В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман о специфике и этапах формирования у обучающихся внутренней позиции ученика. На основе данных исследований, автором дается определение понятия «внутренняя позиция ученика», раскрываются его существенные характеристики. Особая роль отведена теоретическому обоснованию комплекса педагогических условий развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности: теоретико-методическая готовность учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников, овладение родителями необходимыми компетенциями в развитии внутренней позиции ученика у детей, разработка программы внеурочной деятельности «Первый раз в первый класс». Представлен анализ результатов диагностики сформированности теоретико-методической готовности учителей начальных классов, а также компетентности родителей в развитии внутренней позиции ученика у обучающихся в начальной школе. Приводятся результаты исследования автором сформированности внутренней позиции ученика у младших школьников. Описаны процесс и результаты реализации авторской программы по развитию внутренней позиции ученика у обучающихся во внеурочной деятельности, включающей комплекс форм методической работы с педагогами и взаимодействия с родителями, систему внеурочной деятельности с детьми. В опытно-экспериментальной работе автором показана реализация педагогических условий развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности. Достоверность полученных результатов обоснована в ходе их статистической обработки.
развитие, младшие школьники, внутренняя позиция ученика, внеурочная деятельность, педагогические условия, теоретико-методическая готовность педагогов, учебная деятельность
  1. Адольф В. А., Янова М. Г. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: монография. Красноярск, 2013.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
  3. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов у детей 6–7 лет. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста. М., 2012.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2010.
  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  6. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–19.
  7. Дроздова И. А. Становление субъектной позиции младших школьников при реализации личностно-развивающего взаимодействия педагога и обучающихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2. С. 9–12.
  8. Молчанова А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. № 8. С. 46–52.
  9. Нежнова Т. А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 143–156.
  10. Николаева М. В. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы // Известия ВГПУ. 2011. № 8. С. 57–62.
  11. Поливанова К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. М., 2009.
  12. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В. Д. Шадриков, науч. ред. М., 2011.
  13. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 1/1. С. 184–188.
  14. Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Завуч начальной школы. 2011. № 6. С. 36–48.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
  16. Фролова П. И., Горина А. В., Дубынина М. Г. Психология и педагогика. Омск, 2015.
  17. Шипова Л. В. Разработка критериев и показателей внутренней позиции школьника в психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 260–262.
  18. Щербинина О. А. К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (121). С. 394–400.
  19. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2008.

Чердынцева Евгения Валерьевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный педагогический университет; Российская Федерация, Омск, 644099, Наб. Тухачевского, д. 14;
Должность: Доцент кафедры педагогики и психологии детства;
ORCID: 0000-0002-3568-6984;
Электронный адрес: CherdyncevaEV@rambler.ru.
Мудрик Анатолий Викторович

Социальная психология воспитания в социально-педагогическом ракурсе

Мудрик А. В. Социальная психология воспитания в социально-педагогическом ракурсе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 56-64

DOI: 10.15382/sturIV201851.56-64
Цель статьи — показать взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной педагогики. Дана краткая экспликация социальной психологии воспитания как в историческом аспекте, так и взаимосвязь социальной психологии воспитания с социальной педагогикой. Эта связь стала предметом специального изучения в отечественном обществознании с середины XIX столетия, а в зарубежной науке — с конца того же века. Интерес психологии к проблематике воспитания вылился в выделение двух ее отраслей — возрастной психологии и педагогической психологии. Однако проблематика воспитания в полном объеме этими отраслями не изучалась ранее и не изучается сегодня. Это привело к тому, что уже с середины XIX в. феномены, свойственные ученической среде, стали предметом интереса Е. Ельницкого, А. Молотова, Г. Рокова, Л. Толстого и др. педагогов, которые фактически заложили основы социальной психологии воспитания. В зарубежной науке аналогичные проблемы стали изучать Н. Андерсен, Б. Малиновский, М. Мид, У. Уайт и др.В 60-х гг. ХХ в. проблематика, обозначенная в середине XIX — начале ХХ в. стала исследоваться целым рядом отечественных ученых (Я. Коломинским, Л. Уманским, А. Лутошкиным, Л. Новиковой, А. Киричуком, Х. Лийметсом и др.). Их работы в совокупности позволили поставить вопрос о выделении относительно самостоятельной отрасли социальной психологии — социальной психологии воспитания.Область исследования этой отрасли можно обозначить как совокупность всех тех социально-психологических феноменов, которые имеют место в жизнедеятельности воспитуемых, а ее предметом — различные социально-психологические феномены, процессы и проблемы, возникающие в обозначенной области исследований. Эта область исследований тесно связана с областью исследований социальной педагогики, которая определяется как социальное воспитание в контексте социализации. Взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной педагогики в процессе исследования современного российского социума особо остро выявляет традиции и инновации в социализации и социальном воспитании, что специально рассматривается в статье как в группах факторов социализации, так и в рамках отдельных факторов.
социальная педагогика, социальная психология воспитания, социализация, воспитание, факторы социализации, механизмы социализации, традиции, инновации
  1. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 124–130.
  2. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / А. Ю. Гордин, Л. И. Новикова, ред. М., 1973.
  3. Ромм Т. А. История социальной педагогики. Ростов-на-Дону, 2010.

Мудрик Анатолий Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии;
ORCID: 0000-0003-0410-9487;
Электронный адрес: amudrik@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00796-ОНГ «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся».
Алехина Екатерина Валентиновна

Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Алехина Е. В. Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 65-72

DOI: 10.15382/sturIV201851.65-72
Современная социально-правовая действительность в России включает в себя процессы формирования правовой культуры общества и усиление правовой и социальной защищенности отдельных категорий граждан, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей одна из наиболее уязвимых, требующих дополнительных мер по защите их прав и законных интересов. В связи с рассогласованием терминологии в законодательстве, защита прав детей с ОВЗ традиционными способами становится затруднительной. В таком случае защита прав и интересов детей с ОВЗ может осуществляться с помощью технологий социально-педагогической адвокации. Адвокация по правам человека — технология, активно используемая общественными и правозащитными организациями. Социальнопедагогический характер адвокация приобретает в ситуации, когда защита прав и законных интересов выходит за рамки традиционного понимания, становясь частью социального воспитания. Потенциал ее может быть использован и в социальной педагогике. Теоретическое изучение и обоснование ее взаимосвязи с социально-педагогической деятельностью является актуальным. В связи с активизацией родительского сообщества, повышением спроса на адвокационные услуги социально-педагогической практикой востребованы научно обоснованные рекомендации по проведению социально-педагогической адвокации. Автором были проанализированы методические пособия по различным видам адвокации, нормативно-правовая база международного, федерального и регионального (на примере Воронежской области) уровней, а также литература по социально-педагогической деятельности. Автор выявляет особенности социально-педагогической адвокации. Результаты данного исследования будут способствовать повышению качества социально-педагогической деятельности и, в конечном итоге, улучшению качества жизни детей с ОВЗ.
социально-педагогическая деятельность, социальная защита, социально-педагогическая адвокация, защита прав, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, правозащитная деятельность
  1. Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/819075666
  2. Конвенция о правах инвалидов. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability
  3. Пособие по адвокации: Власть и участие народа. URL: http://mognovse.ru/viw-advokaciyavlaste-i-uchastie-naroda.html
  4. Практический гид по развитию навыков действия для осуществления общественных перемен. URL: http://docplayer.ru/26941723-Uchebnik-po-advokasi-prakticheskiy-gid-porazvitiyu-navykov-deystviya-dlya-osushchestvleniya-obshchestvennyh-peremen.html
  5. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
  8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167365/

Алехина Екатерина Валентиновна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
Должность: доцент кафедры общей и социальной педагогики;
ORCID: 0000-0001-8609-3962;
Электронный адрес: ev_alekhina@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00545.
Ромашина Екатерина Юрьевна; Агеева Антонина Владимировна

«Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа

Ромашина Е. Ю., Агеева А. В. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73-81

DOI: 10.15382/sturIV201851.73-81
Социально-экономические, политические, культурные изменения середины XIX в. «запустили» процессы ускоренного развития и становления в России начального образования как сравнительно массового явления. Внимание педагогов — теоретиков и практиков — обратилось к проблеме метода обучения первоначальной грамоте. Важнейшее место в педагогических дискуссиях занял вопрос применения наглядности в рамках этого процесса. Достаточно заметным был вклад в дело наглядного обучения в начальной народной школе известного земского деятеля, автора нескольких учебников и методических пособий Николая Александровича Корфа. В статье проанализированы: книга для чтения «Наш друг» и руководства, составленные Корфом для учителей. По словам Корфа, его пособие являлось прямым продолжением «Родного слова» Ушинского, но в отличие от него было составлено с учетом особенностей народной сельской школы. Корф считал совершенно необходимым выделение в курсе начальной школы особых уроков наглядного обучения. В статье выявлены взаимосвязи между теоретическими представлениями Н. А. Корфа об использовании наглядности при обучении грамоте и визуальным рядом его книги для чтения. Отмечено, что визуальные компоненты имели самостоятельное дидактическое значение. Описан алгоритм наглядного обучения грамоте, предложенный Корфом. Иллюстративный ряд его пособия выполнял функцию пояснения и дополнения текстов, снабжал детей прикладными полезными сведениями, знакомил с явлениями и процессами окружающего мира — как природного, так и созданного человеком. В статье подчеркивается, что хотя «Наш друг» содержал множество иллюстраций, но его визуальный ряд не был оснащен методически. Пособие включало в себя множество вопросов к текстам, но в нем практически не было заданий к визуальным материалам.
Н. А. Корф, наглядное обучение, обучение грамоте, букварь, азбука, книга для чтения, визуальный ряд, метод обучения, иллюстрация, образное мышление
  1. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. Изд. 1. СПб., 1871; изд. 11. СПб., 1882.
  2. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. М., 1882.
  3. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: кн. для учащих. СПб., 1881.
  4. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских шк. СПб., 1879.

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.

Агеева Антонина Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.
Куприянов Борис Викторович

Первый опыт романтических чувств и отношений у советских подростков в пионерском лагере в 60–80-х гг. ХX в.

Куприянов Б. В. Первый опыт романтических чувств и отношений у советских подростков в пионерском лагере в 60–80-х гг. ХX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 82-94

DOI: 10.15382/sturIV201851.82-94
В тексте на основе результатов обследования около полутора сотен респондентов в возрасте 43–65 лет осуществляется социально-педагогическая реконструкция опыта романтических переживаний и дружбы советских школьников в пионерских лагерях в 60–80 гг. ХХ в.Анализ и интерпретация интервью лиц, отдыхавших в детстве в пионерских лагерях, позволяет утверждать, что романтические переживания и отношения четко дифференцируются респондентами и квалифицируются как «симпатия» (эмоция или чувство), «романтическая дружба мальчика и девочки» (взаимоотношения и взаимодействие в паре), влюбленность (взаимное чувство или без взаимности). В пионерском лагере могла происходить эволюция романтических переживаний и отношений (от взаимной симпатии к романтической дружбе, от романтической дружбы к влюбленности одного или обоих подростков). Ситуация, когда романтические чувства и эмоции были без взаимности, не всегда воспринималась подростками как негативная, нередко романтическое переживание было самодостаточным. Романтические чувства возникали у небольшой части подростков, а романтические отношения еще реже, наибольшая доля пионеров впервые испытывала романтические чувства в 14–16 лет. Симпатия, романтическая дружба и влюбленность могли связывать двух подростков, отдыхающих в пионерском лагере; девочку, отдыхающую в лагере, и мальчика из расположенного рядом с лагерем поселка (села); подростка, отдыхающего в пионерском лагере, и вожатого (вожатую). В проявлении романтических переживаний и в своих романтических отношениях подростки демонстрировали разные стратегии, различающиеся в настойчивости обрести взаимность. По длительности романтические чувства и отношения советских подростков в пионерских лагерях в массе своей были кратковременными — завершались окончанием лагерной смены, исключения встречались достаточно редко. Репертуар проявления романтических чувств и отношений включал общение во время парных медленных танцев; сидение рядом на мероприятиях; совместное участие в играх и развлечениях; переписка через лагерную игровую почту; уединенные встречи (прогулки). Романтические переживания и отношения не вербализировались подростками. В отношении пар, чьи отношения были известны в группе сверстников, окружающие создавали поддерживающее и оберегающее приватное пространство.
летний лагерь, история детства в СССР, дружба и влюбленность подростков, история внешкольной повседневности школьников, романтические отношения подростков, мемуары о детстве в СССР
  1. Бочавер К. А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.
  2. Екимчик О. А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
  3. Кон И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. М., 1996.
  4. Малгатаева М. М. Психологическая и социальная сущность феномена симпатии // Исследования и разработки в перспективных научных областях. Новосибирск, 2017. С. 81–86.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001.
  6. Нышпора М. А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия: на примере студенческой дружбы: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2017.
  7. Петрова А. А. Роль симпатии в преодолении подросткового одиночества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тамбов, 2011.
  8. Пятилетова Л. В., Ростовцев А. К. Эротическая любовь и влюбленность как феномены человеческого бытия // Ф¢н-наука. 2012. т. 1. № 9 (12). С. 32–35.
  9. Раззаков Ф. И. Наше лучшее детство. М., 2017.
  10. Розенова М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
  11. Третьяков В. Т. Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1. Ч. II и III. М., 2014.
  12. Шафигуллин И. Ф. Психология симпатии в формировании имиджа делового человека // Будущее науки-2017: Сб. науч. ст. 5-й Междунар. молодежн. науч. конф.: в 4 т. Т. 4. 2017. С. 270–272.

Куприянов Борис Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Автор выражает благодарность Ирине Дмитриевне Демаковой, которая поддержала идею антропологического исследования.Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а

ПСИХОЛОГИЯ

Егоров Илья Владимирович

Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности

Егоров И. В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 97-113

DOI: 10.15382/sturIV201851.97-113
В статье анализируются результаты изучения идеалов молодежи. Автор показывает, что сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп. Кроме того, идеалы выступают морально-нравственными, ценностными регуляторами социальной активности личности. В юношеском возрасте они определяют направленность саморазвития личности и ее зрелость. На основе эмпирических данных удалось выявить значимые содержательные блоки в структуре идеалов студентов. Сходные идеалы позволили выделить пять групп молодежи с разными идеалами. В первую группу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения; во вторую группу — выбиравшие политиков и общественных деятелей; в третью группу — выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, спортсменов; в четвертую группу — выбравшие в идеалы пророков, святых; в пятую группу — выбравшие в идеалы поэтов, писателей, философов. Последующее сравнение личностных характеристик в выделенных группах показало, что значимые отличия между группами отмечаются в личностной зрелости, в социальной идентичности и в уровне морально-этической ответственности. В первой группе — низкий уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, сформированная морально-этическая ответственность с осознаваемыми морально-этическими ценностями; во второй группе — высокий уровень личностной зрелости, социальная псевдоидентичность, сформированная морально-этическая ответственность с сильно выраженными альтруистическими эмоциями и нравственной интуицией; в третьей группе — низкий уровень личностной зрелости, независимость и самостоятельность от социума, сформированная морально-этическая ответственность; в четвертой группе — средний уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, высокий уровень морально-этической ответственности с сильно выраженными альтруистическими эмоциями, нравственной интуицией; в пятой группе — средний уровень личностной зрелости, асоциальная направленность, сформированная морально-этическая ответственность.
студенческая молодежь, идеал, личностные характеристики, личностная зрелость, ответственность, направленность совершенствования, социальная идентичность, психосоциальный тип личности
  1. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 2.
  3. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  4. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Т. 9.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, ред. М., 1988.
  6. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научнометодологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015. С. 67–77.
  7. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  8. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  9. Словарь иностранных слов / И. Лехин, С. Локшина, Ф. Петров, Л. Шаумян, ред. М., 1988.
  10. Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  11. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
  12. Riegel K. F. Adult life crisis: A dialectical interpretation of development // N. Datan & L. H. Ginsberg, eds. Life-span developmental psychology: Normative life crisis. New York: Academic press, 1975. P. 346–370.

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Данный текст является продолжением статьи «Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи (Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 59–74).
Двойнин Алексей Михайлович

Психология религии в постсоветской России (1990-е гг.)

Двойнин А. М. Психология религии в постсоветской России (1990-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 114-134

DOI: 10.15382/sturIV201851.114-134
В статье анализируются социально-исторические условия исчезновения советской психологии религии и появления психологии религии новой формации в 1990-е гг. Отмечается то, что советская психология религии была в большей степени аффилирована не с официальной психологической наукой, а с советским вариантом религиоведения — историей и теорией атеизма и религии. Ее исчезновение связано с общественно-политическими изменениями в России в начале 1990-х гг. Констатируется, что завязавшийся в 1990-е гг. в России диалог психологов и представителей религиозной сферы привел в большей мере к развитию альтернативного психологии религии проекта — христианской психологии. Утверждается, что это создало трудности дифференциации двух направлений и привело к формированию в российском академическом сообществе ложных представлений о предмете, методах и проблемах психологии религии. Автором выделяются причины, объясняющие отсутствие всплеска академических психологических исследований религии в России в 1990-е гг.: фокусировка на иных внутринаучных задачах; социально-экономические проблемы науки и финансовая непритягательность данного направления; обращение многих представителей академического сообщества к религии преимущественно не как к объекту исследования, а как к духовному источнику. Приводятся основные публикации по данному направлению в рассматриваемый период, и отмечается появление первых университетских учебных курсов. Утверждается, что зарождение в 1990-е гг. в России новой, постсоветской психологии религии обусловлено не столько социальным заказом со стороны российского общества, переживавшего значительный подъем уровня религиозности, сколько личным интересом исследователей к психологическим вопросам религии, а также когнитивной свежестью и неразработанностью данной области знаний.
психология религии, христианская психология, советская психология, история психологии, религиоведение, религия, научный атеизм, научные исследования, научные институты, постсоветская Россия
  1. Акулич А. Л. Возможность влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера: дис. … канд. психол. наук. М., 1996.
  2. Белорусов С. А. С точки зрения православного психотерапевта // Альфа и Омега. 1996. № 4 (11). С. 296–309.
  3. Братусь Б. С. К истории создания Московской школы христианской психологии: конец XX века // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Братусь Б. С., ред. М., 2017. С. 15–49.
  4. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
  5. Братусь Б. С. Российская психология на перепутье // Начала христианской психологии: учеб. пособие / Братусь Б. С., отв. ред.; С. Л. Воробьев, науч. ред. М., 1995. С. 57–80.
  6. Братусь Б. С. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 4–14. DOI: 10.11621/npj.2015.0301
  7. Василюк Ф. Е. Предпосылки периодизации новейшей истории христианской психологии // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Братусь Б. С., ред. М., 2017. С. 50–69.
  8. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76–83.
  9. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 87–94.
  10. Воловикова М. И., Махнач А. В. Психология, психотерапия и христианство («круглый стол») // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 176–178.
  11. Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. Редколлегия сборника: А. Ф. Окулов, отв. ред. и др. М., 1971.
  12. Гараджа В. И. Религиеведение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. М., 1995.
  13. Дубин Б. В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х гг.) // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 3 (71). С. 35–44.
  14. Дубова (Смирнова) Е. Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа: Дис. … канд. филос. наук. М., 1999.
  15. Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2009.
  16. Зенько Ю. М. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник / Ю. М. Зенько, сост. и ред. СПб., 2009.
  17. Зуев Ю. П. Институт научного атеизма (1964–1991) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения: Сборник / Ю. П. Зуев, В. В. Шмидт, сост. и общ. ред. Ч. 1: Институт научного атеизма — Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. М., 2009. С. 9–36.
  18. Зуев Ю. П., Шмидт В. В. От Института научного атеизма к кафедре государственно-конфессиональных отношений: становление религиоведческой школы (1964–1991, 1992–2010) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования: Сборник / В. В. Шмидт, И. Н. Яблоков, сост. и общ. ред.; при участии Ю. П. Зуева, З. П. Трофимовой. Кн. 1(I): Религиоведение в России в конце XX — начале XXI в. М., 2010. С. 15–27.
  19. Колбановский В. Н. Роль научной психологии в атеистической пропаганде: (Стенограмма лекции, прочит. на Всесоюзном семинаре по пропаганде науч. атеизма). М., 1963.
  20. Колбановский В. Н. Совещание по проблемам психологии религии // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 178–183.
  21. Костылев П. Н. Психология религии в системе высшего профессионального образования. URL: http://hentiamenti.livejournal.com/409331.html (дата обращения: 08.05.2018).
  22. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, сост.; А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, общ. ред. М., 1985.
  23. Лоскутов В. В., Иванов М. Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности // Психологические проблемы саморегуляции личности / А. А. Крылов, Л. А. Коростылева, ред. СПб., 1997. С. 157–165.
  24. Лоскутов В. В., Иванов М. Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности // Психология духовности: Хрестоматия / Н. И. Татаркин, сост. Липецк, 2002. С. 255–264.
  25. Мазилов В. А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 3–21.
  26. Материалы дискуссии в журнале «Человек» (1998, № 1–4), опубликованы в качестве отдельного издания: Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.
  27. Махнач А. В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 146–151.
  28. Митрохин Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 79–81.
  29. Мусхелишвили Н. Л., Спивак Д. Л., Шрейдер Ю. А. В поисках общего значения. Сравнительный анализ восточных и западной молитв // Страницы. 1996. № 4. С. 80–91.
  30. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Некоторые замечания к психологии молитвы: когнитивный аспект // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 1. С. 24–46.
  31. Мусхелишвили Н. Л. Психология отношения к нуменальному: Личностные предпосылки религиозного опыта: дис. … д-ра психол. наук. М., 1994.
  32. Мчедлов М. П., Нуруллаев А. А., Филимонов Э. П., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 9–13.
  33. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 119–122.
  34. Начала христианской психологии: учеб. пособие / Б. С. Братусь, отв. ред.; С. Л. Воробьев, науч. ред. М., 1995.
  35. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М., 1994.
  36. Основы религиоведения: учебник / И. Н. Яблоков, ред. М., 1994.
  37. Парыгин Б. Д., Ерунов Б. А., Букин В. Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. Редколлегия сборника: А. Ф. Окулов, отв. ред. и др. М., 1971. С. 58–81.
  38. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.
  39. Платонов К. К. Психологические корни религии // Вопросы научного атеизма. Вып. 11.
  40. Психология и религия. Редколлегия сборника: А. Ф. Окулов, отв. ред. и др. М., 1971. С. 29–42.
  41. Платонов К. К. Психология религии и атеистическое воспитание // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 18–26.
  42. Платонов К. К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967.
  43. Платонов К. К. Человек и религия. Минск, 1984.
  44. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье личности человека // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 93–97.
  45. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А. В. Брушлинский, ред. М., 1997.
  46. Психология и христианство: путь интеграции: материалы Международной конференции, 7–9 сентября 1995 г., г. Москва / А. В. Махнач, ред. М., 1995.
  47. Психология и христианство: путь интеграции: сборник тезисов 3-й Международной конференции, 10–13 мая 1997 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 1997.
  48. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.
  49. Разумова М. А. К вопросу о социально-психологических особенностях личности священнослужителя // Психология и христианство: путь интеграции: сборник тезисов
  50. 3-й Международной конференции, 10–13 мая 1997 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 1997. С. 51–54.
  51. Разумова М. А. Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии): дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1998.
  52. Разумова М. А., Новиков В. В. Личность священнослужителя как объект социально-психологического исследования // Педагогическая практика: опыт и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Саратов, 1998. С. 150–156.
  53. Религия и политика в посткоммунистической России / Л. И. Митрохин, отв. ред. М., 1994.
  54. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21–38.
  55. Смирнов В. Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: На материале методик чань, дзэн-буддизма: дис. … канд. психол. наук. Рязань, 1998.
  56. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5. С. 44–55.
  57. Флоренская Т. А. К. Г. Юнг и проблема духовной активности личности // Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, отв. ред. М., 1995. С. 70–82.
  58. Чумаков М. В. Введение в психологию религии: учебное пособие. Курган, 1997.
  59. Чумаков М. В. Психология и религия: точки соприкосновения // Религия, человек, общество: доклады Международного научного религиоведческого конгресса: 2000-летию христианства посвящается / И. Н. Степанов, отв. ред. Курган, 1998. С. 134–139.
  60. Чумаков М. В. Психология религии в Зауралье // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: Сборник материалов 3-го конгресса российских исследователей религии (7–9.10.2016, Владимир, ВлГУ): в 6 т. Владимир, 2016. Т. 3. С. 171–176.
  61. Чумаков М. В. Пути взаимодействия психологии и религии // Наука и образование Зауралья. 1999. № 3–4. С. 244–247.
  62. Швейцер Г. Возможно ли возрождение науки в России? // Вопросы экономики. 1995. № 9. С. 64–70.
  63. Шеховцова Л. Ф. III Международная конференция «Психология и христианство: пути интеграции» // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 147–151.
  64. Щербатых Ю. В. Структура индивидуальной религиозности // Справочник практического психолога. Психодиагностика / С. Т. Посохова, общ. ред. М.; СПб., 2005. С. 457–466.
  65. Элбакян Е. С. Современное российское религиоведение — в горе и в радости… // Религиоведческие исследования. 2015. № 1 (11). С. 191–199.
  66. Юревич А. В. Умные, но бедные: ученые в современной России. М., 1998.
  67. Mirskaya E. Z. Russian academic science today: Its societal standing and situation within scientifi c community // Social studies of science. 1995. № 25. P. 705–725.

Двойнин Алексей Михайлович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-0530-740X;
Электронный адрес: alexdvoinin@mail.ru.