/

Никитская Екатерина Александровна; Маркова Светлана Викторовна

Эмпирическое исследование проблемы профессионального выгорания педагогов, работающих с обучающимися девиантного поведения


Никитская Е. А., Маркова С. В. Эмпирическое исследование проблемы профессионального выгорания педагогов, работающих с обучающимися девиантного поведения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 102-113.

DOI: 10.15382/sturIV201850.102-113

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования степени удовлетворенности работой, а также признаков профессионального выгорания учителей, работающих с детьми с эмоциональными и поведенческими девиациями в нескольких образовательных учреждениях города Москвы. Для оценки степени удовлетворенности работой и выраженности симптомов профессионального выгорания использовалась анкетная форма. 65 учителей (51%) работают в классах для подростков с поведенческими и эмоциональными девиациями, 63 учителя (49%) работают в обычных учебных классах. Исследование базировалось на первоначальном предположении о том, что у учителей, работающих с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, будет наблюдаться пониженная степень удовлетворенности работой и более высокая степень выраженности симптомов выгорания. В исследовании зафиксировано, что учителя, работающие с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, чаще констатируют неудовлетворенность своей работой, чем учителя, работающие в обычных учебных классах. Кроме того, обнаружены значительные различия в выраженности симптомов в каждой фазе выгорания. Анализ ряда зарубежных и отечественных источников, содержащих базовые положения изучаемой проблематики, лег в теоретическую основу статьи, а также позволил выбрать наиболее адекватные методы получения искомой информации.

Ключевые слова

профессиональное выгорание, удовлетворенность работой, девиантное поведение, психологическое благополучие учителей, педагог, обучающиеся с девиантным поведением, эмпирическое исследование, профессиональная деятельность, эмоциональные отклонения, поведенческие отклонения, деформация личности

Список литературы

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. СПб., 2004. С. 12–13.
  2. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.
  3. Розанова В. А. Психология управления: учеб. пособие. М., 2008.
  4. Alexopoulos E. C., Palatsidi V., Tigani X., Darviri C. Exploring stress levels, job satisfaction, and quality of life in a sample of police offi cers in Greece // Saf. Health Work. 2014. № 5. P. 210–215. DOI: 10.1016/j.shaw.2014.07.004
  5. Christen M., Iyer G., Soberman D. Job satisfaction, job performance, and eff ort: A reexamination using agency theory // J. Mark. 2006. Vol. 70. P. 137–150. DOI: 10.1509/jmkg.2006.70.1.137
  6. Cordes C. L., Dougherty T. W., Blum M. Patterns of burnout among managers and professionals: A comparison of models // Journal of Organizational Behavior. 1997. Vol. 18. P. 685–701.
  7. Ferguson K., Frost L., Hall D. Predicting teacher anxiety, depression, and job satisfaction // Journal Teach. Learn. 2012. Vol. 8. P. 27–42.
  8. Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159–165.
  9. Ge C., Fu J., Chang Y., Wang L. Factors associated with job satisfaction among Chinese community health workers: A cross-sectional study // BMC Public Health. 2011, 11. DOI: 10.1186/1471-2458-11-884
  10. Jennings P. A., Greenberg M. T. The prosocial classroom: Teacher social and emotional competence in relation to student and classroom outcomes // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79. P. 491–525.
  11. Kokkinos C. M., Davazoglou A. M. Special education teachers under stress: Evidence from a Greek national study // Educational Psychology. 2009. Vol. 29. P. 407–424.
  12. Locke E. A. The nature and causes of job satisfaction // Dunnette M. D., ed. Handbook of Industrial and Educational Psychology. Chicago, 1976. P. 54.
  13. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. Maslach Burnout Inventory: Third edition // Wood R. J., Zalaquett C. P., eds. Evaluating stress: A book of resources. 3. Lanham, 1997. P. 191.
  14. Maslach D., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. Occup. Behav. 1981. Vol. 52. P. 397–422.
  15. Nojani M. I., Arjmandnia A. A., Afrooz G. A., Rajabi M. The study on relationship between organizational justice and job satisfaction in teachers working in general, special and gifted education systems // Procedia. Soc. Behav. Sci. 2012. Vol. 46. P. 2900–2905. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.586
  16. Tsouloupas C. N., Carson R. L., Matthews R., Grawitch M. J., Barber L. K. Exploring the association between teachers’ perceived student misbehaviour and emotional exhaustion: The importance of teacher effi cacy beliefs and emotion regulation // Educational Psychology. 2010. Vol. 30. P. 173–189.

Данные об авторе

Никитская Екатерина Александровна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя; Российская Федерация, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12;
Должность: доцент кафедры педагогики УНК ПСД;
ORCID: 0000-0003-3187-6534;
Электронный адрес: katamax@yandex.ru.

Маркова Светлана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Психологический институт РАО в Москве; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9 корп. 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3765-4070;
Электронный адрес: Clairmarkova@mail.ru.

Благодарности

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №17-06-00796.