/

Куровская Юлия Геннадьевна

Герхард Михель: Даниэль Георг Морхоф — критик Коменского


Куровская Ю. Г. Герхард Михель: Даниэль Георг Морхоф — критик Коменского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 35-54.

DOI: 10.15382/sturIV201850.35-54

Аннотация

Вниманию читателя предлагается рассмотрение вопросов, возникающих возле Яна Амоса Коменского и его трудов в период, имевший решающее значение для формирования педагогики Нового времени. Представлен ретроспективный взгляд, раскрывающий восприятие личности и идей Яна Амоса Коменского. Исследовательское внимание автора сосредоточено на сочинениях Даниэля Георга Морхофа (1639–1691), в которых была дана многосторонняя оценка деятельности Яна Амоса Коменского его младшим современником. Конструктивная критика Яна Амоса Коменского со стороны видного энциклопедиста, чья научная систематизация оказала большое влияние на содержание образования, учебные планы и пути его приобретения, сказывалась вплоть до конца XVIII в. Профессор Московского университета Иоганн Матиас Шаден (1731–1797) в своей речи, прозвучавшей 30 июня 1770 г. и в центре внимания которой находилась тема пользы воспитания и просвещения подданных науками и художествами, ссылался перед своей аудиторией на Даниэля Георга Морхофа. При этом он подчеркивал необходимость исправить, усовершенствовать и тем самым преобразить Orbis sensualium pictus Яна Амоса Комения. Публикуя работу Герхарда Михеля, редакция учитывает широко распространенную в настоящее время мифологизацию наследия Яна Амоса Коменского и потому открывает в журнале для дальнейшего обсуждения тему восприятия и прочтения педагогики Яна Амоса Коменского в разные исторические эпохи и в разных странах. Просим рассматривать данную аннотацию как приглашение к дискуссии.

Ключевые слова

педагогика, история педагогики, Даниэль Георг Морхоф, Ян Амос Коменский, наследие, пансофия, пампедия

Список литературы

  1. Ветушко-Калевич А. А. «Полигистор» Даниэла Морхофа о риторике // Филологическое наследие М. В. Ломоносова: коллективная монография / П. Е. Бухаркин, С. С. Волков, Е. М. Матвеев, отв. ред. СПб., 2013. С. 108–165.
  2. Aron R. Comenius als Pädagoge im Urteil seiner Zeitgenossen // Monatshefte der Comenius-Gesellschaft. Berlin, 1895. Bd. 4. S. 217–241.
  3. Aron R. Urteile über den Orbis pictus des Comenius // Pädagogische Zeitung. 1892. XXI. № 12.
  4. Comenius J. A. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Editio princeps. Tom 1 u. 2. Prag, 1966.
  5. Comenius J. A. Pampaedia: Lateinischer Text und deutsche Übersetzung. Nach der Handschrift hrsg. v. D. Tschiževskij in Gemeinschaft mit H. Geißler u. K. Schaller. 2. Aufl . Pädagogische Forschungen: Veröff entlichungen des Comenius-Instituts. Heidelberg, 1965. VII. 29.
  6. Dolch J. Lehrplan des Abendlandes: zweieinhalb Jahrtausende seiner Geschichte. 2. Aufl. Ratingen, 1965. S. 308.
  7. Hestermeyer W. Paedagogica Mathematica: idee einer universellen Mathematik als Grundlage der Menschenbildung in der Didaktik Erhard Weigels, zugleich ein Beitrag zur Geschichte des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. Paderborn, 1969.
  8. Kern M. Daniel Georg Morhof. Landau/Pfalz, 1928.
  9. Kvačala J. Die pädagogische Reform des Comenius in Deutschland bis zum Ausgange des XVII. Jahrhunderts. 2 Bde. Berlin, 1903/1904.
  10. Michel G. Daniel Georg Morhof — Eine Comenius-Kritik am Ausgang des 17. Jahrhunderts // Morhof G. Schulbuch und Curriculum. Comenius im 18. Jahrhundert / Hrsg. von K. Schaller.
  11. Veröff entlichung der Comenius-Forschungsstelle im Institut für Pädagogik der Ruhr-Universität Bochum. № 2. Ratingen, Kastellaun, Düsseldorf, 1973. S. 5–21.
  12. Morhof D. G. Daniel Georg Morhofens Unterricht von der Teutschen Sprache und Poesie. Text der zweiten Ausgabe. Lübeck und Franckfurt, 1700. Bad Homburg v.d. H.-Berlin-Zürich, 1969 (1. Aufl . 1682).
  13. Morhof D. G. De pura dictione latina liber. Hannover, 1725.
  14. Morhof D. G. Polyhistor literarius philosophicus et practicus / Maximam partem opus posthumum, accurate revisum... ex autoris annotationibus... auctum... duabusque praefationibus... praefi xis, quarum prior Morhofi i vitam et scripta Polyhist(oris) item historiam, et eruditorum de illis judicia exhibet, illustratum a Johanne Mollero. Editio secunda. Lubecae, 1714.
  15. Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. 2. Aufl . Heidelberg, 1967 (первое изд. 1962).
  16. Schaller K. Johann Joachim Becher. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Pädagogik // Schaller K. Studien zur systematischen Pädagogik. 2. Aufl . Heidelberg, 1969. S. 7–37.
  17. Wiedemann C. Polyhistors Glück und Ende. Von Daniel Georg Morhof zum jungen Lessing // Festschrift Gottfried Weber zu seinem 70. Geburtstag. Hrsg.v. H. O. Burger und K.v. See. Bad Homburg, Berlin, Zürich, 1967. S. 215–235.

Данные об авторе

Куровская Юлия Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0002-8167-225X;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.

Благодарности

Перевод с немецкого и комментарии выполнены В.А. Брун-Цеховым при поддержке Фонда Галины Иванченко. Научная редакция перевода осуществлена Ю.Г. Куровской в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№27.8520.2017/БЧ). Выражаем благодарность В.Г. Безрогову, выступившему инициатором данной работы и на всем ее протяжении оказывавшему ей организационную и консультационную поддержку.