/

Григорьева Марина Юрьевна

Исследование позитивной идентичности подростков


Григорьева М. Ю. Исследование позитивной идентичности подростков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 114-126.

DOI: 10.15382/sturIV201850.114-126

Аннотация

В статье показаны результаты исследования позитивной идентичности подростков, старшеклассников и первокурсников колледжа. Автор представляет сравнительный анализ выраженности позитивных личностной и социальной идентичностей подростков в условиях школы и колледжа. Статья включает описание качественных результатов исследования позитивных личностной и социальной идентичностей подростков и старшеклассников, что позволяет выявить содержательную составляющую достигнутой идентичности. Полученные данные по исследованию позитивной социальной идентичности обучающихся школ и колледжа свидетельствуют, что подростки в основной массе имеют просоциальную направленность, характеризующуюся наличием готовности разделять общегрупповые нормы, правила и ценности, транслируемые в обществе. Позитивная личностная идентичность представлена большим количеством респондентов среди обучающихся десятых классов. Качественный анализ обнаружил сходство предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методикам МИЛИ и МИСИ. Совпали во всех группах испытуемых слова: «дружба», «общение», подчеркивающие значимость реализации себя в удовлетворяющем общении и среди друзей. Также характерным для позитивной социальной идентичности подростков и старшеклассников стало слово «жизнь». Материалы работы могут быть использованы в деятельности педагогов, социальных педагогов и практических психологов в системе образования при разработке программ сопровождения обучающихся.

Ключевые слова

подростки, старшеклассники, первокурсники колледжа, позитивная идентичность, фактор социализации, социализация, подростково-юношеский период взросления

Список литературы

  1. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
  3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога). М., 2005.
  4. Пантин В. И., Семененко И. С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Поиск национально-цивилизованной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании. М., 2004. С. 1–9.
  5. Пантин В. И., Семененко И. С., Лапкин В. В. Идентичность в системе координат мирового развития // Вызовы глобальных политических изменений. М., 2010. С. 40–59.
  6. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  7. Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.

Данные об авторе

Григорьева Марина Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московский государственный областной университет; Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А;
ORCID: 0000-0001-8052-256X;
Электронный адрес: marigree@mail.ru.