/

Белова Елена Сергеевна

Диалогический подход Т. А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности


Белова Е. С. Диалогический подход Т. А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 87-101.

DOI: 10.15382/sturIV201850.87-101

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии — проблеме поддержки одаренности в процессе психологического консультирования. Одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, которое включает личность в целом и определяется высшими духовными аспектами в становлении человека. Особое внимание в статье уделяется диалогическому подходу Т. А. Флоренской в психологическом консультировании. Описываются разработанные ею принципы духовно-ориентированного диалога, рассматриваемого как творческий процесс. В разработках Т. А. Флоренской вопросов духовного развития выделены аспекты, имеющие прямое отношение к теме одаренности: «духовное Я» проявляется в творчестве человека, осуществляющего свое творческое призвание, чему способствует диалог с собеседником вовне, верящим в него, в его духовные возможности. Отмечается, что одаренность может проявиться довольно рано: уже в дошкольном возрасте. Излагаются результаты психологического исследования, нацеленного на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований. Среди обследованных 290 дошкольников с помощью комплексной диагностики были выделены дети с высоким творческим потенциалом — главной составляющей одаренности: 13,6% от обследованных детей 5–6 лет, 15% от выборки 6–7-летних. У части дошкольников с признаками одаренности было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, общения, внимания. Наиболее часто встречались трудности речевого развития. Для родителей были проведены консультации по построению взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований и преодолению трудностей. Использование диалогического подхода давало возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия. Подчеркивается, что проведение подобного диалога требует определенного духовного опыта консультанта, развития диалогической направленности в общении, умения быть в состоянии творческой открытости.

Ключевые слова

диалог, Т. А. Флоренская, духовно-ориентированное общение, консультирование, одаренность, дошкольный возраст, родители, творческий потенциал

Список литературы

  1. Инина Н. В. На пути к себе. URL: https://psy-rpu.ru/education/articles/na-puti-k-sebe.
  2. Колпакова М. Ю. Диалогический подход в психологии и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 177–192.
  3. Колпакова М. Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М., 2015.
  4. Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 87–107.
  5. Ларионова Л. И. Культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: монография / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, ред. М.; СПб., 2017. С. 125–137.
  6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.
  7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
  8. Тихонова Е. С. О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. URL: http://festival.1september.ru/articles/504579/
  9. Тихонова Е. С., Колпакова М. Ю. Диалогический подход в практике психологической работы с детьми. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php.
  10. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  11. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
  12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М., 1998.

Данные об авторе

Белова Елена Сергеевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Психологический институт Российской академии образования; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр.4;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6956-8214;
Электронный адрес: elenasbelova@mail.ru.

Благодарности

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-00741а.