/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :50

ПЕДАГОГИКА

Шнейдер Лидия Бернгардовна; Сташкевич Ольга Леонидовна

Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания

Шнейдер Л. Б., Сташкевич О. Л. Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 11-21

DOI: 10.15382/sturIV201850.11-21
В статье образование рассматривается как гражданская процедура приобщения к национальной культуре, социальным отношениям, раскрываются его возможности для гражданского воспитания, формирования аттитюдов патриотизма. Авторами прослеживается взаимовлияние в развитии аттитюдов патриотизма, гражданской позиции и политики государства. Рассмотрены отличительные признаки и проявления гражданской позиции и патриотизма. Показана специфика становления мировоззрения человека в контексте культуры и образования. А также представлены факторы, влияющие на гармоническое развитие аттитюдов патриотизма. Обозначены задачи гражданского образования и патриотического воспитания обучающихся путем развития гражданской солидарности и формирования стремления к самостоятельной и творческой работе их внутреннего мира. Рассмотрены опасности педагогического воздействия в контексте развития чувства любви к родине и аттитюдов патриотизма. В заключительной части статьи делается вывод о том, что младших школьников для позитивного отношения к родине следует «заражать» чувством родины, а в работе со старшеклассниками нужно упреждать возможность его нежелательного искажения. И в этом стремлении к развитию внутреннего мира обучающихся школа должна руководствоваться принципом калокагатии, а аттитюды патриотизма могли бы занять должное место в ментальном развитии человека как уникальной личности и как социальной единицы, входящей в состав семьи, нации и всего человечества.
образование, культура, воспитание, гражданская позиция, аттитюды патриотизма, мировоззрение, развитие
  1. Богданов И. В. Психология и педагогика. М., 2001.
  2. Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003.
  3. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  4. Долгоруков П. Д. Чувство родины у детей // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 34–59.
  7. Манн Т. Иосиф и его братья: в 2 т. Т. 1. М., 1991.
  8. Орлов В. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980.
  9. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008.
  10. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 86–92.
  11. Старова Т. Э., Мухина Т. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 48–53.
  12. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
  13. Шендерецка А. П., Смагин В. П., Сыроед Н. С., Соколюк Н. В. Философия: Конспекты лекций / А. А. Ильин, ред. Владивосток, 2007.
  14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 47.

Шнейдер Лидия Бернгардовна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт психологии им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»; Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: зав. кафедрой специальной психологии;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.

Сташкевич Ольга Леонидовна


Место работы: Институт философии Национальной академии наук Беларуси; Республика Беларусь, 220 072, г. Минск, ул. Сурганова 1/2;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1356-0053;
Электронный адрес: stashkevich.olha@rambler.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а
Шакурова Марина Викторовна; Козельская Каролина Алексеевна

Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований

Шакурова М. В., Козельская К. А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 22-34

DOI: 10.15382/sturIV201850.22-34
Цель статьи — представить результаты комплексного анализа воспитательного потенциала как предмета современных социально-педагогических исследований. Объектом анализа выступают современные социально-педагогические исследования (включая исследования вопросов воспитания специалистами других отраслей научного гуманитарного знания), представленные научными статьями, текстами диссертационных работ, затрагивающих проблематику воспитательного потенциала. Предмет анализа — инвариантные и вариативные характеристики сущности воспитательного потенциала, основные методологические средства его изучения, системные и структурные характеристики воспитательного потенциала, основы его развития. Методологию составляют онтологический, комплексный, системный и структурный подходы. Используются теоретические методы исследования — анализ, синтез, обобщение, интерпретация, типизация. В качестве критериев анализа рассматриваются: сущность воспитательного потенциала; методологические средства изучения воспитательного потенциала; системные и структурные характеристики воспитательного потенциала; развитие воспитательного потенциала. В статье сделаны следующие выводы. К числу инвариантов, характеризующих сущность воспитательного потенциала, исследователи относят способность к выполнению деятельности, реализации функций, их ресурсное обеспечение; средства, источники, ресурсы, имеющиеся в наличии и способные к мобилизации, использованию для решения воспитательных задач; совокупность факторов и условий, позволяющих реализовать воспитательные практики и влиять на изменение процессов и систем. Видовое своеобразие связано с мерой востребованности (не используется, не регистрируется, отрицается) или преувеличения объема и значения; опирается на понимание сути и содержания воспитания; своеобразие носителей потенциала, его вид. К числу приоритетных методологических подходов, с позиций которых изучается воспитательный потенциал, можем отнести онтологический, деятельностный, системный, личностнодеятельностный, аксиологический, акмеологический подходы. Структура воспитательного потенциала детализируется, исходя из системного представления о его сущности. В ряде исследований подчеркивается интегративный характер данного свойства. Реализация воспитательного потенциала рассматривается преимущественно как педагогическое управление ресурсами, возможностями, средствами, источниками.
воспитание, воспитательный потенциал, интегративное свойство, методологические подходы, структура, развитие воспитательного потенциала
  1. Агафонова Ю. А. О воспитательном потенциале школьных средств массовой информации // Социальные отношения. 2011. № 1 (2). С. 111–119.
  2. Байбородова Л. В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 4. С. 3–7.
  3. Бережная И. Ф., Вьюнова Н. И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90–97.
  4. Болотова М. И. Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 3. № 3. С. 96.
  5. Буслова Е. В. Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 91–94.
  6. Воспитательный потенциал семьи: методическое пособие для студ. фак. социальной работы / И. В. Фадеева, сост. Магнитогорск, 2000.
  7. Герлах И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
  8. Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
  9. Ершова М. В. Воспитательные потенциалы учреждений дополнительного образования в работе с подростками, склонными к противоправному поведению // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 2017. С. 62–65.
  10. Клочкова Л. И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 200.
  11. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. … канд. пед. наук. М., 2011.
  12. Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 220–224.
  13. Коробкова В. В. Теоретические подходы к проблеме развития воспитательного потенциала семьи в современных исследованиях // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва. 16–18 окт. 2007. Ч. 1 (2). М., 2007. С. 465–472.
  14. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 84–86.
  15. Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 7–8.
  16. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 49–55.
  17. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Влияние экономических показателей на воспитательный потенциал семьи // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М., 2006. Т. 1. С. 58–70.
  18. Недвецкая М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: монография. М., 2005.
  19. Поваляева О. Н. В. В. Розанов о воспитательном потенциале русской художественной литературы // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 109–114.
  20. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: сб. научных трудов / Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, ред. М., 2009.
  21. Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания. М., 2004.
  22. Попова С. В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2008.
  23. Пчельникова Е. В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2011.
  24. Санникова А. И., Коробкова В. В. Эволюция идеи развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве России конца XIX — начала XXI в.: историко-методический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 56–61.
  25. Семенов В. Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы: научно-методические рекомендации в адрес педагогических коллективов, решивших начать исследования социально-педагогических проблем. Ижевск, 2000.
  26. Сизикова В. В., Фомина С. Н. Проблема снижения воспитательного потенциала семьи в современных условиях // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы. М., 2008. Ч. 1. С. 263–267.
  27. Чиркова М. В., Першина Т. В. К проблеме развития воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 509–513. URL: http://e-koncept.ru/2016/46277.htm
  28. Юркина И. А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2009.
  29. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 19. С. 165–166.

Шакурова Марина Викторовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394051 г. Воронеж, ул. Ленина. 86;
Должность: заведующая кафедрой общей и социальной педагогики;
ORCID: 0000-0003-4757-8750;
Электронный адрес: shakurova@mail.ru.

Козельская Каролина Алексеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394051, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86;
ORCID: 0000-0001-9488-3657;
Электронный адрес: alcarol1992@mail.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».
Куровская Юлия Геннадьевна

Герхард Михель: Даниэль Георг Морхоф — критик Коменского

Куровская Ю. Г. Герхард Михель: Даниэль Георг Морхоф — критик Коменского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 35-54

DOI: 10.15382/sturIV201850.35-54
Вниманию читателя предлагается рассмотрение вопросов, возникающих возле Яна Амоса Коменского и его трудов в период, имевший решающее значение для формирования педагогики Нового времени. Представлен ретроспективный взгляд, раскрывающий восприятие личности и идей Яна Амоса Коменского. Исследовательское внимание автора сосредоточено на сочинениях Даниэля Георга Морхофа (1639–1691), в которых была дана многосторонняя оценка деятельности Яна Амоса Коменского его младшим современником. Конструктивная критика Яна Амоса Коменского со стороны видного энциклопедиста, чья научная систематизация оказала большое влияние на содержание образования, учебные планы и пути его приобретения, сказывалась вплоть до конца XVIII в. Профессор Московского университета Иоганн Матиас Шаден (1731–1797) в своей речи, прозвучавшей 30 июня 1770 г. и в центре внимания которой находилась тема пользы воспитания и просвещения подданных науками и художествами, ссылался перед своей аудиторией на Даниэля Георга Морхофа. При этом он подчеркивал необходимость исправить, усовершенствовать и тем самым преобразить Orbis sensualium pictus Яна Амоса Комения. Публикуя работу Герхарда Михеля, редакция учитывает широко распространенную в настоящее время мифологизацию наследия Яна Амоса Коменского и потому открывает в журнале для дальнейшего обсуждения тему восприятия и прочтения педагогики Яна Амоса Коменского в разные исторические эпохи и в разных странах. Просим рассматривать данную аннотацию как приглашение к дискуссии.
педагогика, история педагогики, Даниэль Георг Морхоф, Ян Амос Коменский, наследие, пансофия, пампедия
  1. Ветушко-Калевич А. А. «Полигистор» Даниэла Морхофа о риторике // Филологическое наследие М. В. Ломоносова: коллективная монография / П. Е. Бухаркин, С. С. Волков, Е. М. Матвеев, отв. ред. СПб., 2013. С. 108–165.
  2. Aron R. Comenius als Pädagoge im Urteil seiner Zeitgenossen // Monatshefte der Comenius-Gesellschaft. Berlin, 1895. Bd. 4. S. 217–241.
  3. Aron R. Urteile über den Orbis pictus des Comenius // Pädagogische Zeitung. 1892. XXI. № 12.
  4. Comenius J. A. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Editio princeps. Tom 1 u. 2. Prag, 1966.
  5. Comenius J. A. Pampaedia: Lateinischer Text und deutsche Übersetzung. Nach der Handschrift hrsg. v. D. Tschiževskij in Gemeinschaft mit H. Geißler u. K. Schaller. 2. Aufl . Pädagogische Forschungen: Veröff entlichungen des Comenius-Instituts. Heidelberg, 1965. VII. 29.
  6. Dolch J. Lehrplan des Abendlandes: zweieinhalb Jahrtausende seiner Geschichte. 2. Aufl. Ratingen, 1965. S. 308.
  7. Hestermeyer W. Paedagogica Mathematica: idee einer universellen Mathematik als Grundlage der Menschenbildung in der Didaktik Erhard Weigels, zugleich ein Beitrag zur Geschichte des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. Paderborn, 1969.
  8. Kern M. Daniel Georg Morhof. Landau/Pfalz, 1928.
  9. Kvačala J. Die pädagogische Reform des Comenius in Deutschland bis zum Ausgange des XVII. Jahrhunderts. 2 Bde. Berlin, 1903/1904.
  10. Michel G. Daniel Georg Morhof — Eine Comenius-Kritik am Ausgang des 17. Jahrhunderts // Morhof G. Schulbuch und Curriculum. Comenius im 18. Jahrhundert / Hrsg. von K. Schaller.
  11. Veröff entlichung der Comenius-Forschungsstelle im Institut für Pädagogik der Ruhr-Universität Bochum. № 2. Ratingen, Kastellaun, Düsseldorf, 1973. S. 5–21.
  12. Morhof D. G. Daniel Georg Morhofens Unterricht von der Teutschen Sprache und Poesie. Text der zweiten Ausgabe. Lübeck und Franckfurt, 1700. Bad Homburg v.d. H.-Berlin-Zürich, 1969 (1. Aufl . 1682).
  13. Morhof D. G. De pura dictione latina liber. Hannover, 1725.
  14. Morhof D. G. Polyhistor literarius philosophicus et practicus / Maximam partem opus posthumum, accurate revisum... ex autoris annotationibus... auctum... duabusque praefationibus... praefi xis, quarum prior Morhofi i vitam et scripta Polyhist(oris) item historiam, et eruditorum de illis judicia exhibet, illustratum a Johanne Mollero. Editio secunda. Lubecae, 1714.
  15. Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. 2. Aufl . Heidelberg, 1967 (первое изд. 1962).
  16. Schaller K. Johann Joachim Becher. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Pädagogik // Schaller K. Studien zur systematischen Pädagogik. 2. Aufl . Heidelberg, 1969. S. 7–37.
  17. Wiedemann C. Polyhistors Glück und Ende. Von Daniel Georg Morhof zum jungen Lessing // Festschrift Gottfried Weber zu seinem 70. Geburtstag. Hrsg.v. H. O. Burger und K.v. See. Bad Homburg, Berlin, Zürich, 1967. S. 215–235.

Куровская Юлия Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0002-8167-225X;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.
Перевод с немецкого и комментарии выполнены В.А. Брун-Цеховым при поддержке Фонда Галины Иванченко. Научная редакция перевода осуществлена Ю.Г. Куровской в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№27.8520.2017/БЧ). Выражаем благодарность В.Г. Безрогову, выступившему инициатором данной работы и на всем ее протяжении оказывавшему ей организационную и консультационную поддержку.

ПСИХОЛОГИЯ

Егоров Илья Владимирович

Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи

Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57-72

DOI: 10.15382/sturIV201850.57-72
В статье анализируются результаты изучения идеалов как динамической основы аттитюдов студенческой молодежи. Исходя из полученных эмпирических результатов автор рассматривает различия в личностном становлении студенческой молодежи — имеющей и не имеющие идеалов. На основе сравнительного анализа групп студенческой молодежи, имеющей идеалы и не имеющей идеалов, показаны различия в таких личностных характеристиках, как: личностная зрелость, рефлексия, ответственность за свою жизнь, насыщенность временной трансспективы, отношение к стране. Показано сходство обеих групп в направленности совершенствования себя и других; отношения и следования социальным нормам. Полученные результаты позволили автору показать, как происходит переход от внешне задаваемого образца (идеала) к внутреннему процессу саморегулирования на основе индивидуального личностного образца.
студенческая молодежь, идеал, аттитюды, личностный образец, личностная зрелость, рефлексия, ответственность, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 152.
  3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.
  4. Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности (на материале студентов педвуза): дис. … канд. психол. н. М., 1998.
  5. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, И. В. Егоров, А. И. Симанина и др.; науч. ред. Л. Б. Шнейдер. М., 2016.
  6. Гусева Е. П., Серова О. Е. Научно-практический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». URL: www.psyedu.ru. 2010. № 3. С. 1–11.
  7. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  8. Королева А. Ю. Идеал как компонент направленности личности в представлениях современной российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, отв. ред. М., 2017. С. 253–261.
  9. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40–47.
  10. Наумова Д. В. Дистинктивность гражданского мировосприятия молодежи в различных регионах России // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 3. С. 93–103.
  11. Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. СПб., 2015. С. 62–67.
  12. Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007. С. 138.
  13. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119.
  15. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  16. Собкин В. С., Буреломова А. С., Смыслова М. М. Идеалы современного российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 15. Вып. 26 / В. С. Собкин, ред. М., 2011. С. 21.
  17. Тимощук И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  18. Хрусталева В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2016.
  19. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-513-00003 Бел_а «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи»
Вачков Игорь Викторович; Вачкова Светлана Николаевна

Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников

Вачков И. В., Вачкова С. Н. Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 73-86

DOI: 10.15382/sturIV201850.73-86
В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных влиянию различных факторов на психологическое здоровье школьников и успешность их обучения. Важнейшими из этих факторов оказываются сам ученик, семья, школа в целом и учитель. При этом влияние указанных факторов, согласно полученным данным, часто оказывается совсем не таким, как представляется обыденному сознанию. Рассмотрение результатов проведенных за десятилетия исследований позволило авторам сделать вывод о превалирующей роли ученика и его собственных усилий в успешности обучения и в состоянии его психологического здоровья. Хроническое заболевание ребенка, вопреки устоявшемуся мнению, хоть и негативно сказывается на учебных успехах и психологическом здоровье школьника, но его влияние не слишком велико. Гораздо большее значение имеют ожидания родителей от ребенка, их эмоциональная поддержка и вера в него. Также важными факторами являются особенности школьной культуры и уклад школы. Кроме рассмотрения зарубежных исследований, в статье описываются характеристики нескольких наиболее успешных американских школ, в которых факторы образовательной среды выражены особенно ярко и изучение которых было проведено самими авторами. Также в статье показано, что сильное влияние на успешность обучения и психологическое здоровье школьников оказывает то, какие отношения сложились у них с учителями. Даже если другие внутришкольные факторы не слишком позитивны, учитель, умеющий воспринимать точку зрения учеников на те или иные вопросы, может оказывать значительное положительное воздействие на их учебные успехи и самочувствие.
успешность обучения, психологическое здоровье, образовательная среда, метаанализ, ученик, семья, школа, учитель, благополучие, родительские ожидания
  1. Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / В. К. Загвоздкин, Е. А. Хамраева, ред. М., 2017.
  2. Ahn S., Choi J. Teachers’ subject matter knowledge as a teacher qualifi cation. A synthesis of the quantitative literature on students’ mathematics achievement // Paper presented at the American Educational Research Association. San Diego, 2004, april.
  3. Allen M. The role of teacher immediacy as a motivational factor in student learning: Using metaanalysis to test a causal model // Communication Education. 2006. Vol. 55. № 1. P. 21–31.
  4. Alessi G. Diagnosis diagnosed: A systemic reaction // Professional School Psychology. 1988. № 3. P. 145–151.
  5. Brown L. I. A meta-analysis of research on the infl uence of leadership on student outcomes. Unpublished Ph. D. Virginia, 2001.
  6. Cornelius-White J. Learner-centered teacher-student relationships are eff ective: A meta-analysis // Review of Education Research. 2007. Vol. 77. № 1. P. 113–143.
  7. Duncan G. J., Dowset C. J., Claessens A. School readiness and later achievement // Development Psychology. 2007. Vol. 43. № 6. P. 1428–1446.
  8. Fullan M., Stiegelbauer S. The new meaning of educational change. 2nd ed. London, 1991. P. 197.
  9. Marzano R. J. A new era of school reform: Going where the takes us. Aurora, CO, 2000.
  10. Seipp B. Anxiety and academic performance: A meta-analisis of fi ndings // Anxiety, Stress, and Coping. 1991. Vol. 4. № 1. P. 27–41.
  11. Stekelenburg C. R. The eff ects of public high school size on student achievement: A meta-analysis. Unpublished ed. Georgia, 1991.
  12. Strong W. B., Malina R. M., Blimkie C. J. R. Evidence based physical activity for school-age youth // The Journal of Pediatrics. 2005. Vol. 146. № 6. P. 732–737.
  13. Witter R. A., Okun M. A., Stock W. A., Haring M. J. Education and subjective well-being: A metaanalisis // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1984. Vol. 6. № 2. P. 165–173.

Вачков Игорь Викторович


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и психологии;
ORCID: 0000-0001-7784-7427;
Электронный адрес: igorvachkov@mail.ru.

Вачкова Светлана Николаевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1;
Должность: директор Института системных проектов;
ORCID: 0000-0002-3136-3336;
Электронный адрес: svachkova@mgpu.ru.
Белова Елена Сергеевна

Диалогический подход Т. А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности

Белова Е. С. Диалогический подход Т. А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 87-101

DOI: 10.15382/sturIV201850.87-101
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии — проблеме поддержки одаренности в процессе психологического консультирования. Одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, которое включает личность в целом и определяется высшими духовными аспектами в становлении человека. Особое внимание в статье уделяется диалогическому подходу Т. А. Флоренской в психологическом консультировании. Описываются разработанные ею принципы духовно-ориентированного диалога, рассматриваемого как творческий процесс. В разработках Т. А. Флоренской вопросов духовного развития выделены аспекты, имеющие прямое отношение к теме одаренности: «духовное Я» проявляется в творчестве человека, осуществляющего свое творческое призвание, чему способствует диалог с собеседником вовне, верящим в него, в его духовные возможности. Отмечается, что одаренность может проявиться довольно рано: уже в дошкольном возрасте. Излагаются результаты психологического исследования, нацеленного на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований. Среди обследованных 290 дошкольников с помощью комплексной диагностики были выделены дети с высоким творческим потенциалом — главной составляющей одаренности: 13,6% от обследованных детей 5–6 лет, 15% от выборки 6–7-летних. У части дошкольников с признаками одаренности было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, общения, внимания. Наиболее часто встречались трудности речевого развития. Для родителей были проведены консультации по построению взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований и преодолению трудностей. Использование диалогического подхода давало возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия. Подчеркивается, что проведение подобного диалога требует определенного духовного опыта консультанта, развития диалогической направленности в общении, умения быть в состоянии творческой открытости.
диалог, Т. А. Флоренская, духовно-ориентированное общение, консультирование, одаренность, дошкольный возраст, родители, творческий потенциал
  1. Инина Н. В. На пути к себе. URL: https://psy-rpu.ru/education/articles/na-puti-k-sebe.
  2. Колпакова М. Ю. Диалогический подход в психологии и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 177–192.
  3. Колпакова М. Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М., 2015.
  4. Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 87–107.
  5. Ларионова Л. И. Культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: монография / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, ред. М.; СПб., 2017. С. 125–137.
  6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.
  7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
  8. Тихонова Е. С. О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. URL: http://festival.1september.ru/articles/504579/
  9. Тихонова Е. С., Колпакова М. Ю. Диалогический подход в практике психологической работы с детьми. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php.
  10. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  11. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
  12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М., 1998.

Белова Елена Сергеевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Психологический институт Российской академии образования; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр.4;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6956-8214;
Электронный адрес: elenasbelova@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-00741а.
Никитская Екатерина Александровна; Маркова Светлана Викторовна

Эмпирическое исследование проблемы профессионального выгорания педагогов, работающих с обучающимися девиантного поведения

Никитская Е. А., Маркова С. В. Эмпирическое исследование проблемы профессионального выгорания педагогов, работающих с обучающимися девиантного поведения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 102-113

DOI: 10.15382/sturIV201850.102-113
В статье приводятся результаты исследования степени удовлетворенности работой, а также признаков профессионального выгорания учителей, работающих с детьми с эмоциональными и поведенческими девиациями в нескольких образовательных учреждениях города Москвы. Для оценки степени удовлетворенности работой и выраженности симптомов профессионального выгорания использовалась анкетная форма. 65 учителей (51%) работают в классах для подростков с поведенческими и эмоциональными девиациями, 63 учителя (49%) работают в обычных учебных классах. Исследование базировалось на первоначальном предположении о том, что у учителей, работающих с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, будет наблюдаться пониженная степень удовлетворенности работой и более высокая степень выраженности симптомов выгорания. В исследовании зафиксировано, что учителя, работающие с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, чаще констатируют неудовлетворенность своей работой, чем учителя, работающие в обычных учебных классах. Кроме того, обнаружены значительные различия в выраженности симптомов в каждой фазе выгорания. Анализ ряда зарубежных и отечественных источников, содержащих базовые положения изучаемой проблематики, лег в теоретическую основу статьи, а также позволил выбрать наиболее адекватные методы получения искомой информации.
профессиональное выгорание, удовлетворенность работой, девиантное поведение, психологическое благополучие учителей, педагог, обучающиеся с девиантным поведением, эмпирическое исследование, профессиональная деятельность, эмоциональные отклонения, поведенческие отклонения, деформация личности
  1. Бойко В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. СПб., 2004. С. 12–13.
  2. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.
  3. Розанова В. А. Психология управления: учеб. пособие. М., 2008.
  4. Alexopoulos E. C., Palatsidi V., Tigani X., Darviri C. Exploring stress levels, job satisfaction, and quality of life in a sample of police offi cers in Greece // Saf. Health Work. 2014. № 5. P. 210–215. DOI: 10.1016/j.shaw.2014.07.004
  5. Christen M., Iyer G., Soberman D. Job satisfaction, job performance, and eff ort: A reexamination using agency theory // J. Mark. 2006. Vol. 70. P. 137–150. DOI: 10.1509/jmkg.2006.70.1.137
  6. Cordes C. L., Dougherty T. W., Blum M. Patterns of burnout among managers and professionals: A comparison of models // Journal of Organizational Behavior. 1997. Vol. 18. P. 685–701.
  7. Ferguson K., Frost L., Hall D. Predicting teacher anxiety, depression, and job satisfaction // Journal Teach. Learn. 2012. Vol. 8. P. 27–42.
  8. Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159–165.
  9. Ge C., Fu J., Chang Y., Wang L. Factors associated with job satisfaction among Chinese community health workers: A cross-sectional study // BMC Public Health. 2011, 11. DOI: 10.1186/1471-2458-11-884
  10. Jennings P. A., Greenberg M. T. The prosocial classroom: Teacher social and emotional competence in relation to student and classroom outcomes // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79. P. 491–525.
  11. Kokkinos C. M., Davazoglou A. M. Special education teachers under stress: Evidence from a Greek national study // Educational Psychology. 2009. Vol. 29. P. 407–424.
  12. Locke E. A. The nature and causes of job satisfaction // Dunnette M. D., ed. Handbook of Industrial and Educational Psychology. Chicago, 1976. P. 54.
  13. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. Maslach Burnout Inventory: Third edition // Wood R. J., Zalaquett C. P., eds. Evaluating stress: A book of resources. 3. Lanham, 1997. P. 191.
  14. Maslach D., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. Occup. Behav. 1981. Vol. 52. P. 397–422.
  15. Nojani M. I., Arjmandnia A. A., Afrooz G. A., Rajabi M. The study on relationship between organizational justice and job satisfaction in teachers working in general, special and gifted education systems // Procedia. Soc. Behav. Sci. 2012. Vol. 46. P. 2900–2905. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.586
  16. Tsouloupas C. N., Carson R. L., Matthews R., Grawitch M. J., Barber L. K. Exploring the association between teachers’ perceived student misbehaviour and emotional exhaustion: The importance of teacher effi cacy beliefs and emotion regulation // Educational Psychology. 2010. Vol. 30. P. 173–189.

Никитская Екатерина Александровна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя; Российская Федерация, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12;
Должность: доцент кафедры педагогики УНК ПСД;
ORCID: 0000-0003-3187-6534;
Электронный адрес: katamax@yandex.ru.

Маркова Светлана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Психологический институт РАО в Москве; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9 корп. 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3765-4070;
Электронный адрес: Clairmarkova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №17-06-00796.
Григорьева Марина Юрьевна

Исследование позитивной идентичности подростков

Григорьева М. Ю. Исследование позитивной идентичности подростков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 114-126

DOI: 10.15382/sturIV201850.114-126
В статье показаны результаты исследования позитивной идентичности подростков, старшеклассников и первокурсников колледжа. Автор представляет сравнительный анализ выраженности позитивных личностной и социальной идентичностей подростков в условиях школы и колледжа. Статья включает описание качественных результатов исследования позитивных личностной и социальной идентичностей подростков и старшеклассников, что позволяет выявить содержательную составляющую достигнутой идентичности. Полученные данные по исследованию позитивной социальной идентичности обучающихся школ и колледжа свидетельствуют, что подростки в основной массе имеют просоциальную направленность, характеризующуюся наличием готовности разделять общегрупповые нормы, правила и ценности, транслируемые в обществе. Позитивная личностная идентичность представлена большим количеством респондентов среди обучающихся десятых классов. Качественный анализ обнаружил сходство предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методикам МИЛИ и МИСИ. Совпали во всех группах испытуемых слова: «дружба», «общение», подчеркивающие значимость реализации себя в удовлетворяющем общении и среди друзей. Также характерным для позитивной социальной идентичности подростков и старшеклассников стало слово «жизнь». Материалы работы могут быть использованы в деятельности педагогов, социальных педагогов и практических психологов в системе образования при разработке программ сопровождения обучающихся.
подростки, старшеклассники, первокурсники колледжа, позитивная идентичность, фактор социализации, социализация, подростково-юношеский период взросления
  1. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
  3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога). М., 2005.
  4. Пантин В. И., Семененко И. С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Поиск национально-цивилизованной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании. М., 2004. С. 1–9.
  5. Пантин В. И., Семененко И. С., Лапкин В. В. Идентичность в системе координат мирового развития // Вызовы глобальных политических изменений. М., 2010. С. 40–59.
  6. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  7. Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.

Григорьева Марина Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московский государственный областной университет; Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А;
ORCID: 0000-0001-8052-256X;
Электронный адрес: marigree@mail.ru.
Воронин Сергей Владимирович

Исследование особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя

Воронин С. В. Исследование особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 127-136

DOI: 10.15382/sturIV201850.127-136
В условиях современной действительности православный священнослужитель оказывается все более интегрированным в различные социальные процессы и взаимодействия, становится все более активным субъектом общения. Одной из важнейших сторон общения в этой связи является социальная перцепция, понимаемая как восприятие и оценка, как другого человека, так и самого себя глазами этого другого. Основным механизмом подобного «самовосприятия» является социальная рефлексия. Целью нашего исследования стало изучение особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя, проявляющихся при выборе различных объектов социальной рефлексии — воцерковленной и невоцерковленной молодежи. К основным задачам исследования мы отнесли: изучение образа православного священнослужителя в сознании воцерковленной и невоцерковленной молодежи; определение интенциональности социальной рефлексии священнослужителя; оценку точности социальной рефлексии священнослужителя в случае, когда ее объектом выступает воцерковленная и невоцерковленная молодежь. Логика процесса исследования включает в себя теоретический анализ, определение диагностического инструментария, описание исследования и анализ полученных результатов.
социальная рефлексия, социальная перцепция, образ, священнослужитель, воцерковленность, интенциональность, молодежь, восприятие, аттитюд, самовосприятие
  1. Алексий II, патр. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на ежегодном Епархиальном собрании г. Москвы 23 марта 2003 г. // Журнал Московской патриархии. 2003. № 4. С. 49.
  2. Алексий II, патр. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (август 2000 г.) // Журнал Московской патриархии. 2000. № 9. С. 16–54.
  3. Богоявленский А. Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2004. № 5–6. С. 57–62.
  4. Ильин И. А. Возвращение. Минск, 2008.
  5. Кривых С. В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 27–31.
  6. Лопанцев Ю. М. Формирование модели современного священника в процессе реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви (по Соборным постановлениям и докладам иерархов Русской Православной Церкви) // Известия ВГПУ. 2015. № 9–10. С. 202–203.
  7. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  9. Широкалова Г. С. Образ священника в запросах молодых // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Патриарх Сергий и церковно-государственные отношения в ХХ в.: трудный путь к сотрудничеству» / С. Н. Пяткин, отв. ред. Арзамас, 2017. С. 209–219.

Воронин Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Советская, 26-а;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.
Выражаю благодарность доктору психологических наук, профессору кафедры психологии и дефектологии ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет" Дубовицкой Татьяне Дмитриевне за консультации в процессе написания статьи